Шпаргалка по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 13:33, шпаргалка

Краткое описание

Предмет микроэкономики. Принятие решений субъектами рынка в условиях экономического выбора. Концепция экономического рационализма. Роль цен в размещении ресурсов.
Предмет микроэкономики
Микроэкономика (от греческого micros – малый) – раздел экономической науки, связанный с изучением маломасштабных экономических процессов, субъектов, явлений. Основы микроэкономики создавались австрийской школой, важнейшими представителями которой были К. Менгер, Ф. Визер, Э. Бем-Баверк. Значительный вклад в развитие микроэкономики внесли английские экономисты А. Маршалл, А. Пигу, Дж. Хикс, американский экономист Дж. Б. Кларк, итальянский экономист В. Парето, швейцарский экономист Л. Вальрас и др.

Файлы: 1 файл

Ответы.doc

— 2.08 Мб (Скачать)

С точки зрения экономической теории безубыточность есть нормальное состояние фирмы  на современном конкурентном рынке, находящемся в состоянии долгосрочного равновесия. При этом мы принимаем в рассмотрение экономическую прибыль, то есть то определение прибыли, при котором в расходы фирмы включается среднерыночная ставка дохода на инвестированный капитал, а также нормальный доход предприятия. При таких допущениях определение безубыточности звучит следующим образом:

Точка безубыточности - это  такой объем продаж продукции  фирмы, при котором выручка от продаж полностью покрывает все  расходы на производство продукции, в том числе среднерыночный процент на собственный капитал фирмы и нормальный предпринимательский доход.

В самом деле, если фирма  имеет бухгалтерскую прибыль, то есть сальдо доходов от продаж и  денежных затрат на производство проданной  продукции положительно, то она может не достигать точки безубыточности в смысле экономической прибыли. Например, прибыль фирмы может быть меньше, чем среднерыночный процент на собственный капитал фирмы. Следовательно, существуют более выгодные способы использования капитала, которые позволяют получить более высокую прибыль. Таким образом, понятие точки безубыточности является одновременно и неким критерием эффективности деятельности фирмы. Фирма не достигающая точки безубыточности действует неэффективно с точки зрения сложившейся рыночной конъюнктуры. Однако, этот факт сам по себе не служит однозначной причиной для прекращения существования фирмы. Для того, чтобы ответить на этот вопрос необходимо детально исследовать структуру издержек фирмы.

Для того, чтобы фирма  функционировала оптимальным образом необходимо максимизация прибыли фирмы. Процесс максимизации прибыли эквивалентен процессу поиска точки безубыточности в экономическом смысле. При анализе процесса максимизации прибыли мы будем пользоваться следующими основополагающими понятиями:

Предельный доход - величина, на которую изменится совокупный доход фирмы при увеличении выпуска  продукции на одну единицу;

Предельные издержки - величина, на которую изменятся совокупные издержки фирмы при увеличении выпуска  продукции на единицу;

Средние полные издержки - доля полных издержек (то есть постоянные издержки + переменные издержки + невозвратные издержки), приходящаяся на единицу выпускаемой  продукции.

Из курса микроэкономики известно, что начиная с некоторого момента (с некоторого объема выпуска) кривая переменных издержек будет являться возрастающей, а кривая предельного дохода - убывающей. Для целей максимизации прибыли основным является соотношение между предельным доходом и предельными издержками при увеличении выпуска на одну единицу. Очевидно, что в случае, когда предельные издержки меньше предельного дохода, увеличение выпуска повлечет за собой увеличение дохода фирмы; в случае же когда предельные издержки больше предельного дохода, к увеличению предельного дохода фирмы приведет уменьшение выпуска продукции. Теперь мы можем сформулировать критерии точки, в которой достигается максимальная прибыль:

Максимальная прибыль  фирмы достигается при таком  объеме производства, при котором  предельный доход равен предельным издержкам.

Для определения того, достигается в оптимальной точке прибыль или убыток, нам необходимо рассмотреть соотношение между ценой на продукцию фирмы и средними полными издержками. Удобнее всего это сделать графически:

I случай.

В данном случае равенство  предельного дохода и предельных издержек достигается в той точке, в которой цена реализации данного количества продукции выше средних полных издержек. Следовательно, в данном случае предприятие максимизирует свою экономическую прибыль.

По данному графику  легко определить, какова величина экономической прибыли. На графике заштрихованы полные издержки фирмы на производство продукции (  - экономическая прибыль фирмы.

II случай.

При такой структуре издержек и ценовой ситуации на рынке фирма  не получает экономической прибыли, ибо ее полные издержки в точности равны совокупному доходу в точке оптимального объема производства.

Для рассмотрения следующих  двух возможных ситуаций нам понадобятся  средние переменные издержки - то есть доля переменных издержек, приходящаяся на единицу выпускаемой продукции.

III случай.

В данной ситуации совокупный доход, получаемых от реализации продукции  фирмы в точке оптимального объема выпуска продукции, недостаточен для  покрытия совокупных издержек. Однако, при таком соотношении цены на продукцию и издержек на ее производство покрываются переменные издержки на ее производство. Таким образом фирма функционирует с экономическим убытком, но она может существовать в краткосрочном интервале времени. В такой ситуации все же выгодно продолжать производство, так как постоянные издержки фирма несет вне зависимости от объема выпуска продукции. Заметим, что наличие экономических убытков не означает наличие бухгалтерских убытков. В самом деле, экономические убытки могут возникать, например, из-за выплаты пониженного процента на капитал, инвестированный в производство.

IV случай.

В этом случае совокупного  дохода не хватает даже для компенсации  переменных издержек. Поэтому при  данной структуре цен и издержек наиболее оптимальным является решение  о прекращении производства.

В следующих  параграфах мы будем изучать анализ и планирование бухгалтерской безубыточности предприятия, то есть изучать I, II и частично III случаи, рассмотренные выше.

 

 

 

 

 

 

26. Монополистическая конкуренция  и эффективность. Избыточные производственные мощности. 

Монополистическая конкуренция. Считается, что отрасль работает в условиях монополистической конкуренции, если она состоит из большого числа фирм, производящих сходную, но не одинаковую продукцию. Фирмы получают монопольную власть за счет дифференциации товара, поэтому такая рыночная структура получила еще название монополии по дифференциации товара. Дифференциация товара подразумевает, что никакие две фирмы не производят один и тот же товар. При этом вполне возможно, что некоторые изделия относятся к одному виду, но каждое из них имеет свои отличительные черты, так что фактически они являются разными товарами.

Монополистическая конкуренция широко распространена в производстве предметов потребления, легкой промышленности, сфере услуг (выпуск хлебобулочных и кондитерских изделий, нижнего белья и верхней одежды, моющих средств (шампуней) и парфюмерии, меховых изделий и обуви и т. д.). Дифференциация товара может основываться не только на внешних его различиях или качестве, но и на обслуживании покупателя.

Его могут привлечь упаковка товара, оригинальная расцветка  изделия, удобные расположение и время работы магазина, внимание и вежливость обслуживающего персонала и многое другое. Каждый индивид постоянно ощущает на себе влияние подобных факторов, посещая парикмахерские, кафе, рестораны, рынки, туристические фирмы, театры, мастерские по ремонту автомобилей, бензозаправочные станции и т. д.

В условиях дифференциации товаров важное значение в деятельности фирмы приобретают неценовые факторы: фирменная марка, реклама, условия продажи, особые качества, возможность покупки товара в рассрочку, наличие или отсутствие гарантийного ремонта и др. Покупатель имеет возможность выбрать ту фирму, которая ему больше подходит.

Следует также  отметить, что монополистическая конкуренция не воздвигает высоких барьеров для вступления в отрасль. Поскольку фирмы производят дифференцированные товары, эффект масштаба не имеет существенного значения, и для начала дела не нужен большой капитал.

Монополистическая конкуренция впервые была исследована американским экономистом Эдвардом Чемберлином и англичанкой Джоан Робинсон. Независимо друг от друга они пришли к сходным выводам об условиях возникновения и о природе этого типа несовершенства рынка.

Издержки монополистической  конкуренции. Несмотря на то что в точке А прибыли фирмы равны нулю, эта точка не соответствует эффективному использованию ресурсов, поскольку нет равенства цены предельным издержкам, которое достигается в условиях совершенной конкуренции (точка В). Как показано на графике, производство при монополистической конкуренции осуществляется на наклоненном вниз участке кривой АС. Это означает, что фирма в условиях монополистической конкуренции производит желаемый объем продукции (Ј>,„)  с издержками, превышающими минимальные. Поэтому, как подчеркивал Э. Чемберлин, фирма при монополистической конкуренции всегда будет менее эффективна, чем при совершенной конкуренции, поскольку она имеет избыточные мощности.

Эти избыточные мощности и являются платой за монопольную  власть, полученную фирмой на основе дифференциации товара. Как уже отмечалось, чем более дифференцирован товар, тем выше угол наклона кривой спроса, а значит, все дальше влево от оптимального размера, который возможен в точке минимальных средних издержек (Qc), сдвигается объем производства. С другой стороны, чем сильнее дифференциация экономических благ, тем в большей мере рынок способен удовлетворять многообразные потребности и вкусы потребителей. В таком случае есть основание утверждать, что с точки зрения общества в целом конкурентная структура обладает и некоторым преимуществом.

 

 

 

 

 

 

27. Неценовая конкуренция. Дифференциация  и усовершенствование продукта. Реклама. Издержки неценовой  конкуренции.

Достижение  равновесия  в  долгосрочном  периоде,  когда экономическая  прибыль  фирмы  равняется  нулю,  не  может  надолго удовлетворить  предпринимателя.  В стремлении увеличить  прибыль он будет стараться найти  пути повышения выручки при неизменных (или снижающихся) издержках на единицу продукции. Сделать это возможно путем  дальнейшей  дифференциации  продукции  и  выделения  своего товара из всей массы родственных товаров, производимых остальными фирмами отрасли, что побуждает покупателей приобретать именно этот товар.  Заставить  потенциального  покупателя  поверить,  что  только продукция  данной  фирмы  наиболее  полно  удовлетворяет  его потребности, можно двумя путями:

1) изменять  или  улучшать  качественные  характеристики  товара, "подгоняя" таким образом свойства товара под запросы потребителей; 

2) рекламировать   свой  товар  и  приспосабливать   уже  запросы покупателей к  имеющимся характеристикам выпускаемой  продукции. 

  Как  показывает  практика,  изменение и улучшение  качественных характеристик  товара  приводит  к  увеличению  спроса  на  продукцию фирмы,  что  позволяет  ей  иметь  экономическую  прибыль.  Что  же касается  вопроса  воздействия  рекламы  на  объемы  продаж  и  цены товаров, то надо учитывать, что среди экономистов нет единого мнения на этот счет. Одна группа специалистов доказывает, что реклама имеет много  положительных  черт:  увеличивает  информированность покупателей,  способствует  расширению  коммуникационных  сетей страны,  стимулирует  улучшение  качественных  характеристик продукции, благоприятствует расширению производства и уменьшению средних издержек  из-за положительного эффекта  масштаба, усиливает конкурентную  борьбу  между  фирмами,  может  вызвать  повышение уровня занятости в стране. Их оппоненты выдвигают контраргументы, доказывая  отрицательные  качества  рекламы:  реклама  не  столько информирует  покупателей,  сколько  подталкивает  их  к  тем  или  иным покупкам; расходы на рекламу ложатся бременем на общество, ведут к отвлечению ресурсов;  затраты на  рекламу одного  товара  зачастую сводятся на нет рекламой конкурирующего товара и способствуют росту цены  товара ( из-за  расходов  на  рекламу)  при неизменных  объемах продаж; реклама может вести к усилению монопольной власти какой-то фирмы.

На рис. 7—10 представлены возможное влияние рекламы на объем производства и средние  совокупные издержки. Допустим, первоначальные издержки равны АСр а объем продаваемой продукции — Qr. В результате успешно проведенной рекламы объем продаж расширяется до Q2. При этом возможно даже понижение средних издержек производства в результате значительной экономии от масштаба производства, перекрывающей расходы, связанные с рекламой (АС2 < ACj). Однако, если рекламная кампания окажется неудачной и не будет способствовать продвижению товара на рынке, тот же самый объем продукции (Q3 = QL) фирма будет продавать по более высокой цене (АС3 > АС ), которая возросла на величину издержек, связанных с рекламной кампанией.

 

 

 

 

 

 

28. Олигополия и ее  основные черты. Стратегическое  взаимодействие фирм в условиях  олигополии.

Олигополия — это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами.

Первая  характерная черта олигополии заключается в немногочисленности фирм в отрасли. Об этом говорит этимология самого понятия "олигополия" (греч. "oligos" — несколько, "poleo" — продаю, торгую). Обычно их число не превышает десяти. Такая ситуация сложилась, например, в американской сталелитейной промышленности, в производстве первичного свинца, меди, стекла, изделий из гипса и др.

Наиболее высока концентрация в автомобильной промышленности США: на три компании ("Дженерал Моторс", "Форд" и "Крайслер") приходилось в 80-е гг. свыше 95% национального производства автомобилей. Можно привести примеры и других отраслей обрабатывающей промышленности США (производство домашних холодильников, пылесосов, стиральных машин, электрических лампочек, открыток, телефонных аппаратов), для которых характерна высокая степень концентрации производства всего на нескольких фирмах.

Следует лишь отметить, что эти данные, как и все статистические показатели, обладают очевидными недостатками. Они либо преувеличивают, либо преуменьшают степень концентрации. Преувеличивают, так как не учитывают иностранной и межотраслевой конкуренции (на американском рынке, например, каждый четвертый автомобиль — иностранного производства), а также конкуренции со стороны поставщиков. Преуменьшают, так как оценивается степень концентрации на общенациональном уровне, а не на уровне регионов или отдельных городов, где на рынках некоторых товаров и услуг часто господствуют две-три местные компании (производство кирпича, бетона, скоропортящихся пищевых продуктов и т. д.). К тому же наряду с классической (жесткой) олигополией, в которой главную роль играют 3—4 фирмы, существует еще и мягкая (аморфная) олигополия, когда основную долю продукции выпускают 6—8 фирм.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"