Рынок труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 20:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – показать проблемы формирования рынка труда и его стабильное функционирование в современных условиях. Для достижения цели, в работе были поставлены и решены следующие задачи:
1. дать характеристику рынку труда: раскрыть его понятие, типологию и структуру;
2. охарактеризовать все существующие проблемы на рынке труда;
3. рассмотреть механизм формы регулирования рынка труда в России;
4. определить пути решения проблем рынка труда на современном этапе;
5. оценить сложившуюся ситуацию на рынке труда в условиях мирового экономического кризиса.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…….3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНКА ТРУДА……...5
1.1 Общая характеристика рынка труда ………………………………….....5
1.2 Занятость и безработица ……………………………………………...…..7 1.3 Конъюнктура рынка………………………………………………...……13 1.4 Модели рынка труда…………………………………………………..…18 2. РЫНОК ТРУДА ЗА РУБЕЖОМ…………………………………………..…26
2.1 Особенности современного рынка труда за рубежом……………..….26
2.2 Международное регулирование рынка труда……………………..…...28
2.3 Рынок труда на примере зарубежных стран. Китай………………..….34
3. АНАЛИЗ РЫНКА ТРУДА В РОССИИ……………………………………...42
3.1 Динамика и современное состояние…………………………………...42 3.2 Анализ положения молодежи на рынке труда …………………..……47
3.3 Деятельность институтов на рынке труда ……………………..……...49
3.4 Программы на рынке труда………………………………….…………54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………....61

Файлы: 1 файл

Рынок труда[1]. Рыбина Елена СДАЧА.doc

— 330.00 Кб (Скачать)

         2.3 Рынок труда на примере зарубежных стран. Китай 

     С начала 50-х до конца 70-х годов прошлого века численность населения Китая  увеличилась с 600 млн. До 1 млрд. человек, то есть почти в 1,5 раза. Столь значительное и быстрое увеличение численности населения обернулось для страны серьезными проблемами в сфере занятости.

     Правительство Китая, озабоченное стремительным  ростом населения, провозгласило политику его "планового воспроизводства" и, пользуясь поддержкой народа, добилось позитивных результатов в стабилизации и прогнозируемости численности жителей (притом, что в принципе ее увеличение неизбежно). Вместе с тем очевидным является разрыв между количеством создаваемых рабочих мест и численностью трудоспособных граждан. Назревающая кризисная ситуация - следствие резкого прироста населения, вступившего в возраст максимальной трудоспособности.

     Попытаемся  разобраться, каким образом можно минимизировать ее последствия.

     Уже долгое время в Китае спрос  на квалифицированный труд превышает  его предложение. Если не предпринять  необходимых мер (с учетом сложившейся  возрастной структуры населения, доли трудоспособных граждан и уровня их образования), это несоответствие грозит сохраниться на протяжении ближайшего полувека.

     Согласно  проведенной в 1964 г. второй всеобщей переписи населения, в Китае насчитывалось 387,1 млн. человек трудоспособного  возраста. В 1982 г. третья всеобщая перепись зафиксировала увеличение его численности до 621,6 млн. Значит, за 18 лет прирост трудоспособного населения составил 234,4 млн. человек (или 50,56%), то есть на 13 млн. каждый год. По данным четвертой всеобщей переписи населения, в 1990 г. численность трудоспособного населения Китая достигла 757,6 млн. человек, или стала на 136 млн. (на 17,1%) больше, чем в 1982 г.

     Таким образом, темпы прироста населения  трудоспособного возраста уменьшились, но абсолютные его показатели остаются высокими, поскольку базисная численность населения велика.

     В 1964 г. численность населения составляла 694,6 млн., в 1982 г. -1046 млн., в 2000 г. - 1267 млн. человек. С 1964 г. по 1982 г. среднегодовой  прирост рабочей силы достигал 3,36%, что выше прироста населения на 0,55%. С 1982 г. по 1990 г. этот показатель еще больше возрос, превысив прирост населения на 1,7%, а с 1991 г. по 2000 г. - на 0,31%.

     Приведенные данные свидетельствуют, что в те годы численность граждан трудоспособного возраста увеличивалась быстрее, чем общий прирост населения. Поскольку со второй половины 70-х годов показатели рождаемости быстро снижались, темпы прироста населения уменьшались. Но в результате того, что лица, появившиеся на свет в период наиболее высокой рождаемости, в настоящее время достигли трудоспособного возраста, уровень предложения рабочей силы очень высокий.

     На  возрастную структуру трудоспособного  населения, как известно, влияет динамика воспроизводства населения. В 1982 г. удельный вес молодой рабочей  силы превысил соответствующий показатель 1964 г. По мере старения работников трудоспособного возраста удельный вес этой категории граждан в общей их численности стал уменьшаться. По сравнению с уровнем 1982 г. в 1990 г. доля лиц молодого и среднего возраста в составе трудоспособного населения изменилась незначительно; однако к 2000 г. доля молодежи среди работающих заметно снизилась, а доля лиц среднего возраста увеличилась.

     Сам по себе состав работающего населения - только один из параметров, характеризующих  трудовой потенциал страны. Для его  качественной оценки важны состояние и уровень профессиональной подготовки населения.

     Профессиональный  уровень населения - один из важнейших  показателей, отражающих трудовой потенциал  страны. Надо признать, что в целом  он стал выше, чем десять лет назад, но все еще недостаточно высок, что затрудняет освоение и использование экономических ресурсов, повышение эффективности народного хозяйства. К тому же профессиональный уровень неодинаков по регионам и по отраслям.

     В 2000 г. в расчете на 100 тыс. жителей  только 3611 человек имели высшее образование (в 1990 г. - 1422 человека). За десятилетие число людей с высшим образованием увеличилось на 53,9%, а со средним - на 38,6%. Тем не менее, в 2000 г. из каждых 100 тыс. человек 85 тыс. оставались неграмотными. Отсюда следует, что качественные параметры рабочей силы по критерию "уровень образования" в стране низкие, а потому полноценное использование экономических ресурсов страны и повышение эффективности работы предприятий пока весьма затруднены.

     Сложная экономическая ситуация, дефицит многих естественных ресурсов, незавершенность формирования современной системы управления хозяйством - все это ограничивает возможности обеспечения эффективной занятости людей и в определенной степени влияет на вторичную занятость. Хотя меры, предпринятые в Китае по созданию социалистической рыночной экономики, значительно оживили функционирование хозяйственного механизма предприятий.

     Конечно, и социалистическая рыночная экономика, и соответствующие ей механизмы  занятости не могут возникнуть сразу. Реформа системы управления предприятиями - это только начало преобразований, призванных трансформировать организацию труда и распределение доходов в целом. Очевидно, что соответствующие условия для полноценного использования человеческих ресурсов и повышения уровня занятости пока не созданы.

     Дефицит квалифицированных кадров, а также  материальных ресурсов, ухудшение экологической  среды мешают успешному социально-экономическому развитию Китая. Уровень обеспеченности главными естественными ресурсами  на душу населения в стране ниже среднего мирового уровня. Наиболее острой является нехватка пресной воды, пахотной земли и лугов: обеспеченность ими на душу населения в Китае на 1/3 ниже среднемировых показателей. В таких условиях для достижения достойного уровня потребления граждан необходимо интенсивно развивать сельское хозяйство, повышать эффективность отраслей промышленного производства.

     К сожалению, экономический рост сопровождается серьезными нарушениями экологии и  загрязнением окружающей среды, что  угрожает существованию и развитию государства.

     Как лучше использовать ограниченные материальные и экологические ресурсы, полнее реализовывать человеческие ресурсы страны, рационально и эффективно содействовать занятости населения - вот проблемы, над решением которых продолжают работать власти и общественность Китая.

     Длительное  время в Китае экономический  рост происходил за счет увеличения количества рабочей силы и объемов инвестиций, а производительность труда оставалась на низком уровне. Одна из причин - в слабом стимулировании людей с высоким уровнем знаний, квалифицированных работников, имеющих хорошую профессиональную подготовку и способных трудиться с большой отдачей. В стране пока еще не сформировалась такая социально-экономическая среда, в которой уважают квалифицированных работников и материально вознаграждают за компетентность и творческое отношение к труду.

     Действующий механизм оплаты труда не способствует полной реализации трудового потенциала работников; уровень их квалификации часто не соответствует требованиям, определяемым глобальной конкуренцией.

     Вместе  с тем следует отметить, что  с началом рыночных преобразований понимание решающей роли знаний и профессионализма в достижении высоких результатов в труде растет. Но на практике до сих пор в Китае рабочие места зачастую занимают не соответствующие профессиональным и квалификационным требованиям организации люди, принятые на работу исходя из личных предпочтений и интересов руководителей. Такого рода перекосы в кадровой политике негативно влияют на подготовку и использование человеческих ресурсов. Если ситуацию не изменить, общее качество человеческих ресурсов будет снижаться, а конкурентоспособность Китая в мировой экономике начнет падать.

     Содействовать подготовке человеческих ресурсов и  трудоустройству граждан - это требование звучит в Китае как призыв создать "державу высококвалифицированных работников". Решение этой задачи является приоритетным для нынешнего этапа развития Китая. Для ее осуществления необходимо выполнить ряд условий:

     - прежде всего, в течение длительного времени предстоит строго ограничивать прирост населения, регулировать спрос и предложение в сфере трудоустройства;

     -  целесообразно сократить длительность рабочей недели на предприятиях, контролировать уровень безработицы, создать широкую сеть бирж труда, обеспечивая первоочередное трудоустройство квалифицированных работников в соответствии с их профессиональной подготовкой. В случае приближения уровня безработицы к критической отметке необходимо расширять занятость в сфере общественных работ, помогать перемещению безработных в развивающиеся районы и отрасли, способствуя тем самым снижению уровня социальной напряженности.

     Пока  что успехи Китая в области  использования человеческих ресурсов и трудоустройстве граждан невелики. Безусловно, создать и усовершенствовать  эффективный механизм, способный  расширить масштабы трудоустройства  в стране, где человеческие ресурсы  огромны, а количество рабочих рук избыточно, непросто. Тем более что в системе хозяйствования сосуществуют рыночные и нерыночные элементы. Логика диктует сложный алгоритм действий.

     С одной стороны, согласно требованиям  реформы государственных предприятий  в целях создания современной системы рыночного производства, следует всемерно активизировать выход на рынок труда как можно большей части человеческих ресурсов городов и сельских поселений, расширять обмен информацией о спросе и предложении труда, повышая при этом строгость отбора работников.

     С другой стороны, нельзя допустить, чтобы  рынок стал единственным регулятором  отношений в сфере занятости. Вполне возможны иные способы трудоустройства  и "исключения". Так, в отношении  бывших военнослужащих было бы целесообразно соединить рыночный механизм отбора с предоставлением этой категории граждан некоторых преимуществ, в том числе в области профессиональной переподготовки или в форме определенных компенсаций.

     Но  главное воздействие государства  на состояние занятости и рынок труда - это применение страхования на случай безработицы, поддержка занятости (на основе соответствующих правовых, экономических и административных мер макрорегулирования), финансирование соответствующих направлений профессиональной подготовки населения, а также развитие инфраструктуры служб, занимающихся трудоустройством.

     Еще одно направление деятельности государства, способное оживить рынок труда, - реформирование системы обеспечения  права на жилье и свободу передвижения, цель которого - постепенное разрушение существующих барьеров между городом и деревней и облегчение миграции населения по регионам страны. Важно без спешки и планомерно решать проблемы использования деревенской рабочей силы по месту проживания или перемещения ее в городские поселения, применяя всю совокупность соответствующих правовых, экономических и административных мер.

     Наличие у Китая огромных человеческих ресурсов позволяет говорить о том, что, помимо развития техноемких и высоконаучных  отраслей промышленности, он может  позволить себе развивать и трудоемкие отрасли, требующие высокой концентрации рабочей силы и обеспечивающие рост занятости. Хотя, конечно, некоторые формы безработицы неизбежно будут существовать, оказывая определенное давление на экономику и трудовые отношения. Очень важно не допустить превращения безработицы в массовую и использовать время "простоя" людей для их профессиональной подготовки и переподготовки, для наращивания, таким образом, их человеческого капитала и повышения конкурентоспособности на рынке труда.

     С учетом глобализационных процессов, по-видимому, следовало бы создать координирующую организацию правительственного уровня и информационные центры, ориентированные на мировой рынок труда, оказывающие соответствующие услуги безработным гражданам страны. Целесообразно начать подготовку персонала в соответствии с требованиями международных стандартов для направления людей на работу за рубеж. Тем самым найдут себе применение избыточные человеческие ресурсы Китая. Несомненно, это позволит увеличивать инвалютные поступления в страну. Но главное все же в другом - китайские труженики смогут на практике знакомиться с передовыми методами управления и организации  производства, приобретать опыт работы с современной техникой  и технологиями. Такое усвоение рыночных принципов, пожалуй, самое эффективное. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЫНКА ТРУДА В РОССИИ 

    3.1 Динамика и современное состояние 

     Рынок труда в России на протяжении последних  лет стабильно рос вместе с  ростом экономики. Повышались зарплаты специалистов и менеджеров, учителей, врачей, военных. Все уже успели привыкнуть к сложившейся тенденции, что сказалось на потреблении, не малая доля которого пришлась на покупки в кредит - покупались квартиры, машины, бытовая техника и электроника. Растущий рынок труда породил рост благосостояния, к которому россияне быстро успели привыкнуть. Однако финансовый кризис, который неожиданно для большинства граждан пришел в Россию осенью 2008 года, изменил все. Если до кризиса, спрос на многие специальности на российском рынке превышал предложение, и предприятия были вынуждены порой переманивать друг у друга даже не очень опытных и квалифицированных специалистов, то 2009 год расставил все на свои места. Сокращения персонала, которые начались в финансовом и банковском секторе, а также в строительстве, продолжатся повсеместно. Кризис изменил структуру рынка труда в России. Профессия строителя или банкира, столь популярная и высокооплачиваемая еще в начале 2008 года, уже не так привлекает вчерашних выпускников ВУЗов и абитуриентов. Безработные менеджеры задумались о госслужбе. Действительно, работа чиновника может для многих стать неплохим шансом, показать себя и сделать карьеру. Как известно, на первом этапе экономического кризиса увольняют лишних, неэффективных сотрудников. Далее идет черед и хороших профессионалов, которым просто не посчастливилось оказаться в плохое время в неправильном месте; тех, чья деятельность наиболее пострадала от изменений в экономике. Например, кредитные консультанты массово теряют работу, поскольку масштабный спад в розничном кредитовании заставляет банки сворачивать свои программы.         Правительство России уже заявило, что будет всячески препятствовать массовым увольнениям. В такой ситуации бизнесу остается пойти по традиционному пути, особенно крупным предприятиям городского и районного масштаба.

Информация о работе Рынок труда