Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 15:24, шпаргалка
В настоящее время создана нормативно-правовая база экономического механизма ООС и природопользования общие положения которых закреплены в четвертом разделе федерального закона об ООС и применительно к отдельным видам природных ресурсов в целом ряде федеральных законов (о недрах, о плате за землю, о плате за пользование водными объектами, о животном мире и лесной кодекс).
Участниками
такой системы являются:1.
Порядок функционир-ия сист упр-ия выбросами: Оценка экологич ёмкости территории«Определ критич нагрузки на состояние ОС региона->Определ доп объёмов выбросов для территории(<-методы оценки показателей) , Независ орган, занимающ-ся эмиссией лицензий на территории (<-Оценка эффект-ти системы/ Критерии оптимальности) -> Распредел-е лицензий на загрязнение (-> Предприним/ Арендатор лицензии/ территор-й орган управл-я/ обществ орган-и)-> Контролир-е и арбитражные органы.
Первоначально
опред-ся доп объём выбросов для
кажд конкретн территории ( можно исходить
из экологич ёмкости тер-ии- ассимиляционного
потенциала или учитывать критич нагрузки
на состояние эколго-экономич. системы)
. затем на эту величину выдаются лицензии,
кот могут перераспред м.у. участниками
этой системы.
7. КАПИТАЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ НА ПРИРОДООХРАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
ЧИСТЫЙ ЭКОНОМИЧЕСИКЙ ЭФФЕКТ ПРИРОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.
ЦЕЛЬ:
1) Технико-экономическое
Определение чистого экономического эффекта природоохранных мероприятий
Э=Р-З
Р –экономический
результат природоохранных
З=С+Ен* k
С –эксплуатационные расходы на обслуживание и содержание основных фондов природоохранного мероприятия, вызвавшего экономический эффект
Ен –нормативный
к-т экономической
k –кап. затраты на природоохранные мероприятия
Экономический
результат природоохранных
Р=У2*У1
У2*У1 –величина ущерба до и после природоохранного
мероприятия
Фактический
чистый экономический эффект природоохранных
мероприятий на основе сопоставлений
допустимого результата и затрат.
Ожидаемый чистый экономический
эффект природоохранных мероприятий
определяется на этапе проектирования,
создания новой природоохранной техники
на основе многовариантного анализа ожидаемых
затрат и результатов с целью выбора варианта,
обеспечивающего достижения максимальной
величины чистого экономического эффекта.
8. ЛИМИТЫ НА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ.
Лимиты на природопользование- это система экологических ограничений по территориям. Они представляют собой объёмы предельного изъятия природных ресурсов , которые установлены п/п ем – природопользованием на определённый срок ; выбросов или сбросов в ОС ЗВ и размещения отходов производства. Эти лимиты устанавливаются для п/п ий – природопользователями государственными органами. Лимиты являются эффективными средствами ООС. Лимиты на изъятие прирю в-ва при использовании прир. среды устанавливаютяс и распределяются по определённым объектам, например:
по землям –нормы отвода. земель для автомобильных, железных дорог и т.д.
по водным объектам принимают лимиты потребления вод для орошаемого земледелия , коммунального хозяйства, промышленного потребления.
в области охраны, использования и воспроизводства лесов лимитным показателем является расчётная лесосека, которая определяет равенство между количеством ежегодного прироста леса и вырубленной древесины. (есть ещё показатели: количество граждан, пребывающих в лесу).
Цель установления лимитов: природоохранная и экономическая, т.к. сбор платы осуществляется за нормативное и сверхнормативное потребление ресурсов. ПДС, ПДВ, размещение отходов, также представляет собой вид природопользования. Здесь лимитированние решает природоохр. задачи путём экономического стимулирования источника загрязнения, сокращения отходов. Лимиты прописываются в лицензии.
С принятием в 1992г з-на РФ о недрах этот фонд отнесен к гос. собственности , управление которым осуществляется на условии совместного ведения РФ (в лице МПР России и его территориальных органов и субъектов РФ)
Получение
права пользования недрами
Единственным
видом пользования недрами
Предоставление
недр в пользование осуществляется
на основе совместного решения МПР
и соответствующих органов
Такое
совместное решение выносится
на основе обязательного
Важным этапом процедуры лицензирования является предварительное проведение экологической экспертизы, которая осуществляется до получения лицензии
Только на основе положительного заключения гос экол экспертизы уполномоченные органы имеют право выдавать лицензии
Полномочия по оформлению и выдаче лицензии этого вида принадлежит МПР России, а практически их реализацию осуществляет входящие в его системы территориальный орган
Лицензия вступает в силу после регистрации в федеральном или региональном геологическом фонде которая проводится в месячный срок с момента поступления лицензии в фонд для регистрации
Реализовать
право пользования недрами
Лицензия
является документом удостоверяющим право
ее владельца на пользование участком
недр в определенных границах в соответствии
с указанной целью и в течении
заранее оговоренных условий.
под лицензированием понимается разработка и выдача документации закрепляющая юридическое право на проведение хозяйственной или иной деятельности при заданных экологических ограничениях и природноресурсных лимитах. Процедуру лицензирования представляет собой последовательность действий гос.органов и заинтересованность сторон, которые завершают юридическое оформление лицензии
Отсутствие лицензии природоохранных видов деятельности приводило к появлению экологически опасных товаров, некачественному выполнению работ и услуг, которые могли привезти к негативным последствиям для ОС
Для исключения этих негативных явлений в 1995г правительством РФ было утверждено Положение «о лицензировании отдельных видов деятельности в области ООС»
В настоящее время из всех видов природоохранной деятельности лицензированию подлежит только деятельность по обращению с опасными отходами
Полномочия в области лицензирования этой деятельности передано федеральной службе по экол, технол и атомному надзору (ростехнадзор)
В настоящее время система лицензирования природопользования входят специальные лицензии на право пользования отдельными видами прир.ресурсов и объектов
Эти лицензии выдаваемые уполномоченными гос.органами управления природными ресурсами дают право на пользование одним видом прир.ресурса в установленном месте и на определенных условиях
К этим лицензиям относятся:
-лицензия на пользование ресурсами недр
-землепользование
-лесопользование
-отстрел
охотничьих животных и вылов
рыбы
11. нормативная и методическая базы экономического механизма природопользования и ООС
В настоящее
время создана нормативно-
В целом
предполагаемые вышеуказанным законом
экономические методы регулирования
в области ООС и
Экономический механизм природопользования и ООС:
-учет и социально-экономическая оценка прир.ресурсов
-планирование
и финансирование программ и
мероприятий по охране и
-лицензирование
и лимитирование
-платежи за пользование прир.ресурсами и загрязнение ОС
-торговля квотами на выбросы загрязняющих веществ в ОС
-экономическое стимулирование ООС
-экономическое страхование
-возмещение
вреда от нарушения
Т.о. с методической точки зрения можно выделить следующие основные элементы экономического механизма природопользования (см. пункты выше)
Информация о работе Шпаргалка по "Экономике природопользования"