Шпаргалка по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 01:40, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет и функции экономической теории, экономические законы и категории
2. Методы экономической теории.
3. Возникновение экономики, основные направления и школы.

Файлы: 1 файл

Otvety_na_voprosy_po_ekonomike.docx

— 181.70 Кб (Скачать)

Экзаменационные вопросы по дисциплине «Экономика» 2012

1. Предмет и  функции экономической теории, экономические  законы и категории.

Экономическая теория создана и  развивается экономистами различных  школ и направлений, поэтому её определения  различны. Самое общее:Экономическая теория – это наука об основах хозяйственной жизни общества. А хозяйственная жизнь общества – это деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий их жизни. Вот такая вот простая схема. Хотя, о чем это я? Далеко она не простая. Но обо все по порядку.

Эта самая хозяйственная жизнь  базируется на том, что для получения  нужных благ общество использует экономические  ресурсы (вот Россия например, для  получения нужных благ нещадно имеет…простите, использует своих граждан), которые в большинстве случаев ограничены, а потому их надо использовать как можно более эффективно (слышишь, Медведев? Эффективно!).

Таким образом, в экономике можно  выделить три основные задачи (это  не я придумал, а Пол Самуэльсон):

 

1. Какие блага производить, и  в каких количествах?

2. Как производить блага, т.е.  из каких ресурсов и с помощью  каких технологий?

3. Для кого производить? 

 

Большей частью экономическая теория объясняет, как функционирует экономика, и как общество решает ключевые экономические  задачи. Она описывает, анализирует, но не дает рекомендаций (нахрена она, спрашивается, нужна тогда). Подобный подход называют позитивным (о да, позитивное бездействие), а аналитическую часть экономической теории – позитивной экономической теорией. В отличие от позитивной, нормативная экономическая теория дает рекомендации, рецепты действий. Естественно, что эта часть экономической теории вызывает наибольшие споры среди экономистов. Стоит ещё отметить, что экономическая теория анализирует хозяйственную жизнь на двух уровнях: микроэкономическом и макроэкономическом.

Анализируя хозяйственную жизнь, экономисты выявляют её закономерности и обобщают их. Проверенные и успешно  применяемые для прогнозирования  хозяйственной жизни закономерности называют экономическими законами. Но стоит отметить, что экономические законы, как и все законы общественных наук, намного менее четки и строги, чем законы более точных наук (именно поэтому все мы любим Эйнштейна гораздо больше, нежели Адама Смита…). В экономике можно найти следующие законы – закон спроса, закон стоимости и т.д.

И напоследок, немного о функциях экономической теории:

- методологическая (как надо познавать  экономическую действительность)

- теоретическая (описывает различные экономические законы)

- практическая (в нашей стране  она явно отсутствует…)

- вспомогательная

 

Функции:1.методологическая - как надо познавать экономическую действительность, опред. объект , предмет и др. 2. теоретическая - раскрывает и описывает объективные экономические законы, научный анализ хоз. практики  3. практическая  4.вспомогательная - мировоззренческая, образовательная, идеологическая.  

 

Экономическая теорияизучает, каким образом люди делают выбор в распределении редких ресурсов, чтобы производить, обменивать и потреблять экономические блага для удовлетворения своих неограниченных потребностей.  Предмет: 1.  экономические отношения, 2. экономическое поведение, 3. связи и взаимосвязи, которые возникают посредством экономических отношений. Экономические категории  : труд, рынок, стоимость, займы, инфляция, денежная масса, капитал, спрос, предложение, баланс, уровень жизни, бюджет, издержки, инвестиции, з/п, безработица и др.  Экономический закон - наиболее существенные, устойчивые, постоянно повторяющиеся объективные причинно-следственные связи и взаимозависимости в экономических явлениях и процессах. Проверенные и успешно применяемые для хоз. жизни закономерности.   Законы развития отношений производства, распределения, обмена и потребления(законы спроса, предложения, ден. массы и т.д.). Предмет- отношения в сфере торговли (обращения). Функции: 1.познавательная (изучает и объясняет процессы и явления экономической жизни общества), 2. практическая (прагматическая) - разработка принципов и методов рационального хозяйствования, научное обоснование экономической стратегии осуществления реформ экономической жизни и т. д.,  3. прогнозно-прагматическая (разработка и выявление научных прогнозов и перспектив общественного развития). 

 

2. Методы экономической  теории.

Широко распространены индукция и дедукция. Посредством индукции (наведения) обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция (выведение) делает возможным переход от общих выводов к относительно частным. Анализ и синтез, индукция и дедукция применяются экономической теорией в единстве. Их сочетание обеспечивает системный (комплексный) подход к сложным (многоэлементным) явлениям хозяйственной жизни.

позитивный метод отрицает прицинно-следственные связи, а вместо них выдвигает "принцип всеобщей зависимости" ))ошибка во втором ответе!+ метод- совокупность приемов, принципов с помощью которых опред. пути достижения цели.

 
В экономической теории широко используются методы научной абстракции, анализа  и синтеза, системный подход и  методы моделирования.

Метод научной абстракции состоит в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, несущественных деталей и выделении сущности предмета явления. В результате этих допущений возможно выработать, например, научные понятия, выражающие наиболее общие свойства и связи явлений действительности – категории. Так, абстрагируясь от бесчисленных видов товаров, производимых в мире, мы объединяем их в одну экономическую категорию – товар.

Метод анализа и синтеза предполагает изучение явления как по частям (анализ) так и в целом (синтез). Например, изучая главные свойства денег, мы можем на этой основе попробовать сложить их вместе, обобщить (синтезировать). Сочетая анализ и синтез, мы обеспечиваем системный (то есть комплексный) подход к сложным (многоэлементным) явлениям хозяйственной жизни.

Моделированиеотражает главные экономические показатели (данные, переменные) исследуемых объектов и связи между ними. Если в модели есть только самое общее описание показателей и их взаимосвязей, то это текстовая модель, если этим показателям и связям задают количественные значения, то на базе текстовой можно построить графическую, математическую и компьютерную модели. 

 

Методология- учение о принципах построения,  формах и способах научного познания.  Методол. подход 2ух типов: 1. нормативный (основан на жестких постулатах политического, философского, религиозного мировоззрений- подход называет оценку факта и отвечает на вопрос: каким должен быть факт? ), 2. позитивный (причинно-следственная связь-- причины всеобщей взаимозависимости, претендует на социальную нейтральность). Метод - совокупность приемов и принципов, с помошщью котор  Методы экономической науки:  1. материалистической диалектики (в России), 2. субъективный и объективный (идеализм - Запад, влияние экономического психологизма). Методы: Системный подход -> метод абстракции > анализ > наблюдение и сбор данных (эмпирический); Логический> исторический > синтез  > методы индукции и дедукции; Моделирование > эксперимент> графики > экономико-математические методы.         

3. Возникновение  экономики, основные направления  и школы.

Аристотель( определил экономику как науку о богатстве, внес ценный вклад в теорию стоимости, цены и денег) и Платон первыми пытались систематизировать экономические знания. Экономика <-экономия – Ксенофонт. «Ойкос»(дом., домаш. Хоз-во) + «номос»( знаю, закон). В букв. смысле экономия – наука о домоводстве. Развитие общественного разделения труда и обмена привели к преодалению натуральной замкнутости и формированию экономики как единого целого в масштабах одного государства. Антуан де Монкретьен – «Трактат политической экономии» - учение позднего феодализма: политика всемерного поощрения торговли, торговля – главная цель производства.

  1. Меркантилизм – основное направление в 17-19 вв.( Т. Манн, Дж. Локк, Жан Батист Кольбер) Торговый капитал, обращение в сфере торговли – предмет. Деньги – абсолютная форма богатства, накопление богатства – прибыль от внешней торговли. Объективное движение денег как капитала. Значение прибыли – определяющий мотив в развитии эк-ки. Ввозить меньше, вывозить больше! Накопление благородных металлов – золота и серебра, как главных форм богатства.
  2. Физиократы ( Франусуа Кенэ, Анн Тюрго) – земля продуктивная, только труд сельскохозяйственных работников может создать чистый продукт, то есть доход, превышающий затраты. Пром-ть, торговля – «бесплодны», потому что они лишь перерабатывают продукты, не увеличивая их количества. Стимулирование сх – цель! 
  3. Английская классическая политэкономия (Адам Смит, Давид Рикардо, Уильям Петти). В основе – теория физиократов. Материальное производство и повышение его эффективности – предмет. А. Смит – свободная рыночная конкуренция – основа хозяйств. «свободная игра рыночных сил». Государство должно быть дешевым. Капитализм! 1) налоги платит каждый, в соотв. с его доходом, 2) налог определен и зафиксирован, 3) принцип справедливости. Богатство создается не только земледелием, но и трудом всех других классов, всей нации в целом( концепция трудовой стоимости).
  4. Капитализм Маркса( прибыль капиталистов – неоплаченный труд рабочего класса)
  5. Неоклассическое направление Альфреда Маршалла. Экономикс – наука, исследующая поведение людей в процессе произв-ва, распределения и потребления редких благ и услуг в мире ограниченных ресурсов, а также способ наиболее эффективно использовать эти ресурсы. Максимизация благосостояния возможна лишь в условиях свободной конкуренции. Закон рынков.
  6. Маржинализм (от англ. Маргинал – предельный) – теория предельной полезности. А. Пигу, Карл Менгер и др. В основе эконом. анализа – субъективно-оценочные суждения вовлеченных в хоз. отношения субъектов.
  7. Кейсианство: в центре – проблемы макроэкономики. Джон Кейнс «Общая теория занятости, процента и денег». Двигатель экономики не предложение, а спрос.
  8. Монетаризм: деньги в центре макроэкономики. Основа кредитно-денежной политики. И другие :)

 

 

Марксистская политэкономика (Маркс, Энгельс) середина 19в. Характерные черты: продолжение классической политэкономики с классовой направленностью; увидели в производстве добавочной стоимости эксплуатацию рабочего труда; обнаружили проблемы между трудящимися и капиталистами, предпосылки к пролетарской революции, после которого должно начаться социализм и капитализм, где власть будет принадлежать рабочему классу; предмет изучения – производственные отношения и законы капиталистического способа производства. Маржинализм (Джевонс, Менгер, Вальрас, Бен-Баверн) 19в. Предмет изучения - предельные крайние величины или состояния, которые характеризуют не сущность явлений, а их изменение в связи с изменением других явлений. Стоимость любого блага или товара зависит от его предельной полезности для потребителя. Вульгарная политэкономика вторая половина 19в. -Неоклассическая (Маршал, Фридман, Рюэфф, Кларк, Вебер, Фостман) конец 19в.Исследует поведение экономического человека (потребителя, предпринимателя, наёмного работника), который стремится максимизировать доход и минимизировать затраты. Основные категории – теория предельной полезности, рационального индивида, закон издержек, теория предельной производительности факторов производства. Минимально должно быть вмешательство государства.  

 

1.1 памятник эк - поучение гераклеопольского царя(Египет) своему сыну (о правилах искусства гос. управления ), 2. кодекс законов Хамураппи (Вавилон), 3. Конфуцианство - Китай (5-4 ввдо н.э.), 4. Ксенофонт «Экономикос» (400 г. до н.э.)- люди могут обогащать государство «Деньги не ценность, если не уметь ими пользоваться». 5. Аристотель обобщил науку экономику (экономика - естественный набор х-ва), Хрематистика - искусство  накапливать богатство путем торговли и ростовщичества ( Аристотель).17-18 в. Меркантилизм(Монкрентьен) предмет- отношения в сфере торговли, деньги- абсолютная форма богатства. Для соблюдения баланса- гос регулир. (поддержка отеч произв и мешать иностранным). Движение денег как капитала Физиократы (Тюрго) -       Общественное богатство произв в с/х. Общество 3 класса: 1- собственники; 2 - производители; 3- бесплодные. созданы экономические таблицы-  теперь в основе модели межотраслевого баланса. Классическая школа. (Адам Смит) что в экономике естественный порядок, рынок не нуждается в гос регулировании. Конкуренция -идеальная ф-ма торговли. накопление капитала и расширение пр-ва -богатство. Социалистическая идея. Сизмонди, Маркс, Энгельс)  гос монополия + плановая экономика"Капитал"(3 части).Австрийская школа предельной полезности (маржинализм)(Менгер). использование предельных крайних величин или состояний, которые характеризуют не сущность явлений, а их изменение в связи с изменением других явлений. Стоимость любого блага или товара зависит от его предельной полезности для потребителя. Неоклассическая школа. (Маршал) Эконом. хоз-во совокупность микроэкномических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках. бизнес +гос. Математическая школа. (Вальрас) рыночную экономик- система, способная достигать равновесия на основе взаимодействия спроса и предложения. модель рын равновес.   

 

Возраст экономики равен возрасту человечества. Древнейшие дошедшие до нас письменные источники – «Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара», (Египет, XXIвек до н.э.) и кодекс законов Хаммурапи (Вавилония, XXVIIIв. До н.э.). Вопросов хозяйства касался в своем учении Конфуций (5-4 в. До н.э.). Ксенофонт (444-355 до н.э.) в своем труде «Экономикос» дал название будущей науке. Аристотель (4 в.) разграничил экономику как естественную основу хозяйства и хрематистику – искусство наживать богатство торговлей и ростовщичеством.

Средневековые схоласты пытались привести хозяйственную деятельность общества в соответствие с церковным учением.

Как наука экономика сформировалась в 17-18 вв. Ее возникновение было обусловлено  вытеснением натурального хозяйства  торговлей. Первой научной экономической  школой была школа меркантилистов. Монкретьен, Кольбер, Джон Локк, Мен исследовали сферу обращения богатств и находили источник обогащения в торговле. Они положили начало анализу объективного движения денег, определили форму капитала: деньги -> товар -> деньги. Поняли значение прибыли – это был определяющий момент в развитии экономики.

С 17 века в центре внимания оказывается  производство.

Школа физиократов представлена Буагильбером, Кене, Тюрго. Они полагали источником богатства землю и изучали экономические отношения в сельском хозяйстве. Школа физиократов возникла под влиянием необходимости стимулировать сельское хозяйство.

Представители английской классической политэкономии – Адам Смит, Витти, Риккардо – развили идеи физиократов и присовокупили к ним материальное производство. Смит полагал, что свободная рыночная конкуренция – идеальная форма ведения хозяйства («невидимая рука рынка»). Главное условие обогащения в соответствии с классической политэкономией – расширение объема производства.

В итоге, историческое движение экономической  мысли выглядит так: меркантилисты -> физиократы -> классическая политэкономия. Дальше – интереснее, но это следующий  вопрос.

 

4. Основные этапы  развития современной экономической  теории, направления и школы.

Со второй половины ХIХ века в экономической теории формируются два направления - марксистское (пролетарское) и немарксистское (буржуазное). Раскол экономической теории обусловлен накоплением капитала в рыночной экономике. Это привело к обострению экономических противоречий, возникновению кризисов. Соответственно изменилась трактовка предмета экономической науки, ее функций и задач.

Марксистская политэкономия (Маркс, Энгельс, Сисмонди) изучала законы и механизмы капиталистического производства, поддерживала госмонополию и планирование. Целью капиталистического производства, по мнению марксистов, является производство прибавочной стоимости - результат эксплуатации наемных рабочих. Ее присваивают капиталисты, следовательно, капиталистический строй - эксплуататорский, т. е. несправедливый. В связи с этим между накоплением и потреблением, трудящимися и эксплуататорами назревают непреодолимые противоречия, неминуемо ведущие к перевороту. Будущее - за социализмом (коммунизмом). Власть должна принадлежать рабочему классу, классу - производителю и созидателю. Поэтому экономическое учение К. Маркса и его последователей носит во многом социальную, классовую окраску.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"