Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 13:33, шпаргалка
Предмет микроэкономики. Принятие решений субъектами рынка в условиях экономического выбора. Концепция экономического рационализма. Роль цен в размещении ресурсов.
Предмет микроэкономики
Микроэкономика (от греческого micros – малый) – раздел экономической науки, связанный с изучением маломасштабных экономических процессов, субъектов, явлений. Основы микроэкономики создавались австрийской школой, важнейшими представителями которой были К. Менгер, Ф. Визер, Э. Бем-Баверк. Значительный вклад в развитие микроэкономики внесли английские экономисты А. Маршалл, А. Пигу, Дж. Хикс, американский экономист Дж. Б. Кларк, итальянский экономист В. Парето, швейцарский экономист Л. Вальрас и др.
При условии работы с прибылью предприятие имеет положительную разницу между общей выручкой TR и общими издержками ТС. Это – общая прибыль фирмы. В расчете на единицу выпуска продукции прибыль составит разницу между ценой Р и средними общими издержками АТС. Наличие прибыли означает, что линия цены (равной предельной выручке MR) будет проходить выше точки минимума средних издержек, пересекая кривую АТС.
Общая выручка, равная произведению цены на объем производства TR=P*Q, в условиях равновесия будет представлена площадью прямоугольника OPEEQE. Общие издержки фирмы в ситуации равновесия – произведение средних издержек на объем выпуска TC=ATC*Q. на рисунке – это площадь прямоугольника OMKQE. В этом случае общая прибыль, т.е. разница между общим доходом и общими издержками, будет представлена площадью прямоугольника MPEEK. Эта площадь и соответственно объем совокупной прибыли будут максимальными в ситуации равновесия. Таким образом, величина совокупной прибыли достигает максимума при таком выпуске продукции, при котором предельная выручка (цена) равна предельным издержкам: MC=MR(P). Именно это равенство характеризует условие равновесия совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде.
ПРЕДЕЛЬНЫЕ ИЗДЕРЖКИ (МС — marginal costs) — это приращение общих издержек на производство дополнительной единицы продукции.
Категория предельных издержек имеет стратегическое значение, поскольку позволяет показать те издержки, которые придется понести фирме в случае производства еще одной единицы продукции или сэкономить в случае сокращения производства на эту единицу. Иначе говоря, предельные издержки — это та величина, которую фирма может контролировать прямо.
Предельные издержки получают как разность между издержками производства п + 1 единиц и издержками производства п единиц продукта.
Поскольку при изменении объема выпуска постоянные издержки FV не меняются, изменение предельных издержек определяется лишь изменением переменных издержек в результате выпуска дополнительной единицы продукции. Следовательно, математически предельные издержки можно выразить так:
Рис. Предельные издержки
Кривая предложения
в краткосрочном периоде.
Если в отрасли действует N фирм, то для каждой из них можно аналогичным образом построить кривые предложения. Тогда кривую предложения отрасли можно получить, проведя горизонтальное суммирование кривых предложения отдельных фирм.
Рыночная цена товара в условиях совершенной конкуренции определятся точкой пересечения кривой предложения отрасли и рыночной кривой спроса. Хотя каждая фирма отрасли не влияет существенно на рынок товара, совместные действия всех фирм отрасли (что отражается кривой предложения отрасли), как и коллективные действия домохозяйств ( что находит отражение в рыночной кривой спроса) могут привести к перемещениям кривых спроса и предложения и изменению равновесной цены. Но при новой равновесной цене каждая фирма будет стремиться производить столько единиц однородного товара, чтобы МС = Р. При таких объемах выпуска QS отрасли равняется рыночному QD и в отрасли наступает равновесие.
Однако для фирмы имеет огромное значение величина получаемой прибыли. Фирма получает прибыль в том случае, если выручка на единицу продукции, т.е. AR, превосходит издержки на единицу продукции, т.е. АТС. Но поскольку AR = P, то это равносильно утверждению, что фирма получает экономическую прибыль всякий раз, когда рыночная цена товара превосходит средние суммарные издержки, т.е. когда Р > АТС. Значит, в зависимости от величины рыночной цены товара возможны три варианта.
1. Цена товара ниже средних суммарных издержек при том объеме производства q, когда МС = Р; в этом случае у фирмы будут убытки (рис. 16,а).
2. При объеме производства q цена товара совпадает с величиной средних суммарных издержек и экономическая прибыль равна нулю. Величина объема выпуска продукции в этом случае отражает так называемую точку безубыточности ( рис. 16,б). Уровень безустойчивости наблюдается когда суммарные издержки равны суммарной выручке ТС=TR или при равенстве предельных и средних издержек (МС=АТС).
3. Цена товара выше средних суммарных издержек при выпуске q единиц товара; в этом случае фирма будет иметь прибыль (рис. 16).
Рис. 16. Возможные варианты равновесия в краткосрочном периоде
На рис. 16 приведены три возможных варианта равновесия фирмы в краткосрочном периоде: когда фирма терпит убытки, имеет нулевую прибыль и получает прибыль.
Следовательно, фирма, прогнозируя свою деятельность, должна определить объемы производства, при которых достигаются минимальные значение АТС и AVC. Они послужат ориентиром поведения фирмы в условиях данной рыночной структуры, позволяя находить уровень безубыточности и момент прекращения производства.
ПРАВИЛО 1: фирма должна прекратить производство, если суммарная выручка от продажи любого объема ее продукции не превосходит переменных издержек производства этого количества товаров и услуг, т.е. TR<TVC. Если обе части этого неравенства разделить на величину объема производства Q, то получим другую интерпретацию
ПРАВИЛА 1: фирма должна прекратить производство, если цена товара не превосходит средние переменные издержки, т.е. (P<AVC).
Если фирма принимает решение продолжить производство, то она должна решить, в каком объеме выпускать продукцию? Здравый смысл подсказывает, что когда еще одна единица произведенного товара дает фирме выручку, превосходящую издержки производства этой дополнительной единицы товара, то фирма получает от выпуска этой единицы товара прибыль. В таком случае фирме надо производить данную единицу товара, расширять производство и увеличивать прибыль. Однако, если очередная единица товара приводит к снижению прибыли, то фирма должна прекратить увеличение объема выпуска, поскольку, согласно закону уменьшающейся отдачи ресурсов (увеличивающихся предельных издержек) дальнейшее расширение производства будет только увеличивать предельные издержки и уменьшать предельную выручку. Это равносильно следующему утверждению, которое и составляет
ПРАВИЛО 2: чтобы добиться максимальной прибыли фирма должна производить такой объем продукции, при котором предельная выручка равняется предельным издержкам (MR=MC).
Равновесие в краткосрочном и долгосрочном периодах
Согласно
правилам 1 и 2, действуя в каждой
рыночной структуре, фирма, чтобы
максимизировать прибыль, должна
производить такой объем
Указанная ситуация отражена на рис. 15.
В ходе долгосрочного периода фирмы могут приспособиться к различным переменам на рынке. Для долгосрочного периода на совершенном конкурентном рынке характерны следующие условия:
• Функционирующие фирмы наиболее эффективно используют имеющееся капитальное оборудование. Это означает, что каждая фирма отрасли во всех краткосрочных периодах, которые в сумме и образуют долгосрочный период, максимизирует прибыль, производя такой объем продукции, когда МС = Р;
• не существует
побудительных причин для фирм
иных отраслей входить в данную
отрасль. Иными словами, все фирмы
отрасли имеют объем
• фирмы отрасли не имеют возможности снижать суммарные издержки на единицу продукции и получать прибыль за счет расширения масштабов производства. Это равносильно условию, при котором каждая фирма отрасли производит объем продукции q*, соответствующий минимуму средних суммарных издержек в долгосрочном периоде, где кривая LATC имеет минимум.
Важно отметить, что поскольку в условиях совершенной конкуренции фирмы могут свободно входить и выходить из отрасли, при равновесии в долгосрочном периоде каждая фирма будет иметь нулевую экономическую прибыль.
Кривая предложения фирмы в долгосрочном периоде, так же как и кривая краткосрочного предложения, представляет собой часть кривой долгосрочных предельных издержек (LAC), расположенную выше точки Е – минимума долгосрочных единичных издержек. Если цена опускается ниже данной точки, то фирма не покрывает всех затрат, и ей следует уйти из отрасли.
Рыночная кривая предложения получается суммированием объемов долгосрочного предложения отдельных фирм. Однако в отличие от краткосрочного периода в долгосрочном число фирм может меняться. Что же заставляет фирмы вступать в дело, если экономическая прибыль в долгосрочном периоде сводится к нулю? Все дело – в возможности получения высокой краткосрочной прибыли. Обеспечить такую возможность, изменив ситуацию краткосрочного равновесия, может воздействие внешних факторов, в частности изменение спроса. Увеличение спроса принесет краткосрочную экономическую прибыль. В дальнейшем действие будет разворачиваться по уже описанному выше сценарию. При этом возможны 3 варианта изменения отраслевого предложения:
1. цена предложения неизменна;
2. цена предложения увеличивается;
3. цена предложения уменьшается.
Реализация того или иного варианта определяется степенью зависимости между изменением объема выпуска продукции и изменением цены предложения. Уровень цены предложения в свою очередь определяется величиной издержек, следовательно, стоимостью ресурсов. Здесь можно определить 3 варианта (рис. 1.7а, б, в).
16. Совершенная конкуренция и эффективность.
Совершенная конкуренция
Рынку
в условиях совершенной
• на этом рынке действует большое число фирм, каждая из которых независима от поведения других фирм и принимает решение самостоятельно. Любая фирма отрасли не в состоянии воздействовать на рыночную цену производимого отраслью товара;
• фирмы
отрасли производят один и
тот же ( гомогенный) товар, поэтому
для покупателей абсолютно
• отрасль является открытой для входа в нее и выхода любого количества фирм. Ни одна фирма отрасли не предпринимает какого-либо противодействия, как не существует и каких-либо законодательных ограничений этому процессу.
Спрос отдельной фирмы. Поскольку в условиях совершенной конкуренции фирма отрасли в границах изменения объемов ее выпуска не оказывает существенного влияния на цену товара и реализует любое количество товара по неизменной цене, спрос на продукцию отдельной фирмы является абсолютно эластичным, а кривая спроса каждой фирмы горизонтальна. Кроме того, каждая дополнительно проданная единица товара будет добавлять к суммарной выручке фирмы одну и ту же величину предельной выручки, равную цене товара. Следовательно, для отдельной фирмы, действующей в совершенно конкурентном рынке, величины средней и предельной выручки равны цене товара Р, т.е. МR = АR = Р, поэтому кривые спроса, средней и предельной выручки совпадают и представляют собой одну и ту же горизонтальную линию, проведенную на уровне цены товара.
В условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде соблюдается равенство MR = МС = АС = Р (рис. 7—1).
Конечно, в течение короткого отрезка времени в условиях совершенной конкуренции фирма может получать сверхприбыли или нести убытки. Однако для длительного периода такая предпосылка нереальна, так как в условиях свободного входа и выхода из отрасли слишком высокая прибыль привлекает в данную отрасль другие фирмы, а убыточные фирмы разоряются и уходят из отрасли. Совершенная конкуренция помогает распределить ограниченные ресурсы таким образом, чтобы достичь максимального удовлетворения потребностей. Это обеспечивается при условии, когда Р = МС.