Шпаргалка по "Экономии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 07:16, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика".

Файлы: 1 файл

mikroekonomika.docx

— 150.57 Кб (Скачать)

В условиях рыночной экономики производитель ставит перед собой цель получения максимально возможного дохода, отбирая для производства наиболее подходящие для этой цели материальные блага. Это ответ на первый вопрос: что производить?

Определившись с кругом выпускаемых  товаров, фирмы в рыночной экономике  выбирают те технологии, которые обеспечивают наименьшие затраты на производство. Таким образом, рынок дает ответ  на второй фундаментальный вопрос экономики: как производить товары и услуги?

Население, обладая денежным доходом, который также является ограниченным потребительским ресурсом, сравнивая  цены разных товаров и примеривая их к собственным возможностям, выбирает, что и по какой цене покупать. Следовательно, в рыночной экономике  товар производится для потребителя.

 

 

 

12. Экономическая модель, таблица и  график производственных возможностей общества в условиях статичной экономики и экономического роста.

Проблему  экономического выбора можно рассматривать  с использованием экономической  модели, а именно таблицы и графика  производственных возможностей. Модель – упрощенное описание экономического процесса или явления; в процессе моделирования используются экзогенные и эндогенные переменные. Экзогенные – известные величины, которые вводятся в модель в готовом виде. Эндогенные – образуются внутри модели – это результат моделирования.

Чтобы   наилучшим   образом   проиллюстрировать   проблему экономии, мы принимаем несколько  определенных допущений. 1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ. Экономика функционирует в условиях полной  занятости и достигает полного объема производства. 2. ПОСТОЯННОЕ  КОЛИЧЕСТВО И КАЧЕСТВО  РЕСУРСОВ.  Имеющиеся факторы производства постоянны как по  количеству,  так и по  качеству.  3.  НЕИЗМЕННАЯ   ТЕХНОЛОГИЯ.   Технология   производства   принимается постоянной, то есть в ходе  нашего  анализа она не  изменяется.  4. ДВА ПРОДУКТА. Экономика производит не бесчисленное множество  товаров  и  услуг,  как это имеет место в действительности,  а  лишь  два  продукта  —  промышленные роботы и пиццу. Пицца символизирует  потребительские  товары. Промышленные   роботы   символизируют    средства    производства.

Необходимость выбора. Становится очевидным из принятых нами допущений, что наша  экономика сталкивается  с необходимостью  выбора между   альтернативами.   Общий   объем   имеющихся   ресурсов    ограничен. Следовательно,  ограниченна и способность нашей   экономики   производить промышленные   роботы   и   пиццу. Ограниченность    ресурсов    означает ограниченность  выпуска.  Поскольку ресурсы   ограниченны   и   применяются целиком,  всякое  увеличение  производства  промышленных  роботов потребует переключения  части ресурсов  с производства  пиццы.  Правилен   также   и противоположный вывод: если  мы  предпочтем  увеличить производство  пиццы, необходимые для этого ресурсы должны быть получены лишь за  счет  сокращения производства роботов. Общество не может преследовать  две взаимоисключающие цели. В этом  суть  проблемы экономики.

Кривая  производственных возможностей – показывает максимальный возможный объем производства товаров, при имеющихся ресурсах и заданных объемах производства других товаров. Точка, лежащая внутри КПВ, показывает, что общество неэффективно использует ресурсы; на практике это означает неполную нагрузку производственных мощностей, безработицу. Точка, лежащая за пределами, - желаемый, но недостигаемый результат в условиях статичной экономики.

Если общество выбирает различные варианты использования  ресурсов, то ему приходится отказываться от большего количества роботов в  пользу  доп. единицы пиццы. Тогда  речь идет о росте альтернативных издержек (цена одного блага, выраженная в цене другого блага, которым пришлось пожертвовать).

Если  мы откажемся от допущений, согласно которым  все ресурсы являются неизменными;  с течением времени все ресурсы  меняются по количеству и качеству =>общество может производить больше, экономисты говорят об экономическом  росте.

Экономический рост – расширение производственных возможностей общества в результате – количественного наращивания ресурсов (экстенсивный) или качественного использования ресурсов (интенсивный НТП)

Экономический рост на практике проявляется в увеличении потенциального объема выпуска; на графике  – в смещении КПВ вправо.

Вывод: КПВ отражает 4 идеи:

1. Ограниченность ресурсов (подразумевается, что все комбинации выпуска, находящиеся с внешней стороны КПВ не осуществимы)

2. Необходимость выбора. Общество вынужденно производить отбор из разных комбинаций, расположенных на самой прямой и внутри

3. Нисходящий наклон кривой. Речь идет о существовании альтернативных издержек.

4. КПВ имеет выпуклую форму. Это объясняется тем, что общество в условиях статичной экономики вынуждено отказываться от производства одних благ в пользу других. Используются мало эффективные ресурсы =>альтернативные  издержки увеличиваю

 

 

 

13. Формы и модели общественного  хозяйства. Различные подходы  на развитие экономических систем.

Основные  формы общественного хозяйства: натуральное, рыночное и АКС

Традиционная  экономика –Наиболее характерными ее черты: экономическая деятельность не воспринимается как первичная ценность; индивид принадлежит своей изначальной общности; экономическая власть соединена с политической властью, отсутствие общественного разделения труда, замкнутость, изолированность от внешнего мира, самообеспеченность ресурсами, а также удовлетворение всех потребностей за счет собственных ресурсов. Практически все вопросы – что производить, как, на основе каких технологий, как распределить произведенные продукты – все это определяется сложившимися обычаями и традициями. То же касается и потребностей, которые не выполняют здесь стимулирующей функции для развития производства. Традиционная экономика невосприимчива к достижениям технического прогресса, плохо поддается реформированию.

Командная экономика– экономическая система, в которой реализованы противоположные начала: жесткая централизация экономической власти у государства – главного субъекта хозяйственной жизни, в том числе по использованию ресурсов на всех уровнях, общественный интерес доминирует над частным. Все ресурсы находятся в собственности государства, недоступны для свободного использования и распределяются директивным путем согласно планам. В итоге производство нередко приобретает автономный характер, не обеспечивает удовлетворение общественных потребностей, тормозится технический прогресс и наступает застой в экономике.

рыночная экономика – это экономическая система, отличительными признаками которой являются частная собственность, свободная конкуренция и ценообразование на рынках на основе законов спроса и предложения, минимальная степень государственного вмешательства в экономику.

В экономической  литературе есть несколько подходов на тенденцию развития экономических  систем.

В нашей стране наибольшую известность получил формационный подход к периодизации общественного развития.

К. Маркс  выделил три большие формации:

Первичная (архаичная) формация – первобытнообщинный и азиатский способы производства;

Вторичная формация – основана на частной собственности (рабовладение, крепостничество, капитализм);

Третичная (коммунистическая) формация – основана на уничтожении частной собственности, включает две фазы (социализм и коммунизм).

Несомненно, формационный подход имеет преимущество, так как позволяет четко выделить пять способов производства (первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический), представив все  развитие человечества как закономерную смену общественно-экономических  формаций. Однако недостатками такого подхода являются, во-первых, его  ограниченность (применим далеко не ко всем странам) и, во-вторых, абсолютизация  одной из сторон жизни общества (материальной).

Как оппозиция  данному подходу сложились другие точки зрения по проблеме развития экономических систем. Например, в начале ХХ века Карл Бюхер (1847-1930) с учетом характера связи между производством и потреблением выделил: 1) замкнутое домашнее хозяйство (произведенные блага потребляются без обмена); 2) городское хозяйство (присутствует непосредственный обмен благ, переход от производителя к потребителю); 3) народное хозяйство (движение благ на основе товарно-денежных отношений).

Американский  социолог и политик Уолтер Ростоу (р. 1916) создал теорию стадий экономического роста, в соответствии с которой экономическую системы любой страны в прошлом или в будущем можно отнести к одной из пяти последовательных фаз (стадий) экономического роста, в основе смены которых лежит процесс развития техники и производства. Он выделил следующие стадии: традиционное общество, переходное общество, стадия сдвига, индустриальное общество и стадия массового потребления.

Использование в качестве критерия НТР, уровня индустриального  развития, технологического подхода  характерно для О. Тоффлера (аграрная, индустриальная, современная система) и Дж. Гэлбрейта (индустриальное, постиндустриальное и информационное общество).

Сущность  цивилизационного подхода состоит в том, что предпринимается попытка учесть все формы жизнедеятельности общества в их единстве и неразрывности, решить проблему с позиции общечеловеческих ценностей (свободы, демократии и т.д.). Если попытаться представить в рамках цивилизационного подхода все развитие экономических систем, то оно может быть представлено как смена семи цивилизаций: Неолитическая  ,Восточно-рабовладельческая (бронзовый век),Античная (железный век) , Раннефеодальная , Прединдустриальная , Индустриальная, Постиндустриальная

 

 

 

14. Рыночная экономика: предпосылки  ее формирования, общая характеристика.

РЫНОЧНАЯ  ЭКОНОМИКА - экономическая система, основанная на многообразии форм частной  собственности, свободе предпринимательской  деятельности, выбора и конкуренции, она опирается на личные интересы и ограничивает роль правительства. Иными словами, роль регулятора экономических отношений играет рынок. В этой системе распределение ресурсов и формирование пропорций, удовлетворяющих общественные потребности, осуществляется с помощью рыночных механизмов. Они улавливают движение спроса и предложения через систему цен и прибылей. Рыночное движение потребительских благ и услуг и соответствующий ему перелив ресурсов образуют в целом экономический оборот любой рыночной экономики.

 

Предпосылки  возникновения рыночной экономики  появляются после ликвидации всех форм личной зависимости. Предпосылками  являются: общественное разделение труда, рыночный обмен продуктами труда, частная собственность, экономическая свобода хозяйствующих субъектов, их экономическая и юридическая самостоятельность и ответственность, правовая система, законодательно закрепляющая «правила игры» на рынке.

 

Будучи общей  экономической системой, рыночная экономика  развивается по единым для всех стран  законам. Их универсальность обуславливает общую природу рыночной экономики, проявляющуюся в общности не только предпосылок, но и ее функций и механизмов на всех этапах развития. Вместе с тем в зависимости от конкретных исторических условий каждой страны эти общие закономерности реализуются в разнообразных страновых моделях рыночной экономики.

Совокупность  регулирующих функций, осуществляемых рынком, делают рыночную экономику  саморегулирующейся, самонастраивающейся  системой. Данной системе присуща  способность автоматически связывать частные и общественные интересы. Это придает ей необходимую гибкость и динамизм.

 

Развитие  рыночной экономики сталкивается с  рядом противоречий. К основным из них относится неспособность рыночных механизмов удовлетворять многие потенциальные общественные потребности, возникающие в ходе развития общества, циклический характер экономического развития, усиление социально-экономической дифференциации, рост монополистических тенденций и др.  Рыночная экономическая система не способна полностью учитывать и удовлетворять общественные или коллективные потребности в социальных благах:  в услугах здравоохранения, образования, культуры, связи, охране окружающей среды и др. На индивидуально-частных рыночных началах не могут быть созданы и функционировать многие элементы производственной и социальной инфраструктуры: автомобильные и железнодорожные магистрали, различные общественные сооружения и др. Разрешению или, по крайней мере, смягчению таких противоречий служит государственное экономическое и социальное регулирование. На это в индустриально развитых странах направлена государственная социальная, инновационная, антимонопольная и другие формы политики.

Современная рыночная экономика - социально  ориентированная экономика. Государство  не только дополняет и корректирует действие рынка, но и является важнейшим  механизмом, обеспечивающим социальную направленность развития рыночной э

 

 

 

15. Типы рыночных систем. Роль государства  в рыночной экономике.

Для каждой экономической системы характерны свои национальные модели организации  хозяйства, так как страны отличаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными  условиями.

Основные  черты американской модели:

- абсолютное преобладание частной  собственности;

- законодательное обеспечение  максимальной свободы субъектов  рынка;

- ограничение сферы государственного  регулирования в основном проведением  макроэкономической политики;

- относительно небольшая доля  государственного бюджета в ВВП  и удельного веса госинвестиций  и выплат по линии социального  обеспечения в структуре государственных  расходов.

Основные  черты германской модели:

– смешанная экономика характеризуется  более или менее значительным государственным сектором;

 – осуществляется государственное  регулирование не только макроэкономических  процессов, но и отдельных сфер  деятельности хозяйствующих субъектов;

– социальная ориентация экономики, существенный патернализм (отеческое  отношение) государства реализуется  по отношению ко всем членам общества, обеспечивая таким путем гарантии определенного уровня удовлетворения потребностей населения в услугах здравоохранения, образования, культуры, в жилье;

Информация о работе Шпаргалка по "Экономии"