Шпаргалка по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 13:33, шпаргалка

Краткое описание

Предмет микроэкономики. Принятие решений субъектами рынка в условиях экономического выбора. Концепция экономического рационализма. Роль цен в размещении ресурсов.
Предмет микроэкономики
Микроэкономика (от греческого micros – малый) – раздел экономической науки, связанный с изучением маломасштабных экономических процессов, субъектов, явлений. Основы микроэкономики создавались австрийской школой, важнейшими представителями которой были К. Менгер, Ф. Визер, Э. Бем-Баверк. Значительный вклад в развитие микроэкономики внесли английские экономисты А. Маршалл, А. Пигу, Дж. Хикс, американский экономист Дж. Б. Кларк, итальянский экономист В. Парето, швейцарский экономист Л. Вальрас и др.

Файлы: 1 файл

Ответы.doc

— 2.08 Мб (Скачать)

                 Рис. Кривые безразличия

Если с точки  зрения данного потребителя наборы А и В равноценны, то точки А и В лежат на одной кривой безразличия. Кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, показывает более предпочтительные для данного потребителя наборы товаров. Так, набор С содержит такое же количество товара 7, что и набор А, но большее количество товара X.

Из аксиомы  о ненасыщенности следует, что набор С предпочтительнее набора А (С \ А, где

( • — знак  предпочтения).

Все наборы на кривой безразличия U1 равноценны. То же относится и к наборам на кривых U2, U3 и т- д

- Поскольку  кривая U2 находится правее кривой U1 то любой набор, лежащий на кривой безразличия U2, предпочтительнее любого набора на кривой безразличия U1.

Кривые безразличия  могут быть проведены через любую точку пространства совокупности товаров, однако при этом они всегда имеют отрицательный наклон и никогда не пересекаются.

 

  1. Типы конкуренции и основные рыночные структуры в современной экономике.

В экономической  науке выделяются следующие типы рыночных структур

1. Чистая (совершенная) конкуренция. Это такое состояние рынка, когда большое количество фирм производят аналогичную продукцию, но ни размеры фирм, ни другие причины не позволяют хотя бы одной из них воздействовать на рыночную цену, в связи с чем спрос на продукцию отдельной фирмы не будет сокращаться по мере увеличения ею своих продаж. На графике кривая спроса отдельной фирмы имеет вид прямой линии, параллельной горизонтальной оси. Для всего же рынка кривая спроса имеет отрицательный наклон, а кривая предложения — положительный. Пересечение кривой спроса с кривой предложения соответствует точке рыночного равновесия с определенной рыночной ценой и равновесным объемом продаж. На конкурентном рынке реализуются максимальные объемы продукции.

2. Чистая (абсолютная) монополия. Рынок считается абсолютно монополизированным, если на нем функционирует единственный производитель продукта, причем этот продукт не имеет близких заменителей» произведенных в других отраслях. Следовательно, в условиях чистой монополии границы отрасли и границы фирмы совпадают. Поэтому кривая спроса на продукцию монопольной фирмы аналогична кривой рыночного спроса, т. е. имеет отрицательный наклон.

3. Монополистическая  конкуренция. Такая рыночная структура  имеет некоторое сходство с  совершенной конкуренцией, за исключением в первую очередь того, что в отрасли производится сходная, но не одинаковая продукция. Сходство продукции дает фирмам частичную монопольную власть над рынком. Различия в продукте могут и не затрагивать качеств товара как такового. Повышенный спрос может быть обусловлен более привлекательной упаковкой, более удобным расположением магазина, лучшей организацией торговли (хорошее обслуживание, подарочные купоны, послепродажный сервис), в силу чего покупатели отдают предпочтение данному товару. Для каждой такой фирмы кривая спроса имеет отрицательный наклон, и поэтому фирма может влиять на цену.

4. Монопсония. Ситуация  на рынке, когда имеется только один покупатель. Монопольная власть покупателя ведет к тому, что он устанавливает цену.

5. Монополия, осуществляющая дискриминацию. Обычно под этим понимается практика назначения компаниями разных цен для различных покупателей.

6. Двусторонняя  монополия. Рынок, на котором  одному покупателю, не имеющему  конкурентов, противостоит один  продавец-монополист.

7. Олигополия. Ситуация на рынке, при которой небольшое число крупных фирм производят большую часть продукции всей отрасли. На таком рынке фирмы осознают взаимозависимость своих продаж, объемов производства, инвестиций и рекламной деятельности.

8. Дуополия. Рыночная структура, в которой действуют только две фирмы. Частный случай олигополии.

Перечисленные рыночные структуры имеют разную степень распространения в реальной действительности. Совершенная конкуренция является скорее научной абстракцией, а не фактически существует на современном рынке. Видимо, в прошлом (в XIX в. в Европе) ряд товарных рынков во многих отношениях был близок к такой структуре. В настоящее же время с известной долей условности к совершенной конкуренции можно отнести, в частности, рынки зерна и ценных бумаг. Чистая монополия в рыночной экономике также представляет собой крайне редкое явление, особенно в масштабах всей страны.

Что касается других форм рынка, то они широко распространены в современной практике хозяйствования. Двусторонняя монополия встречается на рынке труда, где сталкиваются две монопольные силы — профсоюзы и предпринимательские организации. Дискриминация в области цен имеет место в пассажирских авиаперевозках, во врачебной практике, в адвокатских услугах и т. п.

Но наиболее распространенными рыночными структурами являются монополистическая конкуренция и олигополия. Выпечка хлеба, производство шампуней, розничная торговля и многие другие виды деятельности осуществляются в условиях монополистической конкуренции, поскольку производимые фирмами товары и услуги хотя бы в небольшой степени отличаются от товаров и услуг конкурирующих производителей. Львиная доля промышленного производства сосредоточена в руках компаний, которые формируют олигополистический рынок: автомобильная, металлургическая, табачная промышленность, сельскохозяйственное машиностроение, станкоинструментальное производство.

 

  1. Совершенная конкуренция, ее основные признаки. Спрос на продукт и предельный доход совершенного конкурента.

Для существования  совершенной (чистой, свободной) конкуренции необходимо соблюдение следующих условий.

1. Большое количество  относительно мелких производителей и покупателей, их свободный вход на рынок и выход из него. Это означает, что любой человек может заняться предпринимательской деятельностью или прекратить подобное занятие. Он может открыть свою фирму и самостоятельно трудиться; может нанять работников и стать, по терминологии К. Маркса, капиталистом; купить акции или облигации любой компании; положить деньги в банк и получать соответствующие проценты; инвестировать средства в недвижимость (землю, дом) и присваивать ренту. Модели свободного рынка присущи любые формы собственности, кроме государственной, и индивид имеет возможность выбрать любую из них. На таком рынке исключаются любые формы дискриминации потребителей. Любой имеющий деньги человек может купить те товары и услуги, которые ему нужны.

2. Абсолютная  мобильность материальных, финансовых, трудовых и прочих факторов  производства в долгосрочном периоде. Если изменяется спрос на конечный продукт в долгосрочном периоде, то это должно вызвать перелив факторов производства из менее прибыльных отраслей в более прибыльные. Когда участники конкуренции вкладывают свои деньги в какой-то актив, например в акции, то делают они это не просто так, а ради получения прибыли. Рассчитывать на нее они могут лишь в том случае, если в результате перемещения их капитала растут производство и объем продаж. А это возможно, если привлекаются дополнительные ресурсы, применяются более эффективные технологии, формы организации производства и т. д.

3. Наличие у  всех участников конкуренции  полной информации о рыночных  условиях. Полная информация означает выполнение следующих требований:

а) покупатели и  продавцы имеют исчерпывающее представление о спросе и предложении, знают цены на факторы производства и готовую продукцию во всех секторах рынка и действуют в соответствии ценами;

б) нормы прибыли  действующих в отрасли фирм известны всем потенциальным конкурентам, которые при желании могут свободно войти в отрасль и заняться выгодным для них бизнесом. Без перечисленных требований субъекты экономической деятельности не могут сделать рациональный выбор: между покупкой дома и приобретением акций; вложением денег в ценные бумаги разных компаний; при покупке потребительских товаров и т. д.

4. Абсолютная  однородность одноименных товаров  (отсутствие монополии по дифференциации продукта). Эта предпосылка означает, что покупатели потребительских благ или факторов производства воспринимают их как совершенные заменители (субституты) и выбирают продавца исходя исключительно из цены товара. Если кто-либо из продавцов поднимет цену, то покупатели мгновенно уходят от него и покупают товар у его конкурентов.

Товары могут  быть физически различными, но экономически однородными. Например, каждый работник является физической индивидуальностью, но в некоторой группе работники могут обладать одинаковой способностью к выполнению работы, и поэтому группа может рассматриваться фирмой как однородная.

Однородность  одноименных товаров недостижима, если существуют реальные или кажущиеся различия между ними (даже такие, как упаковка, цвет, марка товара, местонахождение фирмы, репутация продавца). Все эти и другие различия могут поставить продавца в привилегированное (монопольное) положение, поэтому повышение им цены не обязательно приведет к потере клиентов. В случае если продукт не однороден, а дифференцирован, то кривая спроса фирмы будет иметь отрицательный наклон.

5. Ни один  участник свободной конкуренции  не может оказывать влияния на решения, принимаемые другими участниками. Поскольку число рыночных субъектов очень велико, вклад каждого производителя в общий объем производства ничтожно мал (так же как и спрос отдельного потребителя). Это означает, что каждый из них в отдельности не в состоянии повлиять на цену товара. Рыночную цену они формируют лишь совместными действиями. Каждый же в отдельности продает свой товар по одной и той же цене, поэтому графически кривая спроса на продукцию отдельного продавца абсолютно эластична. Если бы фирма установила цену выше рыночной, то ее товар никто не покупал бы; напротив, если она станет продавать по более низкой цене, чем рыночная, то доход от продаж не будет максимальным, потому что на конкурентном рынке любой объем выпуска может быть распродан по равновесной рыночной цене.

 

В условиях совершенной  конкуренции производятся однородные товары, часто являющиеся совершенно идентичными. Для покупателя не имеет  значения, у какой фирмы их покупать, если цена  одинаковая.  При  любой  цене,  превышающей  рыночную,  спрос  равен  нулю,  поскольку покупатель  не  заинтересован  в  приобретении  товара  дороже,  чем  он может  заплатить.  Таким образом, спрос на продукцию отдельного продавца абсолютно эластичен.

К  рассматриваемой  ситуации  можно  подойти  и  с  другой  стороны.  Если  фирма является ценополучателем,  то  она  может  продать  по  рыночной  цене  любое  количество  продукции.  В любом  случае  ее  поставки  на  рынок  принципиально  не  изменяют  общий  объем  отраслевого предложения. Продавать дешевле нет смысла, если можно все продать по данной рынком цене.

Продавать дороже фирма не сможет: в этом случае спрос  на ее продукцию сразу же упадет до нуля (ведь потребители с легкостью  могут купить такие же товары у  других производителей по рыночной цене). Таким образом, рынок примет продукцию фирмы только по рыночной цене. В связи  с  этим  кривая  спроса  на  продукцию  фирмы  будет  представлять  собой  горизонтальную прямую,  отстоящую  от  горизонтальной  оси на  высоту,  равную  рыночной  цене  продукта (рис. 1.1).

Интересно  отметить,  что  эта  же  прямая  будет  одновременно  и  графиком  среднего  и предельного  доходов  фирмы.  С  каждой  новой  единицы  проданного  продукта  доход  фирмы будет  возрастать на  величину, равную цене этого  продукта. Средний доход,  приходящийся  на единицу продукта, также будет равен его цене. Таким образом, D=MR=AR (рис. 1.2).

Что касается совокупного  дохода фирмы, то его легко можно  подсчитать по формуле P•Q.

 


 




 

 

 

 



 

 

Рис.1.2. Совокупный доход (0P1TQ1).       Рис.1.1. Кривая спроса на продукцию фирмы.

 

Для  характеристики  поведения  фирмы,  предприятия  важны  понятия  валового,  среднего  и предельного доходов.

Валовой  доход,  или  валовая  выручка TR (total revenue) – общая  сумма  поступлений  от продажи определенного количества товара TR=PЧQ, где Р – цена проданного товара, Q – объем продаж.  Средний  доход,  или  средняя  выручка AR (average revenue), определяется  как  доход, приходящийся  на  единицу  проданного  блага AR=TR/Q. Предельный  доход,  или предельная выручка MR (marginal revenue) – приращение  дохода,  возникающее за  счет  дополнительного увеличения выпуска продукции MR=∆TR/∆Q. Обычно ∆Q принимают равным 1.

 

 

 

 

  1. Равновесие фирмы – совершенного конкурента в краткосрочном периоде (минимизация убытков, максимизация прибыли). Два подхода в анализе: принцип сопоставления общего дохода с общими издержками, принцип сопоставления предельного дохода с предельными издержками. Предельные издержки и кривая предложения фирмы в краткосрочном периоде. Отраслевое предложение в краткосрочном периоде.

Под  равновесием совершенно конкурентной фирмы, как и любого другого экономического субъекта,  понимается  ситуация, когда  предприятие  не имеет  никаких побудительных  мотивов  для  изменения своего  состояния,  и любое нарушение равновесия  может только  ухудшить  её положение (снизить доход).

Было  бы  ошибочным  полагать,  что  фирма ( в  краткосрочном  периоде)  всегда  получает экономическую  прибыль.  Более  того,  далеко  не  всегда  фирма  может  получить  нормальную прибыль. Ситуация на  рынке  может  оказаться неблагоприятной, а  рыночная цена – настолько низка,  что  общие  средние  издержки  не  будут  целиком  компенсироваться,  следовательно,  не будет и нормальной прибыли.

В  краткосрочном  периоде  совершенно  конкурентная  фирма  сможет  работать  либо  с прибылью,  либо  с  убытками.  Этот факт  объясняется  тем,  что  краткосрочный  период  по  сути своей  является  недостаточным  временным  интервалам  для  того,  чтобы  расширить  или сократить  производство (в  том  числе  каким-либо  образом  оказывать  влияние  на  изменение уровня постоянных издержек производства, являющихся в некоторых отраслях определяющими в отношении принятия решения о начале либо продолжении ведения бизнеса в данной отрасли), а  также  для  того,  чтобы покинуть  отрасль.  Тот промежуток  времени,  в  течении  которого  это удастся  сделать, сам  по себе  уже  не  будет краткосрочным, а будет  либо среднесрочным,  либо долгосрочным. Получение нулевой прибыли возможно  как частный случай,  поэтому предприятие стремится максимизировать прибыль или минимизировать  убытки.  В обоих случаях речь  идет  о выборе  оптимального  объема  выпуска продукции.  Рассмотрим  оба варианта.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"