Шпаргалка по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 13:33, шпаргалка

Краткое описание

Предмет микроэкономики. Принятие решений субъектами рынка в условиях экономического выбора. Концепция экономического рационализма. Роль цен в размещении ресурсов.
Предмет микроэкономики
Микроэкономика (от греческого micros – малый) – раздел экономической науки, связанный с изучением маломасштабных экономических процессов, субъектов, явлений. Основы микроэкономики создавались австрийской школой, важнейшими представителями которой были К. Менгер, Ф. Визер, Э. Бем-Баверк. Значительный вклад в развитие микроэкономики внесли английские экономисты А. Маршалл, А. Пигу, Дж. Хикс, американский экономист Дж. Б. Кларк, итальянский экономист В. Парето, швейцарский экономист Л. Вальрас и др.

Файлы: 1 файл

Ответы.doc

— 2.08 Мб (Скачать)

Данное положение  означает, что фирмы будут производить максимально возможное количество продукции до тех пор, пока предельные издержки ресурса не будут равны цене, за которую его удалось купить. При этом достигается не только высокая эффективность распределения ресурсов, но и максимальная производственная эффективность. Совершенная конкуренция заставляет фирмы производить продукцию с минимальными средними издержками и продавать ее за цену, соответствующую этим издержкам. Графически это означает, что кривая средних издержек только касается кривой спроса. Если бы издержки на производство единицы продукции были выше цены (АС > Р), то любая продукция была бы экономически убыточной и фирмы вынуждены были бы покинуть, данную отрасль Если бы средние издержки были ниже кривой спроса и соответственно цены (АС < Р), это означало бы, что кривая средних издержек пересекала кривую спроса и образовался некий объем производства, приносящий сверхприбыль. Приток новых фирм рано или поздно свел бы эту прибыль на нет. Таким образом, кривые только касаются друг друга, что и создает ситуацию длительного равновесия: ни прибыли, ни убытков.

Возникает своеобразный парадокс: в условиях равновесия на всех фирмах данной конкурентной отрасли издержки должны быть одинаковы. Такая предпосылка кажется нереальной, ведь мы знаем, что одни фирмы работают на лучшем сырье, другие имеют более современное и эффективное оборудование, третьи — более квалифицированных работников, четвертые — наилучших менеджеров. Да и вообще, не может быть двух одинаковых фирм. Совершенно очевидно, что на фирмах, использующих лучшие ресурсы, издержки будут более низкими. Как же согласовать этот очевидный факт с положением о том, что средние издержки для всех фирм в условиях совершенно конкурентной отрасли одинаковы?

В экономической  теории существует следующее объяснение этого парадокса: предполагается, что владельцы более совершенных ресурсов получают большее вознаграждение. Например, более квалифицированные рабочие — большую заработную плату, за более совершенные машины приходится платить более высокую цену и т. д.

Таким образом, вся экономия, полученная за счет более эффективных ресурсов, расходуется на их оплату. Это объясняет тенденцию к равенству издержек, существующих в конкурентной отрасли.

 

17. Чистая монополия  и ее основные черты. Факторы  монополизации. Виды монополии.

Фирма считается  чистой (абсолютной) монополией тогда, когда она является единственным поставщиком однородного товара, так что границы фирмы расширяются до масштабов отрасли. Выпуск продукции монополистической фирмой необходимо поэтому сравнивать с выпуском продукции отрасли в условиях совершенной конкуренции. При этом кривая спроса на продукцию фирмы-монополиста является рыночной кривой спроса на этот товар.

В известном  смысле чистая монополия, как и совершенная конкуренция, существует скорее как научная модель, а не в реальной действительности (в масштабах страны практически не встречается). Но если взять небольшой городок, поселок, где есть, например, всего один хлебозавод, одна поликлиника, одна школа и т. д., то абсолютная монополия типична для любой страны. Даже в США с их либеральной экономикой, по некоторым данным, 5% ВВП создается в условиях, близких к чистой монополии.

Для чего необходим  анализ чистой монополии, если она встречается редко? Так же как и в отношении совершенно конкурентной фирмы, нам надо знать, как может вести себя фирма в двух крайних случаях: при очень большом числе конкурентов и при полном их отсутствии. Реальные же рыночные структуры оказываются в промежуточном положении между этими двумя крайними ситуациями, находясь ближе либо к совершенной конкуренции, либо к чистой монополии.

Условия существования.

Во-первых, чистая монополия возникает там, где существует только один продавец и отсутствуют реальные альтернативы: нет товаров-субститутов, а выпускаемый продукт однороден или уникален.

В этом случае фирма  получает реальную впасть с точки зрения реализации продукции: в известной мере контролирует цену и влияет на нее, изменяя предложение.

Во-вторых, монополия  появляется на рынке тогда, когда при вступлении в отрасль или выходе из нее существуют входные или выходные барьеры.

В широком смысле слово "барьер" означает преграду, препятствие на каком-то пути. Данное слово применяется и в сфере бизнеса для обозначения препятствий к проникновению на рынок новых конкурентов и попыткам фирм, действующих на рынке, уйти с него.

Характер барьеров может быть разным. Они могут быть обусловлены высоким уровнем капиталоемкости, вследствие чего фирма экономит на масштабах производства (автомобильная промышленность), тарифными скидками (воздушные перевозки), территориальным размещением магазинов (розничная торговля), естественной монополией (газо- и водоснабжение, выработка электроэнергии). Барьеры подобного рода называются входными.

Входные барьеры  воздвигаются и при получении авторских прав, выдаче государством патентов и лицензий. Например, по патентному законодательству США изобретатель имеет право на свои изобретения в течение 17 лет. Именно патенты сыграли решающую роль в становлении таких гигантов, как "Ксерокс", Ай-би-эм, "Сони" и др.

Наконец, породить монополию могут определенные меры государственной политики. Так, введение импортных пошлин ограничивает конкуренцию со стороны иностранных фирм и способствует монополизации внутреннего рынка.

Входные барьеры  препятствуют утверждению на рынке новых конкурентов. Смысл их состоит в том, чтобы сделать затраты, связанные с проникновением на рынок, настолько высокими, чтобы под угрозу была поставлена окупаемость инвестированных капиталов. Таким образом, входные барьеры существуют для того, чтобы с их помощью взимать "вступительный взнос" или увеличивать риск для новичков.

Экономическая и административная монополия.

Силу монопольной власти отдельной фирмы не стоит преувеличивать. Даже чистая монополия вынуждена считаться с потенциальной конкуренцией. Эта конкуренция может обостриться в связи с нововведениями, возможным появлением товаров-заменителей, конкуренцией импортных товаров, а также ''борьбой за доллары потребителя" со стороны других фирм, каждая из которых стремится увеличить долю своих товаров в его бюджете. Чистая монополия возникает на базе рыночной экономики и функционирует по ее законам. Не следует также сбрасывать со счетов широкомасштабное антимонопольное законодательство, существующее во всех развитых странах.

Иное дело —  монополия в условиях административно-командной системы. Такая монополия базируется на государственной собственности на средства производства и действует в условиях значительной ограниченности рынка и товарного дефицита. Административно-командная система развивается, как правило, в условиях закрытой экономики (за "железным занавесом"), опирается на государственную монополию внешней торговли. Существенным признаком этой системы является прямое распределение всех основных ресурсов, что также служит мощным подспорьем административной монополии. Конечным ее результатом становится гигантомания, стремление превратить всю отрасль в один огромный завод.

Очевидно, что  административной монополии конкуренция угрожает в гораздо меньшей степени, чем чистой монополии в рыночной экономике. Опираясь на отраслевые министерства, предприятия-гиганты через отраслевые НИИ контролируют и объективно тормозят научно-технический прогресс в своей стране. Им не грозит конкуренция товаров-субститутов, поскольку производство большинства из них курируется прямо или косвенно данным министерством. Монополия внешней торговли надежно ограждает их и от иностранных конкурентов.

 

 

 

 

 

 

18. Спрос на продукт и предельный  доход монополиста. Равновесие  фирмы – чистой монополии в  краткосрочном периоде (максимизация  прибыли, минимизация убытков).

Для начала предположим, что каждая фирма отрасли производит какую-то  определенную  модификацию  товара  и  тратит  неизменную сумму на то, чтобы выделить свой товар из массы родственных товаров других фирм. Обратимся к рис. 18.

 

Величины P и Q определяются по точке Е пересечения кривых МС и MR. Если точка А лежит ниже кривой АТС2, то фирма несет убытки (прямоугольник PFBA); когда цена превосходит средние  издержки  на единицу продукции, фирма имеет прибыль (прямоугольник PAСD). 

Как  известно,  кривая  спроса  отдельной  фирмы  не  является абсолютно эластичной; чтобы увеличить объемы выпуска  фирма должна снижать цену товара,  поэтому кривая предельной выручки MR лежит ниже  кривой  D.  Согласно  универсальному  правилу 2 ,  фирма максимизирует прибыль,  производя такой объем продукции,  при котором MR=MC (точка E на рис. 18). В зависимости от величины Q и спроса на продукцию фирма установит цену товара P, соответствующую точке A на кривой D. Будет ли при этом фирма получать прибыль или нести убытки зависит от средних издержек на единицу продукции.

Предельный  доход монополиста

Поскольку монополист является единственным производителем данного товара, кривая спроса на продукт монополиста есть в то же время кривая рыночного спроса на товар. Эта кривая имеет, как обычно, отрицательный наклон. Поэтому монополист может управлять ценой на свой товар, но когда ему придется столкнуться с изменением величины спроса: чем цена выше, тем ниже спрос. Монополия – ценоискатель. Ее цель – установить такую цену (соответственно выбрать такой выпуск) при которой ее прибыль будет максимальна. Хотя в дальнейшем мы будем употреблять термин «монополия», все нижесказанное относится к любой фирме, обладающей монопольной властью, т.е. и к олигополии и монопольно-конкурентной фирме. Общее правило: прибыль максимальна при таком выпуске, когда предельный доход равен предельным затратам – MR=MC – остается верным и для монополии. Разница лишь в том, для совершенно конкурентной фирмы линия предельного дохода (MR) горизонтальна и совпадает с линией рыночной цены, по которой эта фирма может продать любое количество своей продукции. Иными словами, предельный доход равен цене. Напротив, для монополии линия MR не горизонтальна и не совпадает с линией цены (кривой спроса). Для обоснования этого вспомним, что предельный доход есть приращение выручки при увеличении выпуска на одну единицу. Для примера исчисления предельного дохода возьмем самую простую функцию спроса на продукт монополии: P=10-q.

  1. В условиях чистой монополии на рынке действует только один продавец товара, не имеющего близких субститутов.
  2. В условиях несовершенной конкуренции монополист обладает определенной властью над ценой (в зависимости от типа монополии);
  3. он сознательно ищет и устанавливает такой уровень цены, при котором прибыль была бы максимальной.
  4. В то же время монополист не в состоянии устанавливать объем спроса; согласно закону спроса, при росте цены величина спроса падает, при снижении цены – растет. Кривая спроса на продукцию чистого монополиста – этоотраслевая кривая спроса.

Монополист, таким образом, должен учитывать  тот факт, что любое увеличение выпуска неизбежно приводит к снижению цены, а уменьшение выпуска, напротив, позволяет повысить цену.

·  Иными словами, устанавливая тот или иной объем продаж, монополист устанавливает одновременно и цену товара.

· Монополист получает наилучшие условия для работы с наивысшей возможной прибылью.

Краткосрочный период – получение эконом. прибыли либо столкновение с убытками, т.е. политика максимизации прибыли либо политика минимизации убытков. Т.к. фирма является «искателем цены», причем фирм много, но каждая из них настолько мала, что не зависит от других, то кривая спроса убывает. При этом отличие продукта дает фирме возможность хотя незначительно, но поднять цену на свой товар, не потеряв своих покупателей. Объем выпуска определяется пересечением кривой предельных издержек (МС) и кривой предельного дохода (MR), а колебание цены задается высотой кривой спроса. Поскольку цена товара находится выше средних общих издержек (ATC), фирма, наряду с нормальной прибылью, получает эконом. прибыль. Фирма проводит политику минимизации убытков – когда цена товара ниже средних общих издержек (ATC). Фирма будет вынуждена закрыться, если цена товара будет ниже средних переменных издержек (AVC).

Кр спроса моноп конк-та-наклон отриц-ый. Т.к.фирма обладает моноп-ой властью(зависит от диф пр-та),то мон конк-т яв-ся ценоискателем и стреми-я устан-ть цену,мах-ю прибыль.Спрос на прод-ию дост эластичен,но убывает.Кр пологая,тк потр-лям легко переклюю-ся на тов-замен-ли при повыш-ии цены. Выбирает V выпуска,чтоб MR=MC. Ситуация на рынке монополистической конкуренции схожа с чистой конкуренцией: фирма может получить экономическую прибыль в краткосрочном периоде, если её AC меньше рыночной цены, при Р меньшем АС — в убытке. Краткосрочное состояние монополизации прибыли совпадает с ситуацией, характерной для простой монополии. Объём производства определяется пересечением кривых МС и МR. Колебание цены задаётся высотой прямой спроса вне этой прямой. Фирма получает экономический доход.  

 

 

 

 

 

19. Равновесие чистой монополии  в долгосрочном периоде.

Если  какая-то фирма отрасли, например фирма "Бета", начинает получать  экономическую  прибыль  в  краткосрочном  периоде,  то  это послужит сигналом для фирм других отраслей и они начнут входить в данную отрасль (рис. 19).

Приведенные  на  рис. 19 кривые D, ATC1, MC совпадают с соответствующими  кривыми на  рис. 18, когда первоначально фирма имела экономическую прибыль. Это вызвало вхождение новых фирм в отрасль. Спрос на продукцию фирмы понизился, кривая D сместилась влево и стала более эластичной. Равновесие наступит, когда кривые Da и ATC1 будут соприкасаться в точке А.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"