Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 13:00, шпаргалка
1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМ. ТЕОРИИ
2. ЭТАПЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
...
13. Сущность и виды капитала
...
53. Государство как экономический агент
2) способ перенесения стоимости изношенных средств труда на произведенный с их помощью продукт.
42. Эффект масштаба производства
Причины + эффекта:
-специализация производства (автоматизация, механизация)
-специализация управляющего труда
-распространение производства
-развитие побочных производств
-использование отходов производства
Причины – эффекта:
-снижается эффективность
взаимодействия между
-затрудняется
контроль за реализацией
-противоречие интересов
-увеличение
издержек на передачу и
Закономерности, которым подчиняется изменение издержек в долгосрочном временном интервале, позволяет фирме правильно выбрать размер предприятия.
45.Сбережение,
накопление, инвестиции. Виды инвестиций.
Сбережение- часть дохода которая
используется на потребление. С. является
источником финансирования накопления,
т. е. прироста основных фондов, запасов
материальных оборотных средств, ценностей
и др.
Накопление-
часть национального
Инвестиции- денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, иное имущество, а также имущественные и иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и/или иной деятельности для достижения стратегических целей инвестора, получения прибыли и/или иного полезного эффекта.
Любая инновация есть инвестиция, но не всякая инвестиция есть инновация.
Инновация- это нововведение в области техники, технологии, организации труда.
Виды инвестиций:
-госуд,
-частные,
-иностранные (направленные на строительство, перевооружение)
-в создание духовного продукта
Инвестиции
-реальные (долгосрочные
вложения в материальное
-финансовые (инвестиции в акции, облигации и др. ценные бумаги)
-прямые (вкладываются в производство отдельных видов продукции; приобретение контрольного пакета акций)
-портфельные
(инвестиции в ценные бумаги, формирующиеся
в форме портфеля ценных бумаг;
30. Виды рынков с несовершенной конкуренцией
Несовершенная
конкуренция определяется следующим
образом:
рынок, на котором не соблюдается хотя
бы один из признаков совершенной конкуренции;
характеристика рынка, где два или более
продавцов, обладая некоторым (ограниченным)
контролем над ценой, конкурируют между
собой за продажи;
рынки, на которых либо покупатели, либо
продавцы принимают в расчет свою способность
воздействовать на рыночную цену.
Так как модель совершенной конкуренции
является теоретической абстракцией,
то все реально существующие рынки в той
или иной степени несовершенны.
В теории выделяют различные виды рынков
с несовершенной конкуренцией (по степени
убывания конкурентности): монополистическая
конкуренция, олигополия, монополия.
Монополистическая
конкуренция:
продавцы конкурируют, предлагая дифференцированный
товар на рынке, куда возможен вход новых
продавцов; В целом монополистическая
конкуренция характеризуется следующими
признаками:
Наличие большого числа покупателей и
продавцов;
Производство и продажа дифференцированного
продукта;
Отсутствие барьеров входа и выхода;
Наличие незагруженных мощностей.
Олигополию определяют следующим образом:
тип отраслевого рынка, который характеризуется
наличием нескольких очень крупных фирм,
контролирующих значительную часть производства
и сбыта и конкурирующих друг с другом.
Каждая фирма проводит самостоятельную
рыночную политику, но при этом она зависит
от конкурентов и вынуждена считаться
с ними. Товар может быть и дифференцированным
и стандартным. Фирмы-олигополисты имеют
влияние на рыночную цену. В отрасли существуют
высокие барьеры вхождения.
Можно сказать, что олигополия характеризуется
следующим набором признаков:
Небольшое число продавцов (покупателей)
товара;
Продавцы (покупатели) являются крупными
экономическими агентами;
Существуют значительные барьеры входа
и выхода;
Прибыль экономических агентов в долгосрочном
периоде отлична от нуля;
Продаваемый товар может быть как дифференцированным,
так и однородным.
Существуют следующие
определения монополии:
тип отраслевого рынка, на котором существует единственный
продавец товара, не имеющего близких
заменителей. Монополист осуществляет
контроль над ценой и объемами выпуска,
что позволяет ему получать монопольную
прибыль. При монополии существуют запретительно
высокие барьеры вхождения в отрасль.
Монопольное положение на рынке может
быть обеспечено искусственно: при помощи
исключительных прав, патентов и авторских
прав, собственности на все важнейшие
источники сырья, недобросовестной конкуренции;
исключительное право производства, промысла,
торговли и других видов деятельности,
принадлежащие одному лицу, группе лиц
или государству;
капиталистическое объединение, захватившее
практически исключительное право на
производство и реализацию определенной
категории товаров. Цель объединения -
извлечение монопольно высоких прибылей.
Преимущество монополий перед мелкими
производителями - возможность обеспечить
высокий уровень концентрации производства
и капитала, диктовать цены, удерживать
их на высоком уровне и т.д..
Можно сказать, что монополия определяется
следующими признаками:
наличие одного производителя (покупателя);
отсутствие близких заменителей товара;
наличие высоких барьеров входа (как правило,
искусственного характера).
Выделяют такую разновидность монополии,
как естественная монополия. Для нее характерны:
положительный эффект масштаба в долгосрочном
периоде, объясняющийся технологическими
причинами;
наличие одной (двух) прибыльных (крупных)
фирм в отрасли;
возможно существование и других фирм,
которые, однако, будут убыточными в долгосрочном
периоде;
нерегулируемое прибыльное ценообразование
крупных фирм выше предельных и средних
издержек;
убыточное предельное ценообразование.
40. Различные
трактовки сущности и
Прибыль- результат предпринимательской деятельности.
Чтобы подсчитать прибыль, надо из той выручки, которую получает предприятие, вычесть издержки предприятия.
Выручка может быть представлена как:
-общая выручка-
это полная сумма выручки от
реализации всех
-средняя выручка- равна цене единицы товара
-предельная
выручка- приращение всей
2 подхода к понятию прибыли:
1. Бухгалтерский.
Прибыль есть разница между
выручкой от реализации и явным
2. Экономический.
Прибыль- разница между
Из бухгалтерской прибыли надо вычесть процент на капитал, ренту на землю, аренду помещения, плату за управление. Если в результате такого вычитание остается прибыль, то эта прибыль и будет экономической.
Различают валовую, и чистую прибыль. Валовая прибыль = цена реализации продукции – полная себестоимость.
После уплаты из валовой прибыли процентов за кредит, налогов, арендной платы, других платежей остается часть средств образующих чистую прибыль, которая используется на производственные и социальные нужды предприятия.
44.Проблема выбора оптимального решения.
Одна из важнейших проблем экономической теории и практики – это проблема выбора. Оптимальный выбор – это одна из ключевых стадий процесса принятия экономических решений. Он заключается в выборе лучшего варианта хозяйственного решения из наборов возможных вариантов экономического поведения.
Отражением проблемы выбора является постановка и решение 3 вопросов экономического поведения:
Пределы свободы выбора поставщиков трудовых и материальных ресурсов обуславливаются выбором потребителей.
53.Государство как экономический агент
Без широкомасштабного вмешательства государства в экономику во всех сферах общественного воспроизводства современная экономика не могла бы существовать.Такая роль гос-ва обусловлена невозможностью рыночного регулирования решать сложные экономические проблемы, рожденные рынком. Поэтому пои изучении сущности гос-ва следует учитывать социальный и экономический аспекты.
Социологическое определение гос-ва- это организация эконом, полит, правовой, и идеологической власти в обществе, с помощью которой обеспечиваются его целостность и безопасность.
Экономическая характеристика гос-ва – важный субъект эконом деятельности, организация экономической власти в обществе, выполнение которой базируется на гос собственности.
Экономические функции гос-ва- воплощение его экономической роли в процессе реализации имеющейся у него эконом власти и собственности вследствие чего возникает целостная система отношений экономической собственности.
Основные функции гос-ва:
-расширенное
воспроизводство целостной
-обеспечение
постепенного вхождения
Для выполнения
названных экономических
Процесс реализации
экономических функций
Экономическая политика-комплекс экономических целей и мероприятий гос-ва относительно управления народным хозяйством, которые обеспечивают решение долгосрочных (стратегических) и краткосрочных (тактических) задач соответственно интересам страны.
55.Экономическая
стратегия и экономическая
Экономическая политика-комплекс экономических целей и мероприятий гос-ва относительно управления народным хозяйством, которые обеспечивают решение долгосрочных (стратегических) и краткосрочных (тактических) задач соответственно интересам страны.
Экономическая стратегия- долговременные установленные планы, намерения гос-ва в отношении доходов, расходов, бюджета, налогов, цен, соц. Защиты.
Виды экономической политики:
31. Сущность,
функции, условия
Предпринимательство-процесс поиска новых возможностей, использование новых технологий и новых сфер вложения капитала, преодоление старых стереотипов и границ.
Функции предпринимательства:
Успешное функционирование
предпринимательства
- частная собственность
- свобода экономического выбора
- личный интерес как основной мотив поведения
- конкуренция
- рыночное ценообразование
- ограниченная роль правительства
32. Неопределенность
и риск. Методы защиты от
Неопределенность- ассиметрия информации
Риск- это вероятность убытков или недополучение доходов по сравнению с прогнозом.
По степени риска различают: допустимый, критический и абсолютный (или катастрофический)
Допустимый риск- угроза потери большей части прибыли
Критический- угроза потери всей прибыли и всей ожидаемой выручки
Абсолютный – угроза банкротства предприятия и потери всего имущества
Рисковая политика – комплекс защитных мероприятий против основных форм рисков( прежде всего против критического и абсолютного)
Важнейшими из них явл:
Учитывая неизбежность экономических рисков, предприятие, должно создавать специальные резервы для их частичного покрытия, осуществлять активный поиск дополнительных источников и т.д.
34. Фирма как экономический агент
Предприятие(фирма)-
экономическая единица, которая
функционирует с целью
В экономической литературе, как правило, под предприятием имеется ввиду однопрофильное, монопродуктовное производство, а под фирмой как одно, так и несколько предприятий и производств.
Современные фирмы в основном многопрофильного производства. Такая ориентация фирмы делает ее более стойкой в период экономических спадов, а убытки возможные от одного какого-нибудь вида деятельности, перекрываются прибылями от производства других товаров и услуг.
Существующие предприятия можно разделить по следующим критериям: