Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 21:59, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика".
Доминирующим
считается положение
1) - положение предприятия не будет признано доминирующим, если оно сумеет доказать, что, несмотря на превышение 65-процентного лимита, его положение на рынке не является доминирующим;
2) - положение
предприятия считается
Если же доля
предприятия на рынке определенного
товара не превышает 35%, его положение
не может быть признано доминирующим,
а оно само монополистом.
48. Государственное регулирование монополий и антимонопольного законодательства в мире и в России.
Ограничительные меры. Они предусмотрены законом "О конкуренции" и применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.
Запреты на монополистическую деятельность подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление предприятиями своим доминирующим положением. Такие злоупотребления являются наиболее типичным (более 60%) нарушением антимонопольного законодательства.
Например, Самарское территориальное управление ГАК рассмотрело дело о нарушении закона "О конкуренции" акционерным обществом "Связьинформ". Его филиал - Самарская городская телефонная сеть потребовала с абонентов плату за переключение их телефонов на новую электронную АТС. Но согласно "Правилам предоставления услуг местными телефонными сетями" в этом случае номера заменяются бесплатно. Такое требование было расценено как навязывание предприятием, доминирующим на рынке услуг связи, условий, дискриминационных для контрагентов. Нарушителю антимонопольного законодательства было предписано прекратить взимание платы за переключение телефонов, а полученные деньги вернуть абонентам.
Довольно
часто встречаются такие
Закон запрещает устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товар из обращения с тем, чтобы создавать или поддерживать дефицит или повышать цену, навязывать контрагенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора, включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями, препятствовать выходу на рынок (или уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или поставить нужный товар.
Монопольно высокая цена:
ее устанавливает доминирующий на рынке данного товара хозяйствующий субъект (производитель), чтобы компенсировать необоснованные затраты, вызванные недоиспользованием производственных мощностей, и (или) получить дополнительную прибыль за счет снижения качества товара.
Монопольно низкая цена:
цена приобретаемого товара, установленная доминирующим на рынке данного товара покупателем с целью получить дополнительную прибыль и (или) компенсировать за счет продавца свои необоснованные затраты;
цена, сознательно установленная доминирующим на рынке данного товара продавцом на уровне, приносящем убытки от продажи, для того чтобы вытеснить конкурентов с рынка.
Контроль
за усилением экономической
1) в результате создания, реорганизации или слияния предприятий и объединений;
2) когда появляется
возможность для группы
Предварительно
контролируются, во-первых, создание, слияние
и присоединение коммерческих организаций,
объединений, союзов и ассоциаций, если
их активы превышают 100 тыс. МРОТ; во-вторых,
ликвидация и разделение (выделение) государственных
и муниципальных унитарных предприятий,
активы которых превышают 50 тыс. МРОТ,
если это приводит к появлению предприятия,
доля которого на товарном рынке превышает
35% (за исключением случаев, когда предприятие
ликвидируется по решению суда).
49. Рынки факторов производства. Рынок труда: спрос на труд и предложение труда. Кривая предельного продукта труда в денежном выражении как спрос фирмы на труд. Цена труда. Виды заработной платы. Дискриминация в оплате труда.
Определение равновесного объема и рыночной цены ф-ров пр-ва также как и на товарном рынке образуется в следствии взаимодействия спроса и предложения, но ценообразование факторов производства имеет ряд существенных особенностей. Если предложение потребительских благ поступает от фирм, а спрос на них предъявляют потребители, то первичные ф-ры пр-ва предлагают домашние хоз-ва являющиеся их собственниками, а спрос на них предъявляют фирмы. Равновесия отраслевого рынка труда будет находится в точке пересечения кривых спроса на труд и предложение труда (т.Е).
Поскольку з/п работника = We, то совокупные издержки фирмы на з/п соответствуют площади WeELe0. Изменение з/п обуславливает изменения в объеме спроса и предложения труда. Если з/п вырастет с We до W1, то к-во предложения увеличится до вел-ны L2, а к-во нанятых работников сократится с Le до L1 и наоборот. Таким образом кол-во занятых обратно пропорционально уровню зарплаты.
Зарплата – это цена, выплачиваемся за использование труда наемного работника. В зависимости от метода оценки трудовых затрат выделяют следующие виды:
1) основная
– к ней относится оплата, начисляемая
работникам за отработанное
2) дополнительная
– к ней относятся выплаты
за не проработанное время,
предусмотренные
В зависимости от качества труда и времени различают две основные формы оплаты труда:
1) сдельная
система оплаты труда
2) повременная система оплаты труда сводится к оплате стоимости рабочей силы за отработанное время и применяется тогда, когда невозможно количественно определить результаты трудовой деятельности рабочих, служащих и руководителей. При повременной оплате труда размер зарплаты зависит от фактически отработанного времени и тарифной ставки работника, а не от количества выполненных работ. В зависимости от единицы учета отработанного времени применяется следующие тарифные ставки: часовые, дневные, месячные.
Главным фактором влияющим на з/п является эффективность использования трудовых ресурсов, которая измеряется производительностью труда. Производительность труда определяется формулой: произв.труда=(к-во произ-й продукции)/(трудозатраты).
Существенное расхождение в оплате труда образует понятие дискриминации в оплате труда. Это может быть связано с уровнем отраслевого развития эк-ки, в образованной и профессиональной подготовке, регионального компонента и т.д. Более квалифицированные работники получают экономическую ренту или плату за редкий ресурс – их квалификация. Дифференциация з/п предопределяет неравномерное распределение личных доходов или неравенство в обществе.
Если фирма
максимизирует прибыль то она
будет нанимать рабочих до тех
пор, пока предельная доходность труда
не будет равна з/п, т.е. до (MRPl=W) тех пор,
пока предельный доход от использования
фактора труда не будет равен издержкам
связанным с оплатой или покупкой труда.
W=P*MPl
50. Отраслевая и индивидуальная кривая предложения труда. Выбор индивида относительно свободного или рабочего времени и дохода. Эффект дохода и эффект замещения.
Каждый человек стоит перед дилеммой: больше трудиться или больше отдыхать. Этот выбор относительно свободного времени и дохода человека описывается кривыми полезности и предпочтения:
Кроме этого
человек учитывает величину заработной
платы, которая описывается линией зарплаты.
Совместим эти 2 гр-ка
I0 – вел-на дневного дохода потребителя. I0=W(24-H0).
0-H0 – свободное время, H0-B – рабочее время, I0 – дневной доход.
Это значит, что работник максимизирует полезность, когда предельная норма замещения свободного времени доходом равна зарплате.
С ростом зарплаты возникает желание больше трудится, однако эти желания имеют свои пределы, т.к. приходится жертвовать досугом. С ростом з/п и дохода появляется возможность разнообразить досуг, а соответственно увеличится цена отдыха, поэтому наступает такой момент, когда увеличение зарплаты приводит к сокращению рабочего времени, такое поведение описывается эффектами дохода и замещения.
Допустим при величине з/п на уровне W1 человек затрачивает время на ур-не H1, с ростом з/п до уровня W2 работа стала еще привлекательней. Эффект замещения выражается в сокращении свободного времени и увеличением рабочих часов с H1 до H2.
Отрезок BC соответствует росту предложения труда с ростом з/п, при этом эффективность замещения равна эффекту дохода, по мере роста благосостояния ценность свободного времени для человека возрастает, поэтому он заменяет часть рабочего времени досугом. Эффект дохода при повышении з/п с W3 до W4 выражается уменьшением предложения труда и кривая предложения меняет свою форму и становится отрицательной наклонной. Эффект дохода равен разности H2 – H3.
Вывод: Кривая
индивидуального предложения
51. Проблема неравенства доходов в обществе. Измерение степени неравенства доходов: кривая Лоренца и коэффициент Джини. Перераспределение доходов государства.
Дифференциация
заработной платы
Отложим
по горизонтальной оси процент
населения (или семей), а по
вертикали – процент дохода. Обычно
население делят на 5 частей –
квинтелей, в каждой из них
входят 20% населения. Группы населения
располагаются на оси от самых
малообеспеченных до самых