Шпаргалка по "Экономике природопользования"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 15:24, шпаргалка

Краткое описание

В настоящее время создана нормативно-правовая база экономического механизма ООС и природопользования общие положения которых закреплены в четвертом разделе федерального закона об ООС и применительно к отдельным видам природных ресурсов в целом ряде федеральных законов (о недрах, о плате за землю, о плате за пользование водными объектами, о животном мире и лесной кодекс).

Файлы: 1 файл

Шпоры экономика.doc

— 396.00 Кб (Скачать)

(S1+S4)-(S4+S5+S6)=S1-S5-S6

S7-(S7+S1+S2+S3)=-(S1+S2+S3)

Предположим, что государство устанавливает новый норматив качества ОС, предприятие чье воздействие на ОС не укладывается в новые более жесткие рамки должно сократить свое воздействие. Это потребует дополнительных затрат (кривая 3)

До введения нового стандарта оптимального V производства был в точке Х0, а равновесная цена Р0

В связи  с ужесточение нормативов новая  точка оптимальна V-Х1 , а равновесная цена Р1

Производитель покрыл все издержки связанные с  увеличение природоохранных затрат, но из рис. Видно, что и потребитель и производитель понесли определенные потери

До введения нового стандарта доход производителя  был равен S4+S5+S6

После того как был введен новый стандарт его доход изменился и стал S1+S4

Т.о. чистый выигрыш или проигрыш производителя = (S1+S4)-(S4+S5+S6)=S1-S5-S6

С точки  зрения потребителя его выигрыш  до введения нового стандарта был  S7+S1+S2+S3, а после его введения выигрыш сократился до S7, т.е. потребитель проиграл  S1+S2+S3 . общество в целом понесло потери в размере S2+S3+S5+S6

В результате общий баланс следующий: потребитель потерял S1+S2+S3 , а производитель S5+S6, но зато получил от потребителя S1     т.о. время по введению нового экологического стандарта распределяется т.о.:  S2 и S3 оплачивает потребитель, S5 и S6 производитель продукции.

Кроме того из-за сокращения предложения  продукции ее производитель получил  дополнительный доход S1. Эти деньги вынужден заплатить ему потребитель, т.к. цена на продукцию увеличилась.

При рассмотрении последнего рисунка мы предполагали, что у потребителя нет альтернативы и он должен покупать подорожавшую продукцию произведенную по технологии связанную с вредным воздействием на ОС. Теперь предположим, что одна и та же потребность м.б. удовлетворена двумя способами: 1) покупка товара произведенного с использованием технологии оказывающей негативное воздействие на ОС; 2) покупка товара произведенного с использованием экологически чистой технологии

Введение  новых экологических ограничений  повлияет лишь на издержки предпринимателей работающих по первой технологии, и если даже в результате такого роста издержек выпуск продукции по первой технологии сократится, то это не отразится на цене продукции т.к. потребитель сможет найти заменитель по той же цене 
 

                  1и  2 –старые и новые кривые предельных  издержек

Для потребителя  введение экологических ограничений  ничего не означает, т.к. он всегда может  купить товар по прежней цене у  производителя с экологически чистыми  технологиями

По этому  основными проблемами возникающими у производителя имеющего технологию оказывающую негативное воздействие на ОС

В данном случае дополнительные природоохранные  издержки полностью лягут на производителя. Они включают упущенную выгоду и  дополнительные природоохранные затраты 

Т.о. в  этом случае за все расплатился виновник загрязнения

Но возможен и др. вариант, если потребитель не может адекватно заменить рассматриваемый  товар и кроме того он будет  покупать данный товар в прежнем  V независимо от изменения цены. То он вынужден будет оплатить все природоохранные издержки 
 
 
 
 
 

 Если потребитель не может отказаться от рассматриваемой продукции, т.е. потребление остается в точке Х0 (функция спроса будет не эластична) он вынужден будет заплатить дополнительно S1+S2 при этом S2 пойдет на покрытие дополнительных природоохранных издержек связанных с введением дополнительного стандарта, а S1 он вынужден будет заплатить производителю вклад которого в финансирование природоохранных затрат составляет S4 . Общий баланс производителя S1-S4 если этот баланс положителен, то он выигрывает от введения нового экологического стандарта. Затраты общества составляют S2+ S4

Т. о. мы рассмотрели 3 ситуации:

- во  первых изменяется цена и V продукции изготовление которой оказывает негативное воздействие на ОС. Доп. издержки по охране ОС делятся м/у производителем и потребителем

-во  вторых цена на рассматриваемы  продукт держится на прежнем  уровне. В этом случае все природоохранные  издержки осуществляет производитель

- в третьих  спрос не эластичен, т.е. при  росте издержек V потребления не изменяется и потребитель покупает данный товар по более высокой цене.

В этом случае производитель имеет возможность  переложить на потребителя все свои дополнительные издержки связанные  с загрязнением ОС, кроме того он как правило что-то выигрывает по сравнению с ситуацией до введения нового стандарта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

28. РЫНОЧНЫЕ МЕТОДЫ В ЭКОНОМИКЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНСТИ.

   Система торговли выбросами создавалась  в США в середине 80х гг.

     СУТЬ: Предприятие, умевшее снизить суммарный  выброс ЗВ ниже установленного уровня, имеет право продавать излишки сокращения выбросов другому предприятию или использовать их в реконструкции. Данный подход позволяет сократить суммарный выброс ЗВ при меньших затратах , расширить самостоятельность предприятия в принятии решения о стратегии сокращения выбросов, стимулировать инвестиции в более совершенное оборудование.  В ОСНОВЕ этой политики лежит принцип «пузыря». Т.е. в качестве источника загрязнения  берется не отдельная труба, а всё п/п в целом. В рамках определённой территории устанавливается общая допустимая норма выброса ЗВ, которую им необходимо соблюдать. Выбросы из отдельных труб п/п устанавливают сами. Также п/п выбирают различные способы достижения общего норматива выброса за счёт перехода на болеем чистый вид топлива, замены технологий. Метод торговли выбросами не является чисто рыночным, т.к. правило использования выбросов устан-ся гос-ом. С рыночной т.з. п/п могут продавать излишки загрязнений друг другу. В системе торговли выбросами право на выброс в ОС закреплено в виде лицензии и сертификата , а количество выбросов регулируется числом выданных лицензий. Природопользователь может получ необход кол-во лицензий на рынке, не требующиеся более права на загрязнение –продать. При введении такой системы, лицензии д.б. распределены м.у. потенциальными загрязнителями, что м.б. осуществлено через аукцион. Участниками такой системы являются:1. Собственник лицензии на загрязнение ( собственники, осуществляющие предпринимательскую деятельность и загрязняющие ОС; сдающие лицензию в аренду; замораживающие лицензию с целью снижения вредного воздействия на ОС.)2. независимый орган, занимающийся эмиссией лицензий для каждой территории.3. арендатор лицензии, кот. обслуживает опр. источник загр-й.4. контролирующие и арбитражные органы, следящие за соблюдением условий лицензирования.

Порядок функционирования системы управления выбросами:Оценка экологической ёмкости  территории«Определение критической нагрузки на состояние ОС региона->Определение допустимых объёмов выбросов для территории(<-методы оценки показателей) , Независимый орган, занимающийся эмиссией лицензий на территории (<-Оценка эффективности системы/ Критерии оптимальности) -> Распределение лицензий на загрязнение (-> Предприниматель/ Арендатор лицензии/ территориальный орган управления/ общественные организации)-> Контролир и арбитражные органы.Первоначально опред-я доп объём выбросов для кажд конкретн территории ( можно исходить из экологич ёмкости территории- ассимиляционного потенциала или учитывать критические нагрузки на состояние эколго-экономич. системы) . затем на эту величину выдаются лицензии, кот могут перераспределяться м.у. участниками этой системы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

29. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОС.

   Система торговли выбросами создавалась  в США в середине 80х гг.

     СУТЬ: Предприятие, умевшее снизить суммарный  выброс ЗВ ниже установленного уровня, имеет право продавать излишки  сокращения выбросов другому предприятию  или использовать их в реконструкции. Данный подход позволяет сократить суммарный выброс ЗВ при меньших затратах , расширить самостоятельность предприятия в принятии решения о стратегии сокращения выбросов, стимулировать инвестиции в более совершенное оборудование.  В ОСНОВЕ этой политики лежит принцип «пузыря». Т.е. в качестве источника загрязнения  берется не отдельная труба, а всё п/п в целом. В рамках определённой территории устанавливается общая допустимая норма выброса ЗВ, которую им необходимо соблюдать. Выбросы из отдельных труб п/п устанавливают сами. Также п/п выбирают различные способы достижения общего норматива выброса за счёт перехода на болеем чистый вид топлива, замены технологий. Метод торговли выбросами не является чисто рыночным, т.к. правило использования выбросов устанавливается государством. С рыночной т.з. п/п могут продавать излишки загрязнений друг другу. В сист торговли выбросами право на выброс в ОС закреплено в виде лицензии и сертификата , а количество выбросов регулируется числом выданных лицензий. Природопользователь может получить необходимое количество лицензий на рынке, не требующиеся более права на загрязнение –продать. При введении такой системы, лицензии д.б. распределены м.у. потенциальными загрязнителями, что м.б. осуществлено через аукцион. Участниками такой системы являются:1. Собственник лицензии на загрязнение ( собственники, осуществляющие предпринимательскую деятельность и загрязняющие ОС; сдающие лицензию в аренду; замораживающие лицензию с целью снижения вредного воздействия на ОС.)2. независимый орган, занимающийся эмиссией лицензий для каждой территории.3. арендатор лицензии, кот. обслуживает опр. источник загр-й.4. контролирующие и арбитражные органы, следящие за соблюдением условий лицензирования.Порядок функционирования системы управления выбросами:Оценка экологической ёмкости территории«Определение критической нагрузки на состояние ОС региона->Определение допустимых объёмов выбросов для территории(<-методы оценки показателей) , Независимый орган, занимающийся эмиссией лицензий на территории (<-Оценка эффективности системы/ Критерии оптимальности) -> Распределение лицензий на загрязнение (-> Предприниматель/ Арендатор лицензии/ территориальный орган управления/ общественные организации)-> Контролирующие и арбитражные органы.Первоначально опред доп объём выбросов для кажд конкрет территории ( можно исходить из экологической ёмкости территории- ассимиляционного потенциала или учитывать критические нагрузки на состояние эколго-экономич. системы) . затем на эту велич выдаются лицензии, которые могут перераспределяться м.у. участниками этой системы.

 

    31. СТРУКРУРА ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ПРИР-Я

Экономический механизм природопользования и ООС:

-учет  и социально-экономическая оценка  прир.ресурсов

-планирование  и финансирование программ и  мероприятий по охране и воспроизводству прир.ресурсов и защите ОС

-лицензирование  и лимитирование природопользования

-платежи  за пользование прир.ресурсами  и загрязнение ОС

-торговля  квотами на выбросы загрязняющих  веществ в ОС 

-экономическое  стимулирование ООС

-экономическое  страхование

-возмещение  вреда от нарушения природоохранного  законодательства

     Т.о. с методической точки зрения можно  выделить следующие основные элементы экономического механизма природопользования (см. пункты выше)

Учет  и социально-экономическую оценку прир.ресурсов планирование и финансирование экономических программ и мероприятий, использование договоров и лицензий на природопользование, платность природопользования и ООС, торговля выбросами, формирование экологических фондов, экологическое страхование, экономическое стимулирование и поддержку экологического предпринимательства и возмещение ущерба за нарушение природоохранного законодательства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

32. Укрупнённая оценка экономического ущерба от загрязнения ОС.

Под ним  понимается денежная оценка негативных изменений основных свойств ОС под  воздействием загрязнений. Имеется  в виду самый широкий спектр последствий  от ухудшения здоровья человека, вынужденный  дышать загрязненным воздухом и употреблять воду содержащую вредные примеси до убытков вызванных ускорением коррозии металла, снижением продуктивности с/х угодий, гибель рыбы и т.п.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике природопользования"