Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 22:13, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика".
Естественная цена. «В каждом обществе или каждой местности существует обычная, или средняя, норма как заработной платы, так и прибыли для каждого из различных приложений труда и капитала». Эти средние нормы зависят от богатства или бедности данной местности, географических и климатических условий, от плодородности почв, от удаленности от торговых путей, от характера труда в типичных для этой местности видах производства и т.д. Для каждой местности эти нормы более или менее определены и изменяются незначительно, отсюда естественная цена, определяемая этими естественными нормами.
Рыночная или фактическая цена. Товар продается на рынке, но ситуация на рынке меняется, а вместе с ней меняются и рыночные цены. Они могут быть или выше, или ниже, или точно такими же, как естественные цены этих товаров. «Фактическая цена, за которую обычно продается товар, называется его рыночной ценой. Она может или быть ниже ее, или же в точности совпадать с ней». Таким образом фактическая цена это рыночная цена, за которую покупатель готов заплатить «полную величину ренты, заработной платы и прибыли».
Цена
равновесия: Смит замечает, что рыночная
цена для каждого вида товара зависит
от сложившегося соотношения его предложения
на рынке и спроса на него. Предложение
— это количество товара, предлагаемое
к продаже. Спрос же — это, то количество
товара, которое покупатели согласны и
хотят купить по его естественной цене.
Смит называет этот спрос действенным.
Когда предложение примерно соответствует
действенному спросу, рыночная цена оказывается
близкой к естественному ее уровню.
7. Марксистская теория цены
Сущность
концепции К.Маркса заключается
в признании существования двух
экономических категорий — «
Под стоимостью К. Маркс понимает воплощенные в товаре общественно необходимые затраты труда, но не всякие, а только соответствующие средним (для данного периода времени) условиям, умелости и интенсивности труда. Так как всякий товар есть результат труда, то все товары становятся качественно однородными, следовательно, сопоставимыми и соизмеримыми. При таком подходе труд, воплощенный в товарах, также становится качественно однородным, т. е. трудом «вообще», обезличенным либо лишенным конкретики. В экономической теории такой труд принято называть абстрактным. Поскольку отношение стоимостей различных товаров отражает отношение представленных в них величин абстрактного труда, то они и определяют объективные пропорции обмена товарами.
Цена
товара, по Марксу, представляет собой
денежное выражение его стоимости.
В связи с влиянием различных
рыночных факторов цена каждой отдельной
единицы товара может отклоняться
от его стоимости.
8. Внутриотраслевая конкуренция и рыночная стоимость
Общественно-необходимое
рабочее время (ОНЗТ) формируется
в результате внутриотраслевой конкуренции
между индивидуальными
Пример внутриотраслевой конкуренции. Есть три группы производителей, производящих качественно одинаковые товары, но различающихся по условиям производства – лучшие (макс..производительность), худшие (мин.), промежуточные. Очевидно, что рыночная стоимость колеблется в результате взаимодействия всех предприятий одной отрасли. Установление средней (рыночной) стоимости зависит от пропорционального соотношения индивидуальных величин стоимости этих трех групп предприятий. Так, если подавляющую часть товарной продукции производит средняя по уровню производительности группа предприятий, то рыночная стоимость будет тяготеть к индивидуальной стоимости (стоимость единицы товара) на этих предприятиях.
Издержки конкретного предприятия могут быть или выше или ниже средних издержек в силу различных обстоятельств, но, прежде всего, в силу различий в производительности труда. Чем она выше, тем меньше индивидуальная стоимость единицы продукта. Отклонение индивидуальной стоимости производителя от среднеотраслевой рыночной стоимости – фактор конкурентных преимуществ. Предприниматели, у которых индивидуальная стоимость единицы товара будет ниже среднерыночной, будут получать в этом случае сверхприбыль, определяемую как разница между их индивидуальными издержками и общественно-необходимыми. Это является причиной инноваций и мероприятий по повышению производительности труда, и снижению издержек производства.
Рыночная
(общественная стоимость) склоняется к
средним условиям производства. Внутриотраслевая
конкуренция выявляет те средние
условия, при которых формируется средний
уровень ОНЗТ. Рыночная стоимость тяготеет
к тем индивидуальным условиям, которые
доминируют в отрасли. Однако общественно-необходимое
рабочее время не сводится к среднеарифметической
величине. При определении общественно-необходимого
рабочего времени следует учитывать
удельный вес различных категорий предприятий
во всем общественном производстве. Т.е.
надо учитывать долю этих предприятий
в производстве продукции данной отрасли.
9.Межотраслевая конкуренция и формирование цены производства
Продажа товаров по рыночной стоимости ведет к неравенству норм прибыли, получаемой различными капиталами внутри каждой отрасли. Так, более производительный труд (капиталовооруженность или высокое органическое строение капитала) ведет к снижению индивидуальных затрат на единицу продукции, а значит к получению сверхприбыли.
Отраслевые различия в нормах прибыли ведут к возникновению конкуренции между предпринимателями за возможность вложить капитал в наиболее прибыльную отрасль. В результате межотраслевого перелива капитала предложение товаров начинает расти в отраслях, куда устремляется капитал, и падать в тех отраслях, из которых уходит капитал. Соответственно этому происходит рост или падение цен в этих отраслях. С падением цен падает и норма прибыли, и, наоборот.
Борьба
между производителями разных отраслей
за возможность вложить капитал
в наиболее прибыльную отрасль называется
межотраслевой конкуренцией. В результате
межотраслевой конкуренции
Цена производства – это та цена, которая возмещает издержки производства и обеспечивает получение средней нормы прибыли каждому участнику. Цена производства отражает не только ОНЗТ, но и прибавочный труд (т.е. средняя норма прибыли на вложенный капитал).
Межотраслевая
конкуренция: Цена: розница, оптовый посредник,
производитель (оптовый поставщик ресурсов,
рынок труда, отрасль, производящая адм.услуги).
Цена – результат межотрасевых соглашений.
Межотраслевая конкуренция – вертикальная
конкуренция, цена во многом определяется
монопольным положением отраслей, имеющих
отношение к формированию издержек производителей.
10. «Горизонтальный» и «вертикальный» тип межотраслевой конкуренции в современной экономике
Межотраслевая конкуренция протекает в виде перелива капитала из одной отрасли в другую. Господство монополий, с одной стороны даже усиливает тенденцию к переливу капитала, ибо увеличивается разница в отраслевых нормах прибыли; это же обстоятельство затрудняет перелив капитала, ставя на его пути все более жесткие барьеры. Особую роль приобретает в этой связи монополия на НТП, который является стратегическим средством прорыва на новые рынки.
Основными
видами межотраслевой конкуренции
являются, во-первых, борьба между монополиями-
Межотраслевая
конкуренция осуществляется в двух
формах: в форме конкуренции
Диверсификация
производства в рамках производственной
монополии вызывает многономенклатурность
ее деятельности. Это расширяет возможности
для преодоления барьеров на пути перелива
капитала из одной отрасли в другую. Вместе
с тем, рост численности и могущества многоотраслевых
концернов в экономике вызывает стирание
грани между внутриотраслевой и межотраслевой
конкуренцией.
11. Стоимость и цена производства: соотношение понятий в марксизме
Марксистская теория трудовой стоимости за ценой обнаруживает объективные, общественно-необходимые затраты труда (стоимость). К.Маркс в основу цены положил общественно-необходимые затраты труда (стоимость). Но на рынке товары продаются и покупаются по ценам производства.
Цена как результат оценки, осуществляемый со стороны издержек производства, не следует понимать как затраты труда в физиологическом смысле Цена как оценка в теории трудовой стоимости не существует как понятие совсем независимое от сознания человека. Цена всегда есть некоторое отражение субъективного суждения о важности продукта труда. Она также есть проявление субъективных суждений субъекта, но в меньшей степени, чем в теории предельной полезности. Но здесь сама стоимость продукта труда уже взвешивается общественным способом, как средняя величина, как общественно-необходимые затраты.
Цена
это денежное выражение стоимости,
и как отражение стоимости
она отражает объективные затраты
общественно-необходимого труда и
представляет собой конечный продукт
взаимодействия множества обстоятельств
и механизмов (начиная с оценки
ресурсов, предпочтений потребителей
структуры производства, конкурентной
среды и т.д.) пространственно-временной
определенности хозяйственной жизни.
За ценой скрывается вся совокупность
экономических отношений субъектов, политические,
идеологические отношения, сложившиеся
в общественном хозяйстве и проявляющиеся
в цене. В марксистской политической экономии
действительные издержки находят свое
реальное воплощение в цене производства,
учитывающей среднюю прибыль на капитал
и среднеотраслевые издержки. Речь идет
об усредненных реальных издержках.
12. Теория предельной полезности и цена в маржинализме.
Решили парадокс Смита (ценность не определяется полезностью).
Ценность определяется субъективной полезностью, полезностью последней единицы потребляемого блага.
1ая
маржинальная революция:
Австрийская школа.
Карл Менгер → Объективизация полезности
вносит путаницу в экономический анализ.
Ценность – суждение, которое хозяйствующие
субъекты имеют о значении находящихся
в их распоряжении благ для поддержания
жизни и благосостояния, а потому вне их
сознания эти суждения не существуют.
Цена – число денег; деньги выполняют функцию обозначения цены.
Менгер подразумевает, что цена – результат субъективной оценки
Бём-Баверк → Цена – меновая стоимость, результат противостояния между продавцами и покупателями; столкновение субъективных оценок.
2ая маржинальная революция: Кембриджская школа.
Альфред Маршалл → Цена – результат противостояния платежеспособного спроса и предложения; цена – выражение меновых отношений. Цена → цена равновесия. От понятия цены перешел к деньгам. Отсюда цена – количество денег, которое покупатель готов принести в жертву ради какой-то полезности.
Цена – общественный норматив меновых отношений, выражающий интересы всех участников экономического процесса.
Платежеспособный спрос определяется не просто полезностью, а полезностью, выраженной в деньгах. Последние теряют свою внутреннюю стоимость, а значит не играют роль меры стоимости. Они лишь символ. Но необходимо учитывать отношение потребителя к деньгам.
Ввел
понятие обеспеченного предложения,
а также время (фактор, влияющий на равновесность
спроса и предложения).
13. Цена у Менгера и у Бём-Баверка.
Карл Менгер → Объективизация полезности вносит путаницу в экономический анализ. Ценность – суждение, которое хозяйствующие субъекты имеют о значении находящихся в их распоряжении благ для поддержания жизни и благосостояния, а потому вне их сознания эти суждения не существуют. Значит цена, как продукт субъективной оценки, не имеет никаких объективных оснований.
Цена – число денег; деньги выполняют функцию обозначения цены.
Менгер подразумевает, что цена – результат индивидуальных (субъективных) оценок потребителей. Она опосредованно зависит от количества благ, она есть обратная функция от количества благ, определяется по ценности последней (предельной) полезности. Когда предельная полезность блага равна нулю, благо перестает быть ограниченным, а, следовательно, экономическим и иметь ценность.