Шпаргалка по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 01:40, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет и функции экономической теории, экономические законы и категории
2. Методы экономической теории.
3. Возникновение экономики, основные направления и школы.

Файлы: 1 файл

Otvety_na_voprosy_po_ekonomike.docx

— 181.70 Кб (Скачать)

Конкурентный рынок способствует достижению эффективности производства и оптимальному распределению экономических  ресурсов.

 

24. Монополия, основные  характеристики, эффективность рынка.

Монополия- тип отраслевого рынка, на котором: - присутствует единственный продавец товара, способный влиять на общий объем предложения и на цену товара или услуги; - отсутствуют близкие заменители товара; - имеются высокие барьеры входа. Эффективность рынка. Монополист, пытаясь максимизировать свою прибыль, старается поднять цены на свою продукцию до максимально возможного уровня, при этом оставляя количество произведенного товара на уровне максимизации прибыли (MR=MC), что приводит к неэффективности распределения ресурсов , когда произведено значительно меньше товара, чем нужно для установления равновесия на рынке, будь он совершенно конкурентным.

 

25. Олигополия, основные  характеристики, эффективность рынка.

Олигополия- тип отраслевого рынка, на котором несколько фирм продают стандартизованный или дифференцированный товар, причем доля каждого из них в общих продажах настолько велика, что изменение в количестве предлагаемой продукции одной из фирм ведет к изменению цены. Доступ на олигополистический рынок для других фирм затруднен. Контроль над ценами на таком рынке ограничен взаимозависимостью фирм (за исключением случая сговора). Обычно на олигополистическом рынке действует сильная неценовая конкуренция.Различают олигополию с дифференцированным и стандартным товаром. Эффективность рынка.Рынок олигополии менее эффективен рынков совершенной и монополистической конкуренции и аналогичен по эффективности рынку монополии. Здесь не обеспечивается оптимум эффективности распределения ресурсов (так как Р > МС) и оптимум производственной эффективности (ибо Р > АС). С точки зрения динамической эффективности, олигополия эффективна. Олигополисты имеют не только стимулы (отсутствующие у конкурентных фирм и монополий), но также и финансовые возможности (отсутствующие у конкурентных фирм) для осуществления технологических нововведений, позволяющих, в том числе, снижать издержки производства, повышать качество и объем производства продукции. 

 

26. Монополистическая  конкуренция, основные характеристики, эффективность рынка.

Монополистическая конкуренция- тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, влияющий на уровень цен (в рамках) и характеризующийся свободным входом на рынок и выходом с рынка. Эффективность рынка.

При монополистической конкуренции  объем выпуска устанавливается  на уровне максимизации прибыли (). Однако, при принятии решения об установлении цены на продукцию или услугу, монополистический конкурент поступает подобно монополисту: цена за товар выставляется на максимально возможном уровне, то есть на уровне кривой спроса на продукцию.

Фирма монополистической конкуренции  опирается на величину средних общих  издержек (), решая, оставаться ли ей в отрасли или уйти с рынка. Таким образом, если фирма постоянно терпит убытки, это означает, что средние общие затраты на производство превышают установленную цену за единицу товара, то она покинет рынок в долгосрочном периоде. Следует отметить, что поскольку монополистический конкурент динамичен в принятии решений, он не способен эффективно распределить ресурсы, что ведет к неэффективности такой фирмы в долгосрочном периоде; на рынке монополистической конкуренции практически невозможно иметь положительную прибыль в долгосрочной перспективе. 

 

* Монополистическая конкуренция  - тип структуры рынка, состоящий  из множества мелких фирм, выпускающих  дифференцированную продукцию, и  характеризующийся свободным входом  на рынок и выходом с рынка.

Понятие "монополистическая конкуренция" восходит к одноименной книге  американского экономиста Эдуарда  Чемберлина (1899-1967), опубликованной в 1933 г.

Монополистическая конкуренция, с  одной стороны, схожа с положением монополии, ибо отдельные монополии  обладают возможностью контролировать цену своих товаров, а с другой - схожа с совершенной конкуренцией, поскольку предполагается наличие  множества мелких фирм, а также  свободный вход на рынок и выход  с рынка, т. е. возможность появления  новых фирм.

Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется следующими особенностями:

  • а) наличие множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей);
  • б) свободный вход на рынок и выход с него.(отсутствие барьеров, удерживающих новые фирмы от вступления на рынок, или препятствий на пути существующих фирм, покидающих рынок);
  • в) разнородная, дифференцированная продукция, предлагаемая конкурирующими фирмами. Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств (например по химическому составу);
  • г) совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка;
  • д) влияние на уровень цен, но в довольно узких рамках.

 

27. Факторы производства, спрос на них.

Для производства любого блага необходимы ресурсы, которые выступают в  виде факторов производства. Выделяют следующие факторы производства:

  • Труд - совокупность физических и интеллектуальных возможностей человека. Доход от использования труда называется заработной платой.
  • Капитал - бывает двух видов: производственный и финансовый. К производственному относятся все средства производства, созданные человеком (здания, сооружения, оборудование). К финансовому - денежные средства, которые привлекаются для приобретения производственного капитала. Доход, получаемый от использования капитала, называется процентом.
  • Земля - естественные ресурсы, которые применяются в производственным процессе. Плата за землю - рента.
  • Предпринимательство - способности, которые проявляются в умении рационально управлять всеми другими факторами производства. Плата, получаемая от использования фактора "предпринимательство", называется прибылью.

Факторы производства - ресурсы, которые участвуют в процессе производстватоваров и услуг. Они включают природные ресурсы (исчерпаемые возобновляемые – лес, вода, исчерпаемые невозобновляемые – нефть, газ, уголь; неисчерпаемые – солнечная, водная, ветряная энергия), человеческие ресурсы (трудовые), капитал и предпринимательство, информацию. Спрос на факторы производства имеет производный, вторичный характер - потребность в факторах производства возникает лишь в том случае, если с их помощью могут быть произведены пользующиеся спросом конечные потребительские блага. Спрос на любой фактор производства находится в прямой взаимосвязи со спросом на потребительские товары. 

 

28. Рынок труда,  его характеристики.

В рыночной экономике существует специфический рынок труда. Он является составной частью структуры рыночных отношений и функционирует наряду с рынками других факторов производства, товаров, услуг.Рынок труда можно определить как систему отношений, связанных с предложением и наймом ресурсов труда.

Функции рынка  труда :

• обеспечение производства и сферы  услуг ресурсами труда, их распределение  между предприятиями, отраслями, регионами;

•  обеспечение наемным работникам возможности получать средства существования;

•  согласование цены и условий труда между работниками и работодателями;

•  стимулирование работников и работодателей:  

 

-  конкуренция между наемными работниками усиливает экономическую мотивацию труда, побуждает их совершенствовать свою квалификацию, стимулирует повышение дисциплины труда;

-  конкуренция между работодателями за привлечение рабочей силы в нужном им количестве и необходимого качества стимулирует их повышать заработную плату, улучшать условия труда.

Рыночные отношения предполагают саморегулирование рынка труда. Элементами механизма саморегулирования являются спрос и предложение на рынке труда, конкуренция среди работников и работодателей, заработная плата. В результате действия этого механизма устанавливается уровень и пропорции занятости, величина заработной платы, размеры и структура безработицы.

Спрос на рынке  труда представляет собой совокупность спроса на ресурсы труда страны при любой цене на них.

Предложение на рынке труда это совокупное предложение ресурсов труда работников в стране при всех возможных ценах на труд.

Спрос на рынке  труда зависит от :

•  деловой конъюнктуры и фазы экономического цикла;

•  технического уровня производства;

•  ситуации в инвестиционной сфере;

•  сложившегося уровня заработной платы;

•  налоговой политики.

Предложение на рынке труда зависит от :

•  демографической ситуации (численности и половозрастного состава населения);

•  внутренней и внешней миграции трудоспособного населения;

•  уровня заработной платы;

 

29. Рынок капитала, его характеристики.

Рынок капитала -сфера рынка, формируемая соотношением спроса и предложения капитала как фактора производства. Субъектом спроса на капитал является бизнес, предприниматели. Спрос на капитал – это спрос на инвестиционные средства, необходимые для приобретения капитала в физической его форме ) машины, оборудование и т.п.).  Субъектами предложения капитала как фактора производства выступают домашние хозяйства.Домашние хозяйства предлагают инвестиционные средства , т.е. денежные суммы, которые бизнес использует для приобретения производственных фондов. Предложение инвестиционных средств происходит при помощи финансовых посредников (инвестиционных фондов, коммерческих банков и т.п.) Когда спрос на ссудный капитал совпадает с его предложением, имеет место равновесие на рынке  капитала; происходит совпадение предельной доходности капитала и предельных издержек упущенных возможностей. Ценой равновесия на рынке капитала выступает процент. Процент – это факторный доход, который получает собственник капитала. Для субъекта спроса на капитал процент представляет издержки, которые несет заемщик капитала. 

 

* На рынке капитала берутся и даются в долг деньги. Поскольку деньги берутся в долг в основном для приобретения капитальных благ, этот рынок и называют рынком капитала.

Отдача денег в долг называется предоставлением ссуды или кредита (от лат. creditum - "ссуда"). Тех, кто дает деньги в долг, называют кредиторами, а тех, кто берет деньги в долг, называют заемщиками.

Ставкой процента называется цена, которую нужно уплатить за использование денег в течение некоторого промежутка времени. Поскольку и цена, и количество на этом рынке измеряются в одних и тех же единицах - деньгах, для измерения цены используют относительные величины - проценты.

Например, ставка 5% в год означает, что за использование 1000 рублей в  течение года нужно заплатить 50 рублей.

Одной из главных особенностей рынка  капитала является то, что любая фирма и любой потребитель может выступить на этом рынке как в качестве кредитора, так и в качестве заемщика. Во-первых, все фирмы и потребители используют этот ресурс (и поэтому могут нуждаться в нем). Во-вторых, этот "ресурс" не требует производства (поэтому любая фирма или потребитель может обладать деньгами независимо от рода своей деятельности).  

 

Спрос, предложение и  равновесие капиталаподчиняются тем же законам, что и спрос, предложение и равновесие любого другого блага. 

 

Фирмы предъявляют спрос на капитал для того, чтобы использовать его для приобретения капитальных благ (оборудования, материалов и т.д.) и получения прибыли. Они прибегают к услугам займа тогда, когда им не хватает собственных денег (например, для расширения производства).

Потребители берут деньги взаймы для обеспечения текущего потребления, например, в случае непредвиденного уменьшения дохода. В этом случае деньги нужны для приобретения благ первой необходимости и, строго говоря, не являются капиталом. Подобные займы могут существовать в условиях неопределенности в получении дохода - например, в случае неурожая у земледельцев.

Во-вторых, потребители могут брать  кредит для покупки капитальных потребительских благ, которые имеют относительно высокую цену и требуют откладывания денег из дохода в течение длительного промежутка времени.

Предположим, что потребитель хочет  купить рояль, который стоит 10 000 рублей. Для того чтобы собрать нужную сумму, потребителю нужно десять лет откладывать по 1000 рублей. Потребитель  может не ждать десять лет, а взять  в долг 10 000 рублей и купить рояль  сразу, а потом в течение десяти лет выплачивать долг с процентами. В этом случае он начнет сразу получать полезность от рояля, но рояль ему обойдется дороже. Величина процентов, которые он заплатит, будет являться платой за возможность быстрее получить рояль.

Выбор потребителя при заданной ставке процента определяется несколькими факторами.

А) предпочтениями потребителя;

Б) степенью определенности будущего

В) величиной дохода. 

 

Предложениезаемных средств образуется за счет того, что у фирм и у потребителей образуются временно "лишние" денежные запасы.

У фирмы источником запасов может быть собственный капитал , если она не может прибыльно его использовать сама (фирма сократила производство, и часть денег высвободилась); еще лишний капитал образуется в результате амортизационных отчислений. Владелец фирмы (как потребитель) в случае получения высокой прибыли может принять решение не тратить ее на собственные нужды, а использовать для получения дополнительного дохода в виде процентов.

Потребители могут откладывать деньги, чтобы компенсировать низкий доход в будущем или на покупку капитального блага. Чем выше будет процент, тем большее количество потребителей откажутся брать кредит для покупки дорогой вещи и будут сберегать деньги - то есть выступят на рынке капитала не в качестве покупателей, а в качестве продавцов. Владельцы денежных капиталов, которые используют их только для получения процентов, называются рантье. Когда рантье возвращают его ссуды, он снова отдает деньги в долг andsoon. 

 

Потребители тратят взятые в долг деньги на рынках потребительских благ длительного пользования, а фирмы - на рынках промежуточных благ.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"