Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 13:33, шпаргалка
Предмет микроэкономики. Принятие решений субъектами рынка в условиях экономического выбора. Концепция экономического рационализма. Роль цен в размещении ресурсов.
Предмет микроэкономики
Микроэкономика (от греческого micros – малый) – раздел экономической науки, связанный с изучением маломасштабных экономических процессов, субъектов, явлений. Основы микроэкономики создавались австрийской школой, важнейшими представителями которой были К. Менгер, Ф. Визер, Э. Бем-Баверк. Значительный вклад в развитие микроэкономики внесли английские экономисты А. Маршалл, А. Пигу, Дж. Хикс, американский экономист Дж. Б. Кларк, итальянский экономист В. Парето, швейцарский экономист Л. Вальрас и др.
Итак, можно сделать вывод, что монопольная власть – это способность субъекта влиять на ситуацию, сложившуюся на определенном рынке, принося себе выгоду. Носителями монопольной власти могут выступать государство, предприятия, отдельные физические лица. Монопольной властью могут обладать как крупные фирмы, так и мелкие, имеющие определенные преимущества.
Показатели монопольной власти
Активизация государственного регулирования рынка, усиление контроля над процессами концентрации экономической власти обусловили необходимость качественной и количественной оценки силы рыночной власти отдельной фирмы на конкурентном рынке. Единые количественные критерии оценки монополизации в хозяйственной и правовой практике развитых стран до сих пор не разработаны, но существует ряд способов диагностирования осуществления монополистической власти, и ни один из них не является вполне удовлетворительным. Экономист, занимающийся анализом монополистической власти, ищет определённые симптомы. Установление диагноза – это, однако, искусство, изобилующее скрытыми трудностями.
Монополистическая власть может приводить к ценам, которые превосходят предельные и средние издержки производства. Один из возможных способов оценки монополистической власти – определение степени превышения рыночными ценами предельных издержек. Индекс Лернера, предложенный Абба П. Лернером в 1934 г., позволяет вычислить отношение разности между ценой и предельными издержками к цене:
где L – индекс монопольной власти,
Р – цена,
МС – предельные издержки производства.
Обычно трудно получить реальные данные по предельным издержкам. Однако известно, что при равновесии в долгосрочном плане МС = АС. Тогда индекс L может быть записан следующим образом:
т. е. L – это прибыль на единицу товара, отнесенная к его цене. Умножая уравнение (12.2) на отношение Q/Q, получаем
Данный коэффициент монопольной власти может быть также выражен в терминах эластичности спроса, с которой сталкивается фирма. Мы знаем, что
Численное значение коэффициента Лернера всегда находится между 0 и 1. Для совершенно конкурентной фирмы P = MC и L = 0. Чем больше L, тем больше и монопольная власть.
Доля фирмы на рынке определяется процентом ежегодных поставок на рынок, обеспечиваемый этой фирмой. Чем выше доля фирмы на рынке, тем больше потенциальные возможности этой фирмы для обладания монополистической властью на рынке, что приводит к ценам, превышающим предельные издержки. Индекс Херфиндаля-Хиршмана позволяет оценить концентрацию рынка:
где HHI – значение этого индекса;
Si – доля фирмы в общем объеме выпуска отрасли в процентах;
n – количество фирм в отрасли.
Например, для чистой монополии доля рынка у самой большой фирмы будет Si = 100%, а доля рынка у всех остальных фирм будет равна нулю. При таких обстоятельствах индекс Херфиндаля-Хиршмана равнялся бы 10 000. Если бы рынок состоял из 100 фирм одинакового размера (каждая, следовательно, с долей рынка, равной 1 %), как могло бы быть на рынке с сильной конкуренцией, индекс Херфиндаля принял бы значение 100. Индекс чувствителен как к числу фирм, так и к индивидуальной рыночной доле у каждой фирмы.
Для установления уровня монопольной власти используются также следующие показатели: норма экономической прибыли (коэф. Дж. Бэйна), коэффициент Тобина, коэффициент Папандреу и др.
Коэффициент Дж. Бейна — показывает экономическую прибыль, полученную на один доллар собственного инвестированного капитала:
где Па — бухгалтерская прибыль,
Пн — нормальная прибыль;
К — собственный инвестированный капитал.
Если фирма действует на конкурентном рынке, то норма экономической прибыли будет нулевой (одинаковой) для различных видов активов. Когда норма прибыли на каком-либо рынке или для какого-либо актива выше конкурентной, то этот вид инвестирования является предпочтительным. Такая ситуация может сложиться, если рынок не является свободно конкурентным и у такой фирмы есть определенная рыночная власть, которая и обеспечивает ей прибыль в долгосрочном периоде.[14]
Коэффициент Тобина:
q = P / C,
где P — рыночная стоимость активов фирмы (обычно определяется по курсу акций);
С — восстановительная стоимость активов фирмы, равная сумме расходов, необходимых для приобретения активов фирмы по текущим ценам.
Смысл данного коэффициента сводится к следующему. Если фирма получает экономическую прибыль, то будущие акционеры хотят поучаствовать в ее разделении между собой, поэтому и покупают акции такой фирмы по более высокой цене, нежели реальная восстановительная стоимость активов. То же самое верно и для фирмы, которая в будущем ожидает получить экономическую прибыль. В данном случае коэффициент Тобина будет выше единицы.
Если этот показатель равен единице или чуть меньше нее, то фирма занимает стабильное положение на рынке, постоянно получая бухгалтерскую прибыль, в ином случае – обладает монопольной властью.
Индекс Папандреу основывается на концепции перекрестной эластичности остаточного спроса, т. е. спроса на товар данной фирмы. Необходимым условием осуществления монопольной власти служит слабое влияние на объем продаж данной фирмы цен других фирм одного и того же рынка.
А. Папандреу в 1949 г. предложил так называемый коэффициент проникновения, показывающий, на сколько процентов изменится объем продаж фирмы при изменении цены конкурента на один процент:
где Qdi - объем спроса на товар фирмы, обладающей монопольной властью;
Pj - цена конкурента (конкурентов);
lj - коэффициент ограниченности мощности конкурентов, измеряемый как отношение потенциального увеличения выпуска к росту объема спроса на их товар, вызванного понижением цены.
Что касается Республики Беларусь, то уровень монополизации нашей экономики ещё остается значительным. Монополии в Беларуси характеризуются рядом особенностей, основными из которых являются высокая степень вмешательства государства в производство, крупные предприятия, оставшиеся в наследство от СССР. Таким образом, перед нашим государством только сейчас встает задача, которую многие развитые страны до сих пор не могут решить эффективно. С одной стороны, нам проще, потому что можно заимствовать огромный опыт, связанный с регулированием деятельности монополий, который был успешно применён в ряде стран, с другой стороны в Республике Беларусь существует ряд особенностей, в связи с чем необходимо разрабатывать собственные программы и направления по борьбе и регулированию монопольных рынков.
Антимонопольная деятельность государственного управления по ослаблению и ограничению рыночной власти. Антимонопольное закон-сов-ть законов и правовых норм, кот устанавливают права. В РБ с целью обеспечения условий для развития добросовестной конкуренции, создания эффективно функционирующих товарных рынков, а также защиты прав потребителей реализуется политика направленная на предупреждение и пресечение монополистической деятельности. Антимонопольное законодательство в РБ состоит из: Конституции РБ (статья 13);норм Гражданского кодекса РБ; Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»; Закона «О естественных монополиях» и других актов законодательства, а также международных договоров, участницей которых является РБ. Закон РБ "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" определяет организационные и правовые основы ограничения, пресечения и предупреждения монополистической деятельности и направлен на создание условий для развития конкуренции. Этот закон по своим целям и методу правового регулирования содержит элементы как европейской модели антимонопольного законодательства (основополагающий принцип — контроль за злоупотреблениями рыночной властью), так и американской системы антитрестового законодательства (принцип запрета монополий). Мин. экономики РБ в целях предотвращения возникновения или усиления доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарном рынке осуществляет контроль за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами или долями в уставных фондах данных хозяйствующих субъектов. В мире действует государственная система антимонопольного регулирования в основных направлениях развития рынков с контролем последствий мероприятий по монополизации рынков для государства и потребителей: слияния; разделения; сговора; фальсификации конкурсов; деятельности естественных монополий. Действует система жестких санкций за нарушение антимонопольного законодательства – возмещение нанесенного ущерба в трехкратном размере. Нарушения антимонопольного законодательства в капиталистических странах есть. Но громкие нарушения расследуются обязательно. В мировой практике существует уголовная ответственность за невыполнение подписок о выполнении антимонопольного законодательства при участии в конкурсах на получение государственного заказа. США: через антимонопольное законодательство; Западной Европы: через законодательство в сфере поддержания конкуренции, заложены принципы общеевропейского антимонопольного законодательства; Япония: наличие исключений из антимонопольного законодательства для борьбы с спадами деловой активности или кризисами.
Рынки ресурсов. Спрос на ресурс и его факторы.
На рынке ресурсов объектами
купли-продажи являются:- труд, - земля,
- капитал. Причины форм-ия:*ден-ые доходы;*распред-ие
ресурсов;*мин-ия издержек.Субъекты рынка
ресурсов:- продавцы (домашние хозяйства,
фирмы), - покупатели (фирмы/предприятия)
Спрос на ресурсы имеет производный характер.
Спрос зависит от спроса на товар,от выручки,
в пр-ве кот используется данный ресурс. Произ-ый спрос на ср-ва пр-ва—завис-ть
спроса на какой-нить фактор пр-ва от спроса
на товар. З-н убыв-ей доходности: произ-ть переменного фактора
сниж-ся с + к постоя-му+стан-ся отри-ым,если
кол-во пр-ии =мах. Концепция предельной
доходности ресурса помогает понять, как
формируется спрос на ресурс.MRP(предельная доходность ресурса)
– это прирост объема выпуска в денежном
выражении в результате использования
дополнительной единицы ресурса.Если
товар продается на рынке совершенной
конкуренции, то MRP=MP*P . В условиях несовершенной
конкуренции MRP=МР* MR
Кр спроса на рес-сы:кр MR=кр D.Ценов эл-ть спроса:-%-ое изм-ие
Vспроса к %-му из-ию цены:*эл-ть спроса по
цене для прод-ии отрасли;*взаимозаме-ть
факторов произ-ва;*эл-ть пред-ия;*доля
в общих затратах.
Предельная доходность и предельные издержки ресурса. Кривая спроса фирмы на ресурс.
MRP (предельная доходность ресурса)
– это прирост объема выпуска в денежном
выражении в результате использования
дополнительной единицы ресурса. MRPL (предельная доходность труда).
Если товар продается на рынке совершенной
конкуренции, то MRP рассчитывается по формуле: MRP=MP*P, где МР – предельный продукт ресурса, Р – цена произведенного товара
MRPL = MPL*Р, где MPL – предельный продукт труда, Р – цена произведенного товара
В условиях несовершенной конкуренции MRP=МР* MR, где МР – предельный продукт ресурса, MR – предельная доходность товара; MRPL= MPL* MR
Правило использования ресурсов:
Дополнительно вовлекать в производство
ресурс имеет смысл до тех пор, пока MRP не сравняется с MRС (MRP= MRС), где MRP – предельная доходность ресурса, MRС – предельные издержки ресурса MRС – прирост общих издержек фирмы,
вызванный использованием дополнительной
единицы ресурса
Кривая спроса на труд.
Эластичность
спроса на ресурсы зависит от ряда
факторов, среди которых – зависимость
от степени конкурентности товарного
рынка. В этом случае целесообразно рассмотреть
ситуацию формирования спроса при совершенной
и несовершенной конкуренции.
На товарном рынке спрос на товар для фирмы
– совершенного конкурента характеризуется
совершенной эластичностью. В этом случае
фирма при приобретении производственных
ресурсов не подвержена влиянию товарного
рынка. Однако, в отличие от товарного
рынка, предельный продукт ресурсов при
увеличении их вовлекаемого в производство
количества сокращается. Поэтому фирме
экономически нецелесообразно приобретать
разное количество ресурса по одной и
той же цене. Степень увеличения спроса
при снижении цены на факторном рынке
тесно зависит от степени сокращения MRP
(при условии, что фирма стремится к минимизации
издержек). Учитывая масштабность современного
производства, такое сокращение осуществляется
небольшими темпами, поэтому кривая спроса
на ресурсы в условиях совершенной конкуренции
на рынке товаров обычно более эластичная
(D1 на рис. 11.7).
Более сложным является формирование спроса на факторном рынке в условиях несовершенной конкуренции. Это связано с тем, что фирма уже не приспосабливается к ценам товаров, а устанавливает их. Реализация большого количества продукции требует от нее снижения цены. Таким образом, в отличие от рынка совершенной конкуренции MRР для фирмы – несовершенного конкурента постоянно уменьшается. Исходя из того, что фирма покупает ресурсы пока MRP>MRC, найм дополнительной единицы ресурса возможен лишь при увеличении его производительности или снижении его цены. Однако из-за закона убывающей отдачи обычно наблюдается снижение производительности ресурса. Фирме для покупки дополнительной единицы ресурса требуется более значительное снижение ее цены, чем в условиях совершенной конкуренции. В связи с этим спрос на производственные факторы в условиях несовершенной конкуренции на рынке товаров обычно менее эластичен (D2 на рис. 11.7).
Рис. 11.7. Спрос на факторы производства
фирм – совершенных и несовершенных
конкурентов на товарном рынке.
В то же время, независимо от типа рыночных структур в экономике, на эластичность спроса на рынке производственных ресурсов оказывают влияние следующие факторы.
1. Скорость изменения
предельного продукта фактора
в денежном выражении (MRP). В
ситуации, когда производительность
(отдача) какого-либо ресурса при
зафиксированном количестве
2. Возможность и степень ресурсозамещения. Можно предположить, что существуют технологии, при которых ресурсозамещение невозможно. В этом случае, по аналогии с товарным рынком, спрос на ресурсы неэластичен. При возникновении новых возможностей замещения кривая спроса будет становиться все более эластичной. Возможность и степень ресурсозамещения зависят от вариантов технологий производства товара, на котором специализируется фирма (если речь идет о краткосрочном периоде времени) и от возможности фирмы изменять технологию производства под воздействием научно-технического прогресса (в долгосрочном периоде).
3. Эластичности
спроса на продукт. В