Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 15:24, шпаргалка
В настоящее время создана нормативно-правовая база экономического механизма ООС и природопользования общие положения которых закреплены в четвертом разделе федерального закона об ООС и применительно к отдельным видам природных ресурсов в целом ряде федеральных законов (о недрах, о плате за землю, о плате за пользование водными объектами, о животном мире и лесной кодекс).
Если
объем воздействия превышает
V1 то природная среда начинает менять
свойства, что сказывается на условиях
жизнедеятельности человека и возникает
ущерб, который требуется оценить экономически,
каждая следующая порция загрязнения
приносит все больший ущерб. При Vкр
нарушается предел устойчивости среды
и происходит резкое необратимое изменение
ее свойств и экономический ущерб скачкообразно
увеличивается.
Загрязнение ОС приводит к возникновению 2видов затрат:
Второй
вид затрат возникает, если полное предупреждение
вред. воздействия невозможно или
если затраты на полное предупреждение
вред. воздействия оказывается
Расчёты экономического ущерба от загрязнения ОС проводятся при планировании и проектировании природных мероприятий во всех случаях, когда определяется чистый экономический эффект этих мероприятий.
1)
Затраты на предупреждение
2)
Затраты на предупреждение
Затрату представляют собой сумму представленных приведенных затрат: -компенсация потерь чистой продукции из-за снижения производительности труда; -дополнительные услуги коммунально-бытового хозяйства и за загрязнение среды; -медицинское обслуживание людей, заболевших из-за загрязнения ОС; - компенсация потерь промышленной продукции из-за воздействия загрязнений на основные фонды.
В состав затрат, вызываемых воздействием загрязненной среды д. учитываться и затраты , вызываемые вторичными загрязнителями. Экономический ущерб от загрязнения ОС является компенсационной величиной и слогается из ущербов, наносимых отдельным видам реципиентов в пределах загрязнённой зоны.
В
качестве реципиентов рассматриваются:
население, с/х угодья, животные и
растения, фонды промышленности и транспорта,
рекреациооные и лечебно-курортные ресурсы.
25. ПРИНЦИПЫ РАСЧЁТА УДЕЛЬНОГО УЩЕРБА ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОС.
Под
ассимиляционным потенциалом
Благодаря наличию у природной среды способности ассимилировать некоторое количество вредных выбросов мы имеем возможность экономить на природоохранных издержках. В конечном итоге эта экономия и определяет ценность ассимиляционного потенциала природной среды. В качестве критерия ассимиляционной способности конкретной территории можно рассмотреть V ПДВ. При этом принимается, что если V загрязнителей попадающих в ОС не превосходит ПДВ, то данная территория сама без дополнительных природоохранных затрат справляется с поступающими в нее вредными веществами и обезвреживает их без существенных для себя последствий. Ценность ассимиляционного потенциала определяется той ролью, которую он играет в процессе формирования затрат и результатов.
С одной стороны его наличие позволяет частично выбрасывать загрязнение в ОС и тем самым экономить на затратах по очистке выбросов с др. стороны устойчивость экосистем к загрязнению, способность перерабатывать и обезвреживать отходы, предотвращать ущерб, который м.б. вызван ухудшением основных свойств ОС.
Сбереженные
затраты предотвращающие
При этом величина V1 это объем прав на ассимиляционный потенциал, т.е.на размещение отходов на ОС
Данный V может не совпадать с ассимиляционным потенциалом ОС (точка Д). Все зависит от стратегии общества, т.е. какой уровень качества ОС оно выбирает.
Основным
недостатком этого способа
Третий способ превращения внешних издержек во внутренние связан с использованием ассимиляционного потенциала.
При рассмотрении
этого вопроса надо выделить 2 аспекта:1)как
определить то количество вредных примесей
которое может принять
Первый вопрос заключается в том, должны ли мы ограничить выбросы размерами ассимиляционной емкости территории, т.е. придерживаться таких V выбросов, чтобы при их рассеивании удовлетворялось бы значение ПДК или мы можем увеличить выбросы выше ассимиляционных возможностей.
При решении второго вопроса простейший принцип может заключаться в том, что ассимиляционным потенциалом пользуется тот, кто первым получит права на него.
Т.о.
рассмотрев проблему внешних издержек
можно сделать следующие
Внешние издержки возникают в тот момент, когда выбросы в ОС становятся выше ее ассимиляционной способности. Их первое проявление возникновение ущерба у тех, кто испытывает вредное воздействие выбросов. Превратить внешние издержки во внутренние можно следующими способами:
1)потребовать от предприятия загрязнителя полную компенсацию ущерба. Этот метод является относительно громоздким и плохо реализуется на практике, особенно если на одной территории сосредоточенно несколько производств, т.к. трудно установить конкретного виновника загрязнителя.
2) ввести
платежи за загрязнение
3) ввести
имущественные права на
26. РАЗВИТИЕ ТОРГОВЛИ ВЫБРОСАМИ.
Система торговли выбросами создавалась в США в середине 80х гг.
СУТЬ: Предприятие, умевшее снизить суммарный выброс ЗВ ниже установленного уровня, имеет право продавать излишки сокращения выбросов другому предприятию или использовать их в реконструкции. Данный подход позволяет сократить суммарный выброс ЗВ при меньших затратах , расширить самостоятельность предприятия в принятии решения о стратегии сокращения выбросов, стимулировать инвестиции в более совершенное оборудование. В ОСНОВЕ этой политики лежит принцип «пузыря». Т.е. в качестве источника загрязнения берется не отдельная труба, а всё п/п в целом. В рамках определённой территории устанавливается общая допустимая норма выброса ЗВ, которую им необходимо соблюдать. Выбросы из отдельных труб п/п устанавливают сами. Также п/п выбирают различные способы достижения общего норматива выброса за счёт перехода на болеем чистый вид топлива, замены технологий. Метод торговли выбросами не является чисто рыночным, т.к. правило использования выбросов устанавливается государством. С рыночной т.з. п/п могут продавать излишки загрязнений друг другу. В системе торговли выбросами право на выброс в ОС закреплено в виде лицензии и сертификата , а количество выбросов регулируется числом выданных лицензий. Природопользователь может получить необходимое количество лицензий на рынке, не требующиеся более права на загрязнение –продать. При введении такой системы, лицензии д.б. распределены м.у. потенциальными загрязнителями, что м.б. осуществлено через аукцион. Участниками такой системы являются:1. Собственник лицензии на загрязнение ( собственники, осуществляющие предпринимательскую деятельность и загрязняющие ОС; сдающие лицензию в аренду; замораживающие лицензию с целью снижения вредного воздействия на ОС.)2. независимый орган, занимающийся эмиссией лицензий для каждой территории.3. арендатор лицензии, кот. обслуживает опр. источник загр-й.4. контролирующие и арбитражные органы, следящие за соблюдением условий лицензирования.
Порядок функционир системы управления выбросами:Оценка экологической ёмкости территории«Определение критической нагрузки на состояние ОС региона->Определение допустимых объёмов выбросов для территории(<-методы оценки показателей) , Независимый орган, занимающийся эмиссией лицензий на территории (<-Оценка эффективности системы/ Критерии оптимальности) -> Распределение лицензий на загрязнение (-> Предприниматель/ Арендатор лицензии/ территориальный орган управления/ общественные организации)-> Контролирующие и арбитражные органы.
Первоначально
определ доп объём выбросов для
кажд конкретн территории ( можно исходить
из экологической ёмкости территории-
ассимиляционного потенциала или учитывать
критические нагрузки на состояние эколго-экономич.
системы) . затем на эту величину выдаются
лицензии, которые могут перераспределяться
м.у. участниками этой системы.
Реализация этого принципа м.б. осуществлена 2-мя путями
1)введение
платежей за загрязнение это
с одной стороны побуждает
предпринимателя сократить
т.о. производитель оплачивает обе части экологической составляющей затрат производства.
2)установить
более жесткие природоохранные
нормативы и прямо заставить
предпринимателя вкладывать
В этом случае предприниматель оплачивает только первую составляющую экологических издержек (затраты предотвращения)
При этом
предполагается, что при жестком
нормировании выбросов вторая составляющая
просто не возникнет
2-кривая
затрат на производство
Точка пересечения 1 и 2 –равновесная цена
S1 –общие затраты предприятия на выпуск продукции включая природоохранные затраты
S2 –прибыль предприятия
S3- выгода покупателя продукции
Будем
считать, что первоначально
1-спрос на продукцию; 2и3 –кривые предельных издержек по ее производству без и с учетом экологических издержек, позволяющих достичь новый стандарт качества ОС
Информация о работе Шпаргалка по "Экономике природопользования"