Рынок труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 20:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – показать проблемы формирования рынка труда и его стабильное функционирование в современных условиях. Для достижения цели, в работе были поставлены и решены следующие задачи:
1. дать характеристику рынку труда: раскрыть его понятие, типологию и структуру;
2. охарактеризовать все существующие проблемы на рынке труда;
3. рассмотреть механизм формы регулирования рынка труда в России;
4. определить пути решения проблем рынка труда на современном этапе;
5. оценить сложившуюся ситуацию на рынке труда в условиях мирового экономического кризиса.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…….3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНКА ТРУДА……...5
1.1 Общая характеристика рынка труда ………………………………….....5
1.2 Занятость и безработица ……………………………………………...…..7 1.3 Конъюнктура рынка………………………………………………...……13 1.4 Модели рынка труда…………………………………………………..…18 2. РЫНОК ТРУДА ЗА РУБЕЖОМ…………………………………………..…26
2.1 Особенности современного рынка труда за рубежом……………..….26
2.2 Международное регулирование рынка труда……………………..…...28
2.3 Рынок труда на примере зарубежных стран. Китай………………..….34
3. АНАЛИЗ РЫНКА ТРУДА В РОССИИ……………………………………...42
3.1 Динамика и современное состояние…………………………………...42 3.2 Анализ положения молодежи на рынке труда …………………..……47
3.3 Деятельность институтов на рынке труда ……………………..……...49
3.4 Программы на рынке труда………………………………….…………54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………....61

Файлы: 1 файл

Рынок труда[1]. Рыбина Елена СДАЧА.doc

— 330.00 Кб (Скачать)

                             
 
 
 

                       
 
 

                    
 
 

     ГЛАВА 2. РЫНОК ТРУДА ЗА РУБЕЖОМ 

     2.1  Особенности современного рынка труда за рубежом 

     Одной из принципиальных особенностей современного западного рынка труда является значительная распространенность предпринимательской деятельности.

     Примерно  каждый десятый работающий в США, Франции, Великобритании, каждый седьмой в Японии, каждый пятый в Италии является предпринимателем. Почти 2/3 из них возглавляют средние и мелкие предприятия, а каждый четвертый ведет дело, в котором занято 20 и менее человек.

     Труд  в условиях частной собственности, когда она является не враждебным и противостоящим человеку понятием, а  полным или частичным личным достоянием, формирует особо важные качества рабочей силы, которые высоко ценятся на рынке труда и быстрее всего закрепляются в людях, облаченных ответственностью предпринимателя. Личное владение утверждает в человеке сознание и чувство ответственности за принадлежащую ему частицу национального богатства, развивает в нем социальный инстинкт сбережения материальных и духовных ценностей, желание их развивать и укреплять. Около 80 %  занятых в западных странах в той или иной форме выступают владельцами или совладельцами семейного дела, мелких, средних и крупных предприятий, обладателями акций фирм и корпораций.

     Общий уровень квалификации трудовых ресурсов сегодня таков, что

предпринимательством  успешно занимаются представители  практически всех профессий, причем рабочие в данном отношении держат пальму первенства. В 1990 году в США 23 % предпринимателей имели рабочие профессии, 18 % - обладали опытом управленческой работы, 18 % - были связаны с торговлей, 15 % - с услугами, 16% - имели высшее или научное образование различного профиля, 10 % - были фермерами.

     Чрезвычайно благоприятно на рынке труда сказывается развитие другого важного процесса - увеличение предприятий с коллективной формой собственности. Практика показывает, что предприятия с коллективной формой собственности имеет высокие  показатели качества продукции и производительности труда. Рабочие и служащие с большим воодушевлением участвуют в  совершенствовании производства и, вместе с тем, в случае необходимости, легче соглашаются на компромиссы в области зарплаты и временного увеличения длительности рабочей недели.

     Подобные  производственные коллективы успешнее участвуют в конкурентной борьбе и устойчивее в периоды конъюнктурных рыночных колебаний. Внимательнее и гуманнее решаются проблемы переквалификации, повышения профессионального уровня, сокращения штатов. С целью социальной защиты рабочих и служащих создаются дополнительные цеха, конкурентоспособные дочерние предприятия.

     Современный рынок труда имеет мощную корневую систему. Он опирается на гигантские организационные структуры, охватывающие не только экономику, но и многочисленные государственные, общественные и частные институты, включая национальную систему образования, в том числе принадлежащую фирмам, учреждения культуры, здравоохранения, различные некоммерческие социальные организации, институт семьи. 
 
 
 
 
 
 

     2.2 Международное регулирование рынка труда 

     Массовая  миграция стала одним из характерных  явлений жизни мирового сообщества второй половины ХХ века. Международная (внешняя) миграция существует в разных формах: трудовой, семейной, рекреационной,

туристической.                                             
         Международный рынок рабочей силы охватывает разнонаправленные потоки трудовых ресурсов, пересекающих национальные границы. Международный рынок труда объединяет национальные и региональные рынки рабочей силы. Международный рынок труда - форма существования трудовой миграции. Он является не просто суммой национальных рынков, а представляет собой новое качественное развитие рынка рабочей силы в условиях усиливающихся процессов интернационализации производства и роста общения между народами. Национальные рынки труда все больше утрачивают свою замкнутость и обособленность. Между ними возникают транснациональные потоки и перемещения рабочей силы, которые приобретают постоянный и систематический характер. 
          Такие трансграничные перемещения рабочей силы наряду с движением капитала между странами образуют верхний международный уровень рынка рабочей силы. И речь идет в данном случае не об эпизодическом перемещении рабочей силы из одной страны в другую, (это случалось и раньше). Появляются покупатели и продавцы рабочей силы, которые на более или менее постоянной основе заняты поиском и продажей рабочей силы за границей. Таким образом, международный рынок труда можно определить как наднациональное образование, где на постоянной основе выступают покупатели и продавцы заграничной рабочей силы, участвующие в процессе отбора необходимой рабочей силы в рамках межгосударственного регулирования спроса-предложения рабочей силы. 
         Формирование международного рыка труда - свидетельство того, что процессы мировой интеграции не только идут в экономической и технологической областях, но начинают затрагивать неизмеримо более сложную область социальных и трудовых отношений, которые приобретают теперь глобальный характер. В непосредственное соприкосновение приходит социальная политика различных стран, обладающих неодинаковым социальным опытом и непохожими национальными традициями. Точками такого соприкосновения являются, прежде всего, совместные межнациональные предприятия, которые во множестве возникают в разных частях мира. Соприкосновение происходит и в рамках отдельных ТНК, при передвижении через границы рабочей силы и капитала. Во многих случаях при этом возникает трудноразрешимая проблема совмещения не только различных экономических и технологических, но и социальных структур. Это совмещение должно, очевидно, идти по многим направлениям и прежде всего в области: 
    - условий труда, способа найма и увольнений работников; 
    - оплаты труда, включающей системы дополнительных выплат; 
    - предоставление отпусков, свободных от работы дней; 
    -     продолжительность  рабочего  времени; 
    -    предоставление различных льгот, в том числе по линии материального снабжения, отдыха.   
         Немалые трудности возникают также при согласовании неодинаковой социальной практики и во многих других областях (профсоюзной деятельности, разрешения конфликтов и т.д.). Таким образом, формирующийся международный рынок труда - это не ординарное экономическое явление, а многосложный социально-экономический процесс, ставящий в повестку дня жизни мирового сообщества сложные вопросы смыкания, а в последующем и интеграции социального опыта и практики нации. 
         Сейчас совершенно определенно образовались и функционируют пять крупных международных региональных рынка труда: западноевропейский, ближневосточный, азиатский, латиноамериканский, африканский. Причем в первом случае произошло даже юридическое конструирование рынка труда в рамках Европейского сообщества. По существу сняты какие-либо ограничения на движение рабочей силы в северных странах Европы. 
          Образование международного рынка труда осуществляется двояко:

1. через миграцию (физическое перемещение) капитала и труда;

2. путем постепенного слияния национальных рынков труда (образование "общего рынка труда"), когда окончательно устраняются юридические, национально-этнические, культурные и иные перегородки между ними. В ряде случаев, соединение капитала и труда может происходить и без их физического перемещения, когда в ход пускаются системы телекоммуникаций. 
        Движение рабочей силы на международном рынке труда осуществляется в виде трудовой миграции, типологию которой можно представить следующим образом: 
         -  по продолжительности: регулярная (возвратная), нерегулярная (безвозвратная); 
         -  по ограничениям на жительство и работу: контрактная и деловая; 
         -  по юридическому статусу мигрантов: легальная и нелегальная; 
         - по уровню квалификации: миграция квалифицированной рабочей силы и миграция неквалифицированной рабочей силы. 
         Большое внимание уделяется миграции трудовых ресурсов. Можно даже говорить об определенном круге государств, как бы “специализирующихся” на этом виде внешней экономической деятельности. Ведущее место среди них занимают Югославия, Пакистан, Турция, Египет и Филиппины. В последнее время к ним присоединились Польша, Израиль, Испания,Португалия. 
        Самое главное: экспорт рабочей силы приносит государствам-экспортерам немалые доходы от перевода средств мигрантов на родину. Ведь суммы переводов могут достигать нескольких миллиардов долларов. Достаточно сказать, что из 80 стран, дающих сведения о своих платежных балансах в Международный валютный фонд, 52 страны имеют доходы от

экспорта рабочей силы. 
          Получая от экспорта трудовых ресурсов миллиарды долларов ежегодно, многие государства, естественно, поддерживают свою экспортную специализацию, ставшую для них не только одним из основных источников валютных поступлений, но и способом поддержания социальной стабильности, не требующим, что важно, затрат государственных средств. Кроме того, развитие экспорта рабочей силы улучшает положение национальной валюты. Например, Турция и бывшая Югославия смогли сделать свою валюту конвертируемой в значительной степени благодаря тому, что их платежные балансы постоянно ориентировались на пополнение за счет переводов средств мигрантов из-за рубежа.

     Международная организация труда (МОТ)- специализированное учреждение ООН, международная организация, занимающаяся вопросами регулирования трудовых отношений. На 2009 год участниками МОТ являются 182 государства. Главные цели МОТ — содействие социально-экономическому прогрессу, повышению благосостояния и улучшению условий труда людей, защита прав человека.

     Исходя  из этих целей основными задачами МОТ являются:

     -разработка  согласованной политики и программ, направленных на решение социально-трудовых проблем;

     -разработка  и принятие международных трудовых  норм в виде конвенций и  рекомендаций и контроль за  их выполнением;

     -помощь  странам-участницам в решении  проблем занятости, сокращения  безработицы и регулирования  миграции;

     -защита прав человека (права на труд, на объединение, коллективные переговоры, защита от принудительного труда, дискриминации и т. п.);

     -борьба  с бедностью, за улучшение жизненного  уровня трудящихся, развитие социального  обеспечения;

     -содействие  профессиональной подготовке и переподготовке работающих и безработных;

     -разработка  и осуществление программ в  области улучшений условий труда  и производственной среды, техники  безопасности и гигиены труда,  охраны и восстановления окружающей  среды;

     -содействие  организациям трудящихся и предпринимателей в их работе совместно с правительствами по регулированию социально-трудовых отношений;

     -разработка  и осуществление мер по защите  наиболее уязвимых групп трудящихся (женщин, молодежи, пожилых людей,  трудящихся-мигрантов).

     Членство в МОТ — одной из старейших и ведущих международных организаций — позволяет России изучать и применять международную практику урегулирования социально-трудовых споров, развивать социальное партнерство (правительство — профсоюзы — предприниматели), использовать рекомендации МОТ для совершенствования и регулирования рынка труда. Участие в деятельности МОТ помогает разрабатывать основанные на мировом опыте нормы трудового законодательства, содействует развитию предпринимательства, в том числе малых предприятий, решению проблем занятости.

     Взаимодействие  Российской Федерации с МОТ осуществляется в соответствии с регулярно подписываемыми Программами сотрудничества, определяющими  его основные направления.

     МОТ оказывает России консультативную  помощь в проведении экспертной оценки социально-трудового законодательства, внедрении в практику концепции социального партнерства, модульной системы подготовки рабочих кадров на производстве, совершенствовании службы занятости, социальной защиты и пенсионного обеспечения, разработке нового классификатора профессий, развитии статистики в сфере труда.

     Важным  шагом на пути к сближению нашего законодательства с международными правовыми нормами стало подписание 8 февраля 2003 г. Президентом Российской Федерации Федерального закона «О ратификации Конвенции о запрете и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (Конвенция № 182)». С принятием этого закона Россия стала участницей всех восьми основополагающих конвенций МОТ, регулирующих сферу социально-трудовых отношений.

     В настоящее время, несмотря на благоприятную, в целом, ситуацию, сохраняется ряд конвенций, о выполнении которых России следует своевременно предоставлять отчеты с целью избежания вынесения обсуждения этих вопросов на более высокий уровень. К таким конвенциям относятся следующие:

     1. конвекция № 87 и № 98 (среди рекомендаций МОТ — необходимость снятия запрета на забастовки работников почтовой и железнодорожной служб, предоставление более полной информации относительно мер, принятых по отношению лиц, виновных в дискриминации профсоюзов);

     2. конвенция № 95 «Об охране заработной платы» (требуется реализация постоянного контроля и усиления уголовного и административного наказания за нарушения в данной области);

     3. конвенция № 100 «О равном вознаграждении» (МОТ интересует статистика по уровню заработной платы мужчин и женщин в частном и государственном секторах экономики);

     4. конвенция № 111 «О дискриминации в области труда и занятости» (рекомендуется пересмотреть список о запрете женского труда в 38 промышленных секторах);

     5. конвенция № 122 «О политике в области занятости» (МОТ запросил дополнительную статистику по уровню занятости, а также относительно мер правительства для обеспечения полной занятости);

     6. конвенция № 138 «О минимальном возрасте» (рекомендация по дополнительной защите несовершеннолетних, работающих без оформления трудового договора);

     7. конвенция № 182 «Об искоренении наихудших форм детского труда» (необходимость принятия срочных мер для пресечения торговли детьми и наказания виновных).

     Кроме того, в ходе 300-й сессии Адмсовета  МОТ (ноябрь 2007 г.) была принята жалоба Федерации профсоюзов работников морского транспорта о несоблюдении конвенции № 179 ,о найме и трудоустройстве моряков.

          

Информация о работе Рынок труда