Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 20:02, курсовая работа
Цель работы – показать проблемы формирования рынка труда и его стабильное функционирование в современных условиях. Для достижения цели, в работе были поставлены и решены следующие задачи:
1. дать характеристику рынку труда: раскрыть его понятие, типологию и структуру;
2. охарактеризовать все существующие проблемы на рынке труда;
3. рассмотреть механизм формы регулирования рынка труда в России;
4. определить пути решения проблем рынка труда на современном этапе;
5. оценить сложившуюся ситуацию на рынке труда в условиях мирового экономического кризиса.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…….3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНКА ТРУДА……...5
1.1 Общая характеристика рынка труда ………………………………….....5
1.2 Занятость и безработица ……………………………………………...…..7 1.3 Конъюнктура рынка………………………………………………...……13 1.4 Модели рынка труда…………………………………………………..…18 2. РЫНОК ТРУДА ЗА РУБЕЖОМ…………………………………………..…26
2.1 Особенности современного рынка труда за рубежом……………..….26
2.2 Международное регулирование рынка труда……………………..…...28
2.3 Рынок труда на примере зарубежных стран. Китай………………..….34
3. АНАЛИЗ РЫНКА ТРУДА В РОССИИ……………………………………...42
3.1 Динамика и современное состояние…………………………………...42 3.2 Анализ положения молодежи на рынке труда …………………..……47
3.3 Деятельность институтов на рынке труда ……………………..……...49
3.4 Программы на рынке труда………………………………….…………54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………....61
Следует отметить, что трудовое законодательство является сферой совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ). Преимущественно большинство программ, связанных с содействием развития рынка труда и занятости населения, осуществляются органами государственной власти субъектов РФ на средства, полученные ими из федерального бюджета в виде субвенций. Теперь для реализации Правительством РФ дополнительных мероприятий в области развития рынка труда и занятости населения оно вправе осуществлять резервирование в составе федерального бюджета бюджетных ассигнований, используемых в определенном порядке (абз. 2 п. 2 ст. 7 Закона о занятости)[3 c.4]. Этот порядок Правительству РФ еще предстоит утвердить. Данный резерв будет образовываться при формировании главного финансового документа страны — бюджета Российской Федерации.
Следующим важным моментом является обновление ст. 25 Закона о занятости в части возложения на работодателей дополнительных обязанностей по уведомлению службы занятости о введении режима неполного рабочего дня или недели, приостановке производства. Тем самым законодатель решил контролировать предоставленное Трудовым кодексом РФ право работодателя вводить режим неполного рабочего дня и рабочей недели. Напомним, что ст. 74 ТК РФ предусмотрено, что, «в случае когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, возможны массовые увольнения работников, работодатель в целях сохранения рабочих мест имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации вводить режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до 6 месяцев» [2 c.25].
И введение режима неполного рабочего дня (рабочей недели), и оформление простоя в организации могут привести к массовым увольнениям и обострению ситуации на рынке в отдельных регионах РФ. Теперь при введении работодателем усеченных режимов работы, а также при приостановке производства работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости в течение 3 рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий.
Дополнительная обязанность уведомлять службу занятости в перечисленных случаях позволит осуществлять мониторинг ситуации и вовремя принимать соответствующие адекватные меры оперативного реагирования на изменение обстановки на рынке труда. Напомним, что трудовым законодательством (ст. 74 ТК РФ) за работодателем закреплена обязанность уведомить не позднее, чем за 2 месяца работника о предстоящих изменениях. Если работник не согласен работать в новых условиях и ему не подходит предложенная работодателем иная должность, трудовой договор с указанным работником прекращается[14 c.23].
Работодатель, как и прежде, обязан уведомлять в письменной форме службу занятости о принятии решений о ликвидации организации, о сокращении численности или штата работников организации, о возможном расторжении трудовых договоров с работниками. В перечисленных случаях уведомление должно поступить в службу занятости не позднее, чем за 2 месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. А в случае если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, — не позднее, чем за 3 месяца. Основное изменение, внесенное в Закон о занятости, затронуло финансовую строну вопроса и направлено на защиту граждан, вынужденных под нажимом работодателя написать заявление по собственному желанию. Законодатель решил позаботиться о материальном благосостоянии несправедливо уволенных на волне финансового кризиса работников. В соответствии с предыдущей редакцией ст. 34 Закона о занятости гражданам, уволенным из организации по собственному желанию (кроме уволившихся по собственному желанию при наличии уважительных причин, например, в связи с переездом в другую местность) и признанным в установленном порядке безработными, пособие по безработице начислялось следующим образом:
- в первом (6-месячном) периоде выплаты — в размере полуторократной минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента;
- во втором (6-месячном) периоде выплаты — в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.11.2009 № 926 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице» с 1 января 2010 года минимальная величина пособия установлена в размере 850 руб., а максимальная величина пособия в размере 4900 руб. Согласно изменениям, внесенным в Закон о занятости, пособие по безработице для граждан, уволившихся по собственному желанию, устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние 3 месяца по последнему месту работы, но не выше максимальной величины пособия. Выплаты происходят в течение 12 месяцев независимо от наличия уважительных причин увольнения (ст. 29, 30, 31, 35 Закона о занятости) [1 c.8].
Для того чтобы безработный, уволенный по собственному желанию, смог получить такой увеличенный размер пособия, он должен в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, иметь оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей) (п. 1 ст. 30 Закона о занятости).Тогда при соблюдении всех перечисленных выше условий на основании ст. 33 Закона о занятости такой безработный будет получать суммы, которые рассчитываются исходя из среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы или службы. Таким образом, жизнь несправедливо уволенных безработных улучшится максимум на 3625 руб., умноженных на размер районного коэффициента (при условии его применения). Если бы изменения в Закон о занятости внесены не были, то уволившийся по собственному желанию работник, признанный безработным, мог рассчитывать максимально:
- в первые полгода на 1275 руб. (850 руб., умноженные на 1,5), умноженные на районный коэффициент (при условии его применения);
-
во вторые полгода на 850 руб., умноженные
на районный коэффициент (при условии
его применения).
3.4
Программы на рынке труда
Как
известно, в целях содействия занятости
безработных и незанятых
Теперь о правительственных решениях, которые были приняты и Правительством, и Государственной Думой и которые в настоящее время реализуются субъектами Российской Федерации. В соответствии с планом антикризисных мер было принято постановление об увеличении максимального размера пособия по безработице до 4 тысяч 900 рублей. Кроме того, сокращены квоты на иностранную рабочую силу на 50%. Ряд субъектов Российской Федерации, в том числе Белгородская, Нижегородская, Курганская области и Приморский край, уже заявили, что нет необходимости даже в таком сокращенном, 50%- ном, объеме иностранных граждан.
Кроме того, нормативными актами были увеличены затраты на проведение мероприятий по занятости населения. Это касается организации и проведения оплачиваемых общественных работ, временного трудоустройства безработных граждан, граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений.
Перечень таких общественных работ определяется законом о занятости. Сейчас в рамках предоставления субсидий и в рамках региональных программ субъекты Российской Федерации в большей степени ориентируются на то, чтобы эти временные работы предоставлять гражданам, которые находятся под риском увольнения, на неполной рабочей неделе или в отпуске по вине администрации, в вынужденном простое. Потому что, скажем, если человек находится на неполной рабочей неделе, в соответствии с законодательством он получает 2/3 заработной платы, заработная плата у него по сравнению с тем уровнем, к которому он привык, падает примерно на 30%, где-то она упала еще больше- на 50 процентов. И те денежные средства, которые предоставляются в рамках организации временных рабочих мест на самом предприятии либо общественных работ в субъекте или в муниципалитете, и направляются на то, чтобы человек осуществлял эти работы, в не занятое на основном рабочем месте время и в зависимости от отработанного времени, ему выплачивалась соответствующая дополнительная заработная плата.
Предпринятые меры по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации безработных граждан, по их психологической поддержке и ряд других. В среднем норматив обеспеченности государственными услугами в сфере занятости возрос на 25% и составил 45% от численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости. Кроме того, были внесены поправки в Закон « О занятости населения…», по которым можно выплачивать пособие по безработице гражданам, уволенным по собственному желанию без уважительных причин. Эта мера социальной поддержки. Федеральная служба занятости провела сверку исходных данных по прогнозной численности безработных граждан, которые могут пройти регистрацию в ее органах.
Ориентировочное их количество в 2010 г. могло превысить два миллиона человек. Теперь можно предположить, что минимальный уровень регистрируемой безработицы составит два миллиона двести тысяч человек. Поэтому все расчеты, которые производятся по увеличению субвенций субъектам РФ и по поддержке региональных рынков труда, базируются на этой цифре. Готовится проект постановления об увеличении субвенций субъектам РФ на общую сумму по Российской Федерации в 34 миллиарда рублей. Эти средства пойдут на поддержку региональных программ занятости населения. Такие программы разрабатываются в соответствии с Постановлением Правительства № 1089 от 31 декабря 2008 года. Предполагается четыре крупных направления. Первое - опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения. Второе – создание, работодателями временных рабочих мест, включая общественные работы. Третье - оказание адресной поддержки гражданам, в том числе и организация их переезда в другую местность. И четвертое - содействие развитию малого предпринимательства. Средства предоставляются бюджетам субъектов РФ в виде субсидий. Объем государственной поддержки из федерального бюджета составляет 95 процентов. Большинство субъектов РФ предусматривают финансовые средства за счет своих бюджетов в сумме, не превышающей 5%, лишь единицы из них превышают эти параметры[10 c.12].
Программы
представили 78 субъектов Российской
Федерации на общую сумму 23,1 миллиарда
рублей, из которых 20,9 миллиарда рублей-
это средства федерального бюджета.
Работа организована следующим образом.
Все региональные программы поступают
в Министерство здравоохранения и социального
развития, на базе которого организована
межведомственная рабочая группа, состоящая
из представителей всех заинтересованных
федеральных органов. После согласования
заключений на эти программы выделение
денежных средств и сами параметры программ
одобряются на правительственной комиссии.
В рамках этих 78 программ предполагается
осуществить опережающую профессиональную
подготовку 165 700 граждан, создать более
911400 временных рабочих мест и рабочих
мест на общественных работах, направить
на стажировку 10300 человек- выпускников
образовательных учреждений и оказать
материальную поддержку для развития
или открытия собственного бизнеса- 54 600.Федеральной
службой по труду и занятости уже перечислены
субсидии Ярославской области и Республике
Татарстан: в Ярославскую область- 203,8
миллиона рублей, в Республику Татарстан-
446,3 миллиона рублей. Это цифры, которые
составляют 40% от той потребности, которая
одобрена в рамках региональных программ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рынок
труда - это не только отношения между
наемными работниками, как субъектами
предложения труда и предпринимателями,
как субъектами спроса, возникающие по
поводу купли-продажи этого труда. Так
как рынок труда испытывает колоссальное
влияние со стороны различных субъектов
трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие
интересы наемных работников, и государство,
поддерживающее интересы, как работников,
так и работодателей посредством специализированных
организаций и законодательного регулирования
трудовых отношений, и предпринимательские
объединения, создающиеся в противовес
профсоюзам.
Также нельзя замыкаться на каком-либо
отдельном сегменте рынка труда, считая
ситуацию на нем общей для рынка труда
в целом. Ведь политика государства на
рынке труда в целом только тогда может
быть результативной, когда она осуществляется
дифференцированно для каждого из его
сегментов. Целенаправленное государственное
преобразование в области подготовки
и переподготовки кадров, в совокупности
с другими мерами на остальных сегментах
может быть по-настоящему эффективной.
Чтобы начать эффективно решать проблемы
на рынке труда, нужно сначала реформировать
все сферы экономической, политической
и социальной жизни общества.
В политике
занятости подавляющего большинства стран
сегодня превалируют меры, направленные
не на прямое субсидирование создания
новых рабочих мест (что является дорогостоящим
и недостаточно эффективным), а на развитие
потенциала работников и их адаптацию
к реальным потребностям экономики. В
отношении безработных это означает содействие
формированию и сохранению у них мотиваций
и навыков, необходимых для занятия рабочих
мест, когда они появятся. Представляется,
что такой подход, направленный на предотвращение
деградации рабочей силы, отвечает условиям
России и соответствует возможностям
службы занятости.
Как
показал анализ, формирующийся в России
рынок труда, имеет сложную структуру.
Формирование рынка труда в России, его
прогнозирование, является неотъемлемой
частью становления рыночного механизма.
Основными направлениями его регулирования
должны стать: борьба против спада производства;
недопущение массовой безработицы; принятие
мер по повышению уровня жизни населения
и др. В данной работе сделана попытка,
дать анализ как научно-теоретического,
так и практического аспекта деятельности
такого составного элемента рыночной
экономики, как рынок труда. Очевидно,
что из-за чрезмерной обширности данной
темы невозможно подробно рассмотреть
в одной работе все стороны этой проблемы.
Однако, исходя из всего вышесказанного,
можно сделать некоторые выводы, обобщая
анализ каждого из рассмотренных вопросов.