Шпаргалка по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 17:12, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика".

Файлы: 1 файл

ЭКОНОМИКА ЭКЗАМЕН.doc

— 186.00 Кб (Скачать)

21.Основные черты рынка совершенной конкуренции.Рыночный(отраслевой)спрос и спрос на продукцию отдельной фирмы в условиях совешенной конкуренции. 

Продукция фирм однородна, так что потребителям безразлично, у какого производителя ее покупать. Все товары отрасли являются совершенными заменителями, а перекрестная эластичность спроса по цене для любой пары фирм стремится к бесконечности

Это означает, что  любое сколь угодно малое повышение  цены одним производителем сверх  рыночного уровня ведет к сокращению спроса на его продукцию до нуля. Таким образом, разница в ценах может быть единственной причиной предпочтения той или иной фирмы. Неценовая конкуренция отсутствует.

Количество экономических субъектов на рынке неограниченно велико, а их удельный вес столь мал, что решения отдельной фирмы (отдельного потребителя) об изменении объема ее продаж (покупок) не влияют на рыночную цену продукта. При этом, естественно, предполагается отсутствие сговора между продавцами или покупателями для получения монопольной власти на рынке. Рыночная цена является результатом совместных действий всех покупателей и продавцов.

Свобода входа и выхода на рынке. Отсутствуют какие-либо ограничения и барьеры — нет патентов или лицензий, ограничивающих деятельность в данной отрасли, не требуются значительные первоначальные капиталовложения, положительный эффект масштаба производства крайне незначителен и не препятствует входу в отрасль новых фирм, отсутствует государственное вмешательство в механизм спроса и предложения (субсидии, налоговые льготы, квотирование, социальные программы и т.п.). Свобода входа и выхода предполагает абсолютную мобильность всех ресурсов, свободу их перемещения территориально и из одного вида деятельности в другой.

Совершенное знание всех субъектов рынка. Все решения принимаются в определенности. Это означает, что все фирмы знают свои функции доходов и издержек, цены всех ресурсов и все возможные технологии, а все потребители имеют полную информацию о ценах всех фирм. При этом предполагается, что информация распространяется мгновенно и бесплатно.

Рис. 4.1. Кривая спроса на продукцию фирмы-конкурента

В силу однородности продукции и наличия большого количества совершенных заменителей, ни одна фирма не может продавать свой товар по цене, хоть немного превышающей цену равновесия, Ре. С другой стороны, отдельная фирма очень мала по сравнению с совокупным рынком, и она может продать всю свою продукцию по цене Ре, т.е. у нее нет необходимости продавать товар по цене ниже Ре. Таким образом, все фирмы продают свою продукцию по рыночной цене Ре, определяемой рыночным спросом и предложением.

 

22.Валовой и предельный доходы фирмы –совершенного конкурента.

Горизонтальная  кривая спроса на продукцию отдельной фирмы и единая рыночная цена (Ре=const) предопределяют форму кривых дохода в условиях совершенной конкуренции.

1. Совокупный  доход ( ) — общая величина дохода, полученная фирмой от реализации всей своей продукции,

представлен на графике линейной функцией, имеющей  положительный наклон и берущей  начало в точке начала координат, поскольку любая проданная единица выпуска увеличивает объем на величину, равную рыночной цене !!Ре??.

2. Средний доход  ( ) — доход от реализации единицы продукции,

определяется  рыночной ценой равновесия !!Ре??, а кривая совпадает с кривой спроса фирмы. По определению

3. Предельный доход ( ) — добавочный доход от реализации одной дополнительной единицы выпуска,

Предельный доход  также определяется текущей рыночной ценой при любом объеме выпуска.

По определению

так как

Все функции  дохода представлены на рис. 4.2.

23.Условие равновесия  фирмы –совершенного конкурента в краткосрочном и долгосрочном периодах: ситуация максимизации прибыли.

краткосрочный период, который предполагает:

  • существование неизменного числа фирм в отрасли;
  • наличие  у предприятий определенного объема постоянных ресурсов.

В долгосрочном периоде:

  • все ресурсы являются переменными, что означает возможность для действующей на рынке фирмы изменения размеров производства, внедрения новой технологии, модификации продукции;
  • изменение числа предприятий в отрасли (если получаемая фирмой прибыль ниже нормальной и преобладают отрицательные прогнозы на будущее, возможно закрытие предприятия и его уход с рынка, и наоборот, если прибыль в отрасли достаточно высокая, возможен приток новых компаний).

     Максимизация  прибыли для фирмы означает поиски путей получения наибольшей экономической прибыли, то есть разницы между общим доходом и общими издержками.

     Если  выпуск и реализация будут увеличиваться, то при неизменной цене и общий  доход, общие издержки будут возрастать: доход - в силу роста продаваемого количества, издержки - в силу действия закона убывающей отдачи. Прибыль будет иметь место до тех пор, пока рост дохода будет превышать рост издержек, а её размеры будут зависеть от соотношения этих величин. Поэтому для решения проблемы максимизации прибыли важно учитывать не общие, а предельные значения рассматриваемых показателей.

     Можно сформулировать общее правило максимизации прибыли: Фирма будет увеличивать  выпуск до того момента, пока дополнительные затраты на производство дополнительной единицы продукции не сравняются с предельным доходом от её продажи. Это называется правилом MC = MR.

24.Равновесие  фирмы-совершенного конкурента в  краткосрочном периоде: ситуация  минимизации прибыли.

Условие равновесия фирмы в краткосрочном  периоде подразумевает совпадение величины предельных издержек и предельного дохода, который может быть получен от реализации на рынке каждой последующей единицы произведенных товаров и услуг. Любая организация старается наладить производство таким образом, чтобы это равенство достигалось. Следует также заметить, что рынок совершенной конкуренции сам по себе имеет одну особенность: на нем предельный доход всегда равняется цене. В соответствии с этим можно рассмотреть три типа рыночной ситуации.

25.Излишек потребителя  и излишек производителя в условиях совершенной конкуренции.

Излишек производителя - это разница между рыночной ценой и предельными издержками выпускаемой продукции.

ИЗЛИШЕК ПОТРЕБИТЕЛЯ [consumer’s surplus] — разница между тем максимумом, который человек готов заплатить за товар (приобретенной полезностью товара), и рыночной ценой этого товара (т. е. оплаченной частью полезности). 

26.Эластичность спроса  по цене.Коэфициент ценовой эластичности.Факторы  эластичности спроса.

Эластичность  спроса по цене показывает на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %. На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:

  • Наличие товаров конкурентов или товаров заменителей (чем их больше, тем больше возможность найти замену подорожавшему товару, то есть выше эластичность);
  • Незаметное, для покупателя, изменение уровня цен;
  • Консерватизм покупателей во вкусах;
  • Фактор времени (чем больше у потребителя времени на выбор товара и обдумывание — тем выше эластичность);
  • Удельный вес товара в доходах потребителя (чем больше доля цены товара в доходах потребителя, тем выше эластичность).

 
В зависимости от этих показателей  различают:

  • Неэластичный спрос (Ep(D) < 1) — рыночная ситуация, при которой изменение цены на 1 % вызывает незначительное изменение объема (QD).
  • Эластичный спрос (Ep(D) > 1) — рыночная ситуация, при которой изменение P на 1 % (Dp=1 %) вызывает значительное изменение QD.
  • Спрос единичной эластичности (Ep(D) = 1) — это рыночная ситуация, при которой изменение цены на 1 % вызывает 1-процентное изменение QD.
  • Абсолютно неэластичный спрос, означающий абсолютную нечувствительность объема спроса к изменению цены (Ep(D) = 0): изменение P на 1 % и более не влияет на изменение QD.

27.Основные типы  рыночных структур структур несовершенной  конкуренции и их характеристика.

Наиболее  простым типом рыночной структуры является совершенная конкуренция. Иногда ее называют чистой или идеальной конкуренцией. При этой рыночной структуре выполняются следующие условия: 
 
-наличие множества покупателей и продавцов; 
-цены устанавливаются путем уравновешивания спроса с предложением; 
-никто в одиночку не может повлиять на цену и в целом на положение на рынке; 
-для продажи предлагаются одинаковые товары и услуги; 
-ни один из продавцов или покупателей не знает о рынке больше, чем остальные; 
-покупатели и продавцы могут свободно входить в рынок и также свободно покидать его.

Во время  летних каникул Человек решил  заработать деньги и купить новый  видеофильм. На даче он заготовил много  наборов лечебных трав, которые намеревался  продать на городском рынке. Оказалось, что продавцов такого товара было множество, занимали они целый торговый ряд. Столько же было и покупателей лечебных трав. Человек устроился почти в середине ряда и быстро понял, что продавать ему придется не по тем ценам, по которым он хотел, а по тем, которые уже сложились между многочисленными продавцами и покупателями. Хотя к концу дня он все продал, однако вырученных денег хватило лишь на мороженое. 
 
Совершенную конкуренцию можно увидеть на сельскохозяйственном рынке, если на нем нет каких-либо искусственных ограничений для установления цены. Однако на практике такая конкуренция встречается редко. Она в основном используется как теоретическая модель для проведения научных исследований.

На  практике обычно встречается несовершенная  конкуренция. Такой она становится, когда хотя бы одно из условий совершенной конкуренции не выполняется. В самом деле, практически невозможно найти продавцов с абсолютно одинаковым товаром. Если не будет различий по качеству и внешнему виду, то неизбежны различия по месту продажи (одна булочная возле вашего дома, а другая с таким же ассортиментом хлеба — на другом конце города), по условиям продажи, рекламе, срокам продажи. 
 
Каждое нарушение условий совершенной конкуренции способствует установлению монополии. Например, если товары продаются разные, то каждый продавец продает особый (уникальный) товар, поэтому он не может конкурировать с другими продавцами, а является монополистом. Монополия образуется, если на рынке будет только один продавец или кто-то из продавцов заставит остальных продавать товары по одинаковым ценам. В таких условиях конкуренция также становится невозможной и заменяется монополией. 
 
Несовершенная конкуренция — структура рынка, в которой конкуренция существует вместе с монополией. 
 
Человек покупает кассеты с записями рок-групп в небольшом магазинчике недалеко от дома. Ему нравится, что он может подолгу рассматривать кассеты, многие из них прослушать. Особенно ему нравятся попугаи, которых хозяин научил громко приветствовать всех посетителей. Друг Человека предпочитает покупать кассеты в одном из центральных магазинов, где работает его брат. Он говорит, что цены там намного ниже. 
Несовершенную конкуренцию иногда называют реальной конкуренцией. Основное отличие несовершенной конкуренции от совершенной в том, что в ней в той или иной мере присутствует монополия. 
 
В зависимости от соотношения конкуренции и монополии выделяются монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. 
Наиболее часто встречается монополистическая конкуренция. Такая конкуренция складывается, когда на рынке действуют продавцы, предлагающие схожие, но не одинаковые товары или услуги. 
 
Ежедневно в рекламе по телевидению или радио вы слышите, как большинство фирм старается убедить покупателей, что их товары являются специфическими и уникальными. Придание схожим товарам или услугам уникальных качеств (действительных или мнимых) носит название товарной дифференциации. 
 
Каждый день после школы Человек отправляется в гастроном за покупками. Выбрать продукты — непростая задача. Обычно на прилавке более 10 сортов колбас, столько же сортов сыра. Недавно он буквально запутался в разнообразии растительного масла: подсолнечное, кукурузное, горчичное, соевое, салатное, рафинированное, нерафинированное, с витаминами, с минеральными добавками и без них. Продавщица пояснила, что такое разнообразие видов каждого товара называется товарной дифференциацией, которая значительно расширяет возможности покупателей выбирать не только нужные продукты, но и продукты с нужными свойствами. 
 
Товарная дифференциация дает возможность фирме, производящей уникальные товары или услуги, занимать место мини-монополиста и контролировать долю рынка этого товара. Это позволяет ей извлекать дополнительную прибыль. 
 
В столице США действует небольшая фирма по торговле продовольственными товарами «Саттон плейс гурмит». В магазинах этой фирмы можно купить не просто продукты — ветчину, сыр, вина. Здесь продаются деликатесы из Европы: вестфальская ветчина, лучшие французские сыры, эльзасские вина и т. д. В результате небольшая фирма занимает в стране монопольную позицию и диктует потребителям выгодные ей цены. Если в среднем в торговле США прибыль составляет 1—3%, то в этой фирме — 5—8%. 
 
Дифференциация товаров и услуг выгодна не только товаропроизводителям, но и потребителям, поскольку создает многообразие продуктов. Чтобы извлекать дополнительную прибыль, приходится разрабатывать новые и новые товары и услуги, тем самым еще больше насыщать рынок их разнообразием. 
 
Вместе с тем монополистическая конкуренция предполагает действие множества товаропроизводителей схожей продукции. Таким образом постоянно сохраняется конкурентная борьба. Считается, что если на долю 4 фирм приходится не более 1/4 части рынка производства схожих товаров или услуг, то конкуренция является монополистической. 
 
Монополистическая конкуренция — структура рынка, в которой товары и услуги продаются множеством продавцов, и каждый из них — монополист, т. к. продает товары с уникальными свойствами. 
 
Благодаря товарной дифференциации, А ТЭ.КЛС6 благодаря конкуренции среди товаропроизводителей монополистическая конкуренция очень эффективна. Поэтому ее часто называют эффективной конкуренцией. 
 
Еще одним типом рыночной структуры, распространенным в настоящее время, является олигополия. Этот термин применяется для описания рынка, на котором господствует несколько (примерно от 3 до 5) крупных фирм. На мировом рынке наиболее яркими примерами олигополии служат современные автомобильные и компьютерные фирмы. 
 
Когда структура рынка меняется от ситуации с большим числом фирм, продающих дифференцированные товары и услуги, к ситуации с несколькими фирмами, доминирующими на рынке, экономисты говорят, что изменился уровень концентрации на рынке. 
Уровень концентрации на рынке — показатель доли четырех крупнейших фирм в общем объеме схожих товаров и услуг. 
Олигополия образуется при концентрации производства не менее 60%. Это означает, что 4 самые крупные фирмы поставляют на рынок 60% продукции, производимой в отрасли. 
 
Олигополии возникают потому, что для конкурирующих фирм затруднен вход на данный рынок. Среди препятствий открытию новых фирм чаще всего бывает высокая стоимость входа на рынок (например, в автомобильной промышленности величина необходимого капитала для открытия новой фирмы составляет миллиарды долларов). 
 
При олигополии конкуренция менее эффективна. Дело в том, что за действиями небольшого числа фирм легче проследить, чем за их множеством. Например, если одна из них решила понизить цены, предполагая этим увеличить объем продаж, то остальные сделают то же самое, чтобы не дать конкурентке увеличить свою прибыль. В результате вместо роста прибыли за счет объема продаж будет обычное ее снижение. 
По этой причине большинство изменений при олигополии совершается не в результате конкурентной борьбы, а в итоге различного рода сговоров и соглашений. 
 
Соглашения тайно заключаются между двумя или несколькими крупными фирмами для установления фиксированных цен или раздела мест сбыта. В большинстве стран такие соглашения считаются противозаконными. 
Олигополия — структура рынка, в которой товары продаются ограниченным числом продавцов (от 3 до 5). 
Существует еще один распространенный тип рыночной структуры — монополия. В чистом виде монополия встречается редко, как и совершенная конкуренция. Это происходит потому, что в большинстве стран образованию таких монополий препятствуют антимонопольные законодательства. 
Однако в каждой стране существуют и легальные монополии. 
Легальная монополия - монополия, разрешенная законодательством. 
К легальным монополиям относятся фирмы, владельцем которых является государство. В России это самый распространенный вид монополии. Например, легальной монополией являются предприятия по обеспечению населения электроэнергией, газом, водой, железнодорожным транспортом и другими жизненно важными услугами. Здесь монополия государства необходима, поскольку в этой области конкуренция может навредить интересам

 
28.Открытая,закрытая,естественная монополия.  Барьеры при вступлении в отрасль.

МОНОПОЛИЗМ — 1) господство на рынке товаров и услуг одного производителя, продавца или сравнительно небольшой группы производителей, продавцов, объединившихся в целях захвата рынка, вытеснения конкурентов, продающих данный или аналогичный товар, контроля цен; 2) действия хозяйствующих субъектов, органов управления, направленные на устранение конкуренции, установление доминирующего положения одного участника рынка посредством недобросовестной конкуренции и вытеснения других участников. 

ОТКРЫТАЯ МОНОПОЛИЯ — монополия, являющаяся единственным продавцом на рынке какого-либо продукта, но не имеющая специальной защиты от конкуренции в виде, например, патента.

ЗАКРЫТАЯ МОНОПОЛИЯ — официальная юридически защищенная монополия, действующая в тех областях экономики, где конкуренция подвержена запретам.

  • Естественная монополия — предприятия, объединенные единой сбытовой организацией, состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

БАРЬЕР НА ПУТИ ВСТУПЛЕНИЯ В ОТРАСЛЬ

    любые действия, препятствующие проникновению в отрасль новых  компаний, например необходимость наличия  патентов, лицензий, законодательные  ограничения.

Входные барьеры  для нового производителя могут принимать различные формы:

1) экономические  преимущества крупного производства. Современная технология в некоторых  отраслях такова, что эффективное  малозатратное производство может  быть достигнуто в том случае, если производители являются  чрезвычайно крупными как в абсолютном выражении, так и относительно рынка (автомобильная, алюминиевая, сталелитейная и многие другие отрасли тяжелой индустрии);

2) естественные  монополии;

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"