Шпаргалка по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 13:33, шпаргалка

Краткое описание

Предмет микроэкономики. Принятие решений субъектами рынка в условиях экономического выбора. Концепция экономического рационализма. Роль цен в размещении ресурсов.
Предмет микроэкономики
Микроэкономика (от греческого micros – малый) – раздел экономической науки, связанный с изучением маломасштабных экономических процессов, субъектов, явлений. Основы микроэкономики создавались австрийской школой, важнейшими представителями которой были К. Менгер, Ф. Визер, Э. Бем-Баверк. Значительный вклад в развитие микроэкономики внесли английские экономисты А. Маршалл, А. Пигу, Дж. Хикс, американский экономист Дж. Б. Кларк, итальянский экономист В. Парето, швейцарский экономист Л. Вальрас и др.

Файлы: 1 файл

Ответы.doc

— 2.08 Мб (Скачать)

Основная причина существования  естественной монополии – экономия от масштаба. Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится  дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят что отрасль является естественной монополией.

TC(Q1+Q2)<TC(Q1)+TC(Q2), для всех Q1 и Q2

AC(Q1)<AC(Q2), если Q1>Q2


TC=FC+MC*Q

AC=MC+FC/Q

 

 

Чтобы исследовать этот случай, покажем  на рисунке кривые спроса и издержек для монополии, действующей в  отрасли, в которой имеет место  экономия от масштаба при всех объемах  выпуска. Чем выше объем выпуска, тем ниже средние издержки и, следовательно, предельные издержки ниже средних издержек при всех объемах выпуска.

Монопольной цене и объему выпуска соответствует  точка Ем , при этом объеме выпуска MR=MC. В какой точке достигалось бы равновесие, если бы данная отрасль была конкурентной? Поддавшись первому побуждению, мы могли бы взять кривую МС в качестве кривой предложения конкурентной отрасли и отыскать на ней точку, в которой пересекаются кривые спроса и предложения. Такой точкой является точка Ек, и данная точка была бы оптимальна для общества. Но данная точка не может быть точкой долгосрочного конкурентного равновесия. В силу существования в отрасли экономии от масштаба предельные издержки всегда ниже средних издерек. Если бы цена равнялась величине предельных издержек, то средние издержки были бы выше цены, и имел бы место убыток, равный расстоянию CЕк, от каждой проданной единицы блага. В силу экономии от масштаба при всех объемах выпуска эта отрасль не могла бы находиться в состоянии конкурентного равновесия.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пример естественных монополий:

  • газ
  • электроэнергия
  • почта

Причины существования  естественной монополии:

  • Экономия от масштаба. Монополия представляет собой рыночную структуру, минимизирующую издержки.
  • Контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете.
  • Государственное ограничение притока новых фирм в отрасль. Монополии могут существовать в силу того, что они покупают или им  предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. В некоторых случаях правительство оставляет за собой право на монополию; в ряде стран только государственные монополии продают табак.

Эти три причины  могут быть связаны между собой. Правительство может предоставить компании монопольное право, например, в том случае, если имеет место экономия от масштаба. В данном случае конкуренция была бы расточительна с точки зрения общества. Но правительство в то же самое время может стремиться к регулированию поведения компании, с тем, чтобы ослабить основные проявления неэффективности монополизации, то есть уменьшить социальные потери, связанные с ограничение выпуска. Через патентную систему государственные структуры предоставляют права на временные монополии изобретателям, с тем, чтобы способствовать ускорению технического прогресса.

 

 

 

 

 

 

 

23. Монополистическая конкуренции и ее основные черты.

Монополистическая конкуренция 

 В  реальной  жизни, как показывает практика, условия, присущие совершенной   конкуренции  и  монополии,  зачастую  не  соблюдаются. Монополию   и  совершенную  конкуренцию  можно  рассматривать  как противоположные полюсы, реальные же рыночные структуры занимают место между ними, совмещая в себе отдельные черты и монополии, и совершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция - это такая рыночная  структура,  в  которой  превалируют  черты  совершенной конкуренции и имеются отдельные элементы, характерные для чистой монополии. Теория монополистической конкуренции была разработана в 30-е гг. XX в. английским экономистом Дж. Робинсон и американским ученым Э. Чемберлином.

Основные черты  монополистической конкуренции 

 Строго говоря, в реальной рыночной структуре  соотношение черт, присущих  монополии   и  совершенной  конкуренции   можно  оценить, исследуя две  характеристики: а) кривую спроса  отдельной фирмы и б) возможность  входа  иных  фирм  в  отрасль.  Кривая  спроса  фирмы, действующей  в  условиях  монополистической  конкуренции,  не горизонтальна, как при совершенной конкуренции, но и не понижается так резко, как в случае монополии. Иными словами, спрос на продукцию фирмы  не  абсолютно  эластичен,  но  более  эластичен,  чем  у  фирмы-монополиста. Это объясняется рядом особенностей монополистической конкуренции.  

1. Количество  фирм  в  отрасли.  Для монополистической   конкуренции характерно присутствие  в отрасли довольно значительного количества небольших по объему фирм, выпускающих однотипные, но не одни и те же  товары.  В  отличие  от  совершенной  конкуренции,  при  которой количество  фирм-производителей  исчисляется  сотнями  и  тысячами,  в отрасли  с  монополистической  конкуренцией  действуют  несколько десятков  фирм.  Что  из  этого  следует?  Во-первых,  отдельная  фирма производит  лишь  небольшую  часть  суммарного  выпуска  отрасли, поэтому обладает ограниченными возможностями влиять на рыночную цену  товара.  Во-вторых,  исключается  возможность  сговора  фирм  и картелизации отрасли. В-третьих, каждая фирма практически независима в  своих  решениях  и  не  учитывает  возможную  реакцию  других конкурирующих фирм. 

2. Дифференциация  товара.  При  монополистической  конкуренции фирмы отрасли имеют определенную возможность выпускать товар, не схожий  с  производимым  конкурентами.  Например,  все  кондитерские фабрики выпекают печенье, но продукция одной фирмы отличается от других по ингредиентам, вкусу, упаковке, названию. Подобное различие называется  дифференциацией  товара.  Под  дифференцированным продуктом  понимается  такой,  качественные  характеристики  которого отличаются  от  производимого  конкурентом.  Дифференцированный продукт  может  включать  группу  каких-либо  товаров,  достаточно схожих,  чтобы  называться  одним  товаром ( печеньем),  но  и  столь отличных  друг  от  друга ("Юбилейное", "Курабье", "Овсяное"  и  др.), чтобы  производитель  каждого  из  них  имел  некоторую  возможность влиять  на  цену  своего  товара.  В  условиях  дифференциации  товара отдельная фирма отрасли обладает ограниченной монопольной властью над собственным товаром, т.е. может повышать цену товара, даже если остальные фирмы отрасли не  делают этого, без риска потерять рынок сбыта.

 В  большинстве   случаев  дифференциация  товара  объясняется разным  качеством   изготавливаемого  продукта  из-за  различий  в технологии, в видах  используемого сырья, дизайна  и т.п. Например, все мужские  часы можно отнести в одну  группу товаров - "мужские часы", но  часы  марки " Луч"  отличаются  от " Полета", "Славы", "Маяка"  и других марок часов. Дифференциацию товара могут вызвать условия его реализации: быстрое обслуживание, доставка товара на дом, продажа в кредит  и  т.п.  Это  побуждает  покупателей  приобретать  товар  данной фирмы,  а  не  другой.  Отдельные  экономисты  относят  к  причинам дифференциации  товара  также  местоположение  фирмы.  Например, небольшая закусочная может успешно конкурировать даже с крупными ресторанами,  если  расположена  на  бойком  месте  и  работает круглосуточно.  Однако,  по  мнению  других  авторов, "географическая" дифференциация  не  совсем  точно  согласуется  с  условиями монополистической конкуренции - при монополистической конкуренции каждая  фирма  отрасли  конкурирует  со  всеми  или  с  большей  частью фирм  отрасли.  Упомянутая  закусочная,  небольшой  магазин, парикмахерская и т.п. конкурируют (в "географическом" смысле) только с аналогичными предприятиями, расположенными в непосредственной близости  от  них.  Наконец,  на  дифференциацию  товара  оказывают влияние  реклама,  применение  торговых  и  товарных  знаков, использование различной упаковки.

3. Неценовая   конкуренция.  При  монополистической   конкуренции отдельные  фирмы  отрасли  используют  в  конкурентной  борьбе  такие неценовые  факторы,  как  реклама,  изменение  качественных характеристик  товара  и  условий  продажи  продукции.  Это  становится возможным  вследствие  специфики  данной  рыночной  структуры: поскольку  фирмы  отрасли  производят  дифференцированный  продукт, товар  каждой  отдельной  фирмы  оказывается  восприимчивым  к неценовым факторам.

4. Свобода   входа  в  отрасль  и   выхода  из  нее.  В  условиях  монополистической  конкуренции   вход  фирм  в отрасль относительно свободный,  поскольку фирмы невелики  по  размеру и возможность снижения  издержек  за  счет  положительного  эффекта масштаба  у них небольшая. Однако в отличие от совершенной конкуренции, при которой наблюдается абсолютная  свобода  входа  в  отрасль,  при монополистической конкуренции дополнительные расходы, связанные с необходимостью  выделить  свой  товар ( например,  за  счет  рекламы), могут стать барьером для входа новой фирмы в отрасль.

Итак,  все  изложенное  позволяет  выделить  три  основные  черты, присущие монополистической конкуренции.

•  В отрасли  присутствует достаточное число  фирм, каждая из которых конкурирует  со  значительным количеством соперничающих  фирм и поэтому  не учитывает  их  возможную  реакцию на изменение  цены своего товара.

•  Фирмы  отрасли  производят  дифференцированный  товар,  поэтому каждая из них  имеет возможность в определенных пределах менять цену продаваемого товара и кривая спроса отдельной фирмы  имеет "падающий"  характер.  Это " монополистическая"  часть модели. Однако кривая спроса данной фирмы довольно эластичная, поскольку товары,  реализуемые другими фирмами,  являются  близкими заменителями  товара,  производимого этой  фирмой. "Падающий" характер  кривой  спроса  предполагает  возможность  получения фирмами монопольной прибыли в краткосрочном периоде.

•  Существует довольно свободный вход иных фирм в отрасль и выход из  нее.  Это,  как  мы  знаем,  должно  приводить  к  тому,  что  в  долгосрочном периоде каждая фирма  отрасли не имеет экономической прибыли.

 

 

 

 

 

 

24. Равновесие фирмы-монополистического  конкурента в краткосрочном периоде  (максимизация прибыли, минимизация убытков).

Если в условиях совершенной конкуренции определение цены кривая спроса (D ) параллельна оси абсцисс, то при монополистической конкуренции она приобретает небольшой отрицательный наклон (см. Dm на рис. 7—8). Это означает, что кривая спроса менее эластична, чем при совершенной конкуренции, но более эластична, чем у чистой монополии. Степень эластичности в условиях монополистической конкуренции зависит как от числа конкурентов, так и от глубины дифференциации продукта (услуг).

Таким образом, дифференциация продукта отражается в дифференциации цены. Потребитель, привыкший к потреблению того или иного товара или услуги, не сразу откажется от его покупки даже при небольшом росте цены. Изменит фирме лишь самый расчетливый и меркантильный покупатель.

Отрицательный наклон кривой спроса означает, что в условиях монополистической конкуренции производится меньше продукта. Если при совершенной конкуренции производится Qc по цене Рс, то в условиях монополистической конкуренции — Qm по цене Рт (см. рис. 7—8).

В течение короткого  промежутка времени фирмы могут  как получать прибыль, так и нести  убытки. Однако отсутствие высоких входных барьеров в отрасль, где фирмы получают устойчивую экономическую прибыль, приводит к тому, что туда устремляются другие предприниматели. В результате в длительном периоде создается ситуация, аналогичная совершенной конкуренции: ни прибыли, ни убытков (экономическая прибыль равна нулю).

Подведем итоги. В условиях монополистической конкуренции  объем производства фирмы меньше, чем при совершенной конкуренции, а средние совокупные издержки и цена, как правило, выше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25. Равновесие фирмы-монополистического конкурента в долгосрочном периоде. Безубыточность фирм.

Производство  меньшего объема продукции по более  высоким ценам означает, что монополистическая конкуренция менее эффективна, чем совершенная. Если в условиях совершенной конкуренции Р = МС (см. рис. 7—1), то при монополистической конкуренции Р > МС (см. рис. 7—9).

Легко заметить, что Р > min AC, тогда как в условиях совершенной конкуренции Р = КС. Это означает, что при монополистической конкуренции возникает неполная загрузка производственных мощностей.

Эти избыточные мощности и являются платой за дифференциацию продукта. Из рис. 7—9 видно, что чем круче угол наклона кривой спроса, тем дальше влево сдвигается объем производства от оптимальных размеров, которые достигаются в точке минимума АС (сравним Qm и Qc на рис. —8). Однако, чем сильнее дифференциация экономических благ, тем в большей мере промышленность способна удовлетворить многообразные интересы и изощренные вкусы потребителей.

Известно, что  целью деятельности фирмы (предприятия) в современной экономике является получение прибыли. Именно при этом условии фирма может стабильно существовать и обеспечивать себе основу для роста. Стабильная прибыль фирмы проявляется в виде дивиденда на вложенный капитал, способствует привлечению новых инвесторов и, следовательно, увеличению собственного капитала фирмы. Поэтому становится ясным интерес к проблемам прибыльности деятельности фирмы. Весьма важным аспектом данного вопроса является концепция безубыточности деятельности фирмы, как первого шага к получению бухгалтерской, а в последствии и экономической прибыли. В данном параграфе мы рассмотрим проблему безубыточности деятельности фирмы с точки зрения экономической теории с тем, чтобы в следующих параграфах изучить вопросы определения точки безубыточности фирмы, анализа безубыточной деятельности фирмы и планирования безубыточности в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"