Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 13:00, шпаргалка
1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМ. ТЕОРИИ
2. ЭТАПЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
...
13. Сущность и виды капитала
...
53. Государство как экономический агент
1.ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМ. ТЕОРИИ
Слово экономика включает в себя 2 смысла:
1. хозяйство страны, предприятия, семьи и всю действительность связанную с производством, распределением, обменом и потреблением жизненных благ.
2.наука изучающая как теоретические законы так и конкретное состояние хозяйства.
ЭКОНОМИКА-хоз.система, обеспечивающая удовлетворение потребностей отдельных людей и общества путем создания необходимых жизненных благ.
ЭКОНОМИКА-общественноя наука, изучающая поведение людей в производстве, распределении, обмене и потреблении жизненных благ, направленная на удовлетворение потребностей при ограниченных ресурсах, которые могут быть использованы различными способами.
Эконом. теория-выведение
закономерностей из соответствующих
фактов экономической действительности
Функции эконом. теории:
1.познавательная
2.критическая
(выявление достижений и
3.прогнозтическая
(разработка научных прогнозов,
4.прагматическая
(разработка методов рациональн
МЕТОДЫ экономич. теории:
1.абстракция
2.принцип единства исторического и логического
3.Анализ и синтез
4.индукция и дедукция
5.экономико-матиматическое моделирование
2.ЭТАПЫ
И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
В ходе развития экономической теории ее предмет определялся по-разному. Меркантилисты (А. Серра, Т. Мен, С. Фортрей) считали ее предметом деятельность, связанную с внешней торговлей и притоком денег в страну. Классики (Уильям Пети) политэкономии рассматривали ее как науку о богатстве. Марксисты (Маркс), исследуя общественное производство, диалектику производительных сил и производственных отношений, пришли к выводу, что политическая экономия изучает законы, управляющие производством, распределением, обменом и потреблением жизненных благ на различных ступенях развития человеческого общества, экономические закономерности этого развития. Маржиналисты (Карл Менгер) и неоклассики (Маршалл) связали эту деятельность с использованием редких (ограниченных) ресурсов в условиях рыночного хозяйства. Кейнсианцы (Джон Кейнс) добавили к этому необходимость изучения и формирования экономической политики государства; институционалисты (Вебер) обратили внимание на социальные аспекты этой политики. Тем самым экономическая теория позволяет выявить исторические особенности систем, понять закономерности развития мировой цивилизации.
3.ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ
ЭКОНОМ.ЗАКОН-причинно-
Законы считаются обьективными. Их обьективность означает, что они не зависят от воли и сознания людей.
Типы эконом. законов:
1.всеобщие(законы
присущие всем общественным
2.общие(которые
действуют в нескольких
3.специфические(действуют в границах одного способа производства)
4.стадийный(действуют
на одной из стадий
5.ЭКОНОМИЧЕСКИЕ БЛАГА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
Блага-предмет или явление(услуга), удовлетворяющая опред. человеческую потребность отвечающая целям,интересам и устремлениям людей.
для того чтобы предмет стал благом необходимо совпадение 4-х условий:
1.наличие потребности
2.наличие свойств предмета, которые могут быть полезны человеку
3.осознание человеком полезности предмета
4.возможность
распоряжаться предметом таким
образом, чтобы дейст.
Классификация благ:
1)материальные и нематериальные
2)частные и общественные
3)прямые(предметы
потребления) и косвенные(
4)долговременные и недолговременные
5)взаимозаменяемые(субституты)
и взаимодополняемые (
6.ПОЛНЫЕ И ЧАСТИЧНЫЕ БЛАГА. ВЗАИМОДОПОЛНЯИМОСТЬ И ВЗАИМОЗАМЕЩАЕМОСТЬ БЛАГ.
Взаимодополняемость(
Взаимодоп.
-полная
-частичная
Взаимозамещение(субституты)-
7.ОБЩАЯ И ПРЕДЕЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ.ЗАКОН УБЫВАЮЩЕЙ ПОЛЕЗНОСТИ.
Полезность блага-св-ва блага удовлетворить какую-либо человеческую потребность.
Полезность капитала-
Общая полезность-совокупная полезность любого кол-ва благ, равна сумме предельных полезностей.
Предельная полезность-
В результате исследований в Х1Х в. была выявлена закономерность: потребляемые последовательно части какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя.
Это означает, что любому бесконечно малому увеличению количества блага соответствует прирост общей полезности
Хотя общая полезность с увеличением количества благ постепенно возрастает, предельная полезность - каждой дополнительной единицы блага неуклонно уменьшается
9.ПОТРЕБНОСТИ
И РЕСУРСЫ. ЗАКОН РЕДКОСТИ.
Экономические
потребности-желание
Экономические ресурсы- это элементы, используемые для производства экономических благ.
Учитывая относительную редкость ресурсов можно утверждать о действии соответствующего закона. Закон относительной ограниченности ресурсов выражает внутренне необходимые, постоянные и существенные связи между возрастающими потребностями человека и относительной ограниченностью ресурсов и их неравномерном распределением.
10.ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ОГРАНИЧЕНИЯ: ГРАНИЦА
Производственные возможности- возможности общества по производству экономических благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов при данном уровне развития технологии.
Линия АБВГДЕЖ, которую называют кривой производственных возможностей, показывает альтернативные варианты при полном использовании ресурсов.
Все точки, расположенные внутри фигуры ОАЖ, означают неполное использование ресурсов, например точка К. И наоборот, любая производственная программа, характеризуемая точками за пределами фигуры ОАЖ, не будет обеспечена наличными ресурсами (например, точка И).
11.АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ
ИЗДЕРЖКИ
Издержки производства представляют собой совокупность материальных и трудовых затрат на производство продукции.
Альтернативные издержки-это те доходы которые, которые могли бы быть получены на собственные ресурсы, если бы их предоставить за плату, установленную рынком или другим пользователем.
общая выручка-(явные+неявные издержк
12.ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА. ВОСПРОИЗВОДСТВО.
Факторы производства-все то, что участвуя в призводственном процессе, создает, делает, производит товары и услуги.
-труд
-земля
-капитал
-предпринимательская способность
Воспроизводство-процесс возобновления производства.
-простое-процесс повторения производства в прежних масштабах
-расширенное-процесс
повторения производства в
Фазы воспроизводства:
непосредственно
воспроизводство-распределение-
15.ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АГЕНТЫ (РЫНОЧНЫЕ И НЕРЫНОЧНЫЕ)
Экономические агенты — субъекты экономических отношений, участвующие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.
Основными экономическими агентами являются индивиды (домохозяйства), фирмы, государство и его подразделения.
16.СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ.
Собственность-принадлежность вещей, материальных и духовных ценностей определенным лицам, юридическое право на такую принадлежность и экономические отношения между людьми по поводу принадлежности, раздела, передела объекта собственности.
Эконом. Содержание-система отношений между людьми по поводу присвоения-отчуждения средств и результатов производства, природных ресурсов. Собственник потребляет полученное свойство благ, контролирует их использование, получает доход, управляет, отчуждает или уничтожает их.
Формы собственности:
По объектам:
-движимое имущ.
-недвижимое имущ.
По субъектам:
-частная
-муниципальная
-коллективная
-и др.
18.ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ. ЦЕЛИ И СРЕДСТВА. ПРОТИВОРЕЧИЯ. ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ОПТИМАЛЬНОГО РЕШЕНИЯ.
Экономические интересы-это осознанные экономические потребности отдельных людей, групп, классов, которые явл. Формой отношений экономической собственности и находят свое проявление в поставленных целях относительно их достижения..
Цели:
Для достижения
целей разрабатывается
Средства:
Поведение человека определяется соотношением цели, которую он ставит перед собой и средством достижения.
19. ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ.
В современном мире существуют три основные разновидности экономических систем: рыночная, командная и смешанная.
В противоположность
рыночной командная экономика
Характерной чертой командной экономики является монополизм производства, который в конечном итоге тормозит научно-технический прогресс. Государственное регулирование цен, монополизм производства, торможение технического прогресса закономерно рождают экономику дефицита.
Под смешанной экономикой подразумевается тип общества, синтезирующий элементы первых двух систем, то есть механизм рынка дополняется активной деятельностью государства.
35.ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ
ФОРМЫ ПРЕДПРИЯТИЙ В
Организационно-правовая форма юридического лица- совокупность конкретных признаков, выделяющихся в системе общих признаков и существенно отличающих данную группу юридических лиц от всех остальных.
О-П формы:
1.коммерческие организации
-полное товарищество
-товарищество на вере
-ООО
-общество с
дополнительной
-ОАО и ЗАО
-дочерние и зависимые общества
-производственные кооперативы
-госуд., и муниципальные унитарные предприятия
2.некоммерческие организации
-общественные объединения
-религиозные объединения
-фонды
-учреждения
-объединения юридических лиц
27.СУЩНОСТЬ, УСЛОВИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ, ФУНКЦИИ, РОЛЬ РЫНКА. ВИДЫ РЫНКОВ.
Рынок-всякий механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов конкретного товара и услуги. Форма распределения и обмена ресурсов и созданной продукции.
Функции рынка:
-Регулирующая.рынок дает ответы на вопросы пост. Самуэльсоном: что? Для кого? И Как производить?
-информационная. рынок дает объективную инф., о необходимом количестве, ассортименте и качестве тех тов., и услуг кот., поставляются на рынок.
-стимулирующая.
Рынок стимулирует внедрение
в производство достижений НТ
прогресса, повышение качества
продукции, расширение
-санирующая. Рынок, развивая конкуренцию, очищает общ., производство от эконом., слабых хоз., единиц, и поощряет развитие перспективных фирм.
-ценообразующая.
Виды рынков.
1.по виду конкуренции
-с совершенной конкуренцией
-с несовершенной
2.По экономич., назначению объектов рыночных отношений
-рынки благ и услуг
-средств производства
-ценных бумаг
-рабочей силы
3.по пространственному признаку
-городские(сельские)
-внутрирегиональные
-межрегиональные
-национальные
-международные(мировые)
4.по видам субъектов рыночных отношений
-рынок розничной торговли
-оптовой торговли
-государственных закупок
28.МЕХАНИЗМ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА С
Совершенная конкуренция предполагает: 1) множество покупателей и продавцов, 2) однородность товаров и услуг, 3) отсутствие ценовой дискриминации, 4) полную мобильность всех ресурсов, 5) абсолютную информированность о ценах.
Когда на рынке функционирует множество покупателей и продавцов, доля каждого экономического агента чрезвычайно мала. Он не в состоянии влиять на цены и объем продаваемых товаров и услуг. Цена на покупаемый (или продаваемый) товар для него складывается объективно, не зависит от его воли и желания.