Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 01:40, шпаргалка
1. Предмет и функции экономической теории, экономические законы и категории
2. Методы экономической теории.
3. Возникновение экономики, основные направления и школы.
4. Административно-командная система. Характерными чертами являются общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, сильная монополизация и бюрократизация экономики, централизованное, директивное, экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.
Ну и напоследок, немного об экономическом выборе. По причине ограниченности экономических ресурсов общество вынуждено делать выбор. В процессе выбора приходится от чего—то отказываться. То, от чего общество отказывается, называется вмененными (скрытыми) издержками достижения выбранных целей. Проблема экономического выбора отражается в трех основных вопросах экономики.
1. Что? (Какие из возможных благ
и услуг должны производиться
в данной экономической
2. Как? (Какую комбинацию сочетания ресурсов и с использованием какой технологии необходимо использовать для производства выбранных благ и услуг?)
3. Для кого? (Кто заинтересован в покупке выбранных товаров и услуг, каково должно быть распределение валового дохода общества от их производства?)
7. Модели трансформации
отношений собственности.
Модели трансформации:
1. Национализация - передача в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта или другого имущества, принадлежащего частным лицам или акционерным обществам. Может осуществляться через безвозмездную экспроприацию, полный или частичный выкуп.
2. Приватизация - процесс передачи государственной (муниципальной) собственности в частные руки.
3. Разгосударствление - переход государственной собственности в руки отдельных граждан, коллективов физических и юридических лиц, а также формирование различных форм собственности.
Разгосударствление отличается от приватизации тем, что собственник может и не меняться, просто с государства снимается часть функций по управлению предприятиями.
Меры перехода к рынку:
- бесплатное распределение
- продажа акций работникам предприятия
на льготных условиях;
- продажа государственных предприятий
по рыночной цене.
Этапы приватизации в России:
1. Ноябрь 1991 – июль 1994: «ваучерный». На
конец периода количество частных предприятий
было примерно равно количеству государственных.
2. Июль 1994 – август 1995 – рост количества
приватизированных предприятий.
3. С начала 1996 – к 2001 г преобладают приватизированные
предприятия.
8. Производство, его формы, распределение, обмен и потребление.
Производство – процесс
Производство – процесс
Стимулом к активной производственной
деятельности являются потребности. Они
определяют направление производства.
Формы производства:
I Доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное
II Натуральное, товарное.
9. Понятие рынка и условия его возникновения.
+ рыночной системы: наивысшая ресурсоотдача, высокая конкурентоспособность, рынок выбирает эффективных производителей - санирующая фун-ция
- рын. системы: выпуск денег осущ-ет гос-во; расходы госуправления на общественные блага - рынок не готов их обеспечить; рынок выбирает наиболее квалифицированную силу - беспощаден к слабым -- расслоение общ-ва - рост соц напряженности
Для бесперебойной работы рынка необходимо: 1. конкуренция: свободная цена, нет монополий, наличие ззаконов для охраны частной собственности 2. резервы роста экономики 3. подвижность ресурсов 4. развитая инфраструктура (совокупность инстов обслуживающих рыночное хоз-во: рынок товаров и услуг - оптовая и розничная торговля, биржа труда; рынок капитала - банки, фондовые биржи; транспорт; информ сети; ЖКХ; страховые компании, суды.
В сегодняшнем понимании рынок
- это целостная система
Модель свободного рынка - идеальная модель, абстракция, позвояющая сравнивать реальный рынок с рынком неограниченной конкуренции.
Условия: 1. неограниченное число конкурентов 2. свободный вход и выход 3. абсолютная мобильность ресурсов 4. каждый участник может обладать всем объемом рыночной инф-ии 5. однородность одноименных продуктов (нет торговых марок) 6. невозможность влияния участников друг на друга (нет сговоров и тд)
Рынок– это совокупность отношений между продавцами и покупателями. Но поскольку сложные, многогранные, состоящие из различных систем и блоков, экономисты различных школ рассматривают их в той плоскости, где находится сфера исследуемой ими проблемы.
Рынок является
Каковы же условия возникновения рынка? Первое – разделения труда, которое ведет к специализации и обмену. Второе условие – самостоятельность экономических агентов (то бишь продавцов и покупателей). Товарный обмен обязательно предполагает стремление к взаимовыгодности, а такое стремление возникает на основе экономической самостоятельности, выражаемой в экономической ограниченности, обособленности интересов. Ну и наконец третье условие – свобода предпринимательства.
10. Виды рынков и их функции.
По территориальному признаку:
По субъектам, вступающим в обмен:
По объектам обмена:
С учетом ассортимента:
По степени соблюдения законности:
По степени насыщенности:
По степени развитости экономич
Алсо, рынки бывают:
По виду продаваемых
товаров: сырья, материалов, драгоценностей,
средств производства, недвижимости, потребительских
товаров и услуг, информации, инноваций,
капитала, валюты, ценных бумаг, труда.
По масштабу территории: мировой,
зональный, национальный, внутренний и
внешний(внутри страны).
С точки зрения соответствия законодательству:
легальный, нелегальный: теневой, черный.
По уровню конкуренции: высококонкурентный,
монополистической конкуренции, олигополистической
конкуренции, чисто монополистический
(закрытый).
Итак, господа, виды рынков. Рынок как механизм состоит из отдельных (малых) рынков – капитала, труда, продовольствия, жилья и т.д. «Малые» рынки бывают двух видов: ресурсов и продукции. Любой рынок можно дробить на все более узкие. Так, если в рынках ресурсов выделить рынок труда, то он, в свою очередь, состоит из рынков по группам специализации и по отдельным специальностям.
Все выделяют пять функций рынка: ценообразующую, информационную, регулирующую, сканирующую и посредническую. Поговорим понемногу о каждой.
Ценообразующая– как следует из названия, эта функция помогает образовывать цены. В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. В процессе рыночного обмена цена устанавливается путем сопоставления затрат (издержек) и полезности обмениваемых благ.
Информационная– тут тоже вроде бы все ясно. Цена, складывающаяся на каждом рынке, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном качестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки.
Регулирующая– и тут все ясно, что ж ты будешь делать. Она связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Образно говоря, на рынке действует регулирующая «невидимая рука», о которой писал ещё Адам Смит.
Посредническая– рынок выступает посредником между производителем и потребителем, позволяя им найти наиболее выгодные варианты купли-продажи.
Сканирующая– рынок постоянно проводит «естественный отбор» среди участников хозяйственной деятельности. Использую конкуренцию, рынок очищает экономику от неэффективно функционирующих предприятий (этакий экономический Каратель).
На этой веселой ноте мы и закончим
повествование о видах и
11. Спрос, закон спроса, факторы спроса.
Спрос- платежеспособная потребность (то кол-во товара, кот потребитель отов купить по определенной цене). 1.Индивидуальный (потребности покупателя в денежной форме)влияет- цена,система ценностей, доход, кол-во человек в семье, соцуровень 2. совокупный(платежеспособная потребность об-ва в целом) -цена, доход,. D=P(цена)*Q(кол-во продан товара)Рыночный спрос- сумма величин спроса, предлаг. потребителю при разных ценах. Факторы: цена, неценовые -1.изменение дохода населения. 2.изменения в структуре населения,3. изменение цн на друг товары, 4. измен. вкусов потребителей.Vспроса по каждому отдельному товару, кол-во кот покупатели хотят приобрести за конкретный промежуток времени. Закон спроса: цена товара >, величина спроса <.
Что же такое спрос? А спрос, дети мои, это количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар.
Это учат ещё в детском саду, а сталкиваемся мы с этим в тот прекрасный день, когда приходим с родителем за картошкой.
В условия рынка (а у
нас, куда не плюнь, повсюду
рынки) действует так
При прочих равных условиях (каких, не уточняется, но думаю, тех самых периодах времени, количествах и ценах) величина спроса на товар тем выше, чем ниже цена этого товара, и наоборот, чем выше цена, тем ниже величина спроса на товар.
Действие этого закона
Что до факторов спроса - основной фактор называют ценовым. То есть, как мы уже говорили, величина спроса напрямую зависит от цены товара. Существует так же ряд неценовых факторов спроса:
- изменение дохода населения,
в этом случае доходы