Шпаргалка по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 01:40, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет и функции экономической теории, экономические законы и категории
2. Методы экономической теории.
3. Возникновение экономики, основные направления и школы.

Файлы: 1 файл

Otvety_na_voprosy_po_ekonomike.docx

— 181.70 Кб (Скачать)

А сейчас более подробно рассмотрим экономическую политику в России.

Практически все эксперты отмечают, что за последнее время резко  увеличилось государственное присутствие  в экономике. Правда, никто не может  привести конкретных цифр государственного участия. Но большинство экспертов  склоняются к тому, что если несколько  лет назад экономисты говорили, что  доля госсектора в ВВП составляет 34%, то сегодня, если просуммировать объемы производства  всех госкомпаний и ФГУПов, эта цифра составит не менее 50% ВВП, и будет увеличиваться. Таким образом, налицо по существу огромный государственный холдинг.

Общие параметры государственного сектора: объем реализованной продукции  десяти самых больших государственных корпораций составляет более 20% российского ВВП; в десятке наиболее крупных по объемам реализации российских компаний шесть принадлежит государству; «Газпром», формирующий около 8% бюджета страны, по уровню капитализации вошел в тройку мировых лидеров.

Крупнейшие государственные компании  можно разделить на несколько групп предприятий, монопольно контролирующих определенные виды деятельности:

Инфраструктура - транспортная - РЖД, «Газпром», «Транснефть», «Транснефтепродукт»; коммуникационная - «Связьинвест», «Почта России», ФАПСИ, «Газпром», РЖД, РАО «ЕЭС»; энергетическая - «ЕЭС России», «Росэнергоатом», ТВЭЛ.

Добыча и экспорт сырья - «Роснефть», алмазная монополия «АЛРОСА», «Газпром». По данным Организации экономического сотрудничества и развития, госкомпании контролируют 33% нефти и 80% газа в России.

Оборонно-промышленный комплекс - «Росавиакосмос», судостроение, авиационная промышленность, ФГПУ по видам вооружений.

Финансовый комплекс - государственные  банки и негосударственные, но так или иначе аффилированные с государством пенсионные фонды и страховые компании, прежде всего - Сбербанк, Внешторгбанк, Россельхозбанк, Газпромбанк, Внешэкономбанк и т.д. Доля около двух десятков таких кредитных организаций в совокупных активах сектора приближается к 40%. Сбербанк контролирует около 54% рынка банковских вкладов физических лиц. Группировка госбанков активно растет.

Информационный комплекс - включает в себя ВГТРК с радио и телеканалами, холдинг «Газпроммедиа» (НТВ, «Известия», «Эхо Москвы» и др.), РАО «ЕЭС» (REN TV и др. ), «Российская газета» и другие.

Очевидно, что данная система позволяет  выполнять 3 основные функции. 

Контрольная функция. Достаточно посмотреть на структуру экспорта российских товаров, чтобы понять, что без согласия и контроля государства никакой экспорт из страны невозможен. В 2006 г., несмотря на сокращение объемов поставки нефти и газа на экспорт по сравнению с 2005 годом на 2,4 и 2,78%, соответственно, доходы России составили 139,4 млрд. долларов, что значительно выше, чем в 2005 году, экспорт вооружений превысил 5 млрд. долларов. Принятие постановления правительства РФ о порядке инвестирования иностранного капитала в стратегические отрасли и развитие событий вокруг «Сахалин - 2» дали понять инвесторам, что без участия и контроля государства вход в любые сверхприбыльные проекты невозможен. Также через государственные СМИ можно заблокировать распространение любой нежелательной информации, а издание печатной продукции тиражом 5-6 тыс. экземпляров не может оказать влияние на население в значимом для страны масштабе.

Функция перераспределения финансовых потоков. Тарифное регулирование в стране способно сделать прибыльным или убыточным любой бизнес, причем на законных основаниях. Производство цветных металлов и в первую очередь алюминия в России конкурентоспособно до тех пор, пока тарифы на электроэнергию значительно ниже мирового уровня, прибыльность производства минеральных удобрений регулируется стоимостью газа, прибыль черной металлургии и лесного комплекса из-за наших расстояний зависит в значительной степени от тарифов РЖД. Однако деньги концентрируются в сырьевых и инфраструктурных отраслях, а они нужны в другом месте. Для оптимального использования финансовых ресурсов существует финансовый государственный сектор, который, играя на ставке кредитов, может перераспределить финансовые потоки в любом направлении, выделяя кредиты намеченным организациям по разным ставкам, от беспредельных до сверхльготных.

Функция мобилизационная. Сегодня государство предпринимает попытку концентрации ресурсов на государственном уровне для реализации крупных проектов, полагая, что даже сверхкрупные частные компании  осуществить подобные проекты не способны. Основой для этого служат инвестиционные программы крупных государственных корпораций.  

Таким образом, за последние годы параллельно  с созданием так называемой суверенной демократии в России в экономике создается государственный сектор, занимающий особое положение. Он позволяет контролировать развитие российской экономики в целом, управлять финансовыми потоками, перераспределяя прибыль организаций и предприятий. Российская экономика приобрела черты мобилизационной. По существу образован государственный мегахолдинг под эгидой правительства РФ, похожий на что-то вроде «товарищества с ограниченной ответственностью» высшей государственной бюрократии.

В конце 2009 года антикризисная политика России стала ясной. Несмотря на заклинания о необходимости модернизации, финансово-бюджетная  политика ориентировалась на сокращение расходов .

Борьбу с кризисом Россия в 2010 году ведет методами кредитно-денежной политики. На первом этапе приоритетность вопросов поддержки именно банковской системы  порождалась осознанием угрозы того, что рухнет вся существующая платежная  система. Именно недопущение этого  краха являлось первичной целью  не только Банка России, но и правительства  страны. Сейчас продолжается денежно - кредитная политика.

Однако, отказ от роста государственного долга для финансирования расходов, имеющих мультипликативный эффект, выбран совсем не потому, что задолженность  превысила критические размеры. Просто государство опасается, что, будучи низкорисковым заемщиком, оно, привлекая средства с финансовых рынков, как насосом выкачает столь необходимую хозяйствующим субъектам ликвидность. Иными словами, сокращение бюджетных расходов представляет собой часть комплекса мер в поддержку кредитно - денежной политики, направленной на то, чтобы дать реальному сектору экономики столь необходимые дешевые деньги.

Дать дешевые деньги реальному  сектору в условиях кредитных  институтов означает обязательное сокращение инфляции. Согласно применяемому правительством прогнозу развития экономики в 2010 году, в целом за год инфляция может  составить 6,5 - 7,5%.

Однако в условиях кризиса сокращение инфляции, т.е. подпитки экономики деньгами, как ни странно, увеличит бедность, увеличит число обездоленных, хотя и, наверное, пойдет на руку бюджетникам. Дело в том, что,  и федеральный, и региональные, а часто и местные бюджеты России - социально - ориентированные.

Секвестру не подлежат именно социальные расходы, а власть жестко контролирует, чтобы не росла задолженность  региональных и местных бюджетов по зарплате, социальные пособия и  выплаты в 2010 году будут проиндексированы на 10%, что выше предполагаемого уровня инфляции.

Таким образом, борьба с кризисом ведется  в настоящее время преимущественно  средствами кредитно- денежной политики, а основным инструментом стало сокращение кредитных ставок. Однако, ЦБ как не выдавал деньги банкам систематически, так и не выдает. Меры всегда чрезвычайные. Эмиссия идет через валютную биржу. Иными словами, по факту источник кредита в России не эмиссионные органы, а ФРС США и Евробанк.

Представляются целесообразными  следующие меры государственно - правового  регулирования экономики:

1. Изданием необходимых законов  укрепить государственный сектор  экономики. Особое внимание уделить  тем монополиям, которые цементируют  все отрасли экономики, на деле  объединяют все регионы России.

2. В рамках действующего законодательства  активизировать формы косвенного  воздействия на развитие соответствующих  отраслей, используя, в частности,  такой правовой рычаг, как государственный  заказ.

3. Создать необходимые условия  для функционирования свободного  предпринимательства в сфере  мелкого и среднего бизнеса,  если этот бизнес увязан с  производственной деятельностью.

4. Создать все правовые условия  для выхода их «тени» всякой  полезной деятельности. Одновременно  повысить юридическую ответственность  за организованную деятельность  в сфере противозаконной «теневой  экономики».

 

39. Доход, потребление,  сбережения.

Доход — денежные средства или  материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом  в результате какой-либо деятельности. Данное определение даёт общее представление  о доходе. В частном смысле под  доходами понимаются доходы государства, доходы организаций или доходы населения. 
Доходы государства — доходы, получаемые государством за счёт взимания налогов, пошлин, платежей, внешнеторговых операций, иностранных кредитов, иностранной помощи и используемые для осуществления государственных функций. 
Доходы организации — увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества). 
Доходы населения — личные доходы граждан, семей и домохозяйств, получаемых в виде денежных средств. К ним относятся: заработная плата, пенсия, стипендия, пособие, доход от продажи товаров, произведённых в собственном хозяйстве, денежные поступления в виде платы за оказанные услуги, авторские гонорары, доход от продажи личного имущества, сдачи его в аренду. 

 

Потребление — использование продукта в процессе удовлетворения потребностей. В экономике потребление приравнивается к приобретению благ или услуг. Потребление  становится возможным вследствие получения  дохода или траты сбережений. Рассмотрение потребления как процесса удовлетворения потребностей основано на постулатах экономической теории. 

 

Сбережения — накапливаемая  часть денежных доходов населения, предназначенная для удовлетворения потребностей в будущем. Сбережения используются для покупки ценных бумаг и других финансовых инструментов, или размещаются в виде банковских вкладов. Различают личные и принудительные сбережения. 
Личные сбережения — часть дохода домохозяйств после уплаты налогов, которая не расходуется на приобретение потребительских товаров. 
Принудительные сбережения — искусственное ограничение государством расходов населения на потребление посредством принудительной подписки на государственные займы, налогов на потребление, увеличение обязательных взносов по программам пенсионного обеспечения.

 

40. Инвестиции: понятие,  структуры и виды.

Инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том  числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской  и (или) иной деятельности в целях  получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Инвестиционная деятельность представляет собой вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли  и (или) достижения иного положительного эффекта. Несмотря на то что целью инвестиционной деятельности является получение прибыли, ее не следует отождествлять с предпринимательской деятельностью. Инвестиционная деятельность может быть: прямой - средства непосредственно вкладываются в производство товаров (работ, услуг); ссудной - предоставляется заем, кредит; портфельной - инвестор вкладывает средства в ценные бумаги. Капитальные вложения - инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.Объекты инвестиционной деятельности - вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и обо- ротные средства во всех отраслях и сферах, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, другие объекты собственности, а также имущественные права и права на интеллектуальную собственность. Субъектами инвестиционной деятельности являются: инвесторы - физические или юридические лица, осуществляющие вложение собственных или привлеченных средств в объекты инвестирования; заказчики - уполномоченные на то инвесторами лица, осуществляющие реализацию инвестиционных проектов. Заказчиками могут быть сами инвесторы. Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством РФ; подрядчики - лица, которые выполняют работы по договорам подряда, заключаемым с заказчиками; пользователи - сами инвесторы или иные лица, для которых создаются объекты инвестиционной деятельности. Например, при инвестировании муниципальным образованием средств на строительство библиотеки в качестве пользователей будут выступать жители данного муниципального образования.

 

41. Безработица:  понятие, виды, причины.

Безработица – это вынужденная  незанятость, возникающая из-за нарушения  равновесия между спросом и предложением на рынке труда.

Безработным может считаться гражданин:

- 16-65 лет; 
- без работы; 
- способный работать; 
- ищущий работу (дольше 4 недель); 
- готовый приступить к работе в любое время.

Безработица может быть: 
Циклическая — вызывается повторяющимися спадами производства в стране или регионе. Представляет собой разницу между уровнем безработицы в текущий момент экономического цикла и естественным уровнем безработицы. 
Сезонная — зависит от колебаний в уровне экономической активности в течение года, характерных для некоторых отраслей экономики (деды морозы и т.д.) 
Структурная — несовпадение между квалификацией безработных и требованием свободных рабочих мест. Может быть обусловлена НТП (почтальоны) или изменением в структуре спроса на труд (юристы-экономисты) 
Институциональная — возникает, если рынок труда плохо функционирует. Например, государство и профсоюзы вмешиваются в установление размеров ставок, и в результате они отличаются от тех, которые могли бы сформироваться в естественном рыночном хозяйстве. 
Фрикционная — кратковременная (1-2 месяца после увольнения). 
Скрытая: в результате спада производства рабочая сила используется не полностью, но и не увольняется (оправляется в вынужденный неоплачиваемый отпуск, переводится в режим неполной/частичной занятости).

 

42. Инфляция, ее  виды, показатели, причины.

Инфляция (лат. Inflatio — вздутие) — повышение общего уровня цен на товары и услуги. При инфляции за одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде. В этом случае говорят, что за прошедшее время покупательная способность денег снизилась, деньги утратили часть своей реальной стоимости. 

 

В экономической науке различают  следующие причины инфляции:[1]

-Рост государственных расходов, для финансирования которых государство  прибегает к денежной эмиссии,  увеличивая денежную массу сверх  потребностей товарного обращения.  Наиболее ярко выражено в военные  и кризисные периоды.

-Сверхплановое расширение денежной  массы за счёт массового кредитования (см. Банковский мультипликатор);

-Монополия крупных фирм на  определение цены и собственных  издержек производства, особенно  в сырьевых отраслях;

-Монополия профсоюзов, которая  ограничивает возможности рыночного  механизма определять приемлемый  для экономики уровень заработной  платы;

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"