Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 17:12, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика".
3) собственность на важнейшие виды сырья;
4) нечестная конкуренция;
5) юридические барьеры (в том числе патенты и лицензии).
29.Спрос на
продукцию чистого монополиста
и его эластичность. Валовой и
предельный доходы чистого
30.Ценовая дискриминация первой,второй и третьей степени.
Ценовой дискриминацией называется установление разных цен на различные единицы одного и того же товара для одного или разных покупателей.
Ценовая дискриминация первой степени (или совершенная ценовая дискриминация) имеет место, когда каждая единица товара продается фирмой по цене спроса, т.е. по максимально возможной цене, которую готов заплатить покупатель.
Ценовая дискриминация второй степени предполагает назначение различных цен в зависимости от объема покупки, так что связь между объемом продаж и общими доходами монополиста носит нелинейный характер (так называемое нелинейное ценообразование).
Ценовая дискриминация
третьей степени осуществляется на
основе сегментации рынка и выделения
некоторого количества групп покупателей
(сегментов рынка), каждой из которых продавец
назначает свои цены.
31.Максимизация прибыли в условиях чистой монополии.
Максимизация прибыли монополистом
Стремящийся к прибыли монополист использует то же логическое обоснование, что и
стремящаяся к прибыли фирма в конкурентной отрасли. Он будет производить
каждую последующую единицу продукции до тех пор, пока ее реализация
обеспечивает больший прирост валового дохода, чем увеличение валовых издержек.
Точнее говоря, фирма будет наращивать производство продукции до такого объема,
при котором предельный доход равен предельным издержкам (MR = MC). На
рис.2 изображено равновесие монополиста в краткосрочном периоде. Монополист
предлагает Qe единиц выпуска по цене Pe. При равновесной цене
монополист обеспечивает себе получение сверхприбылей. В отличие от
ситуации конкурентной фирмы, где вход на рынок свободен, барьеры входа в
условиях монополии столь значительны, что не допускают появления новых
производителей. Таким образом проникновение в отрасль дополнительных
производственных ресурсов невозможно, вследствие чего монополист будет
продолжать получать сверхприбыли и в долгосрочном периоде (до того, пока не
изменятся радикально условия спроса и предложения).
На первый взгляд кажется, что кривая предельных издержек чистой монополии
будет одновременно и ее кривой предложения. Но это неверно. У чистой
монополии нет кривой предложения. Причина состоит в том, что отношение между
ценой и предлагаемым объемом продукции может быть различным. Цена и
предлагаемый объем зависят от расположения кривой спроса и, следовательно,
от расположения кривой предельного дохода. Как и конкурентная фирма,
монополия уравнивает предельный доход с предельными издержками, но для
монополии предельный доход меньше цены. Поскольку монополия не уравнивает
предельные издержки с ценой, вполне возможно, что различные условия спроса
приведут к различным максимизирующим прибыль ценам для того же объема
продукции. Таким образом, не существует единственной, уникальной цены,
связанной с объемом произведенной продукции, и поэтому у чистой монополии нет
кривой предложения.
Нужно также подчеркнуть, что чистая монополия не гарантирует экономических
прибылей. Если ситуация со спросом и издержками, с которой сталкивается
монополист, не так благоприятна, как показанная на рис. 2 (более низкий
спрос при относительно высоких издержках), то могут возникнуть убытки в
краткосрочном периоде
(рис. 3).
32.Излишек потребителя
и излишек производителя в условиях несовершенной
конкуренции.Проблема «мертвого убытка».
На рынках с несовершенной конкуренцией, в частности в условиях олигополии, производители будут иметь излишек, поскольку существует тенденция рыночных цен к превышению издержек производства.
Термины «излишек потребителя» и «излишек производителя» применяются с целью определить результаты добровольного обмена. Сумма излишков потребителей и излишков производителей показывает общественную выгоду, образующуюся в связи с существованием рынка. Все названные категории могут эффективно применяться в процессе разработки и осуществления государственной налоговой и внешнеэкономической политики, а также в других случаях.
33.Олигополистическое
ценообразование. «Дилемма
Олигополия является
одним из наиболее интересных и наименее
предсказуемых видов
Отличительными чертами олигополии являются небольшое число фирм-конкурентов и, вследствие этого, их всеобщая взаимозависимость. Фирма-олигополист находится в активном рыночном окружении. Таким образом, олигополистическая отрасль существует только тогда, когда число фирм в ней настолько мало, что каждая при формировании целей своей деятельности, определении сбытовой и ценовой политики должна принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов.
То, что олигополия включает в себя многообразие особых рыночных ситуаций, существенно мешает выработке обобщенной модели установления равновесия на рынке и определения рыночной цены. Четко проявляются две взаимосвязанные черты олигополистического ценового поведения. С одной стороны, олигополистические цены имеют тенденцию быть негибкими, а с другой стороны — при изменении олигополистических цен существует большая вероятность того, что фирмы будут изменять свои цены согласованно.
При олигополии фирмы в отрасли зависят друг от друга. При небольшом количестве производителей в отрасли фирме-олигополисту необходимо планировать свою стратегию с учетом поведения остальных участников рынка. Ведь размер ее прибыли зависит от объемов выпуска и цен, установленных другими олигополистами. Например, если ФО произведет слишком мало продукции, то цены на нее будут выше, чем у других участников О рынка. Если наоборот, то это может вызвать агрессивную реакцию других олигополистов. Таким образом, ценовое поведение олигополистов сковано взаимозависимостью.
Аналогичные ситуации исследуются в теории игр. Поведение участников команды, которые должны принять наилучшее для всех решение, но не имеют возможности договориться, называется кооперативным. Наиболее простая матричная модель (платежная матрица), с помощью которой исследуются некооперативное поведение, называется «дилеммой заключенного». В данной ситуации Парето-эффективное решение максимизирует полезность обеих сторон. Равновесие по Нэшу – ни один из игроков не может увеличить свой выигрыш, в одностороннем порядке меняя свое решение, другими словами равновесие по Нэшу – это ситуация, когда стратегия каждого из игроков является наилучшей реакцией на действия другого игрока. Подобная ситуация и на рынке олигополии. Допустим, рынок разделен на «Венеру» и «Аполлон»; они могут сговориться, выпускать поменьше с ценами побольше и получать максимум прибыли – по 100 рублей., но ведь они прежде всего конкуренты и у каждой есть искушение нарушить негласный договор: вопреки ожиданиям соперника понизить цены и захватить часть его рынка, сорвав еще большую прибыль в 130 рублей, тогда прибыль соперника сократится до 10 рублей. Пытаясь обойти соперника, каждый игрок выберет низкие цены, и обе фирмы получат прибыль по 70 рублей вместо вожделенных 130.
Устойчивость равновесия сохраняется до тех пор, пока у олигополистов не появится стимулов к изменению выпуска.
«Ломаная
кривая». Конкуренты
не реагируют, когда
цена опускается ниже
текущей и наоборот.
34. Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта.
Монополистическая конкуренция с дифференциацией товара - это тип
рынка несовершенной конкуренции. В отличие от олигополии, этот вид
рынка характеризуется множественностью конкурентов. Но все же их
несколько меньше, чем в модели совершенной конкуренции. Поэтому в
шкале степени власти над ценой монополистическая конкуренция
расположена между совершенной конкуренцией и олигополией.
В чем же сущность монополистической конкуренции? Очевидно, что
наличие большого числа конкурентов в отрасли отрицает использование
эффекта масштаба, на котором основана олигополия, а также
взаимозависимого поведения фирм в отрасли. Это ослабляет барьеры
вступления в
отрасль и усиливает
монополистическую власть над ценой.
На чем основана власть над ценой в этой модели рынка? Что позволяет
называть этот вид конкуренции монополистической?
В данной модели монополизм, весьма ограниченный большим
количеством конкурентов, основан на дифференциации продукта. Напомним,
что дифференцированные - это неоднородные продукты, т.е. одинаковые по
сути, но несколько отличающиеся по внешнему виду (вкусу, цвету, форме,
упаковке), по консистенции, качеству и т.д. Ярким примером
дифференциации
продукта в монополистической
безалкогольные напитки: “Лимонад”, “Дюшес”, “Байкал”, “Кока-кола” и т.д.
Принцип технологии их производства один и тот же. Но существуют
небольшие нюансы в технологии, создающие отличительные особенности
продукта. К тому же один и тот же товар может дифференцироваться по
качеству послепродажного обслуживания или обстановке, в которой он
продается. Некоторым потребителям, например, в уютном кафе-баре,
оформленном под кают-компанию, те же самые напитки кажутся вкуснее,
чем просто купленные в магазине. И потребитель согласится заплатить
дороже за сочетание приятного с полезным. Таким образом, посредством
дифференциации продукта монополистический конкурент уменьшает
эластичность спроса по цене. Повышая цену, монополистический конкурент
не лишается всех потребителей. Рынок несколько сузится, но останутся те,
кто устойчиво предпочитает продукцию только данного производителя.
Благодаря наличию некоторой власти над ценой (либо невысокой
эластичности спроса по цене) кривая спроса (или линия цены)
монополистического конкурента имеет отрицательный наклон, как и у
монополии. Соответственно отрицательный наклон имеет и линия
предельного дохода (MR). Если кривая спроса пересекается с осью абсцисс в
точке Q, то линия предельного дохода пересекает ось абсцисс в точке 1/2 Q
(рис.7.04). Средние и предельные издержки (АС и МС) монополистического
конкурента изменяются в зависимости от объема выпуска по тем же
правилам, что и в условиях обычной монополии (рис.7.04).
.
Из рисунка видно, что графическое изображение монополистического
конкурента с дифференцированным продуктом аналогично положению
фирмы-монополиста. Ведь внедряясь на рынок с новой разновидностью
продукта, производитель занимает на нем определенную нишу. В пределах
дифференциации (т.е. отличий, самобытности) своего продукта он -
монополист, но в рамках всей отрасли - конкурент. Именно высокая
конкурентность рынка данной модели и довольно узкие возможности
монополистического поведения ограничивают получение фирмой
сверхприбыли краткосрочным периодом. Поэтому для монополистического
конкурента с дифференциацией продукта более характерным является
отсутствие сверхприбыли в средне- и долгосрочном периоде (рис.7.05).