Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 01:40, шпаргалка
1. Предмет и функции экономической теории, экономические законы и категории
2. Методы экономической теории.
3. Возникновение экономики, основные направления и школы.
Параллельно формировалось другое
теоретическое направление – ву
К какому из двух направлений относится маржинализм и относится ли он вообще куда-нибудь, я так и не поняла – дополните, кто может, пожалуйста!
Австрийская школа маржинализма (Менгер, Джевонс, Вальрас, Бём-Баверк) исследовала поведение экономических субъектов на основе использования предельных величин, показывающих не сущность явлений, а их изменение в связи с изменением других явлений. Маржиналисты признавали закон убывающей предельной полезности (с этим го гугл).
Неоклассическая школа (Маршалл, Вебер, Форстман) рассматривала экономику как систему микроэкономических объектов, каждый из которых хочет извлечь максимум полезности при минимуме издержек. В этой связи государственное вмешательство неоклассицистам виделось излишним, а капитализм - наиболее справедливой хозяйственной системой. От классических идей отказались под влиянием кризиса 30-х годов - они уже не торт давали ответов на возникшие вопросы, что привело к т.н. «кейнсианской революции». Потом они возродились в виде монетаризма.
Кейнсианский подход (сформулированный, как ни странно, Кейнсом)
отвергал концепцию стихийного восстановления
равновесия в экономической системе, считая
необходимым государственное регулирование. Государство,
по мнению Кейнса, должно поддерживать
занятость на определенном эффективном
уровне; регулировать соотношение между
сбережениями и потреблением; стимулировать
инвестиции. Так возник новый раздел в
экономической науке —макроэкономика, которая
анализирует зависимости и пропорции
на уровне всего народного хозяйства.
Кейнсианские идеи получили развитие
у Самуэльсона, который сформулировал
идеи неоклассического синтеза. Самуэльсон
считал, что будущее капитализма за смешанной
экономикой, при этом институт частной
собственности должен оставаться неприкосновенным.
Причина инфляции, по его мнению – в непомерном
росте зарплат, и его следует замораживать.
Монетарная школа вновь активизировала консервативное направление экономической теории, когда кейнсианские идеи исчерпали себя (к 70-м годам). Профессор Чикагского университета М.Фридмен ввел понятие естественного уровня безработицы и называл в качестве главного стабилизирующего фактора экономики количество денег в обращении (т.е.если фактическое предложение денег равно количеству денег, которое население желает иметь, в экономике устанавливается денежное равновесие; если же предложение денег увеличивается, то естественная реакция населения — потратить излишнюю наличность).
Институционализм (Веблейн, Гэлбрейт, Арон, Юффман) выступил с резкой критикой и классики, и кейнсианства. Он предлагал комплексное изучение хозяйственной системы в динамике, в процессе эволюции. Для этого ввели категорию институций – различного рода психологических, правовых, морально-этических явлений (обычаи, привычки, религия и т.д.), социально-экономических явлений (государство, профсоюзы, корпорации, конкуренция, налоги и т.п.). Институты (семья, партия, профсоюз и т.д.) подвергались экономическому анализу с привлечением подходов и методов смежных наук; изучалась психологическая и социальная природа экономических процессов.
Институционализм представлен четырьмя
основными направлениями: социально-
Неоинституционализм основывает
)Кейнсианство (Дж. Кейнс) 20в. Необходимость
государственного урегулирования (поддерживать
занятость на определенном эффективном
уровне, стимулирование инвестиций и денежной
массы, соотношение между сбережением
и потреблением, решение кризисов и инфляций
и т.д.) Макроэкономический подход в исследований
экономических явлений и процессов.Институцианализм нач
Кейнсианство. (Кейнс) Кейнс теоретически обосновал
гос регулирование развитой рыночной
экономики путем увеличения или сокращения
спроса посредством изменения наличной
и безналичной денежной массы. Так можно
влиять на инфляцию, занятость, устранять
неравномерность спроса и предложения
товаров, подавлять экономические кризисы.Институционалисты.(
5. Экономические
потребности, блага, ресурсы,
Потребности экономические- часть
имеющихся в обществе потребностей, для
удовлетворения которой необходимо общественное
воспроизводство. У всех людей есть различные
потребности. Их можно разделить на две
части: духовные и материальные
У всех людей есть различные потребности.
Их можно разделить на две части: духовные и материал
Последние можно с определенной долей радостных повизгиваний назвать экономическими потребностями. Они выражаются в том, что мы хотим различных экономических благ. А что есть экономические блага? Это материальные и нематериальные предметы, точнее, свойства этих предметов, способные удовлетворить экономические потребности, которые есть одна из основополагающих категорий экономики.
Давным-давно, на заре
Мы, то есть люди, устроены
так, что экономические
Соответственно, делаем вывод,
который гласит, что рост экономических
потребностей постоянно
О чем там ещё спрашивается? Да, ресурсы. Итак, под экономическими ресурсами понимаются все виды ресурсов, используемых в процессе производства товаров и услуг. В сущности, это те блага, которые используются для производства других благ («Какой ужас. Машины делают машины!» C-3PO).
Какие же существуют виды экономических ресурсов? Во-первых, это природные ресурсы (земля, вода, леса, климатические и рекреационные ресурсы). Трудовые ресурсы, то есть люди с их способностью производить товары и услуги. Капитал, который может быть выражен в форме денег либо средств. Предпринимательские способности, то есть способности людей к организации производства товаров и услуг. И наконец, знания, необходимые для хозяйственной жизни.
И напоследок, несколько слов
об эффективности. Экономическа
6. Экономические
отношения. Экономический
Экономические отношения – отношения между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ.
Собственно, производство,
Экономическая система – это совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нем отношений собственности и хозяйственного механизма. Поняв суть системы, можно понять и многие закономерности хозяйственной жизни.
В любой экономической
В последние полтора-два
1. Чистый капитализм. Отличительными чертами этой экономической системы являются частная собственность на экономические ресурсы, рыночный механизм регулирования макроэкономической деятельности, основанный на свободной конкуренции и наличие множества самостоятельных действующих покупателей и продавцов каждого товара. Одной из главных предпосылок чистого капитализма выступает личная свобода всех участников экономической деятельности.
2. Современная рыночная экономика. Её основными чертами можно назвать следующее:
- многообразие форм
- развертывание научно-
- более активное воздействие
государства на развитие
В развитой рыночной экономике существенные изменения претерпевает хозяйственный механизм.
3. Традиционная экономическая система. Её отличают крайне примитивной технологией, в первую очередь связанную с первичной обработкой природных ресурсов, и преобладание ручного труда. Все экономические проблемы решаются в соответствии с вековыми обычаями. В настоящий момент традиционная система сохранилась лишь в нескольких отсталых (наверно, особо отсталых) странах Азии и Африки.