Шпаргалка по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 01:40, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет и функции экономической теории, экономические законы и категории
2. Методы экономической теории.
3. Возникновение экономики, основные направления и школы.

Файлы: 1 файл

Otvety_na_voprosy_po_ekonomike.docx

— 181.70 Кб (Скачать)

 

19. Закон убывающей  предельной производительности.

Закон убывающей предельной полезности утверждает, что, при постоянном потреблении  определённого продукта, его предельная полезность начинает уменьшаться. Отсюда следует необходимость понижения  цены для того, чтобы побудить потребителя  к увеличению покупок такого продукта. Однако, закон убывающей предельной полезности не всегда действует при малых количествах товара. Например, если человек принимает одну таблетку — он излечивается не полностью. Если две — то он излечивается полностью, и предельная полезность возрастает по сравнению с одной таблеткой. Однако дальнейшее потребление антибиотиков только вредит организму и предельная полезность становиться отрицательной. 

 

Закон убывающей предельной производительности действует в краткосрочном временном  интервале, когда один производственный фактор остается неизменным. Действие закона предполагает неизменное состояние техники и технологии производства. Если в производственном процессе будут применены новейшие изобретения и другие технические усовершенствования, то рост объема выпуска может быть достигнут при использовании тех же самых производственных факторах, т. е. технический прогресс может изменить границы действия закона.

Если капитал является фиксированным  фактором, а труд – переменным, то фирма может увеличить производство за счет использования большего количества трудовых ресурсов. Но по закону убывающей предельной производительности, последовательное увеличение переменного ресурса при неизменности других ведет к убывающей отдаче данного фактора, т. е. к снижению предельного продукта или предельной производительности труда. Если же наем рабочих будет продолжаться, то в конечном итоге, они будут мешать друг другу (предельная производительность станет отрицательной), и объем выпуска сократится.

 

20. Выручка и  прибыль. Принцип максимизации  прибыли совершенно-конкурентной  фирмы.

Общий (валовый) доход = TR = P*Q

AR (средний доход) = TR\Q = P (цена)

MR (предельная выручка за ед. доп. продукции) = дельта TR\дельта Q. Отсюда есть следствия, которые работают только на рынке чистой конкуренции: 1. TR = AR*Q 2. AR=TR\Q=P*Q\Q=P 3. MR=P=AR

ТП (валовая прибыль) = ТR-TC

Виды прибыли: БухгП = выручка - неявные издержки

ЭкП = разница между выручкой и суммой явных и неявных издержек

Абс(Общ)П - просто разница между выручкой и издержкой (насколько я понимаю, то же самое, что валовая)

Нормальная прибыль = неявным издержкам (если НП больше ЭкП фирма так же не имеет смысла существовать)

Предельная П - разница между пред выручкой и предел издержками 

 

Выручка- это валовое поступление  экономических выгод в ходе обычной  деятельности компании, приводящее к  увеличению капитала, иному, чем за счет взносов акционеров.Прибыль- в широком смысле слова, это разница между полученной выгодой и понесенными при этом затратами; в узком смысле - доход от реального капитала. Виды прибыли: бухгалтерские (разница между совокупной выручкой и бухгалтерскими издержками), экономические (разница между валовой выручкой и экономически издержками), абсолютные, нормальная (равна неявным издержкам), предельная (предельная прибыль – предельные издержки). Принцип максимизации прибыли— фирма будет максимизировать прибыль при расширений объема производства до того уровня, при котором предельные (или избыточные) прибыли, полученные от выпущенной продукции, перекроют предельные (или избыточные) затраты на ее производство. Правило:  фирма должна прекратить производство если общий доход от продажи любого объема продукций не превосходит переменных издержек. 

 

Принцип максимизации прибыли.

Принцип максимизации прибыли—принцип, гласящий, что фирма будет максимизировать  прибыль при расширений объема производства до того уровня, при котором предельные (или избыточные) прибыли, полученные от выпущенной продукции, перекроют  предельные (или избыточные) затраты  на ее производство.

Фирма должна решить два основных вопроса

  1. Стоит ли ей оставаться оставаться в отрасли и производить продукцию или прекратить существование
  2. Если оставаться в отрасли то сколько ей производить должна производить продукцию

Правило: фирма должна прекратить производство если общий доход от продажи любого объема продукций не превосходит переменных издержек

 

21. Эффект дохода  и эффект замещения. Эффект  масштаба производства.

Эфф.масш.произ.может быть:+возрастание отдачи используемых ресурсов ведет к увеличению объемов продукции быстрыми темпами, чем совокупность затрат  ТС, а  издержек АТС долгосрочного периода меньше (кривая LATCтянется от верхнего левого угла к нижнему правому). – если объем продукции растет медленнее, чем АТС на факторов производства, то в отрасли имеются отрицательный эффект, а LATCувеличивается (кривая LATCтянется вверх от нижнего левого угла к правому верхнему). = неизменность отдачи используемых ресурсов ведет к тому, что объем продукции растет так, как и ТС на ресурсы. ATCв долгосрочном периоде постоянен. (LATCкривая горизонтальная).   

 

Так называемый эффект дохода состоит в том, что если цена на какой-либо товар снижается, то у потребителя высвобождается часть дохода для покупки дополнительных единиц данного или какого другого товара. Падение цены даже одного товара оказывает влияние, пусть незначительное, на общий уровень цен и делает потребителей относительно богаче.           

 Согласно эффекту замещения  потребитель будет покупать больше  продукции, цена которой снизилась,  и заменять ею другие товары, которые при этом относительно  подорожали. Например, снижение цен  на куры заставит (плохое слово)  нас покупать больше кур по  сравнению с говядиной или  свининой (какие-то все примеры  в этой книжке…мясные).           

 Для нормальных товаров действие  эффектов дохода и замещения  объясняет увеличение спроса  при понижении цен и сокращение  его при повышении последних.  Для низших товаров ситуация  зависит от степени воздействия  каждого из этих эффектов на  потребительский выбор.           

 Теперь об эффекте масштаба. В долгосрочном временном интервале  фирма может менять все используемые  факторы производства. Иными словами,  все издержки будут выступать  в качестве переменных. Анализ  изменения долгосрочных издержек  важен для выбора стратегии  фирмы в области масштабов  своей деятельности. Например, стоит  создавать для выпуска заданного  объема товаров одно крупное  предприятие или несколько мелких? Какой вариант позволит минимизировать  издержки? Если размеры фирмы  удвоились, в какой пропорции  изменится объем выпуска продукции?            

 Обойдясь без всяких кривых, приведем пример. У нас есть  хлебопекарня и нам известно, что издержки будут минимальными  при производстве 1000 булочек в  день. Эти показатели отображает  кривая средних валовых издержек. Соответственно, если мы увеличим  производство до 2000 булочек в  день, путем расширения цеха и  закупкой оборудования, мы получим  минимальные издержки на одну  булочку при выпечке 2000 бул.  в день. При этом, если поднять производство до 3000, то кривая средних валовых издержек пойдет вверх и издержки на одну булочку будут выше, чем при 2000 булочек в день. Заумно, я знаю, но, кажется, по-другому наглядно не объяснить.           

 Итак, чем же объясняется  подобное положение кривой средних  валовых издержек? Экономисты связывают  это с понятиями отрицательного иположительного эффекта масштаба. Он будет положительным, если при увеличении размеров предприятия, средние издержки уменьшаются, и отрицательным – если они увеличатся.

 

22. Предложение  совершенно-конкурентной фирмы и  отрасли.

Теория фирмы основана на принципе стремления к получению мах прибыли, т.е. увеличение разности между доходами и издержками. Предложение СКФ в краткосрочный период (изменение переменных факторов производства). На рынке совершенной конкуренции фирма – ценополучатель. Чтобы мах-ть прибыль, нужно чтобы Р=МR-МС (когда с каждой произведенной предельной единицей, предельные издержки меньше, тогда будет прибыль). А максимум общей прибыли тогда, когда Р=МС. Если Р>МС, то производство необходимо расширять и наоборот (Р<МС) – закрывать. Итог: фирма на рынке совреш.конк. будет расширять свое производство до мах до тех пор, пока Р=МС (равновесие).

Р                     МС                     График оптимального объема производства. Если же объем

Р3                                                          производства будет больше или меньше оптимального-прибыль

Р2                                                          прибыль станет меньше максимальной. Проблема равновесия фирмы

Р1                                                          и отрасли в длительном периоде иная, чем в коротком. Положение                                              

 равновесия достигается в  том случае, если фирма производит  

        Q Q Q3     Q              какое-то определенное количество продукции при minсредних издержках длительного периода, поскольку в этом состоянии (точке) цена равна предельным издержкам. Если minсредних затрат фирмы будет превышать цены, сложившиеся на рынке, то некоторые фирмы покинут рынок, отраслевое предложение уменьшится, что приведет к повышению цены. Если же minсредних затрат ниже рыночной цены, то все фирмы данной отрасли получают сверхприбыль – переход фирм в эту отрасль и повышение предложения при падении цены. 

 

23. Конкуренция.  Эффективность конкурентных рынков.

Конкуренция- это соперничество между участниками рынка. Три основные предпосылки, необходимые для функционирования механизма конкуренции:число фирм, стандартизирован тип продукции, контроль над ценами отсутствует, препятствий для входа и выхода из рынка нет.

Эффективность конкурентных рынковсостоит в распределении ограниченного количества ресурсов, имеющихся в распоряжении общества, таким образом, чтобы максимизировать удовлетворение потребностей.Производственная эффективность - конкурентный рынок вынуждает фирмы в долгосрочном периоде вести производство при минимальных средних издержках. Эффективность распределения ресурсов - имеет место, когда невозможно изменить структуру совокупного производства так, чтобы получить дополнительную чистую выгоду для общества.

Виды конкуренции.

1. Понятие, основные виды конкуренции

Рыночная система создает свободу  экономического выбора, каждый в праве производить и продавать свой товар. В результате возникает экономическое соревнование, состязание, именуемое конкуренцией. 

 

Конкуренция – борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке. Конкуренция служит одним из важнейших способов повышения эффективности как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места. 

 

Положительные стороны конкуренции:

1) конкуренция заставляет постоянно  искать и использовать в производстве  новые возможности;

2) конкуренция требует совершенствовать  технику и технологии;

3) конкуренция стимулирует повышение  качества товара;

4) конкуренция заставляет снижать  затраты (и цены);

5) конкуренция требует от поставщиков  товаров (продавцов) снижать цены  на предлагаемый товар;

6) конкуренция ориентирует на  ассортимент товаров повышенного  спроса;

7) конкуренция повышает качество  продукции (клиент всегда прав);

8) конкуренция вводит новые формы  управления. 

 

Отрицательные стороны конкуренции: при конкуренции наблюдается  беспощадность и жестокость по отношению  к неудачнику, многочисленность “жертв”  в виде банкротств и безработицы.

          На конкурентоспособность товара влияют следующие факторы:

1) при его производстве:

а) производительность труда;

б) уровень налогообложения;

в) внедрение научно-технических  разработок;

г) размеры прибыли предприятия;

д) величина оплаты труда. 

 

2) при его потреблении:

а) продажная цена товара;

б) качество;

в) новизна;

г) послепродажное обслуживание;

д) уровень предпродажной подготовки.  

 

Существует шесть видов конкуренции:

1) функциональная конкуренция –  базируется на том, что одну  и ту же потребность потребителя  можно удовлетворить по-разному;

2) видовая конкуренция – это  конкуренция между аналогичными  товарами, но разными по оформлению;

3) предметная конкуренция –  это конкуренция между аналогичными  товарами, но разными по качеству  изделия и по притягательности  марки;

4) ценовая конкуренция – снижение  цены увеличивает продажи, приводит  к расширению рынка; 

 

5) скрытая ценовая конкуренция  бывает двух видов:

а) продажа личного товара по цене конкурента;

б) снижение цены потребления товара;

6) незаконные методы:

а) антиреклама товаров конкурентов;

б) производство товаров имитаторов (подделка). 

2. Формы и методы конкуренции

Различают три формы конкуренции:

1) функциональную;

2) видовую (личностную);

3) предметную. 

 

Функциональная конкуренция –  возникает потому, что любую потребность  можно удовлетворить различными способами. Все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными  конкурентами. Функциональную конкуренцию  приходится учитывать, даже если фирма  является производителем поистине уникального  товара. 

 

Видовая(личностная) конкуренция – т. е. имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром (легковые 5-и местные автомобили одного класса, но с разными по мощности двигателями).

Предметная конкуренция – результат  того, что фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления или даже одинаковые по качеству. Такая конкуренция  иногда называется межфирменной.  

 

Принято разделять конкуренцию  по ее методам на ценовую и неценовую, или конкуренцию на основе цены и  конкуренцию на основе качества (потребительной стоимости): 

 

Методы конкуренции:

1) на основе критерия повышения  качества товара (неценовая);

2) на основе критерия повышения качества сервиса товара;

3) на основе снижения цены (ценовая);

4) на основе снижения эксплуатационных  затрат у потребителя;

5) на основе повышения качества  управления;

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"