Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 22:13, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика".
1. Понятие «цены» и ее место в экономической науке
Цена
– одна из фундаментальных категорий
экономической науки и
Цена
в основных экономических теориях
имеет различное свое содержание.
Так, цена в классическом направлении
экономической науки
Цена – одно из немногих реальных наблюдаемых явлений рынка. Нас интересует, что же стоит за ценой, и какова ее природа.
Существуют две основные теории цены. Представители классической теории определяют стоимость товара как выражение объективных затрат труда, необходимых для его производства, а цена есть денежное выражение объективных затрат труда, т.е. стоимости товара. Стоимость – это затраты труда, соответствующие средним (для данного периода) условиям. Цена товара – денежное выражение его стоимости. Цена отдельного товара, являясь категорией рынка, может отклоняться от его стоимости под влиянием случайных рыночных факторов. Таким образом, в данной теории критерием оценки выступает некая внешняя по отношению к человеку норма или объективная данность, не зависимая от воли и сознания. За ценой стоит ценность (стоимость), оцениваемая не субъективно, а с позиции объективности – затраты труда или издержки факторов производства.
Представители
другого направления в
2. «Справедливая цена» у Аристотеля и у Ф.Аквинского
Аристотель ввел понятия «торговли», «денег», «цены» (но у него цена = «справедливая цена», идею которой в 13 в. развил Ф. Аквинский), «богатство».
По мнению Аристотеля, первичная цель хозяйствования – достижение «истинного богатства», обеспечение членов домохозяйства всем необходимым, т.е. воспроизводство домохозяйств.
В домохозяйствах появляется излишек и обмен им – истинный смысл (цели) торгового обмена. Таким образом, люди обменивают то, что им не нужно и получают в итоге обмена то, что им необходимо.
С развитием обмена излишками, появляются деньги, которые по Аристотелю – всего лишь удобный посредник в обмене. Тогда цена – денежное выражение обмена à тогда цена – меновая стоимость: Т-Д-Т, где стоимость одинакова, но имеет разные формы (ОНЗТ). Деньги выражают обмен равной полезности («пять лож» = «один дом»), так полезность ложится в основу меновых отношений.
При этом у Аристотеля – «истинное богатство» à оно обеспечивает воспроизводство домохозяйства, и не должно выражать эквивалентность (равенство, пропорциональность) обмена, а лишь способствовать соблюдению справедливости. «Справедливость» у Аристотеля – «середина между убытком и наживой при обмене».
«В
торговле между
Так, по общему уговору, появляется монета, благодаря которой людям легче обмениваться и которая существует не «по природе», а «по установлению».
Перекрестный обмен не обеспечивает справедливость обмена. Справедливый обмен возникает в случае приравнивания различных благ, с учетом коэффициента уравнивания X (коэффициент завит от личности обменивающихся). И процесс установления справедливости = нахождение коэффициента уравнивания.
Вывод: равенство справедливо, когда в конце обмена мы имеем истинное богатство. Справедливая цена – та, которая обеспечивает обмен; т.е. воспроизводство обменивающихся сторон. Здесь справедливая цена – та, что реализует общественные (социальные) моменты в экономике; в основе такой цены лежит и полезность, и затраты, и социальные затраты обменивающихся сторон.
Аристотель пишет о том, что с появлением денег появляется мотив, который лежит вне справедливого обмена, вне ценностей развития домохозяйства. Появляется жажда к накоплению богатств à возникает идея «неистинного богатства» - непредельного богатства; бесконечного богатства.
В отличие от своих предшественников Фома Аквинский уже разделяет справедливость при обмене товаров и справедливость при распределении. Справедливый обмен должен возмещать издержки обменивающихся. Каждый члена общества должен получать справедливую долю в общественном продукте, соответствующую положению человека в обществе. Процесс ценообразования как и у Аристотеля ставился в зависимость от статуса («достоинства») участников обмена.
«Справедливая
цена» - та, которая устанавливается
богом. Божественный закон гласит: если
вещь «поступает на пользу одному и в ущерб
другому», то «в таком случае можно будет
по праву продавать вещь дороже, чем она
стоит сама по себе». Но в результате
вещь все же «не будет продана дороже,
чем стоит владельцу», так как прибавка
компенсирует тот ущерб, который наносит
себе продавец, лишаясь данной вещи». Привилегированные
сословия (духовенство) имеют право продавать
вещи дороже, ибо они заботятся об интересах
людей.
3. «Справедливая цена» в современной экономике
Современное представление о цене вытекает из двух: постмодернизма и маржинализма (за ценой стоит субъективная оценка полезности блага).
Австрийская школа: Ценность блага – суждение. На ценность блага влияет потребность, редкость ресурса. Редкость –категория относительная по отношению к потребности.
А.Маршалл: Цена выражается в деньгах. Цена становиться рыночной категорией, цена как некий общественных норматив, как результат взаимодействия многих участников рыночных отношений. Тогда получается, что не полезность определяет цену, а уровень цены показывает уровень спроса на данный товар.
Мера справедливой цены: Чем обоснованнее и справедливее воспринимается цена, тем ниже чувствительность по цене. Внутреннее ощущение справедливости цены влияет на решение о покупке.
Современные факторы ценообразования:
1. нужда
2. субъективная
оценка ценности (на нее оказывает
влияние редкость) Цена определяется
платежеспособным спросом.
4.Цена как форма выражения денежного богатства в эпоху меркантилизма
Принципиальная
особенность представлений
Один
из факторов ценообразования - ценность
денег. Отождествляя рост богатства
с увеличением массы
Впоследствии производительным стал считаться также труд, результат которого, будучи вывезенным за границу мог принести больше денег, чем они ценились (стоили).
Получение в обмене денег большей ценности, чем ценности отданного взамен товара, значит получить прибыль и увеличить свое богатство. Отсюда неэквивалентный обмен есть источник богатства, а торговля является производительной (богатство) деятельностью, а потому должна поощряться и поддерживаться экономической политикой государства.
Но
неэквивалентный обмен, во времена
полноценных денег это
Монтескье рассматривая внешнеторговые ограничения, характерные для его времени, замечает, что «справедливая цена товаров» и истинное соотношение между ними устанавливаются только конкуренцией".
На рубеже 16 и 17 столетий в Европе развитие торговых отношений привело к пониманию того, деньги и цена ими выражаемая не одно и то же. Стала очевидна разница между ценами, выраженными в деньгах, оцениваемых по внутренней стоимости золота, и ценами, выражаемыми в деньгах (золоте) тех стран, в которых были открыты рудники. Деньги и золото, используемое для измерения их ценности, оказывались различными в отношении одних и тех же товаров. Двоякое измерение ценности денег положило начало представлений о том, что не деньги выражают ценность товаров ими выражаемых. Цена и ценность денег, ее выражающая – не одно и то же. Цена отрывается от денег их ценности, от золота.
Позднее
меркантилисты приходят к пониманию
богатства не как деньги (золото),
а как меновая ценность, т.е. денежное
выражение обмена, которая могла быть
уже представлена и не полноценными деньгами.
Появление бумажных денег завершило отделение
денег от «денежного материала» -золота
выражавшего их ценность.
6. Четыре определения цены в «Богатстве народов» А.Смита
Основная идея, которой придерживается автор «Богатства народов», это идея что истинным богатством народов является народный труд, а не внешняя торговля как у меркантилистов и не природа, как у физиократов.
А. Смит с самого начала замечает, что будет рассматривать «действительное мерило», в определении ценности (здесь уже можно написать стоимости) предметов, и таким мерилом у Смита выступает труд.
Соответственно первое правило определения меновой ценности предмета потребления является труд. Второе правило: цена каждого товара в любом обществе сводиться к одной из частей или ко всем этим трем частям, вместе взятым (рента землевладельца, «вознаграждение или содержание работников, занятых в производстве», прибыль собственника капитала). Третье правило, предмет реализуется на рынке по «фактической цене», которая отличается от «естественной цены».
Действительная цена: За «предметами необходимости, удобства и удовольствия» стоит труд. Человек может быть богатым или бедным в зависимости от того, каким количеством труда он будет располагать. Ибо от этого зависит возможность приобретать эти «предметы необходимости, удобства и удовольствия».
Таким образом, А. Смит приравнивает количество труда, которым человек располагает к ценности того, что он может приобрести. Меновая стоимость определяется количеством труда.
«Действительная цена» любой вещи по Смиту, это то, чего реально стоит человеку всякая вещь, которую ему хочется добыть, это телесные и душевные тяготы, связанные с её добыванием. Иными словами, труд является единственным мерилом, которым мы можем сравнивать ценности разных товаров.
Номинальная или денежная цена труда: Действительная цена у Смита, - это реальные затраты труда, измерять которые «гораздо естественнее и нагляднее» в деньгах. Деньги выполняют функцию средства обмена, поскольку сами имеют ценность. Но, деньги у Смита, как и другие товары, меняют свою ценность в зависимости от трудности добычи этого материала. Следовательно, деньги, сами по себе не смогут служить мерилом ценности других вещей.
Цены товаров зависят от стоимости денежного материала, в котором эти цены выражаются, а потому, «номинальная или денежная цена» труда это лишь количество денег, и «представляет собой цену для нанимателя работника».
Таким образом, Смит, определяя «действительную ценность» (в смысле затрат труда) как стоимость товара, предлагает различать, еще и «номинальную», т.е. цену. Причем, замечает Смит, люди обращают гораздо больше внимания на «денежную цену», чем на действительную, «…поскольку номинальная, или денежная, цена товаров, в конечном счете, определяет разумность или неразумность всех торговых сделок ….»