Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 15:24, шпаргалка
В настоящее время создана нормативно-правовая база экономического механизма ООС и природопользования общие положения которых закреплены в четвертом разделе федерального закона об ООС и применительно к отдельным видам природных ресурсов в целом ряде федеральных законов (о недрах, о плате за землю, о плате за пользование водными объектами, о животном мире и лесной кодекс).
1)плата
за прир.ресурсы включающие
2) компенсационные
платежи за выбытие прир.
3) платежи
за выбросы загрязняющих
4) дополнительный
налог с прибыли предприятия
выпускающих экологически
5) штрафы и экономические санкции за нарушение правил, норм рационального природопользования и ООС
6) льготы по налогообложению предприятия осуществляет природоохранные и ресурсовосстанавливающие мероприятия
7)амартизационные отчисления по природоохранным оюъектам и сооружениям
Нормативы
платы за право пользования прир.
Нормативы платы по возмещению затрат на осуществление мероприятий по воспроизводству и охране прир.ресурсов определяется по возобновимым ресурсам исходя из затрат на их выявление и оценку и подготовку к использованию
Платежи
за прир.ресурсы поступают в
Платежи
за выбросы загрязняющих веществ
в прир.среду является основным экономическим
рычагом накопления и перераспределения
средств в целях их наиболее эффективного
использования преимущественно предприятиями
природопользователями для выполнения
природоохранных мероприятий. Эти платежи
направляются так же в местные региональные
и федеральные бюджеты.
5. ДВА ВИДА ЗАТРАТ ПРИРОДРПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ , К КОТОРЫМ ПРИВОДИТ ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОС
Реализация этого принципа м.б. осуществлена 2-мя путями
1)введение
платежей за загрязнение это
с одной стороны побуждает
предпринимателя сократить
т.о. производитель оплачивает обе части экологической составляющей затрат производства.
2)установить
более жесткие природоохранные
нормативы и прямо заставить
предпринимателя вкладывать
В этом случае предприниматель оплачивает только первую составляющую экологических издержек (затраты предотвращения)
При этом
предполагается, что при жестком
нормировании выбросов вторая составляющая
просто не возникнет
2-кривая
затрат на производство
Точка пересечения 1 и 2 –равновесная цена
S1 –общие затраты предприятия на выпуск продукции включая природоохранные затраты
S2 –прибыль предприятия
S3- выгода покупателя продукции
Будем
считать, что первоначально производитель
оплачивает все природоохранные издержки,
чтобы понять каким образом они перераспределяются
в дальнейшем м/у предприятием и потребителем
1-спрос на продукцию; 2и3 –кривые предельных издержек по ее производству без и с учетом экологических издержек, позволяющих достичь новый стандарт качества ОС
(S1+S4)-(S4+S5+S6)=S1-S5-S6
S7-(S7+S1+S2+S3)=-(S1+S2+S3)
Предположим, что государство устанавливает новый норматив качества ОС, предприятие чье воздействие на ОС не укладывается в новые более жесткие рамки должно сократить свое воздействие. Это потребует дополнительных затрат (кривая 3)
До введения нового стандарта оптимального V производства был в точке Х0, а равновесная цена Р0
В связи с ужесточение нормативов новая точка оптимальна V-Х1 , а равновесная цена Р1
Производитель
покрыл все издержки связанные с
увеличение природоохранных затрат,
но из рис. Видно, что и потребитель
и производитель понесли
До введения нового стандарта доход производителя был равен S4+S5+S6
После того как был введен новый стандарт его доход изменился и стал S1+S4
Т.о. чистый выигрыш или проигрыш производителя = (S1+S4)-(S4+S5+S6)=S1-S5-S6
С точки зрения потребителя его выигрыш до введения нового стандарта был S7+S1+S2+S3, а после его введения выигрыш сократился до S7, т.е. потребитель проиграл S1+S2+S3 . общество в целом понесло потери в размере S2+S3+S5+S6
В результате общий баланс следующий: потребитель потерял S1+S2+S3 , а производитель S5+S6, но зато получил от потребителя S1 т.о. время по введению нового экологического стандарта распределяется т.о.: S2 и S3 оплачивает потребитель, S5 и S6 производитель продукции.
Кроме того из-за сокращения предложения продукции ее производитель получил дополнительный доход S1. Эти деньги вынужден заплатить ему потребитель, т.к. цена на продукцию увеличилась.
При рассмотрении
последнего рисунка мы предполагали,
что у потребителя нет
Введение
новых экологических
1и 2
–старые и новые кривые
Для потребителя введение экологических ограничений ничего не означает, т.к. он всегда может купить товар по прежней цене у производителя с экологически чистыми технологиями
По этому основными проблемами возникающими у производителя имеющего технологию оказывающую негативное воздействие на ОС
В данном случае дополнительные природоохранные издержки полностью лягут на производителя. Они включают упущенную выгоду и дополнительные природоохранные затраты
Т.о. в этом случае за все расплатился виновник загрязнения
Но возможен
и др. вариант, если потребитель не
может адекватно заменить рассматриваемый
товар и кроме того он будет
покупать данный товар в прежнем V независимо
от изменения цены. То он вынужден будет
оплатить все природоохранные издержки
Если
потребитель не может
Т. о. мы рассмотрели 3 ситуации:
- во первых изменяется цена и V продукции изготовление которой оказывает негативное воздействие на ОС. Доп. издержки по охране ОС делятся м/у производителем и потребителем
-во
вторых цена на рассматриваемы
продукт держится на прежнем
уровне. В этом случае все
- в третьих спрос не эластичен, т.е. при росте издержек V потребления не изменяется и потребитель покупает данный товар по более высокой цене.
В этом
случае производитель имеет
Принцип жертва платит
Если сложившееся сост-е ОС не устраивает общество или отдельные его группы, но гос-во не может заставить производит-ей изменить произв.процессы и увеличить эффективн.природоохранн.мер, то возник необходим-ть изыскания финанс.рес-ов для оказания помощи экологич.вредным предпр. В этом случае сами жертвы загрязнения желают улучшить усл-я своей жизнедеятельности и затрачивают средства на ООС
По этому
принцип жертва платит это рез-т
реализации подхода противополож.рассм.
Однако этот принцип обладает целым рядом недостатков. Основн.трудности возникают при реализации этого принципа заключ.в определении обстоятельств виновника загрязнения. Прежде всего надо выяснить сколько и кому он должен платить. Затем заставить его выполнять обязат-ва перед общ-ом и только после этого с ним можно вести переговоры по поводу реализации доп.природоохранных мер осущ. за счет жертвы.
Эти обстоятельства затрудняют испоьзов-е на практике принципа жертва платит.
В ряде стран он исп-ся частично с применением средств гос. и региональных бюджетов, либо введение спец.налоговых льгот при реализации природоохранн.мероприятий.
6. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ООС И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ.
Система торговли выбросами создавалась в США в середине 80х гг.
СУТЬ: Предприятие, умевшее снизить суммарный выброс ЗВ ниже установленного уровня, имеет право продавать излишки сокращения выбросов другому предприятию или использовать их в реконструкции. Данный подход позволяет сократить суммарный выброс ЗВ при меньших затратах , расширить самостоятельность предприятия в принятии решения о стратегии сокращения выбросов, стимулировать инвестиции в более совершенное оборудование. В ОСНОВЕ этой политики лежит принцип «пузыря». Т.е. в качестве источника загрязнения берется не отдельная труба, а всё п/п в целом. В рамках определён тер-ии устанавливается общая допустимая норма выброса ЗВ, которую им необходимо соблюдать. Выбросы из отдельных труб п/п устанавливают сами. Также п/п выбирают различ способы достиж-я общ норматива выброса за счёт перехода на болеем чист вид топлива, замены технологий. Метод торговли выброс не явл-ся чисто рыночным, т.к. правило использования выбросов устанавливается государством. С рыночной т.з. п/п могут продавать излишки загрязнений друг другу. В системе торговли выбросами право на выброс в ОС закреплено в виде лицензии и сертификата , а количество выбросов регулируется числом выданных лицензий. Природопользователь может получить необход кол-о лицензий на рынке, не требующиеся более права на загрязнение –продать. При введении такой системы, лицензии д.б. распредел м.у. потенциальными загрязнителями, что м.б. осуществлено через аукцион.
Информация о работе Шпаргалка по "Экономике природопользования"