Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 15:24, шпаргалка
В настоящее время создана нормативно-правовая база экономического механизма ООС и природопользования общие положения которых закреплены в четвертом разделе федерального закона об ООС и применительно к отдельным видам природных ресурсов в целом ряде федеральных законов (о недрах, о плате за землю, о плате за пользование водными объектами, о животном мире и лесной кодекс).
1 АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ В ЭКОНОМИКЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В
настоящее время создана
В целом
предполагаемые вышеуказанным законом
экономические методы регулирования в
области ООС и природопользования образуют
следующую структуру(в виде схемы )
Экономический механизм природопользования и ООС:
-учет
и социально-экономическая
-планирование и финансирование программ и мероприятий по охране и воспроизводству прир.ресурсов и защите ОС
-лицензирование
и лимитирование
-платежи за пользование прир.ресурсами и загрязнение ОС
-торговля
квотами на выбросы
-экономическое стимулирование ООС
-экономическое страхование
-возмещение
вреда от нарушения
Т.о. с методической точки зрения можно выделить следующие основные элементы экономического механизма природопользования (см. пункты выше)
Учет
и социально-экономическую оценку прир.ресурсов
планирование и финансирование экономических
программ и мероприятий, использование
договоров и лицензий на природопользование,
платность природопользования и ООС, торговля
выбросами, формирование экологических
фондов, экологическое страхование, экономическое
стимулирование и поддержку экологического
предпринимательства и возмещение ущерба
за нарушение природоохранного законодательства.
2. АССИМИЛЯЦИООНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА.
Под
ассимиляционным потенциалом
Благодаря наличию у природной среды способности ассимилировать некоторое количество вредных выбросов мы имеем возможность экономить на природоохранных издержках. В конечном итоге эта экономия и определяет ценность ассимиляционного потенциала природной среды. В качестве критерия ассимиляционной способности конкретной территории можно рассмотреть V ПДВ. При этом принимается, что если V загрязнителей попадающих в ОС не превосходит ПДВ, то данная территория сама без дополнительных природоохранных затрат справляется с поступающими в нее вредными веществами и обезвреживает их без существенных для себя последствий. Ценность ассимиляционного потенциала определяется той ролью, которую он играет в процессе формирования затрат и результатов.
С одной стороны его наличие позволяет частично выбрасывать загрязнение в ОС и тем самым экономить на затратах по очистке выбросов с др. стороны устойчивость экосистем к загрязнению, способность перерабатывать и обезвреживать отходы, предотвращать ущерб, который м.б. вызван ухудшением основных свойств ОС.
Сбереженные затраты предотвращающие загрязнения (предотвращенный ущерб) определяет основу экономической оценки ассимиляционного потенциала. В итоге получается, что установление платежа на уровне предельных природоохранных затрат предприниматель оплачивает ущерб и ассимиляционную способность природной среды.
При этом величина V1 это объем прав на ассимиляционный потенциал, т.е.на размещение отходов на ОС
Данный V может не совпадать с ассимиляционным потенциалом ОС (точка Д). Все зависит от стратегии общества, т.е. какой уровень качества ОС оно выбирает.
Основным
недостатком этого способа
Третий способ превращения внешних издержек во внутренние связан с использованием ассимиляционного потенциала.
При рассмотрении
этого вопроса надо выделить 2 аспекта:1)как
определить то количество вредных примесей
которое может принять
Первый
вопрос заключается в том, должны
ли мы ограничить выбросы размерами
ассимиляционной емкости
При решении
второго вопроса простейший принцип
может заключаться в том, что
ассимиляционным потенциалом
Т.о.
рассмотрев проблему внешних издержек
можно сделать следующие
Внешние издержки возникают в тот момент, когда выбросы в ОС становятся выше ее ассимиляционной способности. Их первое проявление возникновение ущерба у тех, кто испытывает вредное воздействие выбросов. Превратить внешние издержки во внутренние можно следующими способами:
1)потребовать от предприятия загрязнителя полную компенсацию ущерба. Этот метод является относительно громоздким и плохо реализуется на практике, особенно если на одной территории сосредоточенно несколько производств, т.к. трудно установить конкретного виновника загрязнителя.
2) ввести
платежи за загрязнение
3) ввести
имущественные права на
3. ВИДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРИРОДОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Система платного природопользования и налогообложения должна стимулировать природоохранную деятельность предприятия, а так же обеспечивать формирование централизованных источников финансирования охраны и воспроизводства прир.ресурсов. В эту систему входят:
1)плата
за прир.ресурсы включающие
2) компенсационные
платежи за выбытие прир.
3) платежи
за выбросы загрязняющих
4) дополнительный налог с прибыли предприятия выпускающих экологически опасную продукцию или применяющих экологически опасную технологию
5) штрафы и экономические санкции за нарушение правил, норм рационального природопользования и ООС
6) льготы
по налогообложению
7)амартизационные отчисления по природоохранным оюъектам и сооружениям
Нормативы
платы за право пользования прир.
Нормативы платы по возмещению затрат на осуществление мероприятий по воспроизводству и охране прир.ресурсов определяется по возобновимым ресурсам исходя из затрат на их выявление и оценку и подготовку к использованию
Платежи
за прир.ресурсы поступают в
Платежи за выбросы загрязняющих веществ в прир.среду является основным экономическим рычагом накопления и перераспределения средств в целях их наиболее эффективного использования преимущественно предприятиями природопользователями для выполнения природоохранных мероприятий. Эти платежи направляются так же в местные региональные и федеральные бюджеты.
Формирование
современного экономического механизма
в области ООС и
1) нормативно-правовое
обеспечение экономического
2) установлении е экологических ограничений по территориям и экосистемам в рамках которых может осуществляться развитие и размещение производительных сил, а так же экономической ответственности природопользователя за нарушением этих ограничений
3) создание
системы платежей за
4) упорядочение
источников финансирования
5) разработка
методов эколого-экономической
Сущность
этих направлений заключается в
следующем: в качестве экологических
ограничений по отдельным видам
прир.ресурсов устанавливает предельно-
На период достижения пред.доп.нормативов действуют предприятием установленные временные лимиты природопользования с учетом экологической обстановки, видов используемого сырья, технического уровня производства и природоохранного оборудования проектных показателей особенностей технологического режима работы, экономических возможностей предприятия и др. факторов
Временные элементы природопользования представляют собой объемы, режимы и др. параметры использования прир.ресурсов, а так же выбросов или сбросов загрязняющих веществ установленных предприятием на определенный срок.
Лимиты
на прир.ресурсы имеющие
Система платного природопользования и налогообложения должна стимулировать природоохранную деятельность предприятия, а так же обеспечивать формирование централизованных источников финансирования охраны и воспроизводства прир.ресурсов. В эту систему входят:
Информация о работе Шпаргалка по "Экономике природопользования"