Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 13:20, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика".
6. Инструменты формирования конкурентной среды товарного рынка.
Под инструментами развития конкурентной среды, следует понимать средства воздействия на взаимоотношения и поведение хозяйствующих субъектов с целью создания в отрасли условий, приближенных к рыночной модели совершенной конкуренции. В соответствии с предлагаемой кластеризацией нами выделены механизмы, действующие на уровне государства, на уровне субъекта федерации и отдельных предприятий.
Инструменты развития конкурентной среды промышленной отрасли:
1Федерация:
1.1Механизмы
управления конкурентной
1.2 Финансово-экономические
механизмы -субвенции;
1.3 Правовой
механизм-законы, приказы, указы;-
1.4 Патентно-технический
механизм-НИОКР;-патенты;-
2Субъект РФ:
2.1 Механизмы
управления конкурентной
2.2 Механизмы воздействия на информационные ресурсы
-развитие
информационной инфраструктуры;
2.3 Механизмы
воздействия на материальные
ресурсы-таможенное
3 Предприятии:
3.1 Механизм
управления конкурентной
3.2 Механизм
управления конкурентоспособностью предприятия-финансово-
3.3 Механизм управления конкурентоспособностью товара-политика в области стандартизации;-инструменты развития сырьевой базы;
-ценовая
политика;--система управления
7. Общие и относительные черты категорий «конкурентная среда» , «конкуренция», «конкурентные условия».
Конкуренция – фактор, определяющий условия функционирования того или иного рынка - состязание между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынка сбыта, источники сырья. Является действенным механизмом стихийного регулирования пропорций общественного производства. Различают ценовую конкуренцию, основанную, главным образом, на снижении цен, и неценовую конкуренцию, основанную на совершенствовании качества продукции и условий ее продажи.
Конкуренция- термин латинского происхождения, в буквальном переводе значит ’’сталкивание’’. Понятие конкуренции многозначно и не охватывается каким-или универсальным определением. Конкуренция- это и метод хозяйствования, и таковая форма существования капитала, при которой один личный капитал соперничает с иным. Конкуренция- соперничество, соревнование меж выступающими на рынке товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта продуктов для получения на данной базе очень вероятной прибыли. Сразу конкуренция- это механизм автоматического регулирования пропорций публичного производства. Являясь атрибутом рынка, конкуренция естественным путём возникает из рынка и сразу служит непременным условием его существования и развития.
Конкуренция содержит в самой себе противоречие, которое в итоге проявления воспроизводит явления, отрицающие саму конкуренцию. Свободная конкуренция ведёт к отбору более эффективно хозяйствующих единиц, их укреплению и росту при одновременном разорении тех, кто отстаёт от требований рынка. На определённом этапе этот процесс обуславливает появление монополий. По другому говоря, диалектика развития конкуренции такая, что она в принципе не в состоянии сохранить себя в ’’чистом’’ виде и переходит в свою противоположность- монополию. И то, что монополия сдерживается в определённых границах во многих странах под действием антимонопольного законодательства, - следствие противоречий настоящего развития государственных рыночных экономик и мирового хозяйства в целом. Тем не менее конкурентноспособные тенденции на развитом рынке значительно устойчивее и сильнее, чем монополистические. В реальности фаворитами в конкурентноспособной борьбе выходят то крупные, то маленькие, то сильнейшие, а порой(в виде исключения) даже слабые компании. Ключ к уяснению вопроса, почему монополия не вытесняет конкуренцию, лежит в понимании того, как различными являются борющиеся меж собой компании.
Деятельность хоть какой хозяйственной единицы в условиях конкуренции подвергается двойному контролю. С одной стороны- это внутренний непосредственный контроль в рамках компании, а с другой- это внешний опосредствованный контроль на рынке со стороны компаний-конкурентов через конечные результаты рыночной деятельности. Вторая форма контроля является твёрдой, но беспристрастной. Объективность оценки возможностей хоть какой хозяйственной единицы определяются тем, что в конечном счёте оценку выносит клиент, который, руководствуясь своими интересами, отдаёт предпочтение товарам того либо другого конкурента.
По степени развития конкуренции выделяется четыре основных типа рынка:
1рынок совершенной конкуренции,
2рынок несовершенной конкуренции который, в свою очередь подразделяется на:
3монополистическую конкуренцию,
4олигополию,
5монополию.
Модель рынка совершенной конкуренции основана на четырех основных условиях:
1однородность продукции, то есть, товары полностью взаимозаменяемы (товары-субституты) и разница в ценах есть единственная причина, по которой покупатель может предпочесть одного продавца другому;
2малые размеры и многочисленность субъектов рынка, при которых совершаемые покупки или продажи малы по сравнению с совокупным объёмом рынка.
При совершенной конкуренции субъекты ранка не в состоянии оказывать влияние на цены, если действуют не в согласии друг с другом:
1отсутствие барьеров или свобода входить на рынок и покидать его значит что ресурсы полностью мобильны и без проблем перемещаются из одного вида деятельности в другой. Покупатели свободно меняют свои предпочтения при выборе товаров, а продавцы легко переключают производство на выпуск более прибыльных продуктов. Другими словами, отсутствие барьеров означает абсолютную гибкость и адаптивность рынка совершенной конкуренции.
2совершенная информация, у фирм есть возможность быстро и рационально реагировать на изменившиеся условия рынка.
Конкурентная среда-совокупность рыночных сил и факторов определяющих функционирование хозяйствующих рынков и их отношение в ходе конкуренции.Выд.3 составляющих конкурентной среды: 1институциональная,к/я характеризуется совокупностью субъектов рынка, уровнем дифференциации товаров, наличием или отсутствием барьеров, уровнем вертикальной интеграции и другими структурными факторами.; 2поведенческая,к/я заключается в борьбе за деньги покупателя путем удовлетворения его потребностей и воплощаются в конкурентные маркетинговые стратегии в поведение субъектов рынкаю;3функциональная,к/я рассматривается как соперничество консервативного с инновационным.
Конкурентные
условия-условие к/е приварирует на
рынке где сопернические контрагенты
стремятся увеличить свою прибыль засчет
других.
8. Институциональная, поведенческая и функциональная сущность конкуренции.
“Конкуренция — ситуация, когда существует несколько альтернативных направлений использования редкого блага, в котором заинтересованы различные группы людей, борющихся между собой за право распоряжаться этим благом”.Толкование понятия конкуренции в экономической науке прошло несколько стадий. Классической экономической теории был характерен поведенческий подход. В частности, А. Смит понимал сущность конкуренции как совокупность взаимонезависимых попыток различных продавцов установить контроль на рынке. Следовательно, акцент делался на таком поведении продавцов и покупателей, которое характеризовалось честным, без сговора соперничеством за более выгодные условия продажи или покупки товаров. При этом основным объектом конкурентной борьбы считались цены.
Поведенческая
трактовка конкуренции была характерна
и для неоклассической
Наряду с поведенческой трактовкой начиная с конца ХIХ века в экономическую теорию стала проникать другая, структурная концепция конкуренции, вышедшая впоследствии на первое место. Среди ее авторов были Ф. Эджуорт, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлин. Позиции этих ученых в современной западной экономической науке столь сильны, что сам термин “конкуренция” чаще всего используется именно в структурном понимании. Рынок называется конкурентным, когда число фирм, продающих однородный продукт, настолько велико и доля конкретной фирмы на рынке настолько мала, что никакая фирма одна и самостоятельно не может существенно повлиять на цену товара путем изменения объема продаж.
Таким образом, при структурном подходе акцент смещается с самой борьбы фирм друг с другом на анализ структуры рынка, тех условий, которые господствуют в нем. Как подчеркивает А.Ю.Юданов, “в центре внимания оказывается не соперничество фирм в установлении цены, не выяснения того, кто и почему победил, а установления факта принципиальной возможности (или невозможности) влияния фирмы на общий уровень цен на рынке. Если такое воздействие невозможно, то речь идет о рынке совершенной конкуренции, в противном случае — об одной из разновидностей конкуренции несовершенной”.1
Такое понимание конкуренции, как видим, значительно отличается от ее определения в классической теории, не проводившей различия между конкуренцией и соперничеством. Классики, говоря о конкуренции, имели в виду лишь совершенную конкуренцию, в рамках которой взаимозависимость продавцов настолько мала, что ею можно пренебречь. На конкурентном рынке все фирмы независимы друг от друга в том смысле, что действия одной не оказывают сколько-нибудь заметного влияния на поведение других фирм. При таком конкурентном поведениии-соперничестве ни одна фирма не может стать лидером на рынке, то есть, не возможна монополия.
Позднее спектр рыночных структур, анализируемых экономистами, был расширен, и появилась необходимость в четком разграничении понятий “конкуренция” и “соперничество”. В современном понимании термин “соперничество” относится к действительному поведению рыночных агентов, направленному на завоевание лидирующего (отличного от других) положения на рынке и используется для характеристики сферы деятельности бизнесменов, предпринимателей, а не для качественной характеристики строения рынка. Термин “конкуренция” в свою очередь, используется для характеристики модели, строения рынка.
Кроме поведенческой и структурной трактовки конкуренции, в экономической теории существует еще функциональный подход к конкуренции, а также характеристика конкуренции как “процедуры открытия”.
Функциональный подход к определению конкуренции связан, в частности, с именем австрийского экономиста Й.Шумпетера. В своей теории экономического развития он определял конкуренцию как борьбу старого с новым. Эту борьбу ведут предприниматели — организаторы производства, прокладывающие новые пути, осуществляющие новые комбинации ресурсов. По мнению Шумпетера, задача предпринимателя — осуществлять реализацию нововведений, бороться с рутиной, не делать то, что делают другие, стать “созидающим разрушителем”. Тогда он может выиграть в конкурентной борьбе, вытеснив с рынка тех предпринимателей, которые пользуются устаревшими технологиями или выпускают не пользующуюся спросом продукцию.
Другой
австрийский экономист и