Шпаргалка по "Экономике природопользования"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 15:24, шпаргалка

Краткое описание

В настоящее время создана нормативно-правовая база экономического механизма ООС и природопользования общие положения которых закреплены в четвертом разделе федерального закона об ООС и применительно к отдельным видам природных ресурсов в целом ряде федеральных законов (о недрах, о плате за землю, о плате за пользование водными объектами, о животном мире и лесной кодекс).

Файлы: 1 файл

Шпоры экономика.doc

— 396.00 Кб (Скачать)

1 АДМИНИСТРАТИВНЫЕ  МЕТОДЫ В ЭКОНОМИКЕ  ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ  И ПРИРОДООХРАННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     В настоящее время создана нормативно-правовая база экономического механизма ООС  и природопользования общие положения  которых закреплены в четвертом  разделе федерального закона об ООС и применительно к отдельным видам природных ресурсов в целом ряде федеральных законов (о недрах, о плате за землю, о плате за пользование водными объектами, о животном мире и лесной кодекс).

В целом  предполагаемые вышеуказанным законом  экономические методы регулирования в области ООС и природопользования образуют следующую структуру(в виде схемы )  

Экономический механизм природопользования и ООС:

-учет  и социально-экономическая оценка  прир.ресурсов

-планирование  и финансирование программ и  мероприятий по охране и воспроизводству прир.ресурсов и защите ОС

-лицензирование  и лимитирование природопользования

-платежи  за пользование прир.ресурсами  и загрязнение ОС

-торговля  квотами на выбросы загрязняющих  веществ в ОС 

-экономическое  стимулирование ООС

-экономическое  страхование

-возмещение  вреда от нарушения природоохранного  законодательства

Т.о. с  методической точки зрения можно  выделить следующие основные элементы экономического механизма природопользования (см. пункты выше)

Учет  и социально-экономическую оценку прир.ресурсов планирование и финансирование экономических программ и мероприятий, использование договоров и лицензий на природопользование, платность природопользования и ООС, торговля выбросами, формирование экологических фондов, экологическое страхование, экономическое стимулирование и поддержку экологического предпринимательства и возмещение ущерба за нарушение природоохранного законодательства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. АССИМИЛЯЦИООНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА.

     Под ассимиляционным потенциалом природной  среды понимается ее способность  обезвреживать и перерабатывать вредные примеси без изменения  ее основных свойств.

Благодаря наличию у природной среды  способности ассимилировать некоторое количество вредных выбросов мы имеем возможность экономить на природоохранных издержках. В конечном итоге эта экономия и определяет ценность ассимиляционного потенциала природной среды. В качестве критерия ассимиляционной способности конкретной территории можно рассмотреть V ПДВ. При этом  принимается, что если V загрязнителей попадающих в ОС не превосходит ПДВ, то данная территория сама без дополнительных природоохранных затрат справляется с поступающими в нее вредными веществами и обезвреживает их без существенных для себя последствий. Ценность ассимиляционного потенциала определяется той ролью, которую он играет в процессе формирования затрат и результатов.

С одной  стороны его наличие позволяет  частично выбрасывать загрязнение в ОС и тем самым экономить на затратах по очистке выбросов с др. стороны устойчивость экосистем к загрязнению, способность перерабатывать и обезвреживать отходы, предотвращать ущерб, который м.б. вызван ухудшением основных свойств ОС.

Сбереженные затраты предотвращающие загрязнения (предотвращенный ущерб) определяет основу экономической оценки ассимиляционного потенциала. В итоге получается, что установление платежа на уровне предельных природоохранных затрат предприниматель оплачивает ущерб и ассимиляционную способность природной среды.

При этом величина  V1 это объем прав на ассимиляционный потенциал, т.е.на размещение отходов на ОС

     Данный  V может не совпадать с ассимиляционным потенциалом ОС (точка Д). Все зависит от стратегии общества, т.е. какой уровень качества ОС оно выбирает.

Основным  недостатком этого способа превращения  внешних издержек во внутренние является необходимость изменения размеров платежа при изменении  V выбросов.

Третий  способ превращения внешних издержек во внутренние связан с использованием ассимиляционного потенциала.

При рассмотрении этого вопроса надо выделить 2 аспекта:1)как  определить то количество вредных примесей которое может принять природная  среда т.е. какой V выбросов является допустимым или сколько данного ресурса можно использовать в хозяйственной деятельности. 2)как распределить м/у претендентами права на использование этого ограниченного ресурса.

Первый  вопрос заключается в том, должны ли мы ограничить выбросы размерами  ассимиляционной емкости территории, т.е. придерживаться таких V выбросов, чтобы при их рассеивании удовлетворялось бы значение ПДК или мы можем увеличить выбросы выше ассимиляционных возможностей.

При решении  второго вопроса простейший принцип  может заключаться в том, что  ассимиляционным потенциалом пользуется тот, кто первым получит права на него.

     Т.о. рассмотрев проблему внешних издержек можно сделать следующие выводы:

Внешние издержки возникают в тот момент, когда выбросы в ОС становятся выше ее ассимиляционной способности. Их первое проявление возникновение ущерба у тех, кто испытывает вредное воздействие выбросов. Превратить внешние издержки во внутренние можно следующими способами:

1)потребовать  от предприятия загрязнителя  полную компенсацию ущерба. Этот  метод является относительно  громоздким и плохо реализуется на практике, особенно если на одной территории сосредоточенно несколько производств, т.к. трудно установить конкретного виновника загрязнителя.

2) ввести  платежи за загрязнение рассчитанных  на основе предельных природоохранных  затрат. Этот способ хотя и лучше предыдущего, но так же не позволяет гарантировать желаемого качества ОС. При росте потребностей увеличения выбросов необходимо постоянно корректировать величину платежей, что является трудной задачей.

3) ввести  имущественные права на ассимиляционный потенциал и создать механизм перераспределения прав собственности на ассимиляционный потенциал природной среды. Этот метод является наиболее перспективным, т.к. с одной стороны он обеспечивает превращение внешних издержек во внутренние, а с другой стороны гарантирует стабильность качества ОС. Первоначальное распределение имущественных прав на ассимиляционный потенциал не имеет значения, т.к. затем в результате перераспределения права на его пользование будут распределены наилучшим образом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. ВИДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ  ПРИРОДОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

      Система платного природопользования и налогообложения  должна стимулировать природоохранную  деятельность предприятия, а так  же обеспечивать формирование централизованных источников финансирования охраны и воспроизводства прир.ресурсов. В эту систему входят:

1)плата  за прир.ресурсы включающие плату  за право пользования прир.ресурсами  и плату по возмещению затрат  государства на осуществление  мероприятий по воспроизводству  и охране прир. Ресурсов

2) компенсационные  платежи за выбытие прир.ресурсов  из целевого использования или  за ухудшение их качества вызванных  деятельностью предприятия

3) платежи  за выбросы загрязняющих веществ  в прир.среду

4) дополнительный  налог с прибыли предприятия  выпускающих экологически опасную продукцию или применяющих экологически опасную технологию

5) штрафы  и экономические санкции за  нарушение правил, норм рационального  природопользования и ООС

6) льготы  по налогообложению предприятия  осуществляет природоохранные и ресурсовосстанавливающие мероприятия

7)амартизационные  отчисления по природоохранным  оюъектам и сооружениям

     Нормативы платы за право пользования прир.ресурсами  установлены на основе данных гос.учета  кадастров соответствующих видовприр.ресурсов с учетом различий в качестве, естественной продуктивности местонахождения и условий использования этих ресурсов.

     Нормативы платы по возмещению затрат на осуществление  мероприятий по воспроизводству  и охране прир.ресурсов определяется по возобновимым ресурсам исходя из затрат на их выявление и оценку и подготовку к использованию

     Платежи за прир.ресурсы поступают в местные  региональные и федеральные бюджеты  и направлены на воспроизводство  и охрану повышения продуктивности прир.ресурсов, проведение мероприяий по компенсации ущерба причиненного в результате использования прир.ресурсов и социального развития территории.

     Платежи за выбросы загрязняющих веществ  в прир.среду является основным экономическим  рычагом накопления и перераспределения  средств в целях их наиболее эффективного использования преимущественно предприятиями природопользователями для выполнения природоохранных мероприятий. Эти платежи направляются так же в местные региональные и федеральные бюджеты.

 

  1. Государственная политика в сфере управления экономикой природопользования и природоохранной деятельности  

Формирование  современного экономического механизма  в области ООС и природопользования началась в России в начале 90-х  годов с приходом рыночных отношений  в экономике. Формирование экономического механизма в этой области в новых условиях хозяйствования осуществляется по следующим направлениям:

1) нормативно-правовое  обеспечение экономического регулирования  природопользования и ООС 

2) установлении  е экологических ограничений  по территориям и экосистемам  в рамках которых может осуществляться развитие и размещение производительных сил, а так же экономической ответственности природопользователя за нарушением этих ограничений

3) создание  системы платежей за природопользование  и загрязнение ОС и учет  экологических факторов при ценообразовании налогообложении и кредитовании хозяйственной деятельности

4) упорядочение  источников финансирования природоохранных  мероприятий

5) разработка  методов эколого-экономической оценки  прир.ресурсов и эффективности  природоохранных мероприятий

Сущность  этих направлений заключается в  следующем: в качестве экологических  ограничений по отдельным видам  прир.ресурсов устанавливает предельно-допустимые нормативы их использования, а так  же  выбросов  загрязняющих веществ  и размещений отходов исходя из экологических, санитарно-гигиенических и др. требований

На период достижения пред.доп.нормативов действуют  предприятием установленные временные  лимиты природопользования с учетом экологической обстановки, видов  используемого сырья, технического уровня производства и природоохранного оборудования проектных показателей особенностей технологического режима работы, экономических возможностей предприятия и др. факторов

Временные элементы природопользования представляют собой объемы, режимы и др. параметры использования прир.ресурсов, а так же выбросов или сбросов загрязняющих веществ установленных предприятием на определенный срок.

Лимиты  на прир.ресурсы имеющие межгосударственные и межрегиональные значения и  по выбросам веществ учитываются  при трансграничном загрязнении ОС. Установленные на договорной основе м/у РФ и странами СНГ с учетом международных обязательств РФ

Система платного природопользования и налогообложения  должна стимулировать природоохранную  деятельность предприятия, а так  же обеспечивать формирование централизованных источников финансирования охраны и воспроизводства прир.ресурсов. В эту систему входят:

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике природопользования"