Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 17:25, шпаргалка
Работа содержит краткие ответы на вопросы к зачету по дисциплине "Экономика".
5. кривая и закон Оукена. Закон Оукена — эмпирическая зависимость между темпом роста безработицы и темпом роста ВНП в США начала 60-х годов, предполагающая, что превышение уровня безработицы на 1 % над уровнем естественной безработицы снижает реальный ВНП по сравнению с потенциальным на 2,5 %. Для других стран и других времен он может быть численно иным. (Y − Y * ) / Y * = − Buc Y — фактический ВНП Y* — потенциальный ВНП uc — уровень циклической безработицы B — эмпирический коэффициент чувствительности
6. кривая Филипса. графическая зависимость между средним уровнем инфляции в стране и уровнем безработицы. Согласно кривой Филлипса с ростом безработицы инфляция уменьшается
7. антиинфляционная политика государства. Антиинфляционная политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции. В рамках первого подхода (его разрабатывают представители современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос. При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако одновременно ограничивается и рост производства, что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, к расширению безработицы. Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. Если спрос недостаточен, осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются, прежде всего, в отношении получателей средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют выгоду. Таким образом, расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Второй подход рекомендуется экономистами неоклассического направления, выдвигающими на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится формально неподконтрольным правительству Центральным банком, который изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента, воздействуя, таким образом на экономику. Иными словами, эти экономисты считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.
8.
фискальная политика
и ее виды. Фискальная политика
представляет собой меры, которые предпринимает
правительство с целью стабилизации экономики
с помощью изменения величины доходов
и/или расходов государственного бюджета.
(Поэтому фискальную политику также называют
бюджетно-налоговой политикой.) Выделяют
два вида фискальной политики: 1) стимулирующую
и 2) сдерживающую. Стимулирующая фискальная
политика применяется при спаде (рис. 10.1(а)),
имеет целью сокращение рецессионного
разрыва выпуска и снижение уровня безработицы
и направлена на увеличение совокупного
спроса (совокупных расходов). Ее инструментами
выступают: а) увеличение государственных
закупок; б) снижение налогов; в) увеличение
трансфертов. Сдерживающаая фискальная
политика используется при буме (при перегреве
экономики) (рис.10.1.(б)), имеет целью сокращение
инфляционного разрыва выпуска и снижение
инфляции и направлена на сокращение совокупного
спроса (совокупных расходов). Ее инструментами
являются: а) сокращение государственных
закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение
трансфертов.
Кроме того, различают фискальную политику:
1) дискреционную и 2) автоматическую (недискреционную).
Дискреционная фискальная политика представляет
собой законодательное (официальное) изменение
правительством величины государственных
закупок, налогов и трансфертов с целью
стабилизации экономики.
Автоматическая фискальная политика связана
с действием встроенных (автоматических)
стабилизаторов. Встроенные (или автоматические)
стабилизаторы представляют собой инструменты,
величина которых не меняется, но само
наличие которых (встроенность их в экономическую
систему) автоматически стабилизирует
экономику, стимулируя деловую активность
при спаде и сдерживая ее при перегреве.
К автоматическим стабилизаторам относятся:
1) подоходный налог (включающий в себя
и налог на доходы домохозяйств, и налог
на прибыль корпораций); 2) косвенные налоги
(в первую очередь, налог на добавленную
стоимость); 3) пособия по безработице;
4) пособия по бедности.
9. государственный бюджет и его статьи. смета доходов и расходов государства за определенный период времени, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений каналов расходования средств. Государственный бюджет составляется правительством, утверждается и принимается высшими законодательными органами. В процессе исполнения бюджета может иметь место его частичный пересмотр. Статьи государственного бюджета: Структура бюджетных расходов и доходов и доля отдельных статей в государствен- ном бюджете стран с рыночной экономи-кой приблизительно следующие 2. Расходы: Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетом местных властей на эти цели Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам Административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов, полиции, юстиции и проч. Платежи по государственному долгу 2. Доходы: Налоги (в том числе акцизные сборы и таможенные пошлины, гербовый сбор) Неналоговые поступления: доходы от государственной собственности, государственной торговли Взносы в государственные фонды социального страхования, пенсионный, страхования от безработицы
10. характеристика налогов и налоговых ставок. Косвенные налоги (налоги на потребление) в современных налоговых системах представлены универсальными, индивидуальными (специфическими) акцизами и таможенными пошлинами. Универсальными акцизами называются налоги с оборота, которыми облагается любой оборот товаров (продажи, поставки, покупки), а также налог на добавленную стоимость. Объектом налогообложения с оборота является валовой оборот торгового или промышленного предприятия. При обложении валового оборота на всех этапах движения товара возникает кумулятивный эффект. В налогооблагаемый товарооборот попадают суммы налогов, уплаченные при покупке товаров производственного назначения. Таким образом, налог взимается не только с оборота товаров, но и с налогов, ранее уплаченных по счетам-фактурам. Налог на добавленную стоимость также взимается на всех этапах движения товаров, но благодаря тому, что объектом налогообложения является добавленная стоимость (т. е. вновь созданная данным хозяйствующим субъектом), кумулятивный эффект в данном случае отсутствует. Показатель добавленной стоимости можно вычислить как разность между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и материальными издержками на ее производство, то есть необходимо от стоимости продаж отнять стоимость закупок. Можно рассчитать добавленную стоимость и как сумму ее составляющих: заработной платы, прибыли, амортизационных отчислений, процентов за кредит, платы за землю и других налогов, которые включаются в затраты на производство. Но метод взимания НДС, используемый в практике налогообложения, позволяет вычислять налог без предварительного расчета добавленной стоимости: Выручка х Ставка НДС - Затраты х Ставка НДС. Налоговая ставка (норма налогового обложения) — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Является одним из обязательных элементов налога. В случае, когда налоговая ставка выражена в процентах к доходу налогоплательщика, ее обычно называют налоговой квотой. Основные виды: Твёрдые — устанавливаются в абсолютной сумме на единицу (иногда весь объект) обложения независимо от размеров налоговой базы. Пропорциональные — действуют в одинаковом проценте к налоговой базе без учета её величины. Прогрессивные — возрастают по мере роста налоговой базы.