Шпаргалка по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 13:00, шпаргалка

Краткое описание

1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМ. ТЕОРИИ
2. ЭТАПЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
...
13. Сущность и виды капитала
...
53. Государство как экономический агент

Файлы: 1 файл

econom teoria.doc

— 248.50 Кб (Скачать)

2) способ перенесения  стоимости изношенных средств  труда на произведенный с их  помощью продукт.

 

42. Эффект масштаба  производства

Причины + эффекта:

-специализация  производства (автоматизация, механизация)

-специализация  управляющего труда

-распространение  производства

-развитие побочных  производств

-использование  отходов производства

Причины – эффекта:

-снижается эффективность  взаимодействия между подразделениями 

-затрудняется  контроль за реализацией решений

-противоречие  интересов

-увеличение  издержек на передачу и обработку  информации

Закономерности, которым подчиняется изменение  издержек в долгосрочном временном интервале, позволяет фирме правильно выбрать размер предприятия.

 

45.Сбережение, накопление, инвестиции. Виды инвестиций. 
Сбережение- часть дохода которая используется на потребление. С. является источником финансирования накопления, т. е. прироста основных фондов, запасов материальных оборотных средств, ценностей и др.

 Накопление- часть национального располагаемого  дохода, используемая на пополнение  производственных и непроизводственных  фондов в народном хозяйстве,  а также запасов и резервов. Н. представляет собой превращение части сбережений в капитал, что обеспечивает расширенное воспроизводство материальных элементов производства и производственных отношений.

Инвестиции- денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, иное имущество, а также имущественные и иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и/или иной деятельности для достижения стратегических целей инвестора, получения прибыли и/или иного полезного эффекта.

Любая инновация  есть инвестиция, но не всякая инвестиция есть инновация.

Инновация- это  нововведение в области техники, технологии, организации труда.

Виды инвестиций:

-госуд, 

-частные, 

-иностранные  (направленные на строительство, перевооружение)

-в создание  духовного продукта

Инвестиции

-реальные (долгосрочные  вложения в материальное производство)

-финансовые (инвестиции  в акции, облигации и др. ценные  бумаги)

-прямые (вкладываются  в производство отдельных видов продукции; приобретение контрольного пакета акций)

-портфельные  (инвестиции в ценные бумаги, формирующиеся  в форме портфеля ценных бумаг;  небольшие по размеру инвестиции, которые не могут обеспечить  контроля на предприятии)

 

30. Виды  рынков с несовершенной конкуренцией

Несовершенная конкуренция определяется следующим  образом: 
рынок, на котором не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции; 
характеристика рынка, где два или более продавцов, обладая некоторым (ограниченным) контролем над ценой, конкурируют между собой за продажи; 
рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену. 
Так как модель совершенной конкуренции является теоретической абстракцией, то все реально существующие рынки в той или иной степени несовершенны.  
В теории выделяют различные виды рынков с несовершенной конкуренцией (по степени убывания конкурентности): монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.

Монополистическая конкуренция: 
продавцы конкурируют, предлагая дифференцированный товар на рынке, куда возможен вход новых продавцов; В целом монополистическая конкуренция характеризуется следующими признаками: 
Наличие большого числа покупателей и продавцов; 
Производство и продажа дифференцированного продукта; 
Отсутствие барьеров входа и выхода; 
Наличие незагруженных мощностей. 
Олигополию определяют следующим образом: 
тип отраслевого рынка, который характеризуется наличием нескольких очень крупных фирм, контролирующих значительную часть производства и сбыта и конкурирующих друг с другом. Каждая фирма проводит самостоятельную рыночную политику, но при этом она зависит от конкурентов и вынуждена считаться с ними. Товар может быть и дифференцированным и стандартным. Фирмы-олигополисты имеют влияние на рыночную цену. В отрасли существуют высокие барьеры вхождения.  
Можно сказать, что олигополия характеризуется следующим набором признаков: 
Небольшое число продавцов (покупателей) товара; 
Продавцы (покупатели) являются крупными экономическими агентами; 
Существуют значительные барьеры входа и выхода; 
Прибыль экономических агентов в долгосрочном периоде отлична от нуля; 
Продаваемый товар может быть как дифференцированным, так и однородным.

Существуют следующие  определения монополии: 
тип отраслевого рынка, на котором существует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей. Монополист осуществляет контроль над ценой и объемами выпуска, что позволяет ему получать монопольную прибыль. При монополии существуют запретительно высокие барьеры вхождения в отрасль. Монопольное положение на рынке может быть обеспечено искусственно: при помощи исключительных прав, патентов и авторских прав, собственности на все важнейшие источники сырья, недобросовестной конкуренции; 
исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащие одному лицу, группе лиц или государству; 
капиталистическое объединение, захватившее практически исключительное право на производство и реализацию определенной категории товаров. Цель объединения - извлечение монопольно высоких прибылей. Преимущество монополий перед мелкими производителями - возможность обеспечить высокий уровень концентрации производства и капитала, диктовать цены, удерживать их на высоком уровне и т.д..  
Можно сказать, что монополия определяется следующими признаками: 
наличие одного производителя (покупателя); 
отсутствие близких заменителей товара; 
наличие высоких барьеров входа (как правило, искусственного характера). 
Выделяют такую разновидность монополии, как естественная монополия. Для нее характерны: 
положительный эффект масштаба в долгосрочном периоде, объясняющийся технологическими причинами; 
наличие одной (двух) прибыльных (крупных) фирм в отрасли; 
возможно существование и других фирм, которые, однако, будут убыточными в долгосрочном периоде; 
нерегулируемое прибыльное ценообразование крупных фирм выше предельных и средних издержек; 
убыточное предельное ценообразование. 

 

 

40. Различные  трактовки сущности и происхождения  прибыли. Виды прибыли.

Прибыль- результат  предпринимательской деятельности.

Чтобы подсчитать прибыль, надо из той выручки, которую  получает предприятие, вычесть издержки предприятия.

Выручка может  быть представлена как:

-общая выручка-  это полная сумма выручки от  реализации всех производственных  единиц товара

-средняя выручка-  равна цене единицы товара

-предельная  выручка- приращение всей выручки  при увеличении количества выпускаемой  продукции на одну единицу.

2 подхода к  понятию прибыли:

1. Бухгалтерский.  Прибыль есть разница между  выручкой от реализации и явными издержками.

2. Экономический.  Прибыль- разница между выручкой  от реализации и явными + неявные  издержки.

Из бухгалтерской  прибыли надо вычесть процент  на капитал, ренту на землю, аренду помещения, плату за управление. Если в результате такого вычитание остается прибыль, то эта прибыль и будет экономической.

Различают валовую, и чистую прибыль. Валовая прибыль = цена реализации продукции – полная себестоимость.

После уплаты из валовой прибыли процентов за кредит, налогов, арендной платы, других платежей остается часть средств образующих чистую прибыль, которая используется на производственные и социальные нужды предприятия.

 

44.Проблема  выбора оптимального решения.

Одна из важнейших проблем  экономической теории и практики – это проблема выбора. Оптимальный  выбор – это одна из ключевых стадий процесса принятия экономических  решений. Он заключается в выборе лучшего варианта хозяйственного решения из наборов возможных вариантов экономического поведения.

Отражением проблемы выбора является постановка и решение 3 вопросов экономического поведения:

  1. Что производить и в каком количестве?
  2. Как следует производить?
  3. Для кого производить?

Пределы свободы  выбора поставщиков трудовых и материальных ресурсов обуславливаются выбором  потребителей.

 

53.Государство  как экономический агент

Без широкомасштабного  вмешательства государства в  экономику во всех сферах общественного  воспроизводства современная экономика не могла бы существовать.Такая роль гос-ва обусловлена невозможностью рыночного регулирования решать сложные экономические проблемы, рожденные рынком. Поэтому пои изучении сущности гос-ва следует учитывать социальный и экономический аспекты.

Социологическое определение гос-ва- это организация  эконом, полит, правовой, и идеологической власти в обществе, с помощью которой  обеспечиваются его целостность  и безопасность.

Экономическая характеристика гос-ва – важный субъект  эконом деятельности, организация экономической власти в обществе, выполнение которой базируется на гос собственности.

Экономические функции гос-ва- воплощение его экономической  роли в процессе реализации имеющейся  у него эконом власти и собственности  вследствие чего возникает  целостная система отношений экономической собственности.

 Основные  функции гос-ва:

-расширенное  воспроизводство целостной экономической  системы путем рационального  объединения госуд  и негосуд  типов собственности, стабильного  развития производительных сил общества путем стимулирования экономического роста.

-обеспечение  постепенного вхождения национальной  экономической системы в мировую  экономику. 

Для выполнения названных экономических функций  необходимо соответствующее правовое обеспечение, установление гос. Стандартов качества товаров и услуг, контроля за их соблюдением, наличие политической и социальной стабильности и т.д.

Процесс реализации экономических функций государства  начинается с экономической политики.

Экономическая политика-комплекс экономических целей и мероприятий гос-ва относительно управления народным хозяйством, которые обеспечивают решение долгосрочных (стратегических) и краткосрочных (тактических) задач  соответственно интересам страны.

 

55.Экономическая  стратегия и экономическая политика гос-ва                                               

Экономическая политика-комплекс экономических целей  и мероприятий гос-ва относительно управления народным хозяйством, которые  обеспечивают решение долгосрочных (стратегических) и краткосрочных (тактических) задач  соответственно интересам страны.

Экономическая стратегия- долговременные установленные  планы, намерения гос-ва в отношении  доходов, расходов, бюджета, налогов, цен, соц. Защиты.

Виды экономической  политики:

  1. Бюджетная
  2. Налоговая
  3. Структурная
  4. Инвестиционная
  5. Научно-техническая
  6. Промышленная
  7. Аграрная
  8. Денежно-кредитная

 

31. Сущность, функции, условия предпринимательства.

Предпринимательство-процесс  поиска новых возможностей, использование  новых технологий и новых сфер вложения капитала, преодоление старых стереотипов и границ.

Функции предпринимательства:

  1. новаторская (новые идеи, новые товары и т.д.)
  2. организационная (внедрение новых форм и методов организации производства)
  3. хозяйственная (наиболее эффективное использование разнообразных ресурсов)
  4. социальная (изготовление необходимых обществу товаров и услуг)
  5. личностная (самореализация собственной цели предпринимателя)

Успешное функционирование предпринимательства предусматривает  ряд условий:

- частная собственность

- свобода экономического  выбора

- личный интерес как основной мотив поведения

- конкуренция

- рыночное ценообразование

- ограниченная  роль правительства

 

32. Неопределенность  и риск. Методы защиты от экономических  рисков

Неопределенность- ассиметрия информации

Риск- это вероятность  убытков или недополучение доходов по сравнению с прогнозом.

По степени  риска различают: допустимый, критический  и абсолютный (или катастрофический)

Допустимый риск- угроза потери большей части прибыли

Критический- угроза потери всей прибыли и всей ожидаемой  выручки

Абсолютный –  угроза банкротства предприятия  и потери всего имущества

Рисковая политика – комплекс защитных мероприятий  против основных форм рисков( прежде всего  против критического и абсолютного)

Важнейшими из них явл:

  1. страхование риска
  2. изучение рынка
  3. изучение клиентов, в частности проверка их платежеспособности
  4. текущий контроль
  5. использование залога
  6. диверсификация риска, то есть наличие нескольких торговых компаний (рынков сбыта), или деление общей суммы кредитов со стороны банковских учреждений на несколько банков.
  7. Изучение конкурентов
  8. Эффективное стимулирование деятельности работников, от которых в наибольшей мере зависит снижение степени рисков

Учитывая неизбежность экономических рисков, предприятие, должно создавать специальные резервы  для их частичного покрытия, осуществлять активный поиск дополнительных источников и т.д.

 

34. Фирма  как экономический агент

Предприятие(фирма)- экономическая единица, которая  функционирует с целью получения  мах прибыли, самостоятельно принимающая  решения относительно использования факторов производства для экономических благ с целью их продажи, это основное звено народного хоз-ва, которое обеспечивает производство основной массы товаров и услуг.

В экономической  литературе, как правило, под предприятием имеется ввиду однопрофильное, монопродуктовное производство, а под фирмой как одно, так и несколько предприятий и производств.

Современные фирмы  в основном многопрофильного производства. Такая ориентация фирмы делает ее более стойкой в период экономических  спадов, а убытки возможные от одного какого-нибудь вида деятельности, перекрываются прибылями от производства других товаров и услуг.

Существующие  предприятия можно разделить  по следующим критериям:

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"