Шпаргалка по "Экономике природопользования"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 15:24, шпаргалка

Краткое описание

В настоящее время создана нормативно-правовая база экономического механизма ООС и природопользования общие положения которых закреплены в четвертом разделе федерального закона об ООС и применительно к отдельным видам природных ресурсов в целом ряде федеральных законов (о недрах, о плате за землю, о плате за пользование водными объектами, о животном мире и лесной кодекс).

Файлы: 1 файл

Шпоры экономика.doc

— 396.00 Кб (Скачать)

1)плата  за прир.ресурсы включающие плату  за право пользования прир.ресурсами  и плату по возмещению затрат  государства на осуществление мероприятий по воспроизводству и охране прир. Ресурсов

2) компенсационные  платежи за выбытие прир.ресурсов  из целевого использования или  за ухудшение их качества вызванных  деятельностью предприятия

3) платежи  за выбросы загрязняющих веществ  в прир.среду

4) дополнительный  налог с прибыли предприятия  выпускающих экологически опасную  продукцию или применяющих экологически  опасную технологию

5) штрафы  и экономические санкции за  нарушение правил, норм рационального  природопользования и ООС

6) льготы  по налогообложению предприятия осуществляет природоохранные и ресурсовосстанавливающие мероприятия

7)амартизационные  отчисления по природоохранным  оюъектам и сооружениям

Нормативы платы за право пользования прир.ресурсами  установлены на основе данных гос.учета  кадастров соответствующих видовприр.ресурсов с учетом различий в качестве, естественной продуктивности местонахождения и условий использования этих ресурсов.

Нормативы платы по возмещению затрат на осуществление  мероприятий по воспроизводству  и охране прир.ресурсов определяется по возобновимым ресурсам исходя из затрат на их выявление и оценку и подготовку к использованию

Платежи за прир.ресурсы поступают в местные  региональные и федеральные бюджеты  и направлены на воспроизводство  и охрану повышения продуктивности прир.ресурсов, проведение мероприяий по компенсации ущерба причиненного в результате использования прир.ресурсов и социального развития территории.

Платежи за выбросы загрязняющих веществ  в прир.среду является основным экономическим  рычагом накопления и перераспределения средств в целях их наиболее эффективного использования преимущественно предприятиями природопользователями для выполнения природоохранных мероприятий. Эти платежи направляются так же в местные региональные и федеральные бюджеты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. ДВА ВИДА ЗАТРАТ  ПРИРОДРПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ , К КОТОРЫМ ПРИВОДИТ ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОС

Реализация  этого принципа м.б. осуществлена 2-мя путями

1)введение  платежей за загрязнение это  с одной стороны побуждает  предпринимателя сократить затраты,  чтобы сэкономить на платежах, с др. он оплачивает остаточные выбросы

т.о. производитель  оплачивает обе части экологической  составляющей затрат производства.

2)установить  более жесткие природоохранные  нормативы и прямо заставить  предпринимателя вкладывать деньги  в охрану ОС

В этом случае предприниматель оплачивает только первую составляющую экологических  издержек (затраты предотвращения)

При этом предполагается, что при жестком  нормировании выбросов вторая составляющая просто не возникнет 
 
 
 
 

  1. кривая  спроса на продукцию

    2-кривая  затрат на производство продукции

Точка пересечения 1 и 2 –равновесная цена

S1 –общие затраты предприятия на выпуск продукции включая природоохранные затраты

S2 –прибыль предприятия

S3- выгода покупателя продукции

Будем считать, что первоначально производитель оплачивает все природоохранные издержки, чтобы понять каким образом они перераспределяются в дальнейшем м/у предприятием и потребителем 
 
 
 
 
 
 

1-спрос  на продукцию; 2и3 –кривые предельных  издержек по ее производству  без и с учетом экологических издержек, позволяющих достичь новый стандарт качества ОС

(S1+S4)-(S4+S5+S6)=S1-S5-S6

S7-(S7+S1+S2+S3)=-(S1+S2+S3)

Предположим, что государство устанавливает  новый норматив качества ОС, предприятие  чье воздействие на ОС не укладывается в новые более жесткие рамки должно сократить свое воздействие. Это потребует дополнительных затрат (кривая 3)

До введения нового стандарта оптимального V производства был в точке Х0, а равновесная цена Р0

В связи  с ужесточение нормативов новая  точка оптимальна V-Х1 , а равновесная цена Р1

Производитель покрыл все издержки связанные с  увеличение природоохранных затрат, но из рис. Видно, что и потребитель  и производитель понесли определенные потери

До введения нового стандарта доход производителя  был равен S4+S5+S6

После того как был введен новый стандарт его доход изменился и стал S1+S4

Т.о. чистый выигрыш или проигрыш производителя = (S1+S4)-(S4+S5+S6)=S1-S5-S6

С точки  зрения потребителя его выигрыш  до введения нового стандарта был  S7+S1+S2+S3, а после его введения выигрыш сократился до S7, т.е. потребитель проиграл  S1+S2+S3 . общество в целом понесло потери в размере S2+S3+S5+S6

В результате общий баланс следующий: потребитель  потерял S1+S2+S3 , а производитель S5+S6, но зато получил от потребителя S1     т.о. время по введению нового экологического стандарта распределяется т.о.:  S2 и S3 оплачивает потребитель, S5 и S6 производитель продукции.

Кроме того из-за сокращения предложения  продукции ее производитель получил  дополнительный доход S1. Эти деньги вынужден заплатить ему потребитель, т.к. цена на продукцию увеличилась.

При рассмотрении последнего рисунка мы предполагали, что у потребителя нет альтернативы и он должен покупать подорожавшую продукцию произведенную по технологии связанную с вредным воздействием на ОС. Теперь предположим, что одна и та же потребность м.б. удовлетворена двумя способами: 1) покупка товара произведенного с использованием технологии оказывающей негативное воздействие на ОС; 2) покупка товара произведенного с использованием экологически чистой технологии

Введение  новых экологических ограничений  повлияет лишь на издержки предпринимателей работающих по первой технологии, и  если даже в результате такого роста  издержек выпуск продукции по первой технологии сократится, то это не отразится  на цене продукции т.к. потребитель сможет найти заменитель по той же цене 
 
 
 
 
 
 

1и 2 –старые и новые кривые предельных  издержек 

Для потребителя  введение экологических ограничений  ничего не означает, т.к. он всегда может  купить товар по прежней цене у  производителя с экологически чистыми технологиями

По этому  основными проблемами возникающими у производителя имеющего технологию оказывающую негативное воздействие  на ОС

В данном случае дополнительные природоохранные  издержки полностью лягут на производителя. Они включают упущенную выгоду и дополнительные природоохранные затраты

Т.о. в  этом случае за все расплатился виновник загрязнения

Но возможен и др. вариант, если потребитель не может адекватно заменить рассматриваемый  товар и кроме того он будет  покупать данный товар в прежнем V независимо от изменения цены. То он вынужден будет оплатить все природоохранные издержки 
 
 
 
 
 

 Если  потребитель не может отказаться  от рассматриваемой продукции,  т.е. потребление остается в  точке Х0 (функция спроса будет не эластична) он вынужден будет заплатить дополнительно S1+S2 при этом S2 пойдет на покрытие дополнительных природоохранных издержек связанных с введением дополнительного стандарта, а S1 он вынужден будет заплатить производителю вклад которого в финансирование природоохранных затрат составляет S4 . Общий баланс производителя S1-S4 если этот баланс положителен, то он выигрывает от введения нового экологического стандарта. Затраты общества составляют S2+ S4

Т. о. мы рассмотрели 3 ситуации:

- во  первых изменяется цена и V продукции изготовление которой оказывает негативное воздействие на ОС. Доп. издержки по охране ОС делятся м/у производителем и потребителем

-во  вторых цена на рассматриваемы  продукт держится на прежнем  уровне. В этом случае все природоохранные  издержки осуществляет производитель

- в третьих  спрос не эластичен, т.е. при  росте издержек V потребления не изменяется и потребитель покупает данный товар по более высокой цене.

В этом случае производитель имеет возможность  переложить на потребителя все свои дополнительные издержки связанные с загрязнением ОС, кроме того он как правило что-то выигрывает по сравнению с ситуацией до введения нового стандарта.

     Принцип жертва платит

     Если  сложившееся сост-е ОС не устраивает общество или отдельные его группы, но гос-во не может заставить производит-ей изменить произв.процессы и увеличить эффективн.природоохранн.мер, то возник необходим-ть изыскания финанс.рес-ов для оказания помощи экологич.вредным предпр. В этом случае сами жертвы загрязнения желают улучшить усл-я своей жизнедеятельности и затрачивают средства на ООС

По этому  принцип жертва платит это рез-т  реализации подхода противополож.рассм.выше, т.к. первоначально плательщиком яв-ся жертва кот-я дает деньги, чтобы виновник загрязнения снизил свои выбросы

     Однако  этот принцип обладает целым рядом недостатков. Основн.трудности возникают при реализации этого принципа заключ.в определении обстоятельств виновника загрязнения. Прежде всего надо выяснить сколько и кому он должен платить. Затем заставить его выполнять обязат-ва перед общ-ом и только после этого с ним можно вести переговоры по поводу реализации доп.природоохранных мер осущ. за счет жертвы.

Эти обстоятельства затрудняют испоьзов-е на практике принципа жертва платит.

В ряде стран он исп-ся частично с применением средств гос. и региональных бюджетов, либо введение спец.налоговых льгот при реализации природоохранн.мероприятий.

 

6. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ  ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ООС И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ.

   Система торговли выбросами создавалась  в США в середине 80х гг.

     СУТЬ: Предприятие, умевшее снизить суммарный  выброс ЗВ ниже установленного уровня, имеет право продавать излишки  сокращения выбросов другому предприятию  или использовать их в реконструкции. Данный подход позволяет сократить  суммарный выброс ЗВ при меньших затратах , расширить самостоятельность предприятия в принятии решения о стратегии сокращения выбросов, стимулировать инвестиции в более совершенное оборудование.  В ОСНОВЕ этой политики лежит принцип «пузыря». Т.е. в качестве источника загрязнения  берется не отдельная труба, а всё п/п в целом. В рамках определён тер-ии устанавливается общая допустимая норма выброса ЗВ, которую им необходимо соблюдать. Выбросы из отдельных труб п/п устанавливают сами. Также п/п выбирают различ способы достиж-я общ норматива выброса за счёт перехода на болеем чист вид топлива, замены технологий. Метод торговли выброс не явл-ся чисто рыночным, т.к. правило использования выбросов устанавливается государством. С рыночной т.з. п/п могут продавать излишки загрязнений друг другу. В системе торговли выбросами право на выброс в ОС закреплено в виде лицензии и сертификата , а количество выбросов регулируется числом выданных лицензий. Природопользователь может получить необход кол-о лицензий на рынке, не требующиеся более права на загрязнение –продать. При введении такой системы, лицензии д.б. распредел м.у. потенциальными загрязнителями, что м.б. осуществлено через аукцион.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике природопользования"