Шпаргалка по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 01:40, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет и функции экономической теории, экономические законы и категории
2. Методы экономической теории.
3. Возникновение экономики, основные направления и школы.

Файлы: 1 файл

Otvety_na_voprosy_po_ekonomike.docx

— 181.70 Кб (Скачать)

6) на основе использования всех  конкурентных преимуществ объекта  и субъекта (интегральная). 

 

Ценовая конкуренция. Ценовые методы используются для проникновения  на рынки с новыми товарами, а  также для укрепления позиций  в случае внезапного обострения проблемы сбыта.

При прямой ценовой конкуренции  фирмы широко оповещают о снижении цен на выпускаемые на рынке товары.

При скрытой ценовой конкуренции  фирмы вводят новый товар с  улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально  мало. 

 

Неценовая конкуренция. Выдвигает  на первый план более высокую, чем  у соперников, надежность, меньшую  «цену потребления», более современный  дизайн и т. д. Сильнейшее орудие неценовой  конкуренции – реклама. К числу  неценовых методов относят также  предоставление большого комплекса  услуг (в том числе обучение персонала), зачет старого сданного товара в качестве первого взноса за новый, поставку оборудования уже не «под ключ», а на условиях «готовая продукция в руки». 

 

К незаконным методам неценовой  конкуренции относятся:

1) промышленный шпионаж;

2) переманивание специалистов, владеющих  производственными секретами;

3) выпуск товаров, внешне ничем  не отличающихся от изделий-подлинников,  но существенно худших по качеству.

3. Конкуренция по степени интенсивности  

 

Интенсивность конкуренции – характер и степень противостояния конкурентов

одной отрасли или на одном рынке. На конкурентную ситуацию влияют меры государственного регулирования отрасли  – ограничения импорта, запреты  на экспорт и т. п., что способно как увеличить, так и уменьшить  привлекательность отрасли. Для  степени интенсивности конкуренции  используют обычно модель Майкла Портера. Она описывает функционирование конкурентной среды в рамках пяти основных конкурентных сил: 

 

1. Угроза выхода на рынок новых  компаний – добавляют в отрасль  новые производственные мощности  и тем самым уменьшают рыночные  доли существующих конкурентов; 

 

2. Рыночная власть поставщиков  влияет на цены и качество  поставляемых продукции, услуг,  что отражается на рентабельности  отрасли. Условия, при которых  рыночная власть поставщиков  высокая:

а) доминирование нескольких поставщиков;

б) большая концентрация в отрасли  поставщиков, нежели чем в отрасли  производителей;

в) недоступность товаров-заменителей;

г) незначимость производителя для поставщиков;

д) важность продуктов поставщиков для производителя;

е) высокая дифференциация поставщиков;

ж) высокие издержки производителя  по смене поставщика;

з) возможности поставщика по прямой интеграции с производителем. 

 

3. Рыночная власть покупателей  выражается в их способностях  понижать цены в отрасли, путем  уменьшения количества покупаемых  ими товара, или требовать лучшего  качества продукта за ту же  цену. Факторы, ведущие к большей  рыночной власти покупателей:

а) большая концентрация, чем в  отрасли производителя;

б) большие объемы покупок;

в) недифференцированные или стандартные  товары, услуги производителя;

г) угроза обратной интеграции покупателя с производителем;

д) открытость информации о составе затрат производителя;

е) высокая ценовая эластичность спроса в отрасли; 

 

4. Угроза появления товаров-заменителей.  Наличие заменителей устанавливает  верхнюю границу цены на продукт  в отрасли. Когда цены существующих  товаров поднимаются выше данной  границы, покупатели могут переключиться  на товары-заменители. 

 

5. Конкуренция между существующими  компаниями в отрасли – ядро  модели Портера. Интенсивность  конкуренции между фирмами будет  высокой, если в отрасли присутствуют: большое количество фирм, небольшая  степень их дифференциации, низкий  темп роста отрасли, высокие  фиксированные затраты, стратегическим  или эмоциональным причинам.

Интенсивность конкуренции также  зависит от типа взаимодействия между  конкурентами и скорости происходящих в отрасли процессов.

4. Понятие конкурентоспособности 

 

Конкурентоспособность – это сравнительная, а значит относительная оценка свойств  товара. Если бы на рынке не было конкурентов, с товарами которых потребитель  сравнивает ваш товар, то нельзя было бы говорить и о его конкурентоспособности.

Конкурентоспособность товара – это  относительная и обобщенная характеристика товара, выражающая его выгодные отличия  от товара-конкурента. 

 

Конкурентоспособность товара определяется следующими факторами:

а) качество производимой продукции  определяется новейшими технологиями и квалифицированным персоналом;

б) профессионализмом директората;

в) низкой себестоимостью;

г) реклама (прорекламированный товар  обладает большим спросом, а значит и предложением). 

 

Комплекс конкурентоспособности  товара состоит из трех групп элементов:

1) технических;

2) экономических;

3) социально – организационных.  

 

Технические параметры наиболее жесткие. По ним можно судить о назначении товара, его принадлежности к определенному  виду продукции. Это так же характеристики, отражающие технико-конструкторские  решения (стандарты, нормы, правила, законодательные  акты и т. д.) и эргономические показатели.  

 

Экономические параметры представлены величиной затрат на производство товара: его ценой, расходами на транспортировку, установку, ремонт и т. д. Вместе все  эти расходы образуют цену потребления. Цена потребления выше цены продажи. Покупатель делает затраты не только на приобретение товара, но и на его  потребление. 

 

Наиболее конкурентоспособен не тот  товар за который просят минимальную цену на рынке, а тот, у которого минимальная цена потребления за весь срок его службы у покупателя.

Социально-организационные параметры  – учет социальной структуры потребителей, национальных особенностей в организации  производства, сбыта, рекламы товара.

Конкурентоспособность товара во многом определяет конкурентоспособность  самого предприятия, однако между этими  понятиями имеются и отличия. 

 

Конкурентоспособность фирмы –  это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей и по эффективности производственной деятельности.  

 

Термин «конкурентоспособность»  – это:

а) многовариантность (под конкурентоспособностью понимают лишь некоторые технические характеристики продукции, фирмы или отрасли);

б) относительность (конкурирующий  на одних рынках товар будет совершенно неконкурентоспособен на других);

в) различие подходов к оценке и  анализу конкурентоспособности  на разных ее уровнях: уровне товара, предприятия, отрасли и т. д.

5. Основные субъекты рынка и  механизм конкурентного установления  равновесной цены 

 

Равновесная цена – цена на конкурентном рынке, при которой количество товаров  и услуг, которые желают купить потребители, абсолютно соответствует количеству товаров и услуг, которые производители  желают предложить. 

 

При равновесной цене:

– цена, при которой спрос и  предложение равны друг другу;

– цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товаров и услуг;

– цена, которая не обнаруживает тенденцию  к росту или снижению. 

 

Конкуренция является двигающим механизмом рынка. Конкуренция и колебания  спроса и предложения привели  к установлению равновесия цен на рынке. Немаловажно, что цены на рынке  находятся в постоянном движении вследствие изменений в предложении  или спросе товаров. Эти изменения  взаимосвязаны. Каждое изменение цены одного товара приводит к изменениям в цене других товаров. Существует целая  система цен, которая может оказаться  в равновесии, если рассматривать  ее в определенный момент и одновременно в ее совокупности. В этом случае говорят об общем равновесии рынка. В точке равновесия экономическое  движение прекращается. Для того чтобы  оно началось вновь, должны измениться внешние условия уровень цен, технология, ожидания и предпочтения производителей или потребителей. 

 

Именно конкуренция движет фирмы  переходить на самые эффективные  технологии производства. На конкурентном рынке неспособность некоторых  фирм использовать самую экономичную  технологию производства, в конечном счете, означает их устранение другими конкурирующими фирмами, которые применяют наиболее эффективные методы производства. 

 

Участники рыночных сделок могут осуществлять обмен и по неравновесным ценам, поскольку не знают равновесных. В этом случае на рынке возникает  дефицит или избыток, и участники  обмена, обнаружив, что их желания, представленные соответствующими функциями спроса и предложения, оказываются недостижимыми.  

 

Рынок является местом действия трех основных экономических субъектов: 

1) государство – предметом его  купли, являются: товары общественного  и государственного пользования.  Предметом продажи, в свою очередь  – услуги государственных организаций  и учреждений, земля, природные  ресурсы, жилье, лицензии;

2) предприятия – предмет их  купли: рабочая сила, земля, природные  ресурсы, сырье, полуфабрикаты,  товары, деньги, ценные бумаги. Предмет продажи: товары, услуги, принадлежащие им имущественные ценности, интеллектуальная собственность;

3) домашние хозяйства – предмет  купли: потребительские товары, услуги, имущественные ценности, а предметом  продажи – труд, имущественные  ценности, товары и услуги. 

 

 

  * Конкуренция- одно из основополагающих понятий рыночной экономики. Это движущий механизм рынка, фактор внутреннего развития, борьба участников рынка за лучшие условия производства и реализации продукции.

неоклассиков, конкуренция есть борьба за экономические ресурсы, за утверждение устойчивой ниши на рынке.

Достоинство конкуренции в том, что она ставит распределение  ограниченных ресурсов в зависимость  от экономических аргументов соревнующихся. Победить в конкурентной борьбе обычно можно, предлагая блага ( экономические  ресурсы и продукцию) более высокого качества либо по меньшей цене .

Роль конкуренции заключается  в том, что она способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных и продающихся  по равновесной цене благ.

Три основные предпосылки, необходимые для функционирования механизма конкуренции:

1)     равенство экономических агентов, действующих на рынке( зависит от количества фирм и потребителей)

2)     характер производимой ими продукции ( степень однородности продукта)

3)     свобода входа на рынок и выхода с него ( прежде всего отсутствие препятствий для входа в виде организационных объединений и структур) 

 

виды конкуренции ( формы рыночных структур)

1)     совершенная( чистая)возникает при условиях:

а) существуют множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию, при этом потребителю безразлично  у какой фирмы он приобретает  эту продукцию

б) доля каждой фирмы в общем  объеме предложения данной продукции  настолько мала , что любое ее решение о повышение или понижении цены не отражается на цене рыночного равновесия

в) вступление новых фирм в отрасль  не встречает каких-либо препятствий  или ограничений; вход и выход  из отрасли абсолютно свободен.

г) нет ограничений на доступ той  или иной фирмы к информации о  состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах, качестве товаров, технике производства и т. д.

2)     Несовершенная- конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства

Характерно: незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой- либо группы предпринимателей произвольно влиять на конъюнктуру рынка. При несовершенной конкуренции существуют жесткие барьеры для проникновения на конкретные рынки новых предпринимателей, отсутствуют близкие заменители продукции, выпускаемой привилегированными производителями.

3)     Монополистическая конкуренция- лежит между совершенной и несовершенной конкуренцией. Весьма часто встречается на практике и является смесью двух отмеченных видов. Представляет собой тип рынка, в условиях которого большое количество мелких фирм предлагают разнородную продукцию. Вход и выход с него обычно не связаны с какими то трудностями. 

Противоположностью конкуренции  служит   монополия. В условиях монополии одна фирма является единственным продавцом данной продукции, не имеющей близких заменителей. барьеры для вступления в отрасль для других фирм практически непреодолимы. Если в единственном числе выступает покупатель, то такая конкуренция называется монопсонией. В условия монополии выигрывает продавец; монопсония же обеспечивает привилегию для покупателей. в некоторых отраслях встречается двусторонняя монополия где один продавец и один покупатель. Например в области военного производства: заказчик- государство, поставщик-единственная фирма.

Чистая монополия и чистая монопсония- сравнительно редкие явления. Чаще в странах с рыночной экономикой складывается олигополия. Этот вид конкуренции предполагает существование на рынке нескольких крупных фирм., продукция может быть разнородной (автомобили), так и однородной (алюминий, сталь).вступление других фирм  в отрасль затруднено. Особенностью олигополии является взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на свою продукцию.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"