Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 04:41, курсовая работа
Актуальность темы исследования. В условиях современного развития экономических отношений рынок труда занимает важное место. С одной стороны, он является элементом экономической системы и от эффективности его функционирования зависят национальное благополучие, стабильность общества и эффективность социальноэкономических преобразований. В то же время, выступая самостоятельной системой, он опосредует влияние этого развития на благосостояние населения и характер многих социальных процессов, усиливая или сглаживая возникающие противоречия. Современное состояние российской экономики рассматривается как начало будущего устойчивого социально-экономического развития, успех которого невозможно представить без эффективного функционирования рынка труда. Его изменение происходит вместе с развитием других рынков ресурсов в процессе становления социально ориентированной рыночной экономики, в которой главной движущей силой стал материально обеспеченный, образованный, высококвалифицированный человек.
Введение…………………………………………………………………….…..…....2
Глава 1. Рынок труда………………………………………………………………..5
1.1 Понятие рынка труда……………………………………………………….…....5
1.2. Рынок труда в России…………………………………………………………...6
1.3. Регуляторы рынка труда………………………………………………….…….6
1.4 Определение труда, процесс трудовой деятельности………………….….…..9
Глава 2. Анализ региональгого рынка труда Самарской области…………...11
2.1. Анализ основных индикаторов, характеризующих состояние рынка труда в регионе…………………………………………………………………………..….11
2.2 Ситуация на рынке труда Самарской области……………………………….17
Глава 3. Политика правительства Самарской области в сфере занятости ……………………………………………………………………………………….26
3.1. Ведомственная целевая программа содействия занятости населения Самарской области на 2009-2010 годы. ……………………………………..26
3.1.1. Характеристика проблем, решение которых осуществляется путем реализации Ведомственной программы……………………………………….…26
3.1.2. Профессиональная несбалансированность спроса и предложения рабочей силы…………………………………………………………………………………29
3.1.3. Сложности трудоустройства инвалидов……………………………….…..29
3.1.4. Цели и задачи Ведомственной программы…………………………..…….30
3.1.5. Перечень программных мероприятий……………………………………..32
3.1.6.Описание социальных и экономических последствий еализации Ведомственной программы……………………………………….……………..36
3.2. Программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Самарской области на 2009 год……………………………………36
3.2.1. Содержание проблемы и необходимость её решения программными методами……………………………………………………………………………43
3.2.2. Основные цели и задачи программы……………………………………43
3.2.3. Система мероприятий программы………………………………………..43
3.2.4. Механизм реализации программы и контроль за ходом её выполнения…………………………………………………………………………45
3.2.5. Финансирование мероприятий программы…………………………….49
Заключение…………………………………………………………….…………....51
Библиографический список.………………………………………………………55
Временное трудоустройство особенно актуально для жителей муниципальных районов Самарской области, где преобладают работы временного или сезонного характера и наблюдается дефицит постоянных рабочих мест. В период участия в перечисленных мероприятиях осуществляется материальная поддержка безработных и несовершеннолетних граждан;
Задача 2 «Обеспечение социальной поддержки безработных граждан, предотвращение роста социальной напряженности» предполагает выполнение государственных гарантий по социальной поддержке безработных граждан и включает в себя в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»:
В рамках решения задачи 3 «Развитие качества, повышение профессиональной конкурентоспособности и мобильности рабочей силы на рынке труда» предполагается выполнение следующих мероприятий:
Одним из направлений профессионального обучения в сельской местности выступает обучение основам предпринимательской деятельности, а также обучение интенсивным технологиям ведения сельского хозяйства с последующей занятостью в личном подсобном хозяйстве. В Самарской области предполагается реализация крупных инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе, что повлечет за собой потребность в работниках строительных профессий, в рабочих кадрах для перерабатывающих отраслей. Именно эти направления станут приоритетными в профессиональном обучении сельских безработных граждан.
В рамках осуществления государственной политики занятости особое значение имеет оказание услуг гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, относящимся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья, военнослужащим, освобожденным из ИТУ, детям-сиротам. Их доля в общей численности граждан, получивших услуги по профориентации, социальной адаптации и профессиональному обучению не превышает 7-9%. В рамках реализации мер по улучшению демографической ситуации приоритетным направлением работы выступает организация профессионального обучения женщин, имеющих малолетних детей, и готовых приступить к трудовой деятельности.
Перечень
программных мероприятий
3.1.6. Описание
социальных и экономических
последствий
реализации Ведомственной
программы.
Социально-экономическими последствиями реализации Программы станут:
создание
благоприятных условий для
увеличение
налоговых поступлений и других
обязательных платежей в бюджеты
всех уровней в результате трудоустройства
службой занятости населения
на вакантные рабочие места
В период реализации Ведомственной программы предполагается снижение средней величины затрат на трудоустройство одного гражданина.
Выполнению Ведомственной программы могут помешать следующие риски:
3.2. Программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Самарской области
на 2009 год.
3.1. Содержание проблемы и необходимость её решения программными методами.
Самарская область, являясь промышленно развитым регионом с преобладанием в структуре экономики обрабатывающих производств, в большей степени испытает влияние мирового финансового кризиса.
Начиная с 4 квартала 2008 года, экономическая ситуация в области ухудшается. Кризис проявился во всех без исключения промышленных видах экономической деятельности, однако, особенно сильно его последствия затрагивают традиционные отрасли специализации региона: производство транспортных средств и оборудования, химическую отрасль, металлургическое производство, а также отрасли инвестиционного блока – промышленность строительных материалов, добычу неэнергетических полезных ископаемых.
Ситуация в этих сферах деятельности, а также в строительстве в большей степени будет определять общеэкономическую ситуацию в области в 2009 году. Положение усугубляется высокой концентрацией производства на территории области, особенно, в автомобилестроении (г.о. Тольятти). Экономика области во многом зависит от крупнейшего градообразующего предприятия – ОАО «АвтоВАЗ», производящего четверть всего объема промышленной продукции области, в целом в автомобильном кластере производится более 40% промышленной продукции области.
Прогнозировалось, что сокращение производства транспортных средств в 2009 году может составить до 20-30%. Реальная ситуация сложилась гораздо хуже. Индекс промышленного производства за январь-июнь 2009 года составил 71,5% к соответствующему периоду прошлого года. Темпы падения промышленного производства более, чем в 1,6 раза, превышают среднероссийский уровень. Наиболее серьезный спад произошел в обрабатывающих производствах – почти на 39% и, в первую очередь, за счет резкого снижения производства автомобилей – на 62,9%. Без учета производства автомобилей, индекс промышленного производства составил 88,9%, что сопоставимо с российским показателем.
В целом по области в 2009 году по сравнению с предыдущим годом существенно снизится общий объем промышленного производства, валовой региональный продукт.
Ухудшение общеэкономической ситуации отразится на снижении уровня жизни населения области: в 2009 году существенно сократятся реальная заработная плата и реальные располагаемые денежные доходы населения.
В результате значительно обострится ситуация в сфере занятости и на рынке труда Самарской области.
Развитие экономики Самарской области с учетом данных за 1 половину 2009 года происходило не по оптимистическому сценарию.
Пессимистический сценарий развития предполагает углубление кризиса и рост уровня общей безработицы до 7,4% (в 2008 году – 4,2%) (приложения 1, 2).
Регистрируемый рынок труда Самарской области с октября 2008 года испытывает последствия сокращения потребности экономики в рабочей силе. За 7 месяцев 2009 года численность безработных увеличилась на 89,0% и составила на 1 августа 45,3 тыс. человек, нагрузка на 1 вакансию состоящего на учете незанятого населения увеличилась с 2,5 до 4,2 человек на 1 рабочее место.
На 1.08.2009 в составе зарегистрированных безработных 8% составляли инвалиды, 6% – лица предпенсионного возраста, 21,5% – уволенные с предприятий по сокращению численности или штата работников, 49% – уволенные по собственному желанию, 55% – женщины.
С учетом того, что в Самарской области продолжается рост напряженности на рынке труда и повышается доля официально зарегистрированных безработных в их общей численности (по методологии МОТ), следует ожидать дальнейшего увеличения обращаемости граждан в органы государственной службы занятости населения и изменения уровня регистрируемой безработицы до 2,9% в среднем за год.
Основной
прирост численности
В отраслевой структуре наиболее значительные сокращения предполагаются в финансовой деятельности (12,3% от среднесписочной численности работников, занятых в данном виде экономической деятельности), в химическом производстве (6,1%), в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов (5,7%), производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования (5,1%), производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (3,9%).
По данным, полученным от ОАО «АвтоВАЗ» в рамках проведенных совещаний, с 1 декабря 2009 года планируется начать высвобождение 36,0 тыс. работников предприятия (при этих сроках официальная информация ОАО «АвтоВАЗ» должна быть получена 1 сентября). Этапы увольнения и структура его будут уточняться, но, безусловно, приведут к росту численности безработных в г.о. Тольятти до 33 тыс. человек на конец 2009 года, а по области – до 80-87 тыс. человек.
О наиболее масштабных высвобождениях сообщили следующие предприятия: ОАО «АвтоВАЗ» (3225 человек), ООО «Тольяттикаучук» (1692 человек – 26,7% от среднесписочной численности, из которых 911 человек обратятся в службу занятости), филиалы акционерного коммерческого Сберегательного банка РФ (3431 человек, из которых 480 – обратятся в службу занятости), ОАО «Авиакомпания Самара» (784 человека, все обратятся в службу занятости), ЗАО «Самарская кабельная компания» (722 человека, из которых 713 обратятся в службу занятости), ЗАО «ГК «Электрощит» – ТМ «Самара» (739 человек, из которых 674 человека обратятся в службу занятости).
Наибольшая
доля предстоящих увольнений приходится
на городские округа Самарской области,
в которых сосредоточены
Нарастают масштабы скрытой безработицы, что свидетельствует об ухудшении экономической ситуации в организациях различных видов экономической деятельности. По состоянию на 11 августа 2009 года 359 организаций области работают в режиме неполного рабочего времени, предоставили отпуска без сохранения заработной платы или находятся в простое:
в режиме неполного рабочего времени по инициативе администрации работают 36,5 тыс. человек;
в отпусках по инициативе администрации – 2,5 тыс. человек;
в простое по вине работодателя – 103,4 тыс. человек.
Наиболее сложная ситуация может сложиться в территориях: г.о. Тольятти, г.о. Самара, г.о. Новокуйбышевск, муниципальных районах (Пестравский, Алексеевский, Большечерниговский, Большеглушицкий, Хворостянский, Шенталинский, Челно-Вершинский, Борский).
Прогнозируется, что численность занятых в экономике Самарской области может уменьшиться в 2009 году на 4,4% по сравнению с оценкой 2008 года и составит 1521 тыс. человек.
Информация о работе Региональный рынок труда Самарской области