Шпаргалка по "Экономии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 07:16, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика".

Файлы: 1 файл

mikroekonomika.docx

— 150.57 Кб (Скачать)

Когда "потолок цен" устанавливается  ниже равновесной цены, образуется дефицит (иногда его называют избыточным спросом благ) и объем спроса превышает  объем предложения. Такое положение  приведет к конкуренции между  покупателями за возможность купить данное благо. Конкурирующие покупатели начинают предлагать более высокие  цены. В ответ на это продавцы начинают повышать цены. По мере того как  цены растут, объем спроса сокращается, а объем предложения увеличивается. Это продолжается до тех пор, пока цена не достигнет своего равновесного уровня.

Когда минимальные уровни цен устанавливаются выше равновесной  цены, объем предложения превышает  объем спроса и образуется избыток  благ.

Действуют законы рыночного  ценообразования:

  • цена стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению; 
  • если под воздействием неценовых факторов произойдет изменение в спросе или предложении, то установится новая равновесная цена, соответствующая новому состоянию спроса и предложения.

2. Рента покупателя и  продавца. Издержки производства.

На конкурентом рынке и продавцы, и покупатели получают свою ренту. Рассмотрим такие понятия, как цена спроса и цена предложения.

Цена спроса - максимальная цена, по которой покупатель готов приобрести данный товар, но не покупает его, следовательно объем спроса равен нулю.

Цена предложения - это минимальная цена, по которой продавец готов реализовать товар, но не продает его, следовательно, объем предложения равен нулю.

График.

 

 

 

23. Различные подходы  к установлению рыночного равновесия: подход Л. Вальраса, А. Маршалла, паутинообразная модель.

1. Подход Вальраса

Главным в подходе Вальраса является разница в объеме спроса(предложения) .Если существует избыток спроса(Q2-Q1) при цене P1, то в результате конкуренции покупателей происходит повышение цены, до тех пор пока не исчезает избыток.В случае избытка предложения (при цене P2) конкуренция продавцов приводит к исчезновению избытка.

График.

 

 

 

 

Маршалл

Главным в его подходе является разность цен (P1-P2) Маршалл исходит из того, что продавцы прежде всего реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Чем больше этот разрыв , тем больше стимулов для роста предложения. Увеличение объема предложения сокращает эту разность и тем самым способствует достижению равновесной цены. Короткий период лучше характеризуется моделью Вальраса , а длительный Маршалла.

График

 

 

 

 

Паутинообразная модель

Является простейшей динамической моделью, показывающей затухающие колебания, в результате которых формируется  равновесие. Она отражает формирование равновесия в отрасли с фиксированным  циклом производства (например , в сельском хоз-ве), когда производители приняв решение о производстве на основании существовавших в прошлом году цен, уже не могут изменить его объем.


 

 

   - объем  предложения в период времени  t.

   - фактическая  цена блага в период, предшествующий  периоду  t

Рассмотрим  вариант динамической модели рынка одного продукта. Предположим, что объем спроса зависит от уровня цен текущего периода, а объем предложения - от уровня цен предшествующего периода. Паутинообразная модель абстрагируется от возможных факторов, воздействующих на изменение спроса и предложения.

В таком  случае график спроса и предложения  будет иметь вид паутинообразной  модели.

Возможны  три варианта изменения рыночной цены во времени.

  1. Если наклон линии предложения более крутой, чем наклон линии спроса, то со временем отклонение от равновесия уменьшается, равновесие восстанавливается (рис. 6.5).
  2. Если наклон линии предложения более пологий, чем наклон линии спроса, отклонение от равновесия увеличивается (рис. 6.6).
  3. При одинаковом наклоне линий предложения и спроса рынок колеблется вокруг точки равновесия (рис. 6.7). Этот вариант рассмотрим несколько подробнее.

Графики:

 

 

 

24. Эластичность спроса. Ценовая эластичность спроса  и ее факторы.

Эластичность-степень изменения одной переменной в ответ на изменение другой.

Эластичность спроса - реакция покупателей на изменение цена (изм. в %)

Ценовая эластичность спроса - показывает изменение объема спроса под влиянием изменения цены на 1%.


 

 

 

Практическое значение при этом имеют не абсолютные величины, а  относительные.

 С увеличением цены объем  спроса, как правило, снижается  и  Q<0, поэтому, чтобы избежать отрицательных чисел, вводят знак минуса.

Типы ценовой эластичности

Величина

Характер спроса

Поведение покупателя, если

Характеристика и примеры товаров

P

P

1)  =

Бесконечно эластичный

Повышает объем покупок на неограниченную величину

Снижает объем покупок на неограниченную величину и могут полностью отказаться от товара

1)Товар-роскошь

2) Не агрегированный товар (не  укрупненный)

3)Товар, ненужный для большинства  покупателей

2) >1

Эластичный

Значительно повышает объем покупок

Значительно сокращает покупки

1)Товар, имеющий много заменителей

2) Товар, не являющий  предметом первой необходимости

3) =1

Единичная эластичность

Темпы роста спроса в % и темпы снижения цены одинаковы

Темпы падения спроса и темпы роста  цены одинаковы

1)Необходимый товар

2)Товар, имеющий немного  субститутов

4) <1

Неэластичный

Темпы роста спроса меньше темпов снижения цены

Темпы падения спроса меньше темпов роста цены

1)Необходимый товар

2)Агрегированный

3)Товар, занимающий малую долю в расходах потребителей

5) =0

Абсолютно неэластичный

Объем покупок не изменяется

1)Товар, необходимый потребителю

2)Не имеющий заменителей

3)Высоко агрегированный(самый укрупненный)


 

Факторы ценовой эластичности:

  • Наличие товаров-субститутов. Чем больше хороших заменителей данного продукта предлагается потребителю, тем эластичнее бывает спрос на него.
  • Качество товара. Чем более качественный товар. Тем менее эластичен спрос.
  • Удельный вес в доходе потребителя. Чем большее место занимает продукт в бюджете потребителя при прочих равных условиях, тем выше будет эластичность спроса на него.
  • Размер дохода. Потребитель отказывается от некачественных товаров в пользу качественных при росте доходов.
  • Размеры запаса. Чем больше запас, тем более эластичен спрос.
  • Чем шире возможность использования товара, тем выше его эластичность.
  • Доступ к товарам. Чем сильнее ограничен доступ к товарам, тем ниже их эластичность.
  • Агрегированность. Чем более агрегирован товар, тем ниже его эластичность.
  • Период времени. Спрос становится более эластичным с течением времени.

 

 

 

 

25.Точечная,дуговая,перекрестная эластичность. Эластичность спроса по доходу.

Точечная эластичность — эластичность, измеренная в одной точке кривой спроса или предложения;

Точечная эластичность может  быть определена, если провести касательную  кривой спроса. Значение точечной эластичности обратно пропорционально тангенсу угла наклона касательной.

Используется в том случае, когда  задана функция спроса (предложения) и исходный уровень цены и величины спроса (или предложения). Данная формула  характеризует относительное изменение  объема спроса (или предложения) при бесконечно малом изменении цены (или какого-либо другого параметра).

График. 


 

 

 

Дуговая эластичность- показатель средней реакции спроса или предложения на изменения цены, выраженной кривой спроса на некотором отрезке D1D2.

Предполагает знание первоначальных и последующих уровней цен  и объемов.

Дуговая эластичность определяется как  средняя эластичность, или эластичность в середине хорды, соединяющей две  точки. В действительности применяются  средние для дуги значения цены и  объема спроса или предложения.

При незначительных изменениях рассматриваемых  величин, как правило, используется формула точечной эластичности, а  при больших (например, свыше 5% от начальных  величин) используется формула дуговой эластичности.

График.


 

 

 

 

Перекрестная эластичность - характеризует относительное изменение спроса на один товар в зависимости от изменения цены на другой.


 

 

Коэффициент может быть больше, меньше или равен нулю.

Если эластичность больше нуля то это взаимозаменяемые блага(субституты) если меньше (комплементы).

Чем больше отрицательная величина коэффициента, тем выше степень дополняемости.

Независимые товары: Е=0 (никак не отразится  друг на друге: спички и масло)

Ассиметричная перекрестная эластичность:

Снижение цены на мясо спровоцирует рост спроса на кетчуп.

НО: снижение цены на кетчуп не повлияет на спрос мяса.

 

 

.

Эластичность спроса по доходу характеризует относительное изменение спроса на какой-либо товар в результате изменения дохода потребителя. Коэффициентом эластичности спроса по доходу называют отношение относительного изменения объема спроса на i -тый товар к относительному изменению дохода потребителя.


 

 

В силу того, что рост дохода увеличивает возможности совершения покупок, спрос на большинство товаров  с увеличением доходов возрастает, т.е. эластичность спроса по доходу является положительной. Если при этом коэффициент  эластичности по абсолютному значению крайне мал (0<Е<1), то речь идет о товарах первой необходимости. Если же — достаточно велик (Е>1), то о предметах роскоши.

Для товаров низкого качества, т.е. "относительно худших", эластичность спроса по доходу будет величиной отрицательной (Е<0).

Положение, что для каждого  блага с эластичностью  спроса по доходу, больше нуля, но меньше единицы, должно существовать благо с Е>1 для конкретного потребителя, называется законом Энгеля.

Эластичность спроса по доходу зависит  от следующих факторов:

  • от значимости того или иного блага для бюджета семьи. Чем больше благо нужно семье, тем меньше его эластичность;
  • является ли данное благо предметом роскоши или первой необходимости. Для первого блага эластичность выше, чем для последнего;
  • от консерватизма спроса. При увеличении дохода потребитель не сразу переходит на потребление более дорогих благ.

Необходимо отметить, что для  потребителей, имеющих разный уровень  дохода, одни и те же товары могут  относиться или к предметам роскоши, или к предметам первой необходимости. Подобная оценка благ может иметь  место и для одного и того же индивида, когда у него изменяется уровень дохода.

 

 

 

26. Эластичность предложения. Влияние  политики государства на законы  рынка: налоги и дотации.

 

Эластичность предложения - показывает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены на один процент.

M-Е=0

S-Е>1 

L-почти совершенно эластичное

Понятие ценовой эластичности предложения  имеет большое значение для определения  и реализации государственной политики.

 

  1. Налоговая политика

Гос-во устанавливает фиксированный налог на единицу товара. Этот налог входит в цену товара в результате цена товара повышается, сокращается объем покупок-à объем предложения уменьшается.

График

 

 

 

 

В современной  рыночной экономике применяется  довольно сложная и разнообразная  система налогов. Население регулярно  вносит в государственный бюджет подоходный налог, величина которого определяется в зависимости от размера дохода того или иного гражданина. Предприятия  уплачивают налоги на прибыль. Используются также налоги на имущество, таможенные пошлины и т. д.

 

Таким образом: закон спроса и предложения  не нарушен, но налог привел к необходимости  перемещения ценового равновесия на более высокий уровень.

Эластичность играет большую роль т.к. позволяет определять какую часть налогового бремени будет платить покупатель, а какую - продавец.

Графики

 

 

 

 

Дотация - это как бы налог "наоборот". Потоварная дотация устанавливается либо в определенном проценте к цене товара, либо в абсолютной (в рублях) сумме в расчете на единицу товара. Потоварные дотации обычно получают производители, хотя в принципе их непосредственно могут получать и потребители. Государственные дотации фактически снижают затраты на производство продукции, тем самым увеличивая предложение и смещая его кривую вправо и вниз.

 

 

 

27. Эластичность предложения.  Контроль над ценами.  Модель  установления «потолка» цен и «цен пола».

 

Эластичность предложения - показывает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены на один процент.

M-Е=0

S-Е>1 

L-почти совершенно эластичное

Понятие ценовой эластичности предложения  имеет большое значение для определения  и реализации государственной политики.

 

Контроль над ценами осуществляется гос-ом на законодательной основе и этот вид вмешательства в рыночный механизм  нарушает закон спроса и предложения ,осложняет свободное ценообразование.

Основная цель – поддержка малоимущих слоев ,а также отдельных товаропроизводителей.

Потолок цен- уровень цен выше которого производители не имеют права реализовывать свои товары.

Например на рынке автомобилей установилась цена на уровне 10000 у.е. Гос-во ввело потолок цен на уровне 5000. В результате возникает несколько эффектов:

Информация о работе Шпаргалка по "Экономии"