Шпаргалка по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 01:40, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет и функции экономической теории, экономические законы и категории
2. Методы экономической теории.
3. Возникновение экономики, основные направления и школы.

Файлы: 1 файл

Otvety_na_voprosy_po_ekonomike.docx

— 181.70 Кб (Скачать)

4. Административно-командная система. Характерными чертами являются общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, сильная монополизация и бюрократизация экономики, централизованное, директивное, экономическое планирование как основа хозяйственного механизма. 

 

Ну и напоследок, немного об экономическом  выборе. По причине ограниченности экономических ресурсов общество вынуждено  делать выбор. В процессе выбора приходится от чего—то отказываться. То, от чего общество отказывается, называется вмененными (скрытыми) издержками достижения выбранных  целей. Проблема экономического выбора отражается в трех основных вопросах экономики.

1. Что? (Какие из возможных благ  и услуг должны производиться  в данной экономической системе  в данный период времени?)

2. Как? (Какую комбинацию сочетания  ресурсов и с использованием какой технологии необходимо использовать для производства выбранных благ и услуг?)

3. Для кого? (Кто заинтересован  в покупке выбранных товаров  и услуг, каково должно быть  распределение валового дохода  общества от их производства?)

 

7. Модели трансформации  отношений собственности. Этапы  приватизации в России.

Модели трансформации:

1. Национализация - передача в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта или другого имущества, принадлежащего частным лицам или акционерным обществам. Может осуществляться через безвозмездную экспроприацию, полный или частичный выкуп.

2. Приватизация - процесс передачи государственной (муниципальной) собственности в частные руки.

3. Разгосударствление - переход государственной собственности в руки отдельных граждан, коллективов физических и юридических лиц, а также формирование различных форм собственности.

Разгосударствление отличается от приватизации тем, что собственник  может и не меняться, просто с  государства снимается часть  функций по управлению предприятиями.

           Меры перехода к рынку:

- бесплатное распределение среди  населения прав в виде приватизационных  чеков (ваучеров). Цель – создать  рыночную экономику в кратчайшие  сроки; 
- продажа акций работникам предприятия на льготных условиях; 
- продажа государственных предприятий по рыночной цене.

Этапы приватизации в России: 
1. Ноябрь 1991 – июль 1994: «ваучерный». На конец периода количество частных предприятий было примерно равно количеству государственных. 
2. Июль 1994 – август 1995 – рост количества приватизированных предприятий. 
3. С начала 1996 – к 2001 г преобладают приватизированные предприятия. 

 

8. Производство, его  формы, распределение, обмен и  потребление.

Производство – процесс воздействия  человека на вещество природы с целью  создания материальных благ и услуг, необходимых для развития общества. Оно может быть материальным и  нематериальным (оказание услуг, создание духовных ценностей, здравоохранение). Оба производства взаимосвязаны. Формы  производства: 1. доиндустриальные (с/х) , индустриальные (механизированное машинное производство), постиндустриальное (наука, сфера услуг. Информационные технологии и т.д) 2. Натуральные формы производства, товарные формы производства (условия возникновения товарного производства – общественное разделение труда, частичная собственность, экономическое обособление производства). Производство, распределение, обмен и потребление – экономические отношения. С помощью э.о. в результате общественного производства создается валовый национальный продукт. Но конечная и непосредственная цель этой цепочки могут не совпадать, тогда появляются отрицательные черты рынка – перепроизводство. Производство – процесс постоянного воспроизводства экономики. Распределение происходит под воздействием объекта – ценного механизма (спрос-предложение). А чтобы этот процесс не прекращался нужен обмен. В процессе потребление происходит разрушение полярности потребительского продукта.  

 

Производство – процесс воздействия  человека на природу с целью создания материальных благ и услуг, неоходимых для развития общества. Нематериальное производство – оказание услуг и создание духовных ценностей. 
Стимулом к активной производственной деятельности являются потребности. Они определяют направление производства. 
 
Формы производства: 
I Доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное 
II Натуральное, товарное.

 

9. Понятие рынка  и условия его возникновения.

+ рыночной системы: наивысшая  ресурсоотдача, высокая конкурентоспособность, рынок выбирает эффективных производителей - санирующая фун-ция

- рын. системы: выпуск денег осущ-ет гос-во; расходы госуправления на общественные блага - рынок не готов их обеспечить; рынок выбирает наиболее квалифицированную силу - беспощаден к слабым -- расслоение общ-ва - рост соц напряженности

Для бесперебойной работы рынка  необходимо: 1. конкуренция: свободная  цена, нет монополий, наличие ззаконов для охраны частной собственности 2. резервы роста экономики 3. подвижность ресурсов 4. развитая инфраструктура (совокупность инстов обслуживающих рыночное хоз-во: рынок товаров и услуг - оптовая и розничная торговля, биржа труда; рынок капитала - банки, фондовые биржи; транспорт; информ сети; ЖКХ; страховые компании, суды.

             В сегодняшнем понимании рынок  - это целостная система экономических  отношений между покупателями  и продавцами, складывающихся в  связи с формированием свободных  цен, колеблющихся в зависимости  от динамики спроса и предложения.

Модель свободного рынка - идеальная  модель, абстракция, позвояющая сравнивать реальный рынок с рынком неограниченной конкуренции.

Условия: 1. неограниченное число конкурентов 2. свободный вход и выход 3. абсолютная мобильность ресурсов 4. каждый участник может обладать всем объемом рыночной инф-ии 5. однородность одноименных продуктов (нет торговых  марок) 6. невозможность влияния участников друг на друга (нет сговоров и тд) 

 

Рынок– это совокупность отношений между продавцами и покупателями. Но поскольку сложные, многогранные, состоящие из различных систем и блоков, экономисты различных школ рассматривают их в той плоскости, где находится сфера исследуемой ими проблемы.            

 Рынок является самонастраивающейся  системой, и в этом одно из  его преимуществ. Такое саморегулирование  рынка обеспечивает его механизмом. Рынок обслуживает производство, обмен, распределение и потребление.  Для производства рынок поставляет  необходимые ресурсы и реализует  его продукцию, а также определяет  спрос на неё. Для распределения  он является тем механизмом, который  определяет размеры доходов для  владельцев ресурсов. Для потребления  рынок – тот канал, через  который к потребителю поступает  основная часть необходимых ему  благ.           

 Каковы же условия возникновения рынка? Первое – разделения труда, которое ведет к специализации и обмену. Второе условие – самостоятельность экономических агентов (то бишь продавцов и покупателей). Товарный обмен обязательно предполагает стремление к взаимовыгодности, а такое стремление возникает на основе экономической самостоятельности, выражаемой в экономической ограниченности, обособленности интересов. Ну и наконец третье условие – свобода предпринимательства.

 

10. Виды рынков  и их функции.

По территориальному признаку:

  1. местный
  2. региональный
  3. национальный

По субъектам, вступающим в обмен:

  1. рынок потребителей
  2. производителей
  3. промежуточных продавцов
  4. государственных учреждений

По объектам обмена:

  1. рынки средств производства
  2. рынок товаров и услуг
  3. финансовый
  4. рынок интеллектуальной собственности

С учетом ассортимента:

  1. замкнутый
  2. насыщенный
  3. смешанный

По степени соблюдения законности:

  1. легальный (официальный)
  2. нелегальный (теневой)
  3. чёрный (в некоторых словарях «чёрный» = «нелегальный»)

По степени насыщенности:

  1. равновесный (спрос = предложение)
  2. дефицитный(спрос > предложение)
  3. избыточный (спрос < предложение)

По степени развитости экономической свободы:

  1. свободный
  2. регулируемый

Алсо, рынки бывают: 

По виду продаваемых  товаров: сырья, материалов, драгоценностей, средств производства, недвижимости, потребительских товаров и услуг, информации, инноваций, капитала, валюты, ценных бумаг, труда. 
По масштабу территории: мировой, зональный, национальный, внутренний и внешний(внутри страны). 
С точки зрения соответствия законодательству: легальный, нелегальный: теневой, черный. 
По уровню конкуренции: высококонкурентный, монополистической конкуренции, олигополистической конкуренции, чисто монополистический (закрытый). 

 

Итак, господа, виды рынков. Рынок как механизм состоит из отдельных (малых) рынков – капитала, труда, продовольствия, жилья и т.д. «Малые» рынки бывают двух видов: ресурсов и продукции. Любой рынок можно дробить на все более узкие. Так, если в рынках ресурсов выделить рынок труда, то он, в свою очередь, состоит из рынков по группам специализации и по отдельным специальностям.           

 Все выделяют пять функций  рынка: ценообразующую, информационную, регулирующую, сканирующую и посредническую. Поговорим понемногу о каждой.

Ценообразующая– как следует из названия, эта функция помогает образовывать цены. В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. В процессе рыночного обмена цена устанавливается путем сопоставления затрат (издержек) и полезности обмениваемых благ.

Информационная– тут тоже вроде бы все ясно. Цена, складывающаяся на каждом рынке, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном качестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки.

Регулирующая– и тут все ясно, что ж ты будешь делать. Она связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Образно говоря, на рынке действует регулирующая «невидимая рука», о которой писал ещё Адам Смит.

Посредническая– рынок выступает посредником между производителем и потребителем, позволяя им найти наиболее выгодные варианты купли-продажи.

Сканирующая– рынок постоянно проводит «естественный отбор» среди участников хозяйственной деятельности. Использую конкуренцию, рынок очищает экономику от неэффективно функционирующих предприятий (этакий экономический Каратель).

На этой веселой ноте мы и закончим повествование о видах и функциях рынков.

 

11. Спрос, закон  спроса, факторы спроса.

Спрос- платежеспособная потребность (то кол-во товара, кот потребитель отов купить по определенной цене). 1.Индивидуальный (потребности покупателя в денежной форме)влияет- цена,система ценностей, доход, кол-во человек в семье, соцуровень 2. совокупный(платежеспособная потребность об-ва в целом) -цена, доход,. D=P(цена)*Q(кол-во продан товара)Рыночный спрос- сумма величин спроса, предлаг. потребителю при разных ценах. Факторы: цена, неценовые -1.изменение дохода населения. 2.изменения в структуре населения,3. изменение цн на друг товары, 4. измен. вкусов потребителей.Vспроса по каждому отдельному товару, кол-во кот покупатели хотят приобрести за конкретный промежуток времени. Закон спроса: цена товара >, величина спроса <. 

 

Что же такое спрос? А спрос, дети мои, это количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар.

Это учат ещё в детском саду, а сталкиваемся мы с этим в тот  прекрасный день, когда приходим с  родителем за картошкой.           

 В условия рынка (а у  нас, куда не плюнь, повсюду  рынки) действует так называемый закон спроса, суть которого можно выразить следующим образом:

При прочих равных условиях (каких, не уточняется, но думаю, тех самых периодах времени, количествах и ценах) величина спроса на товар тем выше, чем  ниже цена этого товара, и наоборот, чем выше цена, тем ниже величина спроса на товар.           

 Действие этого закона объясняют  существованием эффекта дохода  и эффекта замещения. Первый  выражается в том, что при  снижении цены товара потребитель  чувствует себя богаче и хочет  приобрести большее количество  товара. Второй эффект состоит  в том, что при снижении цены  товара потребитель стремиться  заместить им другие товары, цены  на которые не изменились (а  то и не дай бог повысились).            

 Что до факторов спроса - основной  фактор называют ценовым. То есть, как мы уже говорили, величина спроса напрямую зависит от цены товара. Существует так же ряд неценовых факторов спроса:

- изменение дохода населения,  в этом случае доходы покупателей  растут и у них возникает желание покупать больше товаров вне зависимости от их цены.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"