Шпаргалка по "Экономике природопользования"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 15:24, шпаргалка

Краткое описание

В настоящее время создана нормативно-правовая база экономического механизма ООС и природопользования общие положения которых закреплены в четвертом разделе федерального закона об ООС и применительно к отдельным видам природных ресурсов в целом ряде федеральных законов (о недрах, о плате за землю, о плате за пользование водными объектами, о животном мире и лесной кодекс).

Файлы: 1 файл

Шпоры экономика.doc

— 396.00 Кб (Скачать)

Учет  и социально-экономическую оценку прир.ресурсов планирование и финансирование экономических программ и мероприятий, использование договоров и лицензий на природопользование, платность природопользования и ООС, торговля выбросами, формирование экологических фондов, экологическое страхование, экономическое стимулирование и поддержку экологического предпринимательства и возмещение ущерба за нарушение природоохранного законодательства

 

12.  нормативная и методическая базы экономического механизма природопользования и ООС

В настоящее  время создана нормативно-правовая база экономического механизма ООС  и природопользования общие положения  которых закреплены в четвертом  разделе федерального закона об ООС  и применительно к отдельным видам природных ресурсов в целом ряде федеральных законов (о недрах, о плате за землю, о плате за пользование водными объектами, о животном мире и лесной кодекс).

В целом  предполагаемые вышеуказанным законом  экономические методы регулирования в области ООС и природопользования образуют следующую структуру(в виде схемы )

      Экономический механизм природопользования и ООС:

-учет  и социально-экономическая оценка  прир.ресурсов

-планирование  и финансирование программ и  мероприятий по охране и воспроизводству прир.ресурсов и защите ОС

-лицензирование  и лимитирование природопользования

-платежи  за пользование прир.ресурсами  и загрязнение ОС

-торговля  квотами на выбросы загрязняющих  веществ в ОС 

-экономическое  стимулирование ООС

-экономическое страхование

-возмещение  вреда от нарушения природоохранного  законодательства

Т.о. с  методической точки зрения можно  выделить следующие основные элементы экономического механизма природопользования (см. пункты выше)

Учет  и социально-экономическую оценку прир.ресурсов планирование и финансирование экономических программ и мероприятий, использование договоров и лицензий на природопользование, платность природопользования и ООС, торговля выбросами, формирование экологических фондов, экологическое страхование, экономическое стимулирование и поддержку экологического предпринимательства и возмещение ущерба за нарушение природоохранного законодательства 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Плата за воду

Плата за водопользование является эффективн средством обеспечения экономного использования и охр.водн объектов и их ресурсов. За счет средств взимаемых в виде платы за водопользов-ие компенсируют затраты водохозяйственных систем поэтому основн методическим подходом определения тарифов платы за воду является затратный метод в различных его модификациях.Другие подходы используются преимущественно для отраслей и имеют ограниченное применение.В настоящее время наиболее распространенной является 2 схемы платы за воду существенно различается ролью государства в регулировании водных отношений

Для первой из них характерно жесткое регулирование  платы. В этом случае все платежи  направляются в гос.бюджет. за счет этого формируются ресурсы используемые государством для финансирования всей водохозяйственной деятельности включ. содержание и эксплуатацию водохозяйственных сисем и сооружений, инвестицию в водохозяйственное строительство, предоставление кредитов и т.п. такой подход используется в настоящее время в странах Азии и Африки

Вторая  схема используется преимущественно в странах зап.европ.странах и предполагает корпоративное управление использования и охр. Водн.ресурсов со стороны водопольз. кот. ее и финансируют.В этом случае государство передает водн.объекты в оперативное управление бассейновым объединениям . в эти объединения входят как правило водопользователи одного речного бассейна. Объединение осуществляет на своей территории все виды водохозяйственной деятельности необход. для охр.вод и удовлетвор. потребностей  в них водопользоват-ей. Ф-я гос-ва в этом случае огранич.изъятием в виде налога некот.части средств кот.затем использ-ся преимущ.для кредитования нов.водохозяйственн.строительства, а так же для комплексн.воодохозяйств.орг-ий недополуч.средств в случае предоставл.гос.льгот по оплате за воду отдельн.категории водопользоват-ей

В наст. время в РФ предусмотрены 2 платежа  за воду:1)за пользование водн.объектами 2)плата на восстановление и оплату водн.объектов

Первый  вид платы представл.собой изъятие  у водопользоват-ей части экономич.эффекта получаемого ими в результате пользов.водн.объектами. средства от него направляются в доход фед.бюджета и бюджетов субъектов РФ

Вторая  плата представл.собой компенсац.затрат по содержанию водохозяйств.сооруж-ий, восстановл.и охрану водн.объектов и защиту от вредн.возд-ия вод.Средства от этой платы так же поступ. В бюджет

Платежи на воссановл. И охрану водн.объектов расчит.исходя из необход-ти

На реализ-ю  программ использ-я, восстановл-я и  охр.водн.объектов, на защиту от вредн.возд-я  вод проведение научно-исслед. И опытно конструкт.работ в этой обл-ти

При опред-ии норматива платы затраты соотнос-ся с годовым проектн.объемом забора  воды опред. На переспективн.период или  с проектн. Объемом прод-ии или  услуг получ. За счет пользов-я водн.объектом.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

14. ПЛАТА ЗА ВЫБРОСЫ ЗВ В АТМОСФЕРУ

     Плата за выбросы ЗВ в атмосферном воздухе  от стационарных источников 

Патм= СУММ (Нбнi*Kэ*Мнi +5 Нбнi*Kэ* (Mлi-Мнi) +25Нбнi * Kэ* (Mi-Млi))

i –вид загрязняющего вещества

Нбнi –базовый норматив платы за выбросы 1т iго ЗВ  в пределах ПДН

Kэ –к-т экологической ситуации и экологической значимости атмосферы данном Регине

Mлi,Мнi,Мi – выброс i го ЗВ в атм. воздух в пределах ПДН,

      Плата за  загрязнение атм. воздуха от передвижных источников подразделяется на : Плата за допустимые выбросы ЗВ и Плата за выбросы, превышающие допустимые.

     Плата за допустимые выбросы ЗВ

Пп=å Нбнi атм *Mi транс

Пп –удельная  плата за допустимые выбросы ЗВ, образующиеся при использовании 1т  топлива

i –вид загрязняющего вещества

Нбнi атм –базовый норматив платы за выброс i го ЗВ в пределах ПДН

 Mi транс –масса iго ЗВ, содержащегося в отработанных газах транспортного средства при использовании 1 т топлива.

 

15. ПЛАТА ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОС

   Согласно  Постановл правит-ва « об утверждении порядка определения платы и её предельных размеров за загрязнение ОПС…»Виды платы за загрязнение ОС->( Плата за выбросы ЗВ в атмосферу / Плата за выбросы ЗВ в водные объекты / Плата за размещение отходов / Плата за шумовое загрязнение ОС / Плата за др. виды вредного воздействия ( вибрация, тепловое, Эл. магнитное возд-е)). Структура платы за загрязн -> (В границах пред доп нормативов выбросов, сбросов ЗВ / В границах временно согласованных нормат выбросов, сбросов ЗВ и размещ отх / Сверхлимитные выбросы, сбросы ЗВ и размещ отх). Источн покрытия платы -> (Себестоимость прод / Прибыль остающаяся в распоряжении п/п ). Плата за выбросы ЗВ в атмосферном воздухе от стационарных источников 

Патм= СУММ (Нбнi*Kэ*Мнi +5 Нбнi*Kэ* (Mлi-Мнi) +25Нбнi * Kэ* (Mi-Млi))

i –вид загрязн вещ-ва;Нбнi –базовый норматив платы за выбросы 1т iго ЗВ  в пределах ПДН;Kэ –к-т экологич ситуации и экологич значимости атмосферы данном Регине;Mлi,Мнi,Мi – выброс i го ЗВ в атм. воздух в пределах ПДН, Плата за  загрязн атм. воздуха от передвижн источн подразделяется на : Плата за допустимые выбросы ЗВ и Плата за выбросы, превышающие допустимые.Плата за допустимые выбросы ЗВ

Пп=å Нбнi атм *Mi транс

Пп –удельная  плата за доп выбросы ЗВ, образ-ся при использовании 1т топлива;i –вид загрязн вещ-ва;Нбнi атм –базовый норматив платы за выброс i го ЗВ в пределах ПДН; Mi транс –масса iго ЗВ, содержащ-ся в отработанных газах транспортн средства при использовании 1 т топлива.

      Плата за  сбросы ЗВ в поверхностные  и подземные водные объекты:

Пв= сумм( Нбнi(в)*Kэ(в) *Мнi (в)+ 5 Нбнi(в)*Kэ(в)* (Mлi(в)-Мнi(в)) +25Нdнi(в) *  Kэ(в)* (Mi(в)-Млi (в)))

i –вид загрязн вещ-ва;Нбнi (в)–базовый норматив платы за выбросы 1т iго ЗВ  в пределах ПДН сброса;Kэ (в) –к-т экологич значимости водн объекта ;Mлi (в),Мнi (в),Мi (в) – выброс i го ЗВ в водном объекте в пределах ПДН и лимитах. Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы конкретн ЗВ опред-ся как произведение удельного экономич ущерба от выбросов/ сбросов ЗВ в пределах ПДН * на показатели экономич опасности конкретн ЗВ для ОС * на к-ты индексации платы. Плата за размещение отходов

По=сумм (Слi *Млi+ 5Слi* (Mi-Mлi))

i –вид загрязн вещ-а;Слi –ставка платы за размещение 1 т i го отхода в пределах установл лимитов;Mлi –фактич размещ i го отхода в пределах установл лимитов;Mлi –общее кол-во размещенного отхода.

Базовые нормативы платы за размещ отх устан-ся в завис-ти от класса опасности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

16. ПЛАТА ЗА ЗЕМЛЮ

      Порядок установления и взимания платы за землю устанавливается в соответствии с з-ном РФ « О плате за землю». Формы платы: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. ЦЕЛЬ введения платы за землю: стимулирование рационального использования , охраны и освоения земель, повышения плодородия почв.  Плательщиком  земельного налога является п/п, организации, независимо от формы собственности.  Объектами: земельные участки, предоставленные в собственность юридическим лицам и гражданам во владение или пользование. К ним относятся:

1. Земельные  участки , предоставленные с/х коммерческим организациям, юридическим лицам для ведения с/х го производства.2. Земельные участки предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства , индивидуального жилищного строительства, садоводства.3. Земельные участки для жилищного, дачного, гаражного строительства.4. Земли промышленности, транспорта, телевидения…5. Земли лесного фонда, на которых производится заготовка древесины.6. Земли лесного и водного фондов для рекреационных целей.

      Земельный налог взимается в расчёте  на год с облагаемым налогом земельной площади. В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки занятые строениям , сооружениями, СЗЗ. За земельные участки, находящиеся в раздельном пользовании нескольких юридических лиц, земельный налог начисляется каждому пропорционально площади строения. За земельные участки, находящиеся в общем пользовании нескольких юридических лиц, земельный налог начисляется каждому соразмерно их доли на эти строения.

Основанием  для взимания налога и рентной  платя является документ, удостоверяющий право собственности земельным участком.

Земельный налог исчисляется исходя из площади  земельного участка  и утверждённых ставок земельного налога.

Земельный налог для с/х угодий устанавливается  с учётом их состава, качества, площади  и местоположения.

При аренде земель, находящихся в государственной  или имущественной собственности , устанавливаются базовые размеры  арендной платы по видам использования  земель и категориями арендаторов. За земельные участки , необходимые  для обслуживания жилых и нежилых строений, предоставляемых в аренду земельный налог взимается с арендодателя. При аренде земель, находящихся в государственной или имущественной собственности , арендная плата взимается с арендатора.

      Нормативная цена земли –пок-ль, характеризующий стоимость участка отдельного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчётный срок окупаемости. Он введён для обеспечения экологического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

17 .  ПЛАТА ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ И ОБЪЕКТАМИ ЖИВОТНОГО МИРА

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике природопользования"