Региональный рынок труда Самарской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 04:41, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. В условиях современного развития экономических отношений рынок труда занимает важное место. С одной стороны, он является элементом экономической системы и от эффективности его функционирования зависят национальное благополучие, стабильность общества и эффективность социальноэкономических преобразований. В то же время, выступая самостоятельной системой, он опосредует влияние этого развития на благосостояние населения и характер многих социальных процессов, усиливая или сглаживая возникающие противоречия. Современное состояние российской экономики рассматривается как начало будущего устойчивого социально-экономического развития, успех которого невозможно представить без эффективного функционирования рынка труда. Его изменение происходит вместе с развитием других рынков ресурсов в процессе становления социально ориентированной рыночной экономики, в которой главной движущей силой стал материально обеспеченный, образованный, высококвалифицированный человек.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….…..…....2

Глава 1. Рынок труда………………………………………………………………..5

1.1 Понятие рынка труда……………………………………………………….…....5

1.2. Рынок труда в России…………………………………………………………...6

1.3. Регуляторы рынка труда………………………………………………….…….6

1.4 Определение труда, процесс трудовой деятельности………………….….…..9

Глава 2. Анализ региональгого рынка труда Самарской области…………...11

2.1. Анализ основных индикаторов, характеризующих состояние рынка труда в регионе…………………………………………………………………………..….11

2.2 Ситуация на рынке труда Самарской области……………………………….17

Глава 3. Политика правительства Самарской области в сфере занятости ……………………………………………………………………………………….26

3.1. Ведомственная целевая программа содействия занятости населения Самарской области на 2009-2010 годы. ……………………………………..26

3.1.1. Характеристика проблем, решение которых осуществляется путем реализации Ведомственной программы……………………………………….…26

3.1.2. Профессиональная несбалансированность спроса и предложения рабочей силы…………………………………………………………………………………29

3.1.3. Сложности трудоустройства инвалидов……………………………….…..29

3.1.4. Цели и задачи Ведомственной программы…………………………..…….30

3.1.5. Перечень программных мероприятий……………………………………..32

3.1.6.Описание социальных и экономических последствий еализации Ведомственной программы……………………………………….……………..36

3.2. Программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Самарской области на 2009 год……………………………………36

3.2.1. Содержание проблемы и необходимость её решения программными методами……………………………………………………………………………43

3.2.2. Основные цели и задачи программы……………………………………43

3.2.3. Система мероприятий программы………………………………………..43

3.2.4. Механизм реализации программы и контроль за ходом её выполнения…………………………………………………………………………45

3.2.5. Финансирование мероприятий программы…………………………….49

Заключение…………………………………………………………….…………....51

Библиографический список.………………………………………………………55

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Региональный рынок труда Самарской области - копия.doc

— 387.50 Кб (Скачать)
 

 

Ситуация на рынке труда Самарской области на 04 мая 2011 года:

     За  январь-апрель 2011 г. в службу занятости населения обратилось 33330 человек.

     Признано безработными 21155 человек или 63,5% обратившихся.

     18183 человека трудоустроены при содействии службы занятости.

     Численность зарегистрированных безработных на конец апреля т.г. составила 34656 человек (на 0,7% меньше, чем на начало года). Уровень регистрируемой безработицы – 2,0%. Количество вакансий, которыми располагали центры занятости населения области, составляло 28730 единиц (в 1,6 раза больше по сравнению с началом года). По области на 100 рабочих мест претендует 129 человек, не занятых трудовой деятельностью (на начало текущего года – 205 человек).   

     К 04.05.2011 численность зарегистрированных безработных сократилась ещё на 181 человека до 34475 человек. Снижение численности безработных за последнюю неделю отмечалось в 28 из 37 территорий. Уровень регистрируемой безработицы – 2,0%.

     Ниже среднеобластного показателя уровень безработицы сложился в 8 территориях: г.о. Самара, Сызрань, Новокуйбышевск, Тольятти, м.р. Волжский, Ставропольский, К.Черкасский, Сызранский (от 0,7% до 1,9%). Уровень безработицы 5% и более регистрируется в Алексеевском и Пестравском районах (5,8%, 5,9% соответственно).

     В Тольятти на 4 мая зарегистрированы 8978 безработных граждан, уровень безработицы – 1,9%, в Самаре – 6505 человек, уровень безработицы – 0,9%. В Тольятти численность безработных за неделю уменьшилась на 80 человек (на 0,9%), в Самаре – на 56 человек (0,9%).  

     Потребность в работниках, заявленная работодателями в органы службы занятости населения  за период с 27 апреля по 5 мая, – 2087 единиц (с 20 по 26 апреля – 3656 единиц). На 04.05.2011 ЦЗН располагают информацией о наличии 28735 вакансий. 

Глава 3. Политика правительства  Самарской  области  в сфере  занятости  населения  на  примере 

3.1. Ведомственная целевая программа содействия  занятости населения Самарской области на  2009-2010  годы.

3.1.1. Характеристика проблем, решение которых осуществляется путем реализации Ведомственной программы.

      Ведомственная программа предусматривает меры, направленные на повышение эффективности использования трудовых ресурсов, содействие трудоустройству различных категорий населения, в том числе граждан, испытывающих трудности в поиске работы, и находящихся под риском увольнения, обеспечение социальной защиты временно незанятых граждан, развитие профессиональной ориентации населения, подготовки и переподготовки безработных граждан.

      Ведомственная программа разработана с учетом основных направлений государственной  политики занятости населения на основе анализа и прогноза состояния рынка труда и выявленных в сфере занятости проблем.

      В 2007 году в государственную службу занятости населения обратились за содействием в поиске работы 101,7 тыс. граждан, что на 6,5% больше, чем в предыдущем году. Наибольший прирост обратившихся наблюдался в центрах занятости населения муниципальных районов (на 16,9%).

      Статус  безработного получили 50,4 тыс. человек или 49,6% из числа ищущих работу граждан (в 2006 году – 46,6 тыс. человек или 48,7% соответственно). В городах были признаны безработными 34,2% от числа обратившихся граждан, в районах – 84,5%.

     За 2007 год с помощью службы занятости населения нашли работу 65,6 тыс. человек, что составляет 64,5% обратившихся в поиске работы граждан (в 2006 году – 70,7 тыс. человек и 74,0% соответственно). С учета по причине трудоустройства снято 22,0 тыс. безработных граждан (в 2006 году – 27,2 тыс. человек). На снижение численности трудоустроенных оказало влияние сокращение обращаемости в службу занятости населения граждан, реально заинтересованных поиском работы, ухудшение структуры ищущих работу граждан, а также некоторое уменьшение количества имеющихся в распоряжении службы занятости населения вакансий (в 2007 году – 103,6 тыс. единиц, что на 2,3 тыс. меньше, чем в предыдущем году).

      К концу декабря 2007 года численность зарегистрированных в службе занятости населения безработных составляла 26,4 тыс. и по сравнению с началом года увеличилась на 2,6 тыс. человек, уровень безработицы – 1,5% экономически активного населения (на 31.12.2006 – 1,4%).

      Однако  в среднегодовом выражении численность  зарегистрированных безработных и  соответствующий уровень безработицы  снизились и составили 23,8 тыс. человек и 1,3% (в 2006 году – 26,0 тыс. человек и 1,5% соответственно). В 2008 году эта тенденция сохранится, находясь в русле динамики общей безработицы.

     Ключевыми проблемами на рынке труда Самарской  области являются следующие:

    Территориальная диспропорция спроса и предложения  рабочей силы.

      Диспропорция  спроса и предложения рабочей  силы, определяющая возможности государственных учреждений центров занятости населения городских округов и муниципальных районов (далее – центров занятости населения) по трудоустройству граждан, характеризовалась показателем нагрузки на вакансию незанятого населения, значение которого варьировалось от 0,6-1,0 (г.о. Новокуйбышевск, Сызрань, Самара, Кинель и Тольятти, м.р. Ставропольский) до 5,2-7,0 человек (м.р. Камышлинский, Алексеевский, Хворостянский, Борский, Пестравский и Похвистневский). Дефицит рабочей силы характерен, в основном, для г.о. Самара и Тольятти, где количество вакансий значительно (в 1,5-2 раза) превышает численность граждан, обращающихся в службу занятости населения, для малых городских округов и муниципальных районов характерен недостаток рабочих мест. В среднем по городским округам на 10 вакансий претендовали 9 незанятых граждан, в муниципальных районах – на 1 вакансию претендовали 3 человека (в среднем по области – на 1 вакансию 1,2 человека).

      Отсутствие  достаточного числа вакансий является одной из основных причин (наряду с такими, как транспортная недоступность рабочих мест из-за отсутствия регулярного сообщения между населенными пунктами, сезонные колебания спроса на рабочую силу), обусловливающих высокий уровень безработицы в сельских районах (он превосходил аналогичный показатель для городского населения в 6,14 раза против 5,76 раза в 2006 году). В сельской местности зарегистрировано 56,1% безработных, в то время как проживает там лишь пятая часть населения трудоспособного возраста. Кроме объективных причин сельской безработицы существуют и субъективные: регулярная выплата пособия по безработице, а также возможность получить субсидии по оплате коммунальных услуг и социальное пособие. Таким образом, действующее законодательство позволяет гражданам, фактически не готовым приступить к работе и не стремящимся ее найти, получить статус безработного.

    3.1.2. Профессиональная несбалансированность спроса и предложения рабочей силы.

      Среди всех вакансий, предоставляемых предприятиями  и организациями области в  службу занятости населения, 3/4 предназначается для граждан, имеющих рабочие профессии, тогда как среди ищущих работу бывшие рабочие составляют чуть больше 1/2. Из-за снижения престижа рабочих профессий на протяжении нескольких лет на промышленных предприятиях области и в строительстве наблюдается кадровый дефицит по основным рабочим профессиям (электрогазосварщик, токарь, электромонтер, слесарь), в то время как среди безработных избыток бухгалтеров, экономистов, юристов, менеджеров и т.д. В этой связи способом смягчения данной проблемы является осуществляемое службой занятости населения профессиональное обучение и профессиональная ориентация граждан.

    3.1.3. Сложности трудоустройства инвалидов.

      Наиболее  актуальной в настоящее время  является проблема трудоустройства инвалидов. Так, в 2007 году увеличилась численность и доля инвалидов среди ищущих работу граждан – 5,1 тыс. человек и 5,1% соответственно (в 2006 году – 4,3 тыс. человек и 4,5%). Трудоустройство этой категории граждан затруднено из-за имеющихся у них ограничений к определенным видам деятельности, сложности добираться до рабочего места в случае его удаленности и т.п. Именно эти факторы являются причиной самой высокой средней продолжительности безработицы у граждан данной категории – 5,6 месяца, а также самого высокого уровня застойной безработицы – 19,9% инвалидов состоят на учете более 8 месяцев. В связи с отменой налоговых льгот работодатели неохотно принимают на работу граждан с ограниченными возможностями здоровья. Только один из четырех инвалидов, обратившихся за содействием в поиске работы в течение года, смог трудоустроиться с помощью службы занятости населения. К концу 2007 года численность безработных инвалидов увеличилась до 3,2 тыс. человек (за год на 8,9%).

      В регионе действует Закон Самарской  области «О квотировании рабочих мест для инвалидов в Самарской области», в соответствии с которым осуществляется работа по организации квотирования рабочих мест для инвалидов. Однако на практике квота по приему на работу инвалидов предприятиями исполняется не в полном объеме, так как работодатели не представляют в центры занятости информацию о вакансиях, на которые возможно трудоустройство граждан с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, отмена взимания обязательной платы с организаций, отказывающихся принимать на работу инвалида в счет установленной квоты, исключила источник финансирования мероприятий по созданию специальных рабочих мест для граждан этой категории, а также возможность стимулирования работодателей к созданию дополнительных рабочих мест. До сих пор остается нерешенным вопрос об организациях с вредными и тяжелыми условиями труда, работа на которых может негативно сказаться на здоровье инвалидов, отсутствует методика расчета средств, необходимых для создания специальных рабочих мест для данной категории граждан. Бюджетные учреждения и организации, как правило, лишены финансовой возможности создавать дополнительные рабочие места для инвалидов.

 
3.1.4. Цели и задачи Ведомственной программы

      Ведомственная программа разработана с целью  содействия эффективной занятости  населения Самарской области.

      Достижение  поставленной цели предусматривает  решение следующих основных задач:

      Задача 1. Содействие трудоустройству граждан и обеспечение кадровой потребности работодателей.

      Задача 2. Обеспечение социальной поддержки безработных граждан, предотвращение роста социальной напряженности.

      Задача 3. Развитие качества и повышение профессиональной конкурентоспособности и мобильности рабочей силы на рынке труда.

      Содействие  трудоустройству граждан и обеспечение  кадровой потребности работодателей  является одним из важнейших направлений  деятельности органов службы занятости  населения, которое предусматривает  обеспечение трудоустройства граждан, обратившихся в поиске работы, путем подбора подходящих вакансий, а работодателям – необходимых кадров, расширение контактов с работодателями с целью пополнения банка вакансий, повышение возможностей трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы, профилактику безработицы за счет проведения мероприятий по информированию о положении на рынке труда и профессиональной ориентации, социальной адаптации безработных граждан.

      Социальная  поддержка безработных граждан  направлена на смягчение негативных последствий безработицы и является разновидностью адресной социальной помощи. Получателями социальной поддержки являются лица, признанные безработными в установленном Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» порядке. Среди них многие нуждаются в дополнительной социальной защите. Государство в период поиска подходящей работы гарантирует им получение социальных выплат.

      Развитие  качества и повышение профессиональной конкурентоспособности и мобильности  рабочей силы на рынке труда осуществляется посредством профессиональной ориентации граждан, психологической поддержки и профессионального обучения безработных граждан.

      Для большинства безработных граждан  профессиональное обучение является необходимым  условием для обеспечения возможности  последующего трудоустройства или нахождения доходного занятия. Наряду с этим оно способствует повышению сбалансированности рынка труда области. Профориентационное сопровождение профессионального обучения – важное и перспективное направление деятельности службы занятости, которое позволяет безработным выбрать оптимальное направление профессионального обучения, быстрее адаптироваться к учебе и успешно осваивать необходимые профессиональные навыки.

 
3.1.5. Перечень программных мероприятий

      Структура и содержание мероприятий Ведомственной  программы соответствуют поставленным задачам.

      Для реализации задачи 1 «Содействие трудоустройству граждан и обеспечение кадровой потребности работодателей» предполагается:

  • содействие трудоустройству граждан путем подбора вариантов подходящей работы из вакансий, заявляемых работодателями;
  • информирование о положении на рынке труда: размещение информации в Интернете, опубликование в средствах массовой информации, изготовление информационных материалов (брошюр, буклетов и т.д.), выступления на телевидении и радио;
  • организация и проведение ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, целью которых является предоставление работодателям возможности вести отбор специалистов на имеющиеся вакансии из большого числа претендентов, а гражданам – пройти собеседование сразу у нескольких работодателей.
  • содействие временному трудоустройству ищущих работу и безработных граждан предусматривает следующие государственные услуги:
  • трудоустройство безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, позволяет снизить социальную напряженность на рынке труда, а также повысить конкурентоспособность отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы, – инвалидов, лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, лиц предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости), беженцев и вынужденных переселенцев, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф, граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
  • занятость несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет обеспечивает применение гибких форм занятости для несовершеннолетних граждан в период каникул и свободное от учебы время, а также способствует профилактике правонарушений и наркомании среди подростков;
  • общественные работы позволяют гражданам получить возможность продемонстрировать работодателю свои способности и трудовые навыки и иметь доход.

Информация о работе Региональный рынок труда Самарской области