Региональный рынок труда Самарской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 04:41, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. В условиях современного развития экономических отношений рынок труда занимает важное место. С одной стороны, он является элементом экономической системы и от эффективности его функционирования зависят национальное благополучие, стабильность общества и эффективность социальноэкономических преобразований. В то же время, выступая самостоятельной системой, он опосредует влияние этого развития на благосостояние населения и характер многих социальных процессов, усиливая или сглаживая возникающие противоречия. Современное состояние российской экономики рассматривается как начало будущего устойчивого социально-экономического развития, успех которого невозможно представить без эффективного функционирования рынка труда. Его изменение происходит вместе с развитием других рынков ресурсов в процессе становления социально ориентированной рыночной экономики, в которой главной движущей силой стал материально обеспеченный, образованный, высококвалифицированный человек.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….…..…....2

Глава 1. Рынок труда………………………………………………………………..5

1.1 Понятие рынка труда……………………………………………………….…....5

1.2. Рынок труда в России…………………………………………………………...6

1.3. Регуляторы рынка труда………………………………………………….…….6

1.4 Определение труда, процесс трудовой деятельности………………….….…..9

Глава 2. Анализ региональгого рынка труда Самарской области…………...11

2.1. Анализ основных индикаторов, характеризующих состояние рынка труда в регионе…………………………………………………………………………..….11

2.2 Ситуация на рынке труда Самарской области……………………………….17

Глава 3. Политика правительства Самарской области в сфере занятости ……………………………………………………………………………………….26

3.1. Ведомственная целевая программа содействия занятости населения Самарской области на 2009-2010 годы. ……………………………………..26

3.1.1. Характеристика проблем, решение которых осуществляется путем реализации Ведомственной программы……………………………………….…26

3.1.2. Профессиональная несбалансированность спроса и предложения рабочей силы…………………………………………………………………………………29

3.1.3. Сложности трудоустройства инвалидов……………………………….…..29

3.1.4. Цели и задачи Ведомственной программы…………………………..…….30

3.1.5. Перечень программных мероприятий……………………………………..32

3.1.6.Описание социальных и экономических последствий еализации Ведомственной программы……………………………………….……………..36

3.2. Программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Самарской области на 2009 год……………………………………36

3.2.1. Содержание проблемы и необходимость её решения программными методами……………………………………………………………………………43

3.2.2. Основные цели и задачи программы……………………………………43

3.2.3. Система мероприятий программы………………………………………..43

3.2.4. Механизм реализации программы и контроль за ходом её выполнения…………………………………………………………………………45

3.2.5. Финансирование мероприятий программы…………………………….49

Заключение…………………………………………………………….…………....51

Библиографический список.………………………………………………………55

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Региональный рынок труда Самарской области - копия.doc

— 387.50 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение…………………………………………………………………….…..…....2

Глава 1. Рынок  труда………………………………………………………………..5

1.1 Понятие  рынка труда……………………………………………………….…....5

1.2. Рынок труда в России…………………………………………………………...6

1.3. Регуляторы  рынка труда………………………………………………….…….6

1.4 Определение  труда, процесс трудовой деятельности………………….….…..9

Глава 2. Анализ  региональгого  рынка  труда  Самарской  области…………...11

2.1. Анализ основных индикаторов, характеризующих состояние рынка труда в регионе…………………………………………………………………………..….11

2.2 Ситуация на рынке труда Самарской области……………………………….17

Глава 3. Политика правительства  Самарской  области  в сфере  занятости ……………………………………………………………………………………….26

3.1. Ведомственная   целевая  программа  содействия  занятости  населения Самарской  области  на  2009-2010  годы. ……………………………………..26

3.1.1. Характеристика проблем, решение которых осуществляется путем реализации Ведомственной программы……………………………………….…26

3.1.2. Профессиональная несбалансированность спроса и предложения рабочей силы…………………………………………………………………………………29

3.1.3. Сложности трудоустройства инвалидов……………………………….…..29

3.1.4. Цели и задачи Ведомственной программы…………………………..…….30

3.1.5. Перечень программных мероприятий……………………………………..32

3.1.6.Описание социальных и экономических последствий еализации Ведомственной программы……………………………………….……………..36

3.2. Программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Самарской области на 2009 год……………………………………36

3.2.1. Содержание  проблемы и необходимость   её  решения программными  методами……………………………………………………………………………43

3.2.2. Основные  цели  и  задачи  программы……………………………………43

3.2.3. Система   мероприятий  программы………………………………………..43

3.2.4. Механизм  реализации программы  и   контроль  за  ходом  её  выполнения…………………………………………………………………………45

3.2.5. Финансирование  мероприятий  программы…………………………….49

Заключение…………………………………………………………….…………....51

Библиографический  список.………………………………………………………55

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

       Актуальность  темы исследования. В условиях современного развития экономических отношений рынок труда занимает важное место. С одной стороны, он является элементом экономической системы и от эффективности его функционирования зависят национальное благополучие, стабильность общества и эффективность социальноэкономических преобразований. В то же время, выступая самостоятельной системой, он опосредует влияние этого развития на благосостояние населения и характер многих социальных процессов, усиливая или сглаживая возникающие противоречия. Современное состояние российской экономики рассматривается как начало будущего устойчивого социально-экономического развития, успех которого невозможно представить без эффективного функционирования рынка труда. Его изменение происходит вместе с развитием других рынков ресурсов в процессе становления социально ориентированной рыночной экономики, в которой главной движущей силой стал материально обеспеченный, образованный, высококвалифицированный человек. Значимость дальнейшего исследования российского рынка труда возрастает в связи с тем, что у этого рынка много проблем. Его функционирование сопряжено со множеством сложностей, столкновений интересов различных социальных групп. Это нередко вызывает социальную напряженность и общественные диссонансы. В данной связи мероприятия, проводимые с целью урегулирования конфликтов, должны носить толерантный, компромиссный характер, учитывать интересы всех участников трудовых отношений. В результате исследование роли, значимости, особенностей функционирования рынка труда и совершенствование механизма регулирования протекающих в нем процессов являются важными и злободневными. Несмотря на большой опыт решения многих проблем функционирования рынка труда, некоторые их аспекты в теоретическом и методологическом плане требуют дальнейших научных исследований. До сих пор являются спорными вопросы дефиниции рынка труда, его границ и особенностей функционирования, правомочий участников рынка, воздействия факторов на данный рынок. Все это повышает важность его изучения. Хотя многие исследователи обращали внимание на особенности функционирования российского рынка труда, его уникальные свойства не подвергались комплексному анализу. Анализ рынка труда чаще всего носит описательный характер без выявления глубинных особенностей, четкости в понятиях и выводах. Недостаточно проработан системный подход при рассмотрении индикаторов рынка труда и механизма его регулирования. Обычно можно встретить фрагментарные исследования по отдельным его элементам. Все отмеченное требует комплексного социально-экономического анализа рассматриваемой проблемы, разработки причинно-следственных связей функционирования рынка труда с целью совершенствования механизма повышения его эффективности. Указанные причины послужили основой выбора темы настоящего исследования, определили цель и задачи исследования. Степень разработанности проблемы. Вопросы функционирования рынка труда исследуются представителями различных научных дисциплин: экономики, истории, демографии, социологии. Они рассматриваются в целом ряде научных работ зарубежных и отечественных ученых, в учебных пособиях по экономике труда и экономической теории.

    Цель  данной работы:

  1. Дать  определение  понятию «Рынок  труда».
  2. Провести анализ  региональный  рынок труда Самарской области.
  3. Оценить  эффективность  политики  правительства  Самарской  области  в  сфере  занятости.
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Региональный  рынок  труда.

1.1 Понятие рынка  труда

     Труд  является основой жизнедеятельности  и развития каждого человека. В  самой сущности человека изначально заложена потребность трудится как необходимое и естественное условие существование. Столь же необходимым является труд и сточки зрения его роли в обществе, имея ввиду труд работников и коллективов как товаропроизводителей.

     Рынок труда – это система отношений  по поводу условий купли – продажи рабочей силы. Рынок рабочей силы включает отношения между нанимателями и наемными работниками. В условиях рыночных отношений человек как субъект труда может реализовать свой трудовой потенциал, свои способности к труду двояким образом: когда выступает как самостоятельный товаропроизводитель, реализующий произведенную продукцию на рынке, или же, как наемный работник, который предлагает свои услуги товаропроизводителю. Во втором случае происходит обмен по принципу: квалификация и рабочее время наемного работника – за заработную плату и прибыль от результатов деятельности.

     На  рынке труда определяется стоимость  рабочей силы, условия ее найма, в  том числе величина заработной платы, условия труда, возможность получения  образования, профессионального роста, гарантии занятости и т. д.

     Рынок труда отражает основные тенденции  в динамике занятости, ее основных структурах (отраслевой, профессионально-квалификационной, демографической), т. е. в общественном разделении труда, а также мобильность  рабочей силы, масштабы и динамику безработицы.

     Рынок труда представляет собой механизм осуществления контактов между  покупателями рабочей силы (нанимателями) и продавцами рабочей силы (нанимаемыми). Этот рынок включает не только специально организованные учреждения — биржи  труда, но и все индивидуальные сделки по найму рабочей силы.

     Рынок труда тесно связан с остальными подсистемами рынка. Например, для того чтобы пользоваться спросом, рабочая  сила должна обладать определенной совокупностью  физических, умственных и профессиональных способностей. Реализуя эти способности в процессе производства, она должна постоянно воспроизводиться. Это зависит, в частности, от состояния рынка потребительских товаров. На рынке рабочей силы должна присутствовать конкуренция как основная движущая сила совершенствования способностей работника к труду.

     Испытывая потребность к постоянному воспроизводству, причем каждый раз на новом, более  высоком уровне, носитель рабочей  силы ищет только такого работодателя, которому он мог бы предложить ее на наиболее выгодных условиях. Поэтому в спросе на рабочую силу также должна быть конкуренция. При таких условиях будет происходить социальное и экономическое развитие общества, основанное на рыночной активности работников, предлагающих свою рабочую силу, с одной стороны, и нанимателей — с другой.

1.2. Рынок труда в России

Рынок труда в России имеет ряд особенностей по сравнению с рынками труда  других развитых государств1:

  1. Российский рынок труда ещё не до конца сформирован.
  2. В результате менталитета россиян, климатическими особенностями и большой территорией россияне не отличаются мобильностью.
  3. По официальным данным в России низкий уровень безработицы, хотя безработица имеет теневые формы, иногда безработица имеет скрытые формы, когда, например, работник переводится на 0,1 ставки (формально это человек имеющий работу, но реально 1/10 часть оплаты труда не позволяет содержать себя и семью).
  4. Поведение предприятий приводит к тому, что состояние рынка труда не позволяет говорить о высокой эффективности. Гонка правительства за социальной стабильностью приводит к тому, что работу сохраняют низкоэффективные работники, что приводит к серьезным проблемам с производительностью труда. Происходит резервирование рабочей силы.
  5. Очень низкий уровень оплаты труда, что приводит к низкой производительности труда.
  6. Низкий средний уровень качества и гибкости образования приводит к высокому уровню безработицы и низкому уровню оплаты труда квалифицированных кадров.

1.3. Регуляторы рынка труда

     Рынок рабочей силы, подчиняясь в целом  законам спроса и предложения, имеет ряд отличий от других товарных рынков. Регуляторами здесь являются не только факторы макро- и микроэкономические, но и социальные и социально – психологические.

     На  динамику рынка воздействует ряд  факторов:

  • демографический (уровень рождаемости, темпы роста численности трудоспособного населения);
  • степень экономической активности различных демографических и этнических групп трудоспособного населения (например, быстрое вовлечение женщин в состав рабочей силы);
  • процессы миграции;
  • состояние экономической коньюктуры, фаза экономического цикла;
  • научно – технических прогресс.

     Состояние регионального рынка труда будет  зависеть еще и от других факторов. На основе различных статистических данных, которыми занимаются специальные  службы, можно составить определенную картину на рынке труда в конкретном регионе.

  • спрос на рабочую силу, определяемый числом вакансий;
  • предложение рабочей силы;
  • распределение рабочей силы на рынке труда, характеризующее способ поиска рабочего места (самостоятельно или через службу занятости);
  • численность незанятых граждан и занятых в домашнем хозяйстве.

     Об  экономическом уровне на региональном рынке можно судить и исходя из таких факторов, как уровень образованности в данном регионе (наличие учебных  заведений, различные институты повышения квалификации), экономика региона в целом, развитие инфраструктуры предприятий, разнообразие предложений на рынке труда и т.д.

      Спрос на рабочую силу зависит в первую очередь от макроэкономических тенденций:

  1. динамика развития экономики и инвестиционная активность, непосредственно влияющие на количество рабочих мест: при росте экономики их становится больше, при кризисе или спаде число рабочих мест сокращается;
  2. уровень оплаты труда. В странах и регионах с «дешевой» рабочей силой ниже издержки создания новых рабочих мест и поэтому чаще размещаются новые трудоемкие производства. При высоком уровне оплаты труда работодатели снижают свои издержки путем автоматизации производства или его вывода в «дешевые» страны или регионы, тем самым ограничивая предложение новых рабочих мест в экономике своей территории.
  3. структура экономики регионов, в том числе соотношение трудоемких и нетрудоемких отраслей. В современной экономике наиболее трудоемки отрасли услуг, поэтому в крупных городах, где сектор услуг развивается опережающими темпами, предложение рабочих мест больше, что способствует лучшему состоянию рынков труда. В небольших монофункциональных городах рынки труда зависят от положения градообразующего предприятия и поэтому наиболее уязвимы и нестабильны (Тольятти).
  4. политика государства в сфере занятости. Во-первых, это роль государства как регулятора рынка труда, определяющего «правила игры» – найма и увольнения работников, социальных гарантий и социального страхования занятых. Институциональные нормы оказывают заметное влияние на состояние рынка труда. При более жестком регулировании и высоком уровне социальной защиты занятых, характерном для западноевропейских стран, работодатели, как правило, стремятся минимизировать риски дополнительных издержек и ограничивают найм работников, что приводит к росту безработицы. При более мягком регулировании, характерном для США, занятые менее защищены при ухудшении ситуации в экономике, но при благоприятной экономической конъюнктуре облегчается создание новых рабочих мест, в результате рынок труда оказывается более гибким.

Информация о работе Региональный рынок труда Самарской области