Региональный рынок труда Самарской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 04:41, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. В условиях современного развития экономических отношений рынок труда занимает важное место. С одной стороны, он является элементом экономической системы и от эффективности его функционирования зависят национальное благополучие, стабильность общества и эффективность социальноэкономических преобразований. В то же время, выступая самостоятельной системой, он опосредует влияние этого развития на благосостояние населения и характер многих социальных процессов, усиливая или сглаживая возникающие противоречия. Современное состояние российской экономики рассматривается как начало будущего устойчивого социально-экономического развития, успех которого невозможно представить без эффективного функционирования рынка труда. Его изменение происходит вместе с развитием других рынков ресурсов в процессе становления социально ориентированной рыночной экономики, в которой главной движущей силой стал материально обеспеченный, образованный, высококвалифицированный человек.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….…..…....2

Глава 1. Рынок труда………………………………………………………………..5

1.1 Понятие рынка труда……………………………………………………….…....5

1.2. Рынок труда в России…………………………………………………………...6

1.3. Регуляторы рынка труда………………………………………………….…….6

1.4 Определение труда, процесс трудовой деятельности………………….….…..9

Глава 2. Анализ региональгого рынка труда Самарской области…………...11

2.1. Анализ основных индикаторов, характеризующих состояние рынка труда в регионе…………………………………………………………………………..….11

2.2 Ситуация на рынке труда Самарской области……………………………….17

Глава 3. Политика правительства Самарской области в сфере занятости ……………………………………………………………………………………….26

3.1. Ведомственная целевая программа содействия занятости населения Самарской области на 2009-2010 годы. ……………………………………..26

3.1.1. Характеристика проблем, решение которых осуществляется путем реализации Ведомственной программы……………………………………….…26

3.1.2. Профессиональная несбалансированность спроса и предложения рабочей силы…………………………………………………………………………………29

3.1.3. Сложности трудоустройства инвалидов……………………………….…..29

3.1.4. Цели и задачи Ведомственной программы…………………………..…….30

3.1.5. Перечень программных мероприятий……………………………………..32

3.1.6.Описание социальных и экономических последствий еализации Ведомственной программы……………………………………….……………..36

3.2. Программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Самарской области на 2009 год……………………………………36

3.2.1. Содержание проблемы и необходимость её решения программными методами……………………………………………………………………………43

3.2.2. Основные цели и задачи программы……………………………………43

3.2.3. Система мероприятий программы………………………………………..43

3.2.4. Механизм реализации программы и контроль за ходом её выполнения…………………………………………………………………………45

3.2.5. Финансирование мероприятий программы…………………………….49

Заключение…………………………………………………………….…………....51

Библиографический список.………………………………………………………55

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Региональный рынок труда Самарской области - копия.doc

— 387.50 Кб (Скачать)

     выделения субсидий безработным гражданам  на основании  договоров между  государственными учреждениями центрами занятости населения и безработными гражданами, заключаемых при условии положительных результатов экспертизы бизнес-планов.

     В отношении получателей поддержки, зарегистрировавших свое дело, обеспечивается выполнение требований статьи 8 Федерального закона от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части ведения реестров получателей поддержки.

     Формирование  данных о получателях поддержки  на развитие малого предпринимательства  и самозанятости безработных  граждан осуществляется на основании  сверки реестров малых предприятий – получателей государственной поддержки малого предпринимательства, и регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения, позволяющее исключить двойной счет создаваемых рабочих мест по различным направлениям поддержки малого бизнеса.

     На  реализацию Программы могут негативно  повлиять факторы, определяющие ситуацию на рынке труда: экономическая ситуация в области, финансовое состояние  хозяйствующих объектов, социальные, демографические и иные причины, влияющие на качественный состав безработных граждан.

     К факторам риска реализации Программы  относятся: добровольный характер участия  работников в опережающем обучении, в организации собственного дела (малого предпринимательства), участие  граждан в общественных и временных работах.

     Риск  недофинансирования мероприятий Программы  является одним из наиболее существенных рисков.

     Общий контроль за исполнением Программы  осуществляет Правительство Самарской  области.

     Департамент государственной службы занятости  населения Самарской области осуществляет:

     организацию выполнения мероприятий Программы  за счет предусмотренного финансирования;

     подготовку  информации и отчетов для Правительства  Самарской области о выполнении Программы;

     подготовку  предложений по корректировке Программы;

     совершенствование механизма реализации Программы;

     контроль  за эффективным и целевым использованием средств, выделяемых на реализацию Программы, своевременным выполнением в  полном объеме основных мероприятий  Программы.

     Департамент государственной службы занятости населения Самарской области ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Федеральную службу по труду и занятости отчет о расходах бюджета по установленной форме.

3.2.5. Финансирование  мероприятий  программы.

     Реализацию  мероприятий Программы предполагается обеспечивать на условиях софинансирования из средств федерального бюджета, которые выделены в виде субсидии Самарской области на реализацию мероприятий, организуемых вне рамок переданных полномочий в области содействия занятости населения, а также средств областного бюджета.

     Общий объем финансирования Программы  составит 788200,0 тыс. рублей (по г.о. Тольятти 389051,2 тыс. рублей), в том числе:

     средства  федерального бюджета (субсидии бюджету  Самарской области) – 748790,0 тыс. рублей (95,0% от общего объема финансирования);

     средства  бюджета Самарской области – 39410,0 тыс. рублей (5,0% от общего объема финансирования).

     Расчет  финансовых средств на реализацию мероприятий  Программы произведен на основании  Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года № 1089 «О предоставлении в 2009 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации».

. 
 
 
 

 

Приложения.

Приложение 1.

Заключение.

     Роль  рынка труда в эволюции экономики  непрерывно возрастает. Впервые в  истории производительные силы выходят  на такой уровень развития, при  котором их эволюция возможна лишь в условиях творческой активности работников значительной части профессий и широкого использования в сфере общественного труда новейших технических средств и сопутствующих им знаний.

     Рынок труда становится важнейшим звеном национальной и мировой рыночной цивилизации, на нем формируются трудовые ресурсы творческого типа, осуществляющие повседневную эволюцию общества (речь идет о той или иной форме инициативы, производственной самостоятельности, стремлении к совершенствованию технологии и методов обслуживания населения).

     Итак, на рынке труда начало экономического подъема сопровождается, во-первых, появлением большого количества новых  экономически эффективных рабочих  мест, преимущественно в производственном секторе. Во-вторых, имеется избыток дешевой и высокопроизводительной рабочей силы, то есть, высок уровень безработицы. Наконец, рабочая сила должна быть достаточно мобильной. Ничего этого на отечественном рынке труда нет. Платежеспособный спрос со стороны работодателей есть в основном в финансовом секторе и сфере услуг.

     Большинство населения любой страны способно лишь занимать готовые рабочие места  — и только малая часть может  открывать новые. Низкий размер пособия  при увольнении является одним из факторов, обеспечивающих мобильность  рабочей силы. Коллективные договоры должны заключаться преимущественно на уровне предприятия. Коллективные же договоры на уровне отраслей, регионов, тем более, общенациональном не должны иметь обязательной силы. Это вносит огромные диспропорции в размер заработной платы и способно привести к разорению многих предприятий, которые в противном случае могли бы выжить. Право на забастовки должно быть обеспечено безусловно. Но его необходимо дополнить эффективным арбитражем, механизмами обеспечения исполнения индивидуальных и коллективных трудовых договоров — это то, чего сейчас нам не хватает: до суда не всегда могут достучаться даже крупные работодатели или профсоюзы, не говоря уже об отдельном работнике.

Библиографический  список.

  1.  Большой экономический словарь. Общая редакция А.Н. Азрилияна. М., Фонд "Правовая культура",1994.
  2. Сайт департамента  труда и занятости  самарской  области

http://trud.samregion.ru

  1. Ведомственная  целевая  программа  содействия  занятости  населения Самарской  области  на  2009-2010  годы.
  2.       Программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Самарской области на 2009 год
  3. Сайт Федеральной службы государственной  статистики.
  4. Временные рекомендации  по  прогнозированию  региональных рынков труда.  Проект.  Федеральная  служба  занятости  населения России. М.,2001.
  5. Об   использовании  материалов  выборочного  обследования населения по проблемам занятости для анализа рынка рабочей  силы. Письмо Государственного  комитета  Российской  Федерации  по статистике (Госкомстат России) N 6-2-15/139 от 18.07.94.-45с.
  6. М.В. Москвина.  Проект  паспорта  основных показателей для социально-экономической оценки региона.  Федеральная служба занятости России. Рукопись, 1994.-169с.
  7. Р. Хуссманс,  Ф. Мехран, В. Верма. Обследование экономически активного населения:  занятость,  безработица  и  неполная  занятость. Методическое руководство  Международного бюро труда.  М., Финстатинформ, 2001.
  8. Б.Д. Бреев. Безработица как источник дестабилизации и социальной напряженности.  Материалы Международной конференции "Локальные воздействия, порождающие социально-экономическую дестабилизацию России". Рукопись, 1995.
  9. Справочник по прикладной статистике.  т.1, под редакцией Э. Ллойда, У. Ледермана. М., 1989.
  10.       С. Фишер. Экономика, М., 1997.
  11. Трудовой кодекс  Российской Федерации. М.: издательско-книготорговый центр « Юринформ», 2002
  12. Белокрылова О.С., Михалкина Е.В. Экономика труда: Конспект лекций.- Ростов н /Д: Феникс, 2002.-224с.
  13. Борисов Е.Ф. Экономическая теория :Учебник.-М.: Юрайт-Издат,2005
  14. Введение в макроэкономику: Учебное пособие  для вузов/ М.Е. Дорошенко, Г.М. Куманин и др.; Под ред. М.Е. Дорошенко.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.-175с.
  15. Викторов И.С., Макашева А.Ж. « Социально-правовые аспекты проблемы занятости населения».// Трудовое право. Август 2004г.-с.71
  16. «Гарантии и компенсации при безработице».//Социальное обеспечение.№6-март 2005. С.32-33
  17. Гимпельсон В., Капелюшников. « Нестандартная занятость и российский рынок   труда».// «Вопросы экономики» №1-2006
  18. Журавлева Г.П. Экономика: учебник/Г.П. Журавлева.-М.: Экономистъ, 2005
  19. Занятость и рынок  труда: новые реалии, национальные приоритеты, перспективы.- М.: Наука, 1998г.
  20. Итоги социально-экономического развития Тюменской области за 1-е полугодие 2006г.// « Тюменские известия» 11 августа 2006.№166
  21. Капелюшников Р. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2001
  22. Капелюшников Р.И., Аукционер С. Придерживание рабочей силы: свидетельства « Российского экономического барометра»// К вопросу теории и практики экономики переходного периода. М., 1996г.
  23. А.Н. Лизогуб, В.И. Симоненко.  Экономическая теория (конспект лекций)-М.: « Приор- издат», 2003.- 144с.
  24. Курс экономической  теории./ Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. Киров: Аса, 1996
  25. Налоги. Инвестиции. Капитал.- июль- декабрь. 2001г./ издание Администрации Тюменской области
  26. Носова С.С. Экономическая теория: Краткий курс: Учеб. пособие для студ. выс. уч. заведений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.-288с.
  27. « Наши доходы опережают рост цен»  // Газета « Тюменские известия» №-6, 2004г.
  28. Эренберг Р., Смит Р. Современная экономика  труда. Теория и государственная политика. М.: Из-во МГУ, 1996
  29. Яковлева И. Класс, который  мы потеряли// Экономика и жизнь. 1998. №49 С.1
  30. Варламова Т. П., Васильева Н. А., Неганова Л. М. и др. Большая экономическая энциклопедия. М:Эксмо, 2007
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложения.

Приложение 1.

№ п/п Наименование  задачи,  
мероприятия
Срок исполнения Ответственные исполнители
Задача 1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения
1. Опережающее профессиональное обучение работников предприятий и организаций в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников) В течение года Департамент труда  и занятости населения Самарской  области, министерство образования и науки Самарской области, региональное объединение работодателей «Союз работодателей Самарской области»
1.1. Формирование  перечня организаций, в которых  будет применяться опережающее профессиональное обучение Февраль-август 2009 года Департамент труда  и занятости населения Самарской области, министерство образования и науки Самарской области, региональное объединение работодателей «Союз работодателей Самарской области»
1.2. Определение объемов  и направлений опережающего профессионального  обучения, с учетом профессионально-квалификационной структуры высвобождаемых работников и приоритетов социально-экономического развития регионов Март –август 2009 года Департамент труда  и занятости населения Самарской  области, министерство образования и науки Самарской области, региональное объединение работодателей «Союз работодателей Самарской области»
1.3. Подготовка  перечня образовательных учреждений, организаций и предприятий, имеющих учебные центры, на базе которых будет проходить опережающее профессиональное обучение Март 2009 года Департамент труда  и занятости населения Самарской  области, министерство образования и науки Самарской области
1.4. Разработка  Порядка организации опережающего профессионального обучения Март 2009 года Департамент труда  и занятости населения Самарской области
1.5. Формирование  перечня организаций, в которые  будут трудоустроены высвобождаемые работники после окончания опережающего профессионального обучения В течение года Департамент труда  и занятости населения Самарской  области, региональное объединение работодателей «Союз работодателей Самарской области»
Задача 2. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест
2.1. Организация общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения В течение года Департамент труда  и занятости населения Самарской  области, региональное объединение работодателей «Союз работодателей Самарской области», министерство здравоохранения и социального развития Самарской области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области
2.1.1. Формирование  перечня предприятий (организаций) для организации общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения Февраль - август

2009 года

Департамент труда  и  занятости населения Самарской  области, региональное объединение работодателей «Союз работодателей Самарской области»
2.1.2. Оценка численности выпускников учреждений профессионального образования, выходящих на рынок труда в 2009 году Май – июнь 2009 года Департамент труда  и занятости населения Самарской  области, министерство образования и науки Самарской области
2.1.3. Заключение  договоров с работодателями на организацию общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения В течение года ГУ Центры занятости  населения городских округов  и муниципальных районов области
2.1.4. Отбор граждан  для участия в общественных работах, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы В течение года ГУ Центры занятости  населения городских округов  и муниципальных районов области
2.1.5. Реализация  мероприятий по организации общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения В течение года ГУ Центры занятости  населения городских округов  и муниципальных районов области
2.2. Содействие  развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан В течение года Департамент труда  и занятости населения Самарской  области, департамент развития предпринимательства Самарской области
2.2.1. Оказание информационно-консультационных услуг безработным гражданам по вопросам предпринимательства и самозанятости В течение года Департамент труда  и  занятости населения Самарской  области, департамент развития предпринимательства Самарской области
2.2.2. Содействие  в подготовке бизнес-планов безработным  гражданам В течение года Департамент труда  и занятости населения Самарской  области, департамент развития предпринимательства Самарской области
2.2.3. Предоставление  субсидий (грантов) за счет средств  федерального бюджета безработным  гражданам на развитие предпринимательской деятельности и самозанятости В течение года Департамент труда  и  занятости населения Самарской  области
Общепрограммные мероприятия
1. Ведение мониторинга  увольнения работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников, а также неполной занятости работников В течение года Департамент труда  и  занятости населения Самарской  области
2. Анализ данных мониторинга, подготовка прогнозных расчетов по дальнейшей реализации Программы В течение года Департамент труда и занятости населения Самарской области
3. Мероприятия по снижению потребности в привлечении  иностранной рабочей силы В течение года Департамент труда  и занятости населения Самарской  области, региональное объединение работодателей «Союз работодателей Самарской области», министерство образования и науки Самарской области
4. Информирование  населения о государственных услугах, предоставляемых органами службы занятости, и дополнительных мероприятиях по снижению напряженности на рынке труда Самарской области В течение года Департамент труда  и  занятости населения Самарской  области

Информация о работе Региональный рынок труда Самарской области