Шпаргалка по "Экономике природопользования"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 15:24, шпаргалка

Краткое описание

В настоящее время создана нормативно-правовая база экономического механизма ООС и природопользования общие положения которых закреплены в четвертом разделе федерального закона об ООС и применительно к отдельным видам природных ресурсов в целом ряде федеральных законов (о недрах, о плате за землю, о плате за пользование водными объектами, о животном мире и лесной кодекс).

Файлы: 1 файл

Шпоры экономика.doc

— 396.00 Кб (Скачать)

2) компенсационные  платежи за выбытие прир.ресурсов из целевого использования или за ухудшение их качества вызванных деятельностью предприятия

3) платежи  за выбросы загрязняющих веществ  в прир.среду

4) дополнительный  налог с прибыли предприятия  выпускающих экологически опасную  продукцию или применяющих экологически опасную технологию

5) штрафы  и экономические санкции за  нарушение правил, норм рационального  природопользования и ООС

6) льготы  по налогообложению предприятия  осуществляет природоохранные и  ресурсовосстанавливающие мероприятия

7)амартизационные отчисления по природоохранным оюъектам и сооружениям

Нормативы платы за право пользования прир.ресурсами  установлены на основе данных гос.учета  кадастров соответствующих видовприр.ресурсов с учетом различий в качестве, естественной продуктивности местонахождения и условий использования этих ресурсов.

Нормативы платы по возмещению затрат на осуществление  мероприятий по воспроизводству  и охране прир.ресурсов определяется по возобновимым ресурсам исходя из затрат на их выявление и оценку и подготовку к использованию

Платежи за прир.ресурсы поступают в местные  региональные и федеральные бюджеты  и направлены на воспроизводство  и охрану повышения продуктивности прир.ресурсов, проведение мероприяий по компенсации ущерба причиненного в результате использования прир.ресурсов и социального развития территории.

Платежи за выбросы загрязняющих веществ  в прир.среду является основным экономическим  рычагом накопления и перераспределения  средств в целях их наиболее эффективного использования преимущественно  предприятиями природопользователями для выполнения природоохранных мероприятий. Эти платежи направляются так же в местные региональные и федеральные бюджеты. 

           В настоящее время  создана нормативно-правовая база экономического механизма ООС и природопользования общие положения которых закреплены в четвертом разделе федерального закона об ООС и применительно к отдельным видам природных ресурсов в целом ряде федеральных законов (о недрах, о плате за землю, о плате за пользование водными объектами, о животном мире и лесной кодекс).

В целом  предполагаемые вышеуказанным законом  экономические методы регулирования  в области ООС и природопользования образуют следующую структуру(в  виде схемы )

      Экономический механизм природопользования и ООС:

-учет  и социально-экономическая оценка прир.ресурсов

-планирование  и финансирование программ и  мероприятий по охране и воспроизводству  прир.ресурсов и защите ОС

-лицензирование  и лимитирование природопользования

-платежи  за пользование прир.ресурсами  и загрязнение ОС

-торговля  квотами на выбросы загрязняющих  веществ в ОС 

-экономическое  стимулирование ООС

-экономическое  страхование

-возмещение  вреда от нарушения природоохранного законодательства

     Т.о. с методической точки зрения можно  выделить следующие основные элементы экономического механизма природопользования (см. пункты выше)

Учет  и социально-экономическую оценку прир.ресурсов планирование и финансирование экономических программ и мероприятий, использование договоров и лицензий на природопользование, платность природопользования и ООС, торговля выбросами, формирование экологических фондов, экологическое страхование, экономическое стимулирование и поддержку экологического предпринимательства и возмещение ущерба за нарушение природоохранного законодательства.

 

    23.  ПОНЯТИЕ О ПРЕДОТВРАЩЁННОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ УЩЕРБЕ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОС.

Ущерб можно предотвратить если вкладывать деньги в защиту ОС однако в этом случае возрастают природоохранные издержки. Для того, чтобы определить оптимальное соотношение м/у ущербом и природоохранными издержками необходимо их сопоставить. 
 
 
 
 
 
 

1-кривая  экономического ущерба

2-кривая  природоохранных издержек

V0-оптимальный объем выбросов

X0-оптимальный объем обезвреженных выбросов

P(x0)-наименьшие природоохранные затраты

Из рис. Видно, что точка V0 это экономический оптимум загрязнения она характерна тем, что в ней достигается равенство природоохранных издержек и ущерба,т.е. общество в целом несет наименьшие потери.

Если  объем улавливаемых выбросов возрастет  на Δ, то величина дополнительного предотвращенного ущерба будет S2. на его предотвращение придется затратить S1 +S2 , в итоге общая разница м/у полезным результатом (S2)и затратами обеспечивается достижение этого результата (S1 +S2) будет отрицательной, потери составят S1.т.о. движение влево от точки V0 не оправданно по чисто экономическим критериям. К тем же выводам мы придем, если попытаемся сократить природоохранные издержки. Экономия на вложение в охрану ОС приведет к тому что возникает дополнительный ущерб, который превысит экономию на затратах. Все наши выводы справедливы для случая, когда уровень выпуска продукции заранее известен, а так же задан коэффициент образования отходов на единицу продукции. Тогда известен объем отходов образовавшихся в процессе производства. Выбирая оптимальное соотношение м/у выбросами в ОС и их очисткой мы тем самым определяем экономические издержки именно для этого объема производства. При изменении объема выпуска продукции значение экологической составляющей издержек также изменяется. 
 
 
 
 
 
 
 

2,3- кривые  природоохранных затрат при разных  объемах производства.

                  Внешние издержки

При рассмотрении экономического оптимума загрязнения  мы говорили как о едином целом и о виновнике загрязнения и о рецепиенте (кто терпит последствия загрязнения ). При плановой экономике общество в равной мере заинтересовано как в экономии на природоохранных издержках, так и в сокращении ущерба от загрязнения. Эта ситуация резко изменяется, когда ее проанализировать с точки зрения 2-х субъектов, общества и предпринимателя. Общество заинтересовано уменьшить ущерб, а предприниматель природоохранные издержки .С точки зрения последнего природоохранные издержки и ущерб далеко не равнозначны. Затраты по предотвращению выбросов уплачиваются из собственных средств и по этому являются для него ощутимыми. С другой стороны ущерб это издержки кого-то другого, т.е. для предпринимателя они являются внешними. Внешние издержки- одна из  основных категорий экономики природопользования и охраны ОС. Эти издержки возникают в том случае, когда какой-либо ресурс становится ограниченным. Тот кто получил возможность его использовать выигрывает, а тот кому он не достался терпит убытки в следствии деятельности первого. Убытки второго являются для первого внешними издержками.

График  ущерба

P

   V          точка Д –объем ассимиляционного потенциала территории

    До точки Д никакого ущерба  не ощущается. Внешних издержек  нет, т.к.мы еще не столкнулись  с ограниченностью ассимиляционной  способности ОС и нет конфликта интересов, но как только способность экосистемы поглощать вредные примеси без видимых негативных последствий исчерпана ситуация резко меняется. Любая порция выбросов сверх Д приводит к тому, что кто-то понесет ущерб соответственно возникнут внешние издержки, т.о.внешние издержки возникнут в тот момент когда выбросы в ОС становятся выше ее ассимиляционной способности. Их первое проявление это возникновение ущерба у тех, кто испытывает вредное воздействие выбросов. С экономической точки зрения регулирование антропогенной нагрузкой должно сводиться к превращению внешних издержек во внутренние.       
 
 
 
 

24. ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО УЩЕРБА ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ.

      Под ним понимается денежная оценка негативных изменений основных свойств ОС под  воздействием загрязнений. Имеется в виду самый широкий спектр последствий от ухудшения здоровья человека, вынужденный дышать загрязненным воздухом и употреблять воду содержащую вредные примеси до убытков вызванных ускорением коррозии металла, снижением продуктивности с/х угодий, гибель рыбы и т.п.

Взаимосвязь м/у загрязнением ОС и убытками причиняемые  человеку и его деятельности требует  количественной оценки этих потерь в  универсальном виде. Это нужно  для того, чтобы дальше их можно  было соизмерять с др. затратами и потерями в т.ч. с природоохранными издержками.

Для количественной оценки, зная V выбросов необходимо подсчитать все убытки вызванные этими выбросами, которые представляют сумму

U=U1(V)+U2(V)+…+Un(V) 

U- денежная оценка ущерба

Un(V)- величины убытков возникающие в разных сферах деятельности из-за ухудшения качества ОС явившегося следствием вредных выбросов

При измерении  ущерба необходимо знать исходное состояние  ОС по отношению к которому определяется изменение этого состояния. При  этом используются следующая схема причинно следственных связей.

1)анализ  V состава и структуры выбросов

2)измерение  их концентраций в ОС, прогнозирование,  рассеивание или разбавления  в контрольных точках.

3)оценка  натурального воздействия, статистика  заболеваний и смертей, сокращение сроков службы конструкций, сокращение урожайности, потеря лесов и почвы и т.п. На основе эмпирических данных строятся функции зависимости м/у концентрацией примесей и изменением натуральных показателей.

4) оценка  натуральных изменений в денежной  форме

Для данного  подхода величина ущерба определяется

  U=ΣxiPi

xi -натуральное изменение i-го фактора

Pi –его денежная оценка 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Однако  практическая реализация этого требует  детальной информации об изменении  натуральных показателей, что представляет собой сложную задачу. По этому на практике получило распространение более простой приближенный метод расчета ущерба по единой формуле

Un=γGΣAimi

mi- объем выброса i-го загрязнителя

Ai-коэф. приведения различных примесей к монозагрязнителю

G- коэф. учитывающий региональные особенности территории подверженной вредному воздействию

γ- денежная оценка единицы выбросов

Идея  расчетов по этой формуле состоит  в том, что сначала вредные  примеси приводятся к так называемому  монозагрязнителю. Нельзя складывать например 5т свинца и 3т окиси азота, т.к. их воздействие на ОС различно. Однако если предположить что мы знаем во сколько раз один загрязнитель опаснее другого, то можно придать каждому из них весовые коэф.Аi

После того как объемные показатели mi умножены на весовые коэф.Ai их можно складывать м/у собой. В итоге получим условную массу выбросов как некий монозагрязнитель характеризующий общий уровень загрязнения ОС.

Графически  ущерб можно представить в  след виде 
 
 
 
 
 
 

V1-объем выбросов без ущерба

Vкр-критический объем выбросов

На отрезке 0- V1 ущерб не наблюдается. Это объясняется тем, что природная среда имеет возможность ассимилировать (поглощать, перерабатывать) без особого вреда для себя

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике природопользования"