Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 21:59, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика".
Товар – продукт труда, предназначенный для обмена на рынке с помощью купли-продажи. Вещь становится товаром только в процессе обмена.
Необходимо, чтобы товар был потребительной стоимостью (ПС). ПС – свойство вещи удовлетворять какие-либо потребности. ПС является товаром только тогда, когда она предназначена для других людей. ПС разъединяет товарный мир, делает различные товары несопоставимыми. ПС отражает только отношение человека к вещи, но не производственные отношения. ПС создается конкретным трудом товаропроизводителя. Важное свойство товара – его меновая стоимость, т.е. его способность обмениваться на другие товары. Меновая стоимость –показатель пропорции, в которой один товар может обмениваться на другой. Формой денежного выражения меновой стоимости является цена. Ценой называется количество денег, за которое продается и покупается экономическое благо. Цена определяется на рынке в результате взаимодействия покупателей и продавцов, в ходе которого они сравнивают предложение и спрос и устанавливают цену. Так как цена устанавливается на уровне, когда предложение товара равно спросу на него, то рыночная цена обычно является равновесной.
Как продукт труда товар обладает стоимостью (ценностью). Ценность – денежная оценка потребителем полезности. Обычно она определяется потребителем так: к цене лучшего из доступных ему альтернативных товаров (цена такого товара называется ценой безразличия) потребитель прибавляет (вычитает) свою денежную оценку положительных и отрицательных отличий данного товара от базового (т.е. берущегося за базу). Стоимость – экономическая категория, выражающая воплощенный и овеществленный в товаре общественно необходимый труд. Выражает отношение между товаропроизводителями и реализуется на рынке через куплю-продажу. Стоимость существует только в условиях товарного производства. Величина стоимости определяется количеством общественно необходимого труда, заключенного в товаре.
Согласно
выработанному неоклассической
теорией подходу цена товара
определяется двумя принципами:
предельной полезностью и
Концепция альтернативной стоимости. Согласно этой концепции стоимость товара определяется не общественно необходимыми затратами труда, а ценностью тех альтернативных возможностей, которые приносят в жертву.
Настоящие затраты – это ценность тех альтернативных возможностей, от которых приходится отказываться для приобретения данного товара или услуги.
Для
производителя: Концепция
Концепция
альтернативной стоимости
14. Развитие форм стоимости и происхождение денег. Функции денег. (шпора, Булатова)
Возникновение денег: История возникновения денег органично связана с развитием обмена- обмена между общинами, соседними племенами, отдельными народами и государствами. Меновая торговля – обмен продукта на продукт: зерна на рыбу, кожи на соль – была приемлема на первых этапах производящего общества. Обмен носит несистематический характер. Между людьми, семейными коллективами, общинами происходил не только обмен, но и другие формы взаимодействия – дарение, угощение гостей, соседская помощь, грабеж.
Необходимость
в более или менее постоянном
обмене продуктами возникла
Неудобство
многоступенчатых обменных
Вначале,
в качестве цены
От
продукта, служившего измерителем
ценности других предметов
Счетно-весовая
версия происхождения названия
денег. «Фунт стерлингов»
Роль
посредника в обмене
Экономикс выделяет три основные функции денег:
1) средство обращения: деньги можно использовать при покупке товаров и услуг.
• средство платежа (позволяет платить владельцам ресурсов и производителям «товаром» (деньгами), который может быть использован для покупки любого из всего набора товаров и услуг, имеющихся на рынке). Если золото или деньги используют, когда надо отсрочить платёж, появляются кредитные деньги.
• средство обмена (позволяет избежать неудобств бартерного обмена. Представляя удобный способ обмена товарами, деньги позволяют пользоваться плодами географической и разделения труда между людьми)
Развитие мировой торговли способствовало появлению новой функции – мировых денег. На мировом рынке, деньги имеют следующие функции: всеобщее средство платежа, всеобщее покупательное средство, абсолютно общественная материализация богатства вообще.
Необходимые
свойства денег:
15. Рынок: условия возникновения, структура, функции. (Булатова, Нуреев, nuru.ru, шпора)
Рынок представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться.
Рынок – это
прежде всего , место встречи продавцов
и покупателей; между ними осуществляется
обмен по цене, о которой удалось
договориться. При этом происходит
добровольное отчуждение своей собственности
и присвоение чужой. Следовательно,
рынок означает взаимную передачу прав
собственности. Для осуществления
сделки необходимы издержки, связанные
с поиском информации, ведением переговоров,
определением качественных и количественных
характеристик покупаемого
Первое условие – разделение труда, которое ведет к специализации и обмену. Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное производство в подлинном смысле слова, т.е. производство таких изделий, которые нужны их производителю не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужных ему предметов. Иными словами, появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других экономических агентов.
Второе условие – самостоятельность экономических агентов, или, обособленность хозяйствующих субъектов.
Третье условие – свобода предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства имеет место в любой системе. Институциональная система дополняет рынок. Институты – это законы, нормы, традиции, организационные структуры. Именно институты создают ту среду, в которой функционируют рынки, и определяют систему издержек и противовесов, противодействующих произволу и деформации рыночных отношений.
Функции рынка:
Ценообразующая функция. В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство В отличие от административно-командной системы в рыночной экономике эта оценка происходит не до обмена, а в ходе его. Рыночная цена представляет собой своего рода итог, баланс сопоставления затрат производителей и полезности (ценности) данного блага для потребителей. Таким образом, в процессе рыночного обмена цена устанавливается путем сопоставления затрат (издержек) и полезности обмениваемых благ
Информационная функция. Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены — об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом. Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации, выдающий обобщенные данные по всему хозяйственному пространству, которое он охватывает. Концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты и действия.