Рынок труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 20:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – показать проблемы формирования рынка труда и его стабильное функционирование в современных условиях. Для достижения цели, в работе были поставлены и решены следующие задачи:
1. дать характеристику рынку труда: раскрыть его понятие, типологию и структуру;
2. охарактеризовать все существующие проблемы на рынке труда;
3. рассмотреть механизм формы регулирования рынка труда в России;
4. определить пути решения проблем рынка труда на современном этапе;
5. оценить сложившуюся ситуацию на рынке труда в условиях мирового экономического кризиса.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…….3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНКА ТРУДА……...5
1.1 Общая характеристика рынка труда ………………………………….....5
1.2 Занятость и безработица ……………………………………………...…..7 1.3 Конъюнктура рынка………………………………………………...……13 1.4 Модели рынка труда…………………………………………………..…18 2. РЫНОК ТРУДА ЗА РУБЕЖОМ…………………………………………..…26
2.1 Особенности современного рынка труда за рубежом……………..….26
2.2 Международное регулирование рынка труда……………………..…...28
2.3 Рынок труда на примере зарубежных стран. Китай………………..….34
3. АНАЛИЗ РЫНКА ТРУДА В РОССИИ……………………………………...42
3.1 Динамика и современное состояние…………………………………...42 3.2 Анализ положения молодежи на рынке труда …………………..……47
3.3 Деятельность институтов на рынке труда ……………………..……...49
3.4 Программы на рынке труда………………………………….…………54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………....61

Файлы: 1 файл

Рынок труда[1]. Рыбина Елена СДАЧА.doc

— 330.00 Кб (Скачать)

     Среди экономистов нет единства в оценке рынка труда и механизма его  функционирования. Классическая политическая экономия исходит из того, что рынок  труда, где реализуется лишь один производственный ресурс, как и все прочие рынки, действует на основе ценового равновесия. Основным рыночным регулятором служит цена рабочей силы. С помощью заработной платы, по оценке представителей этой концепции, регулируется спрос и предложение рабочей силы, поддерживается их равновесие. Цена на рабочую силу гибко реагирует на потребности рынка, увеличиваясь или уменьшаясь в зависимости от спроса и предложения. Если на рынке труда существует равновесие, то безработица невозможна.

     Иного подхода к объяснению функционирования рынка труда придерживаются Кейнсианцы и Монетаристы. В отличие от Неоклассиков они рассматривают рынок труда как явление постоянного не равновесия. Спрос на рабочую силу по этой модели регулируется не колебаниями рыночных цен на труд, а объемом производства, т.е. совокупным спросом. Регулятором рынка труда является государство, поскольку оно уменьшает или увеличивает совокупный спрос и устанавливает нижние границы заработной платы. Для устранения рыночного неравновесия предлагается использовать инструменты денежно-кредитной политики (монетаристы).

     Согласно  марксистской теории рынок рабочей  силы, хотя и подчиняется общим рыночным закономерностям, имеет существенные особенности, поскольку сама рабочая сила как субъективный фактор производства, являясь товаром, может в то же время активно влиять на соотношение спроса и предложения, на свою рыночную цену.

     В реальной экономической жизни на динамику рынка труда оказывает  влияние целый ряд факторов: уровень  рождаемости, темпы роста численности трудоспособного населения, его половозрастная структура, степень экономической активности различных демографических и этнических групп трудоспособного населения, процессы иммиграции и т.д. Все это влияет на предложение рабочей силы. Со стороны спроса главным фактором динамики занятости является состояние экономической конъюнктуры, фаза экономического цикла, научно-технический прогресс.

     Рыночный  спрос на труд есть сумма спроса фирм. Эластичность спроса на труд зависит  от эластичности спроса на продукцию  фирмы, от производительности труда и от легкости и эффективности замены живого труда машинами. Спрос на труд отдельной фирмы связан обратной зависимостью с уровнем реальной заработной платы.

     Предложение труда строится рабочими на основе сопоставления привлекательности  дохода, который они получают за час труда, и удовлетворения, получаемого за час досуга. Досуг только тогда приносит удовлетворение, когда есть что потреблять. Спрос на досуг определяет предложение труда. Чем выше реальная заработная плата, тем выше потери, связанные с отказом работать.

     Единого для всей экономики рынка труда  не существует. Он делится по профессиям, отраслям, территориям. Работники разных профессий и квалификаций получают разную заработную плату. Зависит она и от места работы. Существуют опасные, неприятные, малопривлекательные виды труда. Условия равновесия на рынке труда в значительной степени определяются государственным вмешательством, а его функционирование связано с профсоюзами и союзами предпринимателей. На предложение труда влияет наличие пособий по безработице, установление минимальных ставок заработной платы.

     Рынок труда отличается от всех других рынков своеобразием товара. Рабочая сила - это такой товар, качество которого почти невозможно определить при заключении контракта. Реальный уровень трудовых усилий обнаруживается только в процессе потребления этого товара. С другой стороны, и человеку небезразлично содержание труда, и он нуждается в стимулировании для обеспечения необходимого уровня усилий.

     В настоящее время уровень безработицы (по официальным данным) достаточно высокий. Численность безработных граждан в России, зарегистрированных в органах службы занятости, по состоянию на 7 апреля 2010 года составила 2 млн. 233 392 человека. Темпы прироста численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в аналогичный период 2009 года составляли 1,6%. А, например, уровень безработицы в Красноярском крае на 1 марта 2010 года, к численности экономически активного населения ,составил: по Красноярскому краю-3,0%,по Сибирскому Федеральному округу-3,3%, по Российской   Федерации-3,0%. Уровень безработицы в России, исчисленный как отношение численности безработных к численности экономически активного населения, в феврале 2010 г составил 8,6%. Уровень занятости населения - отношение численности занятого населения к общей численности населения соответствующего возраста - составил 61,1 %. Об этом сообщается в сводке Федеральной службы государственной статистики /Росстат/ по итогам выборочного обследования населения по проблемам занятости по состоянию на вторую неделю февраля. Начиная с сентября 2009 г, опросы населения проводятся ежемесячно.

      Численность экономически активного населения РФ в возрасте 15-72 лет (занятые плюс безработные) в феврале 2010 г составила 74464 тыс. человек, или более 52 % от общей численности населения страны. По сравнению с февралем 2009 г. численность занятого населения увеличилась на 268 тыс. человек, или на 0,4 %, а численность безработных сократилась на 620 тыс. человек, или на 8,8 %. Общая численность безработных в РФ, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 2,8 раза превышает численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце февраля 2010 г. численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения, составила 2295 тысяч человек.   Одна из причин таких отклонений - это методологические различия в части охвата категорий населения. Так, в составе общей численности безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в феврале 2010 г. около 0,6 млн. человек, или 10 % составляли граждане, которые не могут быть признаны безработными в органах службы занятости населения. Среди них 42 % составляли лица, старше или моложе трудоспособного возраста, 39%- студенты и учащиеся в трудоспособном возрасте очных образовательных учреждений и 19 % - лица в трудоспособном возрасте, получающие пенсии за выслугу лет или на льготных условиях. Все эти категории в обследуемый период не имели работы, занимались поиском работы и были готовы приступить к ней, т.е. отвечали критериям для отнесения их к безработным по методологии МОТ.  Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости, около 60 % безработных ищут работу самостоятельно без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращаются в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в феврале 2010 г составила 38 %, среди безработных женщин – 44 %. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - его используют более половины безработных. Среди безработных, по методологии МОТ, доля женщин в феврале 2010 г составила 43,8 %, доля городских жителей среди  безработных-65,5%. В феврале 2010 г среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, составила 26,4 %, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 24,7 %. Самый низкий уровень безработицы, соответствующий критериям МОТ, по данным обследования населения по проблемам занятости, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе.. 
 

     3.2 Анализ положения молодежи на рынке труда 

     Особый  интерес представляет анализ положения  молодежи на российском рынке труда. Его необходимость обуславливается двумя важнейшими обстоятельствами: во-первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения России, во-вторых, они – будущее страны. Молодежь уже сегодня во многом определяет политические, экономические и социальные процессы в обществе. Вместе с тем она во всем мире является одной из наиболее уязвимых групп на рынке труда.

     На  молодежный возраст приходятся главные социальные и демографические события в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор и получение профессии, вступление в брак, рождение детей. Эта категория населения подразделяется на ряд групп, определяющих положение на рынке труда.

     Подростковая  группа (молодежь до 18 лет) представляет в основном учащихся средних школ и профессиональных училищ. В основном они не вовлечены в трудовую деятельность. Однако значительное снижение жизненного уровня большей части населения изменило жизненную позицию этой категории молодежи. Многие из них стремятся заработать деньги любым путем. Чаще всего это самозанятость, вроде мойки машин и торговли газетами или работа в “теневом” секторе экономики. Легальный рынок неквалифицированного детского труда крайне узок. Поэтому если не решать проблему государственного контроля за детской занятостью, возникнет опасность увеличения криминального потенциала общества.

     Молодежь  в возрасте 18-24 года – это студенты и молодые люди, завершающие или завершившие профессиональную подготовку. Они являются самой уязвимой группой, вступающей на рынок труда, так как не имеют достаточного профессионального и социального опыта, и в силу этого менее конкурентоспособны.

     В 25-29 лет молодые люди уже в основном имеют определенную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт. Они знают, чего хотят, чаще всего уже имеют собственную семью и предъявляют достаточно высокие требования к предлагаемой работе.

     Снижение  общего уровня жизни населения привело  к сверхзанятости среди учащейся молодежи, вынужденной работать в свободное от учебы время. Возрастает также количество предложений за счет выпускников учебных заведений. Отсутствие механизма, регулирующего трудоустройство выпускников учебных заведений приводит к возникновению серьезных проблем. Особенную тревогу вызывает утрата молодежью ценности профессионализма. Проявляется четкая тенденция к люмпенизации молодежи, что в ближайшей перспективе отразится на социальной структуре общества.

     Несмотря  на кризис, в экономике все больше ощущается рост потребности в повышении общеобразовательного уровня работников, увеличивается спрос на профессиональное образование. Если существующие в настоящее время тенденции в воспроизводстве квалифицированных кадров не изменятся, то в ближайшей перспективе можно ожидать роста безработицы среди неквалифицированного населения, и прежде всего молодых людей, которые не продолжают дальнейшего образования, не имеющих профессии или должной квалификации. Поэтому необходима рациональная организация профессионального образования молодежи, согласованного как с развитием отечественной экономики, так и с тенденциями на мировом рынке труда. В последнее время все большее число молодых людей считает получение полноценного образования необходимым условием достижения желаемого социального статуса и более высокого материального положения. Профессиональное обучение становится важнейшим элементом рыночной инфраструктуры. Вот почему при сокращении набора в ПТУ и средние специальные учебные заведения прием студентов в вузы из года в год увеличивается.

     Таким образом, по мере развития рыночных отношений  и конкуренции, ускорения перестройки  отраслевой структуры занятости  ценность профессиональной подготовки работника неизбежно возрастет. Это будет способствовать увеличению занятости молодежи на учебе. 
 

     3.3 Деятельность институтов на рынке труда

     В настоящее время в России сложился ряд направлений в регулировании  рынка труда, которые в большей  мере исходят из федеральной службы занятости населения. Ее основная задача состоит в повышении эффективности функционирования рынка труда за счет распространения информации о рынке труда. Федеральная служба занятости России была создана в 1991 г. Основные принципы работы российской службы занятости населения соответствуют международной практике.    Услуги, связанные с содействием занятости населения, предоставляются органами службы занятости бесплатно. Развитие рыночных отношений способствует созданию негосударственных структур занятости частного характера. Это различного рода коммерческие агентства по подбору персонала, учреждения при учебных заведениях и т.п. Находят применения и биржи труда. Практика показывает, что они в полной мере могут стать действенным регулятором рынка труда. Биржи труда аккумулируют информацию о рынке труда, его состоянии и перспективах. Как рыночная структура, биржа труда выполняет много образные функции.                                                                                    Мировой финансовый кризис, обосновавшийся в России, негативно сказался и на трудовой части населения, породив волну сокращений рабочих мест, задержку выплаты заработной платы, в целом создав нестабильную ситуацию на рынке труда и занятости населения. Одной из мер, принятых государством с целью стабилизации ситуации в трудовом секторе экономики, стало внесение поправок в Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Предлагаем ознакомиться с ними. Изменения в Закон РФ от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости) введены в действие с 1 января 2009 г. Федеральным законом от 25.12.2008 № 287-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения»» (далее — Закон № 287-ФЗ). В связи с осложнением ситуации на рынке труда в отдельных субъектах Российской Федерации, в частности, из-за участившихся массовых увольнений, сокращений, ухудшения материального положения трудящихся законодатель усилил роль Правительства РФ в вопросах занятости. Теперь ему предоставлено право разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда (абз. 1 п. 2 ст. 7 Закона о занятости). Напомним, что среди мероприятий, вводимых в целях снижения социальной напряженности в трудовой сфере, используются следующие: опережающая переподготовка работников, находящихся под риском увольнения; направление на обучение; подготовка программ развития общественных и временных работ для временно не имеющих работу граждан; временное трудоустройство молодежи; оказание услуг консультативного характера и др.

Информация о работе Рынок труда