Шпаргалка по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 13:20, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика".

Файлы: 1 файл

1-13.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

1 Понятие и сущность категории «конкурентная среда товарного рынка».

Товарный  рынок-сфера обращения товаров, которые  не м.б.заменены другим товаром или  взаимозаменяемых товаров в границах который исходя из экономической, технической  или иной возможности, приобретатель может приобрести товар и такая возможность либо целесообразность отсутствует за его пределами.

Конкурентная  среда отраслевого рынка –  совокупность сложившихся условий, в которых действуют хозяйствующие  субъекты, предлагающие либо приобретающие специфическую или близкую по составу продукцию, сырье для ее производства и их отношений в определенный период времени по поводу соперничества за наилучшее приложение капитала.

Конкурентная среда - категория временная, на которую воздействуют конкретные участники конкурентной борьбы, а расстановка сил и характер их взаимодействия определяют интенсивность конкуренции; о развитии конкурентной среды судят по уровню концентрации предложения на отраслевом рынке или степени концентрации производства в отрасли.

Все разнообразие конкурентных отношений, возникающих в сфере экономики, подразделяют на три агрегатных уровня: микроуровень (конкретные виды продукции, производства); мезоуровень (отрасли, группы предприятий); макроуровень (народнохозяйственные комплексы). Причем микро- и мезоуровень могут иметь как национальный, так и международный уровень масштаб. Таким образом, выделяют также масштаб международной конкуренции предприятий (микроуровень), международной конкуренции отдельных отраслевых объединений (мезоуровень), а также международной конкуренции отдельных стран (макроуровень).

В этой связи для целей исследования нами предлагается также ввести понятие  «уровни» в отношении конкурентной среды, выделив три уровня (по признаку масштаба конкуренции):

1микроуровень (конкурентная среда предприятия),

2мезоуровень (внутриотраслевая конкурентная среда на национальном уровне),

3макроуровень (международная конкурентная среда отраслей на мировом уровне).

Выделение рассмотренных агрегатных уровней  конкурентной среды представляется важным и необходимым для дальнейшего исследования, так как позволяет структурировать факторы и инструменты, определяющие конкурентные взаимоотношения:

1микроуровневые (доля рынка),

2мезоуровневые (интенсивность конкуренции в отрасли),

3макроуровневые (отражающие общее состояние конкуренции промышленности).

При детальном  исследовании конкурентные отношения  имеют свою специфику. Являясь наиболее «чувствительным» индикатором активности предприятия, они определяют многие маркетинговые характеристики: объемы продаж, цены, условия реализации и т.п. Степень развития рынка, сложность работы на нем во многом диктуются особенностями конкурентного окружения. Кроме того, через призму взаимоотношений между предприятиями наиболее быстро проявляются изменения, происходящие на рынке, т.к. именно соперничество является основным двигателем рыночных процессов. Конкурентная среда является частью микросреды предприятий, поскольку характер конкуренции в отрасли, по мнению известного ученого М. Портера, основывается на взаимодействии конкурентов, поставщиков, покупателей, образуя силы конкуренции.

Пять  сил конкуренции формируют прибыльность отрасли, потому что они влияют на цены, которые могут диктовать  фирмы, на расходы, которые приходится нести, и на размеры капиталовложений, необходимые для того, чтобы конкурировать в этой отрасли. Угроза появления новых конкурентов снижает общий потенциал прибыльности в отрасли, потому что они привносят в нее новые производственные  мощности и стремятся заполучить долю рынка сбыта, тем самым снижая позиционную прибыль. Крупные покупатели или поставщики, торгуясь, извлекают выгоду и снижают прибыль фирмы. Ожесточенная конкуренция в отрасли уменьшает прибыльность, поскольку за то, чтобы сохранить конкурентоспособность, приходится расходовать средства  на рекламу, организацию сбыта, НИОКР или же прибыль уходит к покупателю в виде снижения цен. Наличие товаров-заменителей ограничивает цену, которую могут запросить фирмы, конкурирующие в этой отрасли; более высокие цены побудят покупателей обратиться к заменителю и снизят объем производства в отрасли.

Наиболее  полно, на наш взгляд, проблема структуры  конкурентной среды поднята в  трудах российского ученого Г.Л. Азоева: «Конкурентная среда предприятия, что не случайно, часто отождествляется  с его маркетинговой средой, включающей совокупность субъектов и факторов рынка, влияющих на отношения между производителем (продавцом) и потребителем продукции». Маркетинговая среда, будучи изменчивой, глубоко затрагивает деятельность предприятия, в т. ч. его взаимодействие с конкурентами.

На взаимоотношения  конкурентов в отрасли сильное  влияние оказывает с одной  стороны – предприятие, а с  другой – макросреда. Механизмы  и инструменты развития таких  взаимоотношений частично отражены на схеме маркетинговой среды предприятия, разработанной Г.Л. Азоевым, и более полно нашли свое отражение в предлагаемой нами трехуровневой вертикали конкурентной среды .Под инструментами развития конкурентной среды, по нашему мнению, следует понимать средства воздействия на взаимоотношения и поведение хозяйствующих субъектов с целью создания в отрасли условий, приближенных к рыночной модели совершенной конкуренции. В соответствии с предлагаемой кластеризацией нами выделены механизмы, действующие на уровне государства, на уровне субъекта федерации и отдельных предприятий.

Инструменты развития конкурентной среды промышленной отрасли:

1Федерация:

1.1Механизмы  управления конкурентной средой  отрасли: -мониторинг конкурентной  среды отрасли;-целевая государственная  программа

1.2 Финансово-экономические механизмы -субвенции; трансферты, дотации;-система налогообложения;-госзаказ и инвестиционная политика;-тарифная и курсовая

1.3 Правовой  механизм-законы, приказы, указы;-антимонопольные  ограничения

1.4 Патентно-технический  механизм-НИОКР;-патенты;-отчисления на инновации и техническое перевооружение.

2Субъект  РФ:

2.1 Механизмы  управления конкурентной средой  отрасли-мониторинг конкурентной  среды;-целевые региональные программы  развития конкурентной среды.

2.2  Механизмы  воздействия на информационные ресурсы

-развитие  информационной инфраструктуры;-информационная  поддержка

2.3 Механизмы  воздействия на материальные  ресурсы-таможенное регулирование  экспортно-импортных потоков;-промышленная  политика и региональный заказ;-политика  лимитов и квот;-лоббирование интересов отраслей промышленности;-субсидии на продукцию,

3 Предприятии:

3.1 Механизм  управления конкурентной средой  предприятия-мониторинг конкурентной  среды;-целевые программы развития

3.2 Механизм  управления конкурентоспособностью  предприятия-финансово-экономические инструменты;-издержки производства и обращения;-рентабельность продаж;-уровень профессионализма персонала;

3.3 Механизм управления конкурентоспособностью товара-политика в области стандартизации;-инструменты развития сырьевой базы;

-ценовая  политика;--система управления качеством. 

2Исторические подходы к трактовке категории «конкурентная среда товарного рынка».

Исторически конкуренция появилась в условиях обычного товарного производства. Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции стремился сделать для себя более выгодные условия производства и сбыта продуктов в вред остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости маленьких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими продукты и усиливается конкурентноспособная борьба. Возникает возможность укрепления хозяйства, внедрения наёмных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая конкуренция. В современных условиях конкуренция также выступает как принципиальное средство развития производства и существует в разных формах.

В историческом аспекте следует отметить, что  до середины 19 века в государственных  хозяйствах (современных) развитых государств была свободная либо совершенная  конкуренция. В этом случае на том  либо ином отраслевом рынке находятся как многие торговцы, так и многие покупатели однородной продукции. Масштаб производства каждого производителя так невелик, что он не может повлиять на установление рыночных цен на данный тип продукции. Капиталы могут свободно входить в данную ветвь и выходить из неё. Во второй половине 19 века ситуация поменялась. Благодаря нововведениям, структурным изменениям в производстве, с возрастанием роли отраслей тяжёлой индустрии против лёгкой, пищевой равномерно появляются крупные компании и их объединения, которые захватывают всё возрастающую долю отраслевых рынков. Развивался процесс концентрации производства: рабочая сила, мощности, объёмы производства сосредотачивались на всё более больших предприятиях, в акционерных обществах. Конкуренция становилась несвободной(несовершенной). Сокращается число производителей-продавцов, наикрупнейшие из них получают возможность в некой степени влиять на рыночную цену, производимая предприятиями продукция часто становится разнородной, дифференцированной. Создаются условия для монополизации производства, т.Е. Установление такового типа экономических отношений, при котором отдельные хозяйствующие субъекты навязывают собственные интересы своим контрагентам и обществу в целом, игнорируя их действительные потребности, регулируют создание данного вида продукции и господствуют на рынке.

Главные формы проявления конкуренции- ценовая  и неценовая. Эти две формы  не лишь сосуществуют и появляются сразу, но и традиционно взаимодействуют. Во всех странах используются ценовые способы конкурентноспособной борьбы. К ним относятся применение монопольно больших и монопольно низких цен. К ценовым способам относятся также способ ценовой дискриминации(различные цены в различных местностях, демпинговые, бросовые цены). но как длительная тенденция идёт смещение ’’центра тяжести’’ от ценовой к неценовой форме конкуренции. Неценовые способы конкурентноспособной борьбы в основном разделяются на две группы: конкуренция по продукту и конкуренция по условиям продаж.

Конкуренция по продукту- это рвение захватить часть отраслевого рынка конкурента путём выпуска продукции нового ассортимента и свойства при сохранении приблизительно одной и той же цены. К примеру, в США продаётся сразу 10 тыс. Видов муки, более 4 тыс. Видов консервированной кукурузы, 50 видов горчицы.

Конкуренция по условиям продаж- внедрение бессчетных средств для привлечения покупателей  к товарам. Эта конкуренция включает рекламу, сервисы по сервисному обслуживанию, льготы для неизменных покупателей. 

3Механизм формирования конкурентной среды товарного рынка.

Механизм  формирования конкурентной среды-совокупность процессов возникающих при формировании конкурентной среды в ходе реализации государством созидательной регулирующей функции, а также деятельности рыночных саморегуляторов.

Схема в лекции  

4Условия развития конкурентной среды товарного рынка.

Условия формирования конкурентной среды-фундаментальные  принципы, положения поддерживающие нормальные конкурентные положения  на рынке  и способствующие возникновению  устойчивого конкурентного порядка эффективной конкурентной среды над товарным рынком.

Условия развития конкурентной среды:1наличии частной собственности;2децентрализованное планирование и регулирование;3полная хозяйственная и имущественная самостоятельность и ответственность;4своб-е договорные отношения на рынке;5открытость рынка,любой субъект может легко зайти и выйти;6стабильность денежного обращения.  

5Факторы формирования конкурентной среды товарного рынка.

Факторы формирования конкурентной среды-мезо и макроэкономические доминанты сложившееся в определенный момент времени на конкурентном рынке и в значительном степени определяя направления развития конкурентной среды данного рынка.

Сущ.3 основных группы факторов формирования конкурентной среды товарного рынка:1 организационно-правовые формы субъектов регионального рынка:-структура хозяйствующих субъектов по формам собственности;-формы организации производственно-экономических и организационно-управленческих связей;-степень развития рыночной инфраструктуры.2 институциональная структура регионального рынка:-степень монополизации;-уровень дифференциации конкуир-х товаров;-уровень вертикальной интегрированности предприятий;-степень диверсификации производства;-уровень и структура затрат на производство и сбыт товаров.3макроэкономические факторы:-уровень инфляции;-изменения валового регионального продукта;-уровень платежеспособного спроса;-условия инвестирирования;-изм-е структуры производства;-экзогенные факторы,к к/м относятся экологическая ситуация в регионе,культурные факторы:-наличии природных ресурсов;-демографические изменения в регионе;-состояние и развития системы платежей в регионе.    

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"