Региональный рынок труда Самарской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 04:41, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. В условиях современного развития экономических отношений рынок труда занимает важное место. С одной стороны, он является элементом экономической системы и от эффективности его функционирования зависят национальное благополучие, стабильность общества и эффективность социальноэкономических преобразований. В то же время, выступая самостоятельной системой, он опосредует влияние этого развития на благосостояние населения и характер многих социальных процессов, усиливая или сглаживая возникающие противоречия. Современное состояние российской экономики рассматривается как начало будущего устойчивого социально-экономического развития, успех которого невозможно представить без эффективного функционирования рынка труда. Его изменение происходит вместе с развитием других рынков ресурсов в процессе становления социально ориентированной рыночной экономики, в которой главной движущей силой стал материально обеспеченный, образованный, высококвалифицированный человек.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….…..…....2

Глава 1. Рынок труда………………………………………………………………..5

1.1 Понятие рынка труда……………………………………………………….…....5

1.2. Рынок труда в России…………………………………………………………...6

1.3. Регуляторы рынка труда………………………………………………….…….6

1.4 Определение труда, процесс трудовой деятельности………………….….…..9

Глава 2. Анализ региональгого рынка труда Самарской области…………...11

2.1. Анализ основных индикаторов, характеризующих состояние рынка труда в регионе…………………………………………………………………………..….11

2.2 Ситуация на рынке труда Самарской области……………………………….17

Глава 3. Политика правительства Самарской области в сфере занятости ……………………………………………………………………………………….26

3.1. Ведомственная целевая программа содействия занятости населения Самарской области на 2009-2010 годы. ……………………………………..26

3.1.1. Характеристика проблем, решение которых осуществляется путем реализации Ведомственной программы……………………………………….…26

3.1.2. Профессиональная несбалансированность спроса и предложения рабочей силы…………………………………………………………………………………29

3.1.3. Сложности трудоустройства инвалидов……………………………….…..29

3.1.4. Цели и задачи Ведомственной программы…………………………..…….30

3.1.5. Перечень программных мероприятий……………………………………..32

3.1.6.Описание социальных и экономических последствий еализации Ведомственной программы……………………………………….……………..36

3.2. Программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Самарской области на 2009 год……………………………………36

3.2.1. Содержание проблемы и необходимость её решения программными методами……………………………………………………………………………43

3.2.2. Основные цели и задачи программы……………………………………43

3.2.3. Система мероприятий программы………………………………………..43

3.2.4. Механизм реализации программы и контроль за ходом её выполнения…………………………………………………………………………45

3.2.5. Финансирование мероприятий программы…………………………….49

Заключение…………………………………………………………….…………....51

Библиографический список.………………………………………………………55

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Региональный рынок труда Самарской области - копия.doc

— 387.50 Кб (Скачать)

      Временное трудоустройство особенно актуально для жителей муниципальных районов Самарской области, где преобладают работы временного или сезонного характера и наблюдается дефицит постоянных рабочих мест. В период участия в перечисленных мероприятиях осуществляется материальная поддержка безработных и несовершеннолетних граждан;

  • социальная адаптация и формирование навыков самостоятельного поиска работы («Клуб ищущих работу», «Новый старт»). Положительным результатом является улучшение психологического состояния безработных, осознание ими того, что причина невостребованности может заключаться не только в дефиците вакансий, но в отсутствии профессионального образования, низкой квалификации, следствием чего является решение безработного получить профессиональное образование, освоить смежную профессию или повысить квалификацию;
  • содействие самозанятости безработных граждан предусматривает проведение комплекса мероприятий, направленных на создание условий для открытия собственного дела, способствует снижению напряженности на рынке труда, что особенно актуально для сельских территорий.

      Задача 2 «Обеспечение социальной поддержки безработных граждан, предотвращение роста социальной напряженности» предполагает выполнение государственных гарантий по социальной поддержке безработных граждан и включает в себя в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»:

  • выплату пособия по безработице;
  • выплату стипендий в период обучения по направлению органов службы занятости населения;
  • оказание материальной помощи безработным, у которых закончился период выплаты пособия;
  • возмещение затрат Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области на выплату пенсий, назначенных безработным гражданам досрочно.

      В рамках решения задачи 3 «Развитие качества, повышение профессиональной конкурентоспособности и мобильности рабочей силы на рынке труда» предполагается выполнение следующих мероприятий:

  • профессиональная ориентация граждан, которая способствует выбору гражданами вида деятельности и формы занятости в соответствии с личными склонностями и потребностями рынка труда.;
  • профессиональное обучение, которое осуществляется по профессиям (специальностям), пользующимся спросом на рынке труда Самарской области. В 2009 и 2010 годах служба занятости населения Самарской области при организации профессионального обучения особое внимание будет уделять обучению по рабочим профессиям, необходимым для развития экономики. Деятельность службы занятости будет направлена на удовлетворение потребностей предприятий области в рабочих кадрах высокой квалификации за счет повышения квалификации безработных по имеющейся профессии, а также обучения их смежным профессиям.

      Одним из направлений профессионального  обучения в сельской местности выступает  обучение основам предпринимательской  деятельности, а также обучение интенсивным технологиям ведения сельского хозяйства с последующей занятостью в личном подсобном хозяйстве. В Самарской области предполагается реализация крупных инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе, что повлечет за собой потребность в работниках строительных профессий, в рабочих кадрах для перерабатывающих отраслей. Именно эти направления станут приоритетными в профессиональном обучении сельских безработных граждан.

      В рамках осуществления государственной  политики занятости особое значение имеет оказание услуг гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, относящимся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья, военнослужащим, освобожденным из ИТУ, детям-сиротам. Их доля в общей численности граждан, получивших услуги по профориентации, социальной адаптации и профессиональному обучению не превышает 7-9%. В рамках реализации мер по улучшению демографической ситуации приоритетным направлением работы выступает организация профессионального обучения женщин, имеющих малолетних детей, и готовых приступить к трудовой деятельности.

      Перечень  программных мероприятий представлен  в Приложении 2.

 
3.1.6. Описание социальных и экономических последствий  
реализации Ведомственной программы.

      Социально-экономическими последствиями реализации Программы станут:

      создание  благоприятных условий для трудоустройства населения и рационального использования трудового потенциала, сдерживание роста социальной напряженности в обществе благодаря проведению активной политики на рынке труда и материальной поддержке безработных граждан;

      увеличение  налоговых поступлений и других обязательных платежей в бюджеты  всех уровней в результате трудоустройства  службой занятости населения  на вакантные рабочие места граждан, ищущих работу.

      В период реализации Ведомственной программы предполагается снижение средней величины затрат на трудоустройство одного гражданина.

      Выполнению  Ведомственной программы могут  помешать следующие риски:

  • уменьшение размера субвенций из федерального бюджета бюджету Самарской области на осуществление переданных полномочий по содействию занятости населения;
  • увеличение размеров пособия по безработице и материальной поддержки (при субсидировании временной занятости), рост стоимости услуг по профессиональному обучению, связанные с более высоким уровнем инфляции, чем расчетный, при сохранении объемов субвенций.
 

3.2. Программа дополнительных  мероприятий по  снижению напряженности на рынке труда Самарской области

на  2009  год.

3.1. Содержание  проблемы   и  необходимость   её  решения программными  методами.

     Самарская область, являясь промышленно развитым регионом с преобладанием в структуре  экономики обрабатывающих производств, в большей степени испытает влияние  мирового финансового кризиса.

     Начиная с 4 квартала 2008 года, экономическая ситуация в области ухудшается. Кризис проявился во всех без исключения промышленных видах экономической деятельности, однако, особенно сильно его последствия затрагивают традиционные отрасли специализации региона: производство транспортных средств и оборудования, химическую отрасль, металлургическое производство, а также отрасли инвестиционного блока – промышленность строительных материалов, добычу неэнергетических полезных ископаемых.

     Ситуация  в этих сферах деятельности, а также  в строительстве в большей степени будет определять общеэкономическую ситуацию в области в 2009 году. Положение усугубляется высокой концентрацией производства на территории области, особенно, в автомобилестроении (г.о. Тольятти). Экономика области во многом зависит от крупнейшего градообразующего предприятия – ОАО «АвтоВАЗ», производящего четверть всего объема промышленной продукции области, в целом в автомобильном кластере производится более 40% промышленной продукции области.

     Прогнозировалось, что сокращение производства транспортных средств в 2009 году может составить до 20-30%. Реальная ситуация сложилась гораздо хуже. Индекс промышленного производства за январь-июнь 2009 года составил 71,5% к соответствующему периоду прошлого года. Темпы падения промышленного производства более, чем в 1,6 раза, превышают среднероссийский уровень. Наиболее серьезный спад произошел в обрабатывающих производствах – почти на 39% и, в первую очередь, за счет резкого снижения производства автомобилей – на 62,9%. Без учета производства автомобилей, индекс промышленного производства составил 88,9%, что сопоставимо с российским показателем.

     В целом по области в 2009 году по сравнению с предыдущим годом существенно снизится общий объем промышленного производства, валовой региональный продукт.

     Ухудшение общеэкономической ситуации отразится на снижении уровня жизни населения области: в 2009 году существенно сократятся реальная заработная плата и реальные располагаемые денежные доходы населения.

     В результате значительно обострится ситуация в сфере занятости и на рынке труда Самарской области.

     Развитие  экономики Самарской области  с учетом данных за 1 половину 2009 года происходило не по оптимистическому сценарию.

     Пессимистический  сценарий развития предполагает углубление кризиса и рост уровня общей безработицы до 7,4% (в 2008 году – 4,2%) (приложения 1, 2).

     Регистрируемый  рынок труда Самарской области  с октября 2008 года испытывает последствия сокращения потребности экономики в рабочей силе. За 7 месяцев 2009 года численность безработных увеличилась на 89,0% и составила на 1 августа 45,3 тыс. человек, нагрузка на 1 вакансию состоящего на учете незанятого населения увеличилась с 2,5 до 4,2 человек на 1 рабочее место.

     На 1.08.2009 в составе зарегистрированных безработных 8% составляли инвалиды, 6% – лица предпенсионного возраста, 21,5% – уволенные с предприятий по сокращению численности или штата работников, 49% – уволенные по собственному желанию, 55% – женщины.

     С учетом того, что в Самарской области  продолжается рост напряженности на рынке труда и повышается доля официально зарегистрированных безработных в их общей численности (по методологии МОТ), следует ожидать дальнейшего увеличения обращаемости граждан в органы государственной службы занятости населения и изменения уровня регистрируемой безработицы до 2,9% в среднем за год.

     Основной  прирост численности безработных  граждан может произойти за счет увольняемых с предприятий области  работников. По данным мониторинга, проводимого  департаментом государственной  службы занятости населения с  октября 2008 года, темпы высвобождения работников организаций нарастают. На 31.12.2008 в службе занятости имелись данные о планируемом высвобождении 19,6 тыс. человек, 10,7 тыс. из которых предположительно могли обратиться в центры занятости населения, на 11.08.2009 численность предполагаемых к высвобождению увеличилась до 48,1 тыс. человек (приложение 3), а фактически высвобождено 24,7 тыс. работников.

     В отраслевой структуре наиболее значительные сокращения предполагаются в финансовой деятельности (12,3% от среднесписочной численности работников, занятых в данном виде экономической деятельности), в химическом производстве (6,1%), в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов (5,7%), производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования (5,1%), производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (3,9%).

     По  данным, полученным от ОАО «АвтоВАЗ» в рамках проведенных совещаний, с 1 декабря 2009 года планируется начать высвобождение 36,0 тыс. работников предприятия (при этих сроках официальная информация ОАО «АвтоВАЗ» должна быть получена 1 сентября). Этапы увольнения и структура его будут уточняться, но, безусловно, приведут к росту численности безработных в г.о. Тольятти до 33 тыс. человек на конец 2009 года, а по области – до 80-87 тыс. человек.

     О наиболее масштабных высвобождениях сообщили следующие предприятия: ОАО «АвтоВАЗ» (3225 человек), ООО «Тольяттикаучук» (1692 человек – 26,7% от среднесписочной численности, из которых 911 человек обратятся в службу занятости), филиалы акционерного коммерческого Сберегательного банка РФ (3431 человек, из которых 480 – обратятся в службу занятости), ОАО «Авиакомпания Самара» (784 человека, все обратятся в службу занятости), ЗАО «Самарская кабельная компания» (722 человека, из которых 713 обратятся в службу занятости), ЗАО «ГК «Электрощит» – ТМ «Самара» (739 человек, из которых 674 человека обратятся в службу занятости).

     Наибольшая  доля предстоящих увольнений приходится на городские округа Самарской области, в которых сосредоточены крупные, градообразующие и системообразующие предприятия – г.о. Тольятти (41,2%), г.о. Самара (37,6%), г.о. Сызрань (4,0%), г.о. Новокуйбышевск (3,8%), г.о. Кинель (1,8%).

      Нарастают масштабы скрытой безработицы, что  свидетельствует об ухудшении экономической  ситуации в организациях различных видов экономической деятельности. По состоянию на 11 августа 2009 года 359 организаций области работают в режиме неполного рабочего времени, предоставили отпуска без сохранения заработной платы или находятся в простое:

      в режиме неполного рабочего времени по инициативе администрации работают 36,5 тыс. человек;

      в отпусках по инициативе администрации  – 2,5 тыс. человек;

      в простое по вине работодателя – 103,4 тыс. человек.

     Наиболее  сложная ситуация может сложиться  в территориях: г.о. Тольятти, г.о. Самара, г.о. Новокуйбышевск, муниципальных районах (Пестравский, Алексеевский, Большечерниговский, Большеглушицкий, Хворостянский, Шенталинский, Челно-Вершинский, Борский).

     Прогнозируется, что численность занятых в  экономике Самарской области  может уменьшиться в 2009 году на 4,4% по сравнению с оценкой 2008 года и составит 1521 тыс. человек.

Информация о работе Региональный рынок труда Самарской области