Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 15:24, шпаргалка
В настоящее время создана нормативно-правовая база экономического механизма ООС и природопользования общие положения которых закреплены в четвертом разделе федерального закона об ООС и применительно к отдельным видам природных ресурсов в целом ряде федеральных законов (о недрах, о плате за землю, о плате за пользование водными объектами, о животном мире и лесной кодекс).
Взаимосвязь м/у загрязнением ОС и убытками причиняемые человеку и его деятельности требует количественной оценки этих потерь в универсальном виде. Это нужно для того, чтобы дальше их можно было соизмерять с др. затратами и потерями в т.ч. с природоохранными издержками.
Для количественной оценки, зная V выбросов необходимо подсчитать все убытки вызванные этими выбросами, которые представляют сумму
U=U1(V)+U2(V)+…+Un(V)
U- денежная оценка ущерба
Un(V)- величины убытков возникающие в разных сферах деятельности из-за ухудшения качества ОС явившегося следствием вредных выбросов
При измерении ущерба необходимо знать исходное состояние ОС по отношению к которому определяется изменение этого состояния. При этом используются следующая схема причинно следственных связей.
1)анализ V состава и структуры выбросов
2)измерение их концентраций в ОС, прогнозирование, рассеивание или разбавления в контрольных точках.
3)оценка
натурального воздействия,
4) оценка
натуральных изменений в
Для данного подхода величина ущерба определяется
U=ΣxiPi
xi -натуральное изменение i-го фактора
Pi
–его денежная оценка
Однако практическая реализация этого требует детальной информации об изменении натуральных показателей, что представляет собой сложную задачу. По этому на практике получило распространение более простой приближенный метод расчета ущерба по единой формуле
Un=γGΣAimi
mi- объем выброса i-го загрязнителя
Ai-коэф. приведения различных примесей к монозагрязнителю
G- коэф. учитывающий региональные особенности территории подверженной вредному воздействию
γ- денежная оценка единицы выбросов
Идея расчетов по этой формуле состоит в том, что сначала вредные примеси приводятся к так называемому монозагрязнителю. Нельзя складывать например 5т свинца и 3т окиси азота, т.к. их воздействие на ОС различно. Однако если предположить что мы знаем во сколько раз один загрязнитель опаснее другого, то можно придать каждому из них весовые коэф.Аi
После того как объемные показатели mi умножены на весовые коэф.Ai их можно складывать м/у собой. В итоге получим условную массу выбросов как некий монозагрязнитель характеризующий общий уровень загрязнения ОС.
Графически
ущерб можно представить в
след виде
V1-объем выбросов без ущерба
Vкр-критический объем выбросов
На отрезке 0- V1 ущерб не наблюдается. Это объясняется тем, что природная среда имеет возможность ассимилировать (поглощать, перерабатывать) без особого вреда для себя
Если
объем воздействия превышает
V1 то природная среда начинает менять
свойства, что сказывается на условиях
жизнедеятельности человека и возникает
ущерб, который требуется оценить экономически,
каждая следующая порция загрязнения
приносит все больший ущерб. При Vкр
нарушается предел устойчивости среды
и происходит резкое необратимое изменение
ее свойств и экономический ущерб скачкообразно
увеличивается.
экономическая оценка природных ресурсов представляет собой определение их ценности в денежном выражении в фиксированных социально-экономических условиях производства при заданных режимах природопользования и экологических ограничениях на хозяйственную деятельность.
Экономическая оценка природных ресурсов применяется для:
- определения стоимости прир. Ресурсов
- выбора
оптимальных параметров их
- определение
экономической эффективности
-определение убытков от нерационального и не комплексного использования природных ресурсов
-отражение оценки доли прир.ресурсов в структуре национального богатства
- установление
платежей и акцизов за
- определение залоговой стоимости прир. Объектов и ресурсов
- планирование
и прогнозирование
- определение величины компенсационных платежей связанных с выбытием или изменением целевого назначения прир.ресурсов
С учетом
анализа и обобщение
1) экономическую реализацию полномочий государства как собственника прир.ресурсов
2) обеспечение
совершенствования методов
3) формирование рынка экологических товаров, работ и услуг в т.ч. риэлтерских услуг по экономической оценке прир.ресурсов
4) создание
рынка экологического
5) создание
механизма предоставляющего
Система стоимостных оценок прир.ресурсов призвана решать важнейшие народохозяйственные задачи, создать механизм учета и воспроизводства национального богатства страны, разработать принципы инвестирования природоэксплуатирующих областей, внедрить методы управления с запасами прир. ресурсов и решить проблемы ресурсосбережения, обеспечить сбалансированное развитие территорий, разработать единую систему платежей за пользование прир.ресурсами, разработать методологию оценки объектов недвижимости и тд.
В настоящее время получили развитие следующие основные подходы экономической оценки прир.ресурсов:
-затратный подход
- результативный подход
-затратно-ресурсный подход
- воспроизводственный
-кадастровый
- рентный
Затрат
В соответствии с этим подходом оценка прир.ресурсов определяется по величине затрат на их добычу освоение или использование. Основным недостатком этого подхода является то, что прир.ресурсы более высокого качества расположен в более удобном для освоения месте получит меньшую стоимость в то время как его потребителя стоимость будет выше.
Результативн
Стоимость ресурса определяется в денежном выражении первичной продукции получаемой от эксплуатации прир.ресурса либо разницей м/у получаемым доходом и текущими затратами
Этот подход имеет целый ряд недостатков:
1)не
для любого ресурса можно
2)доход от использования ресурса м.б. как прямым так и косвенным, который сложно оценить, это относится к использованию прир.объектов в рекреационных целях, лечебнооздоровительных и т.п.
3)при
таком подходе не учитывается
фактор времени. Не
Затратно-
В этом
подходе при определении
Воспроизводс
Суть состава в том, что совокупность возобновимых и невозобновимых прир.ресурсов на определенной территории и состояния ОС приближенное к естественно заданному уровню рассматривается как некий стандарт или отправной уровень. Использование какого-либо ресурса должно подразумеваться его восстановление в прежнем качестве и в количестве, либо компенсации с учетом не ухудшенного качества ОС в данном месте.
Стоимость
прир.ресурсов будет в данном случае
определяться как совокупность затрат
необходимых для
Однако подобный подход предполагает потенциальную дефицитность прр.ресурсов, что во многих случаях приводит к завышенной оценке
Кадаст
Базируется
на совокупности информации о конкретном
виде прир.ресурса включая
Кадастровые группы на кот. разбиваются те ли иные прир.ресурсы приводятся в баллах. По данным этих кадастров должны определяться условия получения самого высокого чистого дохода и самых низких затрат по освоению, использованию, воспроизводству и охране данного вида ресурсов. Кадастровый метод обеспечивает более детализированную оценку прир.ресурсов по сравнению с упрощенным затратным и рентным методом и м.б. использованы в совокупности с каждым из этих методов
Рентны
Дифференциальная
рента является основой экономических
отношений в сфере
35. ЧИСТЫЙ ЭКОНОМИЧЕСИКЙ ЭФФЕКТ ПРИРОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.
ЦЕЛЬ:
1) Технико-экономическое
Информация о работе Шпаргалка по "Экономике природопользования"