Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 01:40, шпаргалка
1. Предмет и функции экономической теории, экономические законы и категории
2. Методы экономической теории.
3. Возникновение экономики, основные направления и школы.
Деньги — специфический товар, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг. Через деньги выражают стоимость других товаров, поскольку деньги легко обмениваются на любой из них. Такая денежная оценка делает разнородные товары легко сопоставимыми при обмене.
Основные функции денег
Деньги проявляют себя через свои функции. Обычно выделяют такие функции денег как:
Мера стоимости. Разнородные товары приравниваются и обмениваются между собой на основании цены (коэффициента обмена, стоимости этих товаров, выраженных в количестве денег). Цена товара выполняет такую же измерительную роль, как в геометрии длина у отрезков, в физике вес у тел. Для измерений не требуется досконально знать, что такое пространство или масса, достаточно уметь сравнивать искомую величину с эталоном. Денежная единица является эталоном для товаров.
Средство обращения. Деньги используются в качестве посредника в обращении товаров. Для этой функции крайне важны лёгкость и скорость, с которой деньги могут обмениваться на любой другой товар (показатель ликвидность). При использовании денег товаропроизводитель получает возможность, например, продать свой товар сегодня, а купить сырьё лишь через день, неделю, месяц и т. д. При этом он может продавать свой товар в одном месте, а покупать нужный ему совсем в другом. Таким образом, деньги как средство обращения преодолевают временны́е и пространственные ограничения при обмене.
Средство платежа. Деньги используются при регистрации долгов и их уплаты. Эта функция получает самостоятельное значение для ситуаций нестабильных цен на товары. Например, был куплен в долг товар. Сумму долга выражают в деньгах, а не в количестве купленного товара. Последующие изменения цены на товар уже не влияют на сумму долга, которую нужно оплатить деньгами. Данную функцию деньги выполняют также при денежных отношениях с финансовыми органами. Сходную по смыслу роль играют деньги, когда в них выражают какие-либо экономические показатели.
Средство накопления. Деньги, накопленные, но не использованные, позволяют переносить покупательную способность из настоящего в будущее. Функцию средства накопления выполняют деньги, временно не участвующие в обороте. Однако нужно учитывать, что покупательная способность денег зависит от инфляции.
Денежная масса — совокупность наличных и безналичных средств, находящихся в обращении, которыми располагают физические, юридические лица и государство. Показателями структуры денежной массы являются денежные агрегаты. Денежными агрегатами называются виды денег и денежных средств, отличающиеся друг от друга степенью ликвидности (возможностью быстрого превращения в наличные деньги).
49. Равновесие на денежном рынке.
Равновесие на денежном рынке.Денежный рынок находится в равновесии, если величина реального предложения денег равна величине реального спроса на деньги.ставка – величина налога в расчете на единицу имущества налогообложения, т.е. доля от стоимости объекта налогообложения.Допустим, что на денежном рынке возникнет ставка процента х выше у (равновесная ставка). При этой ставке величина спроса на деньги меньше величины предложения денег, то есть люди хотят хранить денег меньше, чем имеется в обращении. В этом случае они начнут покупать облигации, что приведет к росту спроса на эти активы. В результате цена активов повысится, что повлечет за собой снижение ставки процента. Допустим теперь, что на денежном рынке возникла ставка процента х1 ниже равновесной ставки у. При ставке х1 величина спроса на деньги больше величины предложения денег, то есть люди хотят иметь на руках денег больше, чем имеющееся количество денег в обращении. Они начнут продавать облигации, что приведет к росту их предложения и, следовательно, к падению цены и, соответственно, к росту процентной ставки. +
50. Антимонопольное регулирование.
Антимонопольное регулирование — это комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. Антимонопольное регулирование подразумевает регулирование степени концентрации и монополизации производства, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование, воздействие на стратегии предприятий. Антимонопольное законодательство может пониматься в узком и широком смысле слова. В первом случае оно направлено против чистых монополий и крупных олигополии, обладающих избыточной монопольной властью, а также на предотвращение «нечестных» действий, нарушающих общепринятые нормы делового общения. В широком смысле антимонопольное законодательство направлено против всех форм накопления монопольной власти (в том числе и мелкими фирмами), любых форм монопольного поведения.
* Антимонопольное регулирование — это комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. Антимонопольное регулирование подразумевает регулирование степени концентрации и монополизации производства, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование, воздействие на стратегии предприятий.
Монопольная власть может представлять опасность связанную с неоправданным завышением цен на продукцию монополий и чрезмерным занижение цен на сырье для фирмы монополиста. Для большинства монополий свойственны тенденции к бюрократизации и неэффективности (когда фактические издержки при любом объеме производства выше средних совокупных издержек). Для монополистического рынка характерна неэффективность в распределении ресурсов. Влияние монополий может усиливать дифференциацию доходов, что в свою очередь оказывает негативное влияние на общество и чревато социальными конфликтами. В силу всего перечисленного в развитых странах существует антимонопольное регулирование экономики.
В странах Запада государство активно
регулирует хозяйственную деятельность мон
Антимонопольное законодательство — это сложная и разветвленная сеть законов, судебных решений и правовых норм. Все эти меры направлены на регулирование действий фирм и корпораций на рынке товаров и услуг, на рынке капиталов, отсекая те из них, которые признаются недобросовестными, некачественными по отношению к правам производителей и потребителей, а также просто вредными для общества.
Антимонопольное законодательство может пониматься в узком и широком смысле слова. В первом случае оно направлено против чистых монополий и крупных олигополии, обладающих избыточной монопольной властью, а также на предотвращение «нечестных» действий, нарушающих общепринятые нормы делового общения. В широком смысле антимонопольное законодательство направлено против всех форм накопления монопольной власти (в том числе и мелкими фирмами), любых форм монопольного поведения.
Первые антимонопольные законы
Первые законы, запрещавшие монопольные
соглашения, были приняты в Канаде
(1889) и США (1890) — знаменитый закон
Шермана, получивший широкую популярность
как «хартия экономической свободы». Закон
звучал очень грозно. Любые договоры или
объединения, имеющие целью ограничивать
свободу промысла, монополизировать какую-либо
отрасль хозяйства, признавались незаконными.
Создание монополий влекло штраф до 5 тыс. (
Закон Клейтона (1914) запретил соглашения об ограничении круга контрагентов, покупку или поглощение фирм, если это могло уничтожить конкуренцию, создание холдинговых компаний и другие соглашения. Запрещались горизонтальные слияния (объединения фирм одной отрасли). В 1914 г. была образована федеральная торговая комиссия, предназначенная для борьбы с «нечестными» методами конкурентной борьбы и антиконкурентными слияниями компаний.
В Западной Европе (Бельгия — 1935 г.; Нидерланды — 1935 г.; Дания — 1937 г.) были попытки законодательного контроля картельных соглашений. Здесь картели рассматривались как средство борьбы с «излишней конкуренцией», но законы были направлены на то, чтобы не допустить злоупотребление этой формой монополии.
Акт Келлера — Кефаувера (1950) дополнил Акт Клейтона запретом на слияние путем приобретения активов. Запрещались не только горизонтальные слияния, но и вертикальные (объединение компаний — последовательных участниц одного производственного процесса).
Таким образом, все эти законы были направлены на обеспечение свободного рынка, добросовестной конкуренции, устанавливали контроль за разного рода соглашениями. Однако немногие дела по обвинению в нарушении свободной конкуренции, рассмотренные, например, американскими судами, закончились наказанием нарушителей законов. Очень часто суды были на стороне монополий. Еще русский экономист И. Янжул обратил внимание в своей книге о синдикатах на процветание объединений, которые по закону Шермана признаны незаконными уже через три года после принятия данного закона.
Современное антимонопольное регулирование
Современное антимонопольное регулирование
со стороны государственных
Первая группа мер — административно-правовое воздействие в виде:
·
·
·
Вторая группа мер — административно-
·
·
·
Третья группа мер — экономическое воздействие, проводимое государством:
·
·
·
Американское законодательство направлено на обеспечение равных стартовых возможностей предпринимательства, на замедление процесса перерастания конкуренции в монополию. Что касается антимонопольной политики государства РФ, то здесь ситуация выглядит следующим образом. Для России характерен высокий уровень монополизации (государственной, ведомственной и отраслевой). Это проявляется также в монопольном поведении основной массы предприятий, особенно после либерализации цен в январе 1992 г. Выражением такого поведения является стремление к взвинчиванию цен при снижении объемов производства и качества продукции, нежелание осуществлять структурную перестройку, переход на освоение новой техники и новой технологии и т.д.
Современное процветание разного
рода монополий, возникновение
51. Банковская система РФ.
Банковская система России - совокупность национальных банков и других кредитных учреждений, действующих в рамках единого финансово-кредитного механизма. Включает в себя два уровня: Центральный банк Российской Федерации (Банк России) и кредитные организации. Функции ЦБ: эмиссия денег, аккумуляция кассовых ресурсов, сохранение золотовалютных резервов, ведет счета госучреждений и орг., операции с госценными бумагами, предоставление кредитов, операции с золотом и долларами, разработка и реализация денежно-кредитной политики. Банки осуществляют активные (осуществляет их размещение) и пассивные (мобилизует ресурсы) операции. Ресурсы банка формируются за счет собственных (акционерный и резервный капитал), привлеченных (депозиты)и эмитированных средств ( ценные бумаги). Есть еще инвестиционные (выпуск и размещение на фондовом рынке ценных бумаг), ипотечные (долгосрочные кредиты), сберегательные (мелкие кредиты и депозиты).