Шпаргалка по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 01:40, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет и функции экономической теории, экономические законы и категории
2. Методы экономической теории.
3. Возникновение экономики, основные направления и школы.

Файлы: 1 файл

Otvety_na_voprosy_po_ekonomike.docx

— 181.70 Кб (Скачать)

Параллельно формировалось другое теоретическое направление – вульгарная классическая политэкономия, базирующаяся на классической политэкономии и поддерживающая капиталистический хозяйственный строй. Она была представлена несколькими школами, использующими различные подходы, но объединенными общим пониманием сути экономической теории: экономическая наука изучает поведение хозяйствующих субъектов в условиях ограниченных ресурсов.

К какому из двух направлений относится маржинализм и относится ли он вообще куда-нибудь, я так и не поняла – дополните, кто может, пожалуйста!

Австрийская школа маржинализма (Менгер, Джевонс, Вальрас, Бём-Баверк) исследовала поведение экономических субъектов на основе использования предельных величин, показывающих не сущность явлений, а их изменение в связи с изменением других явлений. Маржиналисты признавали закон убывающей предельной полезности (с этим го гугл).

Неоклассическая школа (Маршалл, Вебер, Форстман) рассматривала экономику как систему микроэкономических объектов, каждый из которых хочет извлечь максимум полезности при минимуме издержек. В этой связи государственное вмешательство неоклассицистам виделось излишним, а капитализм - наиболее справедливой хозяйственной системой. От классических идей отказались под влиянием кризиса 30-х годов - они уже не торт давали ответов на возникшие вопросы, что привело к  т.н. «кейнсианской революции». Потом они возродились в виде монетаризма.

Кейнсианский подход (сформулированный, как ни странно, Кейнсом) отвергал концепцию стихийного восстановления равновесия в экономической системе, считая необходимым государственное регулирование. Государство, по мнению Кейнса, должно поддерживать занятость на определенном эффективном уровне; регулировать соотношение между сбережениями и потреблением; стимулировать инвестиции. Так возник новый раздел в экономической науке —макроэкономика, которая анализирует зависимости и пропорции на уровне всего народного хозяйства. 
Кейнсианские идеи получили развитие у Самуэльсона, который сформулировал идеи неоклассического синтеза. Самуэльсон считал, что будущее капитализма за смешанной экономикой, при этом институт частной собственности должен оставаться неприкосновенным. Причина инфляции, по его мнению – в непомерном росте зарплат, и его следует замораживать.

Монетарная школа вновь активизировала консервативное направление экономической теории, когда кейнсианские идеи исчерпали себя (к 70-м годам). Профессор Чикагского университета М.Фридмен ввел понятие естественного уровня безработицы и называл в качестве главного стабилизирующего фактора экономики количество денег в обращении (т.е.если фактическое предложение денег равно количеству денег, которое население желает иметь, в экономике устанавливается денежное равновесие; если же предложение денег увеличивается, то естественная реакция населения — потратить излишнюю наличность).

Институционализм (Веблейн, Гэлбрейт, Арон, Юффман) выступил с резкой критикой и классики, и кейнсианства. Он предлагал комплексное изучение хозяйственной системы в динамике, в процессе эволюции. Для этого ввели категорию институций – различного рода психологических, правовых, морально-этических явлений (обычаи, привычки, религия и т.д.), социально-экономических явлений (государство, профсоюзы, корпорации, конкуренция, налоги и т.п.). Институты (семья, партия, профсоюз и т.д.) подвергались экономическому анализу с привлечением подходов и методов смежных наук; изучалась психологическая и социальная природа экономических процессов.

Институционализм представлен четырьмя основными направлениями: социально-психологическим (Т. Веблен), социально-правовым (Дж. Коммонс)конъюнктурно-статистическим (У. Митчелл) и теорией индустриального общества (У. Ростоу).

Неоинституционализм основывается на том, что “неоклассический ренессанс” принципиально не может решать проблемы трансформации экономики, а институциональный анализ дает возможность преодолеть ограниченность “экономикс” (аксиомы полной рациональности, совершенной конкуренции, установления равновесия лишь посредством ценового механизма и др.). Для него характерно сильное влияние марксизма, что за 70 лет стало близко и понятно нашим соотечественникам, поэтому к неоинституционализму на рубеже веков в России возник глубокий научный интерес. 

 

)Кейнсианство (Дж. Кейнс) 20в. Необходимость государственного урегулирования (поддерживать занятость на определенном эффективном уровне, стимулирование инвестиций и денежной массы, соотношение между сбережением и потреблением, решение кризисов и инфляций и т.д.) Макроэкономический подход в исследований экономических явлений и процессов.Институцианализм начало 20в. (Дж. Гэлбрейт, Арон. Перру, Юффман). Основная категория «институция». Изучение экономических и неэкономических проблем соц.-экон. развития, рассматривая экономику как совокупность взаимодействующих институтов.  Неоклассический синтез 20в. (Самуэльсон). Утверждало – будущее за смешанной экономикой (участие государства в бизнесе в форме совместных смешанных предприятий, фирм; институт частной собственности). Монетарная школа 20в. (центр Чикагский университет – Фридман). Утверждали существование естественного уровня безработицы, что стабилизирующим фактором экономики – количество денег в обращении.Неоинституционализм 20-21в (Гэбрейт, Мюрдаль, Веблен). Подход – максимизация полезности в условиях совершенной конкуренции индивида. Считали, что происходит трансформация экономических институтов. Анализ проблем взаимосвязи экономических и правовых институтов.  

 

Кейнсианство. (Кейнс) Кейнс теоретически обосновал гос регулирование развитой рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса посредством изменения наличной и безналичной денежной массы. Так можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, подавлять экономические кризисы.Институционалисты.(Гелбрейт, Эрхарт)- концепция  нельзя анализировать поведение хозяйствующего субъекта, не учитывая окружающей среды. Они предлагали комплексное изучение хозяйственной системы в динамике, в процессе эволюции. Исследование всех хозяйственных явлений со стороны политических методологических и правовых вопросов. Монетаристы. (Фридмен) -регулировать экономическую систему только на основе элементов денежной политики. Влияние госуд-ва на экономику с помощью денежной массы.

 

5. Экономические  потребности, блага, ресурсы, эффективность.

Потребности экономические- часть имеющихся в обществе потребностей, для удовлетворения которой необходимо общественное воспроизводство. У всех людей есть различные потребности. Их можно разделить на две части: духовные и материальные(экономические). В связи с этим есть закон возвышения цен (потребностей) – по мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, более развитые потребности. Экономическое благо - все, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие. Благо бывает: по источнику возникновения (эконом., неэконом.), по роли воспроизводства (потребительные – сразу потребить, производственные – пусть в производство), по роли потребления (предметы первой необходимости, предметы роскоши), по продолжительности производства (длительного, разового), по характеру удовлетворения потребностей (взаимозаменяемые, взаимодополняющие), с учетом фактора времени (настоящее, будущее), в зависимости от количества потребителей (частое, общественное). Экономические ресурсы - все виды ресурсов, используемых в процессе производства товаров и услуг. Природные: исчерпаемые (, которые возобновляемы, – лес, вода, и которые не возобновляемы – нефть, уголь, газ), неисчерпаемые – солнечная энергия, ветра, воды. Трудовые – трудоспособное население. Финансовые – денежные средства, которые общество может выделить на организацию производства, облигации. Информационные – данные для управления.Предпринимательские ресурсы -способность людей к организации производства товаров и услуг.Эффективность экономическая – это получение максимума возможных благ от имеющихся ресурсов.  

 

У всех людей есть различные потребности. Их можно разделить на две части: духовные и материальные.           

 Последние можно с определенной долей радостных повизгиваний назвать экономическими потребностями. Они выражаются в том, что мы хотим различных экономических благ. А что есть экономические блага? Это материальные и нематериальные предметы, точнее, свойства этих предметов, способные удовлетворить экономические потребности, которые есть одна из основополагающих категорий экономики.           

 Давным-давно, на заре человечества, мы удовлетворяли экономические  потребности (хотя тогда подобного  термина не существовало –  прим. автора) за счет готовых  благ природы (не таких уж  и готовых). В дальнейшем абсолютное  большинство потребностей стало  удовлетворяться за счет производства  благ. В рыночной экономике, где  экономические блага продаются  и покупаются, их называют товарами  и услугами.           

 Мы, то есть люди, устроены  так, что экономические потребности  наши обычно превышают возможности  производства благ. Таким образом,  в среднестатестическом обществе большинство его членов испытывает потребность прежде всего в продуктах первой необходимости. То бишь пище, одежде, жилье и простейших услугах.           

 Соответственно, делаем вывод,  который гласит, что рост экономических  потребностей постоянно обгоняет  рост производство экономических  благ, а соответственно эти самые  потребности до конца неутолимы  или безграничны.           

 О чем там ещё спрашивается? Да, ресурсы. Итак, под экономическими ресурсами понимаются все виды ресурсов, используемых в процессе производства товаров и услуг. В сущности, это те блага, которые используются для производства других благ («Какой ужас. Машины делают машины!» C-3PO).           

 Какие же существуют виды  экономических ресурсов? Во-первых, это природные ресурсы (земля, вода, леса, климатические и рекреационные ресурсы). Трудовые ресурсы, то есть люди с их способностью производить товары и услуги. Капитал, который может быть выражен в форме денег либо средств. Предпринимательские способности, то есть способности людей к организации производства товаров и услуг. И наконец, знания, необходимые для хозяйственной жизни.           

 И напоследок, несколько слов  об эффективности. Экономическая эффективность – это получение максимума возможных благ от имеющихся ресурсов. Для этого нужно постоянно соотносить выгоды и затраты.

 

6. Экономические  отношения. Экономический выбор.  Экономические системы.

Экономические отношения – отношения  между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления  материальных и нематериальных благ.

Собственно, производство, распределение, потребление и обмен - это и есть виды экономических отношений. 

 

Экономическая система – это  совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нем отношений собственности и хозяйственного механизма. Поняв суть системы, можно понять и многие закономерности хозяйственной жизни.           

 В любой экономической системе  первичную роль играет производство  вкупе с распределением, обменом  и потреблением. Во всех экономических  системах для производства требуются  экономические ресурсы (см. предыдущий вопрос), а результаты хозяйственной деятельности обмениваются, распределяются и потребляются.            

 В последние полтора-два столетия  в мире действовали различные  типы экономических систем: две  рыночные системы, в которых  доминирует рыночное хозяйство, - рыночная экономика свободной  конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика  (грязный, т.е. современный капитализм). Также две нерыночные системы  – традиционная и административно-командная.  Так же выделяют ещё и экономическую  систему переходного типа. Расскажем чутка о каждой. 

 

1. Чистый капитализм. Отличительными чертами этой экономической системы являются частная собственность на экономические ресурсы, рыночный механизм регулирования макроэкономической деятельности, основанный на свободной конкуренции и наличие множества самостоятельных действующих покупателей и продавцов каждого товара. Одной из главных предпосылок чистого капитализма выступает личная свобода всех участников экономической деятельности.

2. Современная рыночная экономика. Её основными чертами можно назвать следующее:

- многообразие форм собственности,  среди которых по-прежнему ведущее  место занимает частная.

- развертывание научно-технической  революции, ускорившей создание  мощной производственной и социальной  инфраструктуры

- более активное воздействие  государства на развитие национальной  экономики и социальной сферы.

В развитой рыночной экономике существенные изменения претерпевает хозяйственный  механизм.

3. Традиционная экономическая система. Её отличают крайне примитивной технологией, в первую очередь связанную с первичной обработкой природных ресурсов, и преобладание ручного труда. Все экономические проблемы решаются в соответствии с вековыми обычаями. В настоящий момент традиционная система сохранилась лишь в нескольких отсталых (наверно, особо отсталых) странах Азии и Африки.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"