Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 04:41, курсовая работа
Актуальность темы исследования. В условиях современного развития экономических отношений рынок труда занимает важное место. С одной стороны, он является элементом экономической системы и от эффективности его функционирования зависят национальное благополучие, стабильность общества и эффективность социальноэкономических преобразований. В то же время, выступая самостоятельной системой, он опосредует влияние этого развития на благосостояние населения и характер многих социальных процессов, усиливая или сглаживая возникающие противоречия. Современное состояние российской экономики рассматривается как начало будущего устойчивого социально-экономического развития, успех которого невозможно представить без эффективного функционирования рынка труда. Его изменение происходит вместе с развитием других рынков ресурсов в процессе становления социально ориентированной рыночной экономики, в которой главной движущей силой стал материально обеспеченный, образованный, высококвалифицированный человек.
Введение…………………………………………………………………….…..…....2
Глава 1. Рынок труда………………………………………………………………..5
1.1 Понятие рынка труда……………………………………………………….…....5
1.2. Рынок труда в России…………………………………………………………...6
1.3. Регуляторы рынка труда………………………………………………….…….6
1.4 Определение труда, процесс трудовой деятельности………………….….…..9
Глава 2. Анализ региональгого рынка труда Самарской области…………...11
2.1. Анализ основных индикаторов, характеризующих состояние рынка труда в регионе…………………………………………………………………………..….11
2.2 Ситуация на рынке труда Самарской области……………………………….17
Глава 3. Политика правительства Самарской области в сфере занятости ……………………………………………………………………………………….26
3.1. Ведомственная целевая программа содействия занятости населения Самарской области на 2009-2010 годы. ……………………………………..26
3.1.1. Характеристика проблем, решение которых осуществляется путем реализации Ведомственной программы……………………………………….…26
3.1.2. Профессиональная несбалансированность спроса и предложения рабочей силы…………………………………………………………………………………29
3.1.3. Сложности трудоустройства инвалидов……………………………….…..29
3.1.4. Цели и задачи Ведомственной программы…………………………..…….30
3.1.5. Перечень программных мероприятий……………………………………..32
3.1.6.Описание социальных и экономических последствий еализации Ведомственной программы……………………………………….……………..36
3.2. Программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Самарской области на 2009 год……………………………………36
3.2.1. Содержание проблемы и необходимость её решения программными методами……………………………………………………………………………43
3.2.2. Основные цели и задачи программы……………………………………43
3.2.3. Система мероприятий программы………………………………………..43
3.2.4. Механизм реализации программы и контроль за ходом её выполнения…………………………………………………………………………45
3.2.5. Финансирование мероприятий программы…………………………….49
Заключение…………………………………………………………….…………....51
Библиографический список.………………………………………………………55
Ситуация на рынке труда Самарской области на 04 мая 2011 года:
За январь-апрель 2011 г. в службу занятости населения обратилось 33330 человек.
Признано безработными 21155 человек или 63,5% обратившихся.
18183 человека трудоустроены при содействии службы занятости.
Численность
зарегистрированных безработных на конец
апреля т.г. составила 34656 человек (на 0,7%
меньше, чем на начало года). Уровень регистрируемой
безработицы – 2,0%. Количество вакансий,
которыми располагали центры занятости
населения области, составляло 28730 единиц
(в 1,6 раза больше по сравнению с началом
года). По области на 100 рабочих мест претендует
129 человек, не занятых трудовой деятельностью
(на начало текущего года – 205 человек).
К 04.05.2011 численность зарегистрированных безработных сократилась ещё на 181 человека до 34475 человек. Снижение численности безработных за последнюю неделю отмечалось в 28 из 37 территорий. Уровень регистрируемой безработицы – 2,0%.
Ниже среднеобластного показателя уровень безработицы сложился в 8 территориях: г.о. Самара, Сызрань, Новокуйбышевск, Тольятти, м.р. Волжский, Ставропольский, К.Черкасский, Сызранский (от 0,7% до 1,9%). Уровень безработицы 5% и более регистрируется в Алексеевском и Пестравском районах (5,8%, 5,9% соответственно).
В
Тольятти на 4 мая зарегистрированы 8978 безработных
граждан, уровень безработицы – 1,9%, в Самаре
– 6505 человек, уровень безработицы – 0,9%.
В Тольятти численность безработных за
неделю уменьшилась на 80 человек (на 0,9%),
в Самаре – на 56 человек (0,9%).
Потребность
в работниках, заявленная работодателями
в органы службы занятости населения
за период с 27 апреля по 5 мая, – 2087 единиц
(с 20 по 26 апреля – 3656 единиц). На 04.05.2011 ЦЗН
располагают информацией о наличии 28735 вакансий.
Глава 3. Политика правительства Самарской области в сфере занятости населения на примере
3.1. Ведомственная целевая программа содействия занятости населения Самарской области на 2009-2010 годы.
3.1.1. Характеристика проблем, решение которых осуществляется путем реализации Ведомственной программы.
Ведомственная программа предусматривает меры, направленные на повышение эффективности использования трудовых ресурсов, содействие трудоустройству различных категорий населения, в том числе граждан, испытывающих трудности в поиске работы, и находящихся под риском увольнения, обеспечение социальной защиты временно незанятых граждан, развитие профессиональной ориентации населения, подготовки и переподготовки безработных граждан.
Ведомственная программа разработана с учетом основных направлений государственной политики занятости населения на основе анализа и прогноза состояния рынка труда и выявленных в сфере занятости проблем.
В 2007 году в государственную службу занятости населения обратились за содействием в поиске работы 101,7 тыс. граждан, что на 6,5% больше, чем в предыдущем году. Наибольший прирост обратившихся наблюдался в центрах занятости населения муниципальных районов (на 16,9%).
Статус безработного получили 50,4 тыс. человек или 49,6% из числа ищущих работу граждан (в 2006 году – 46,6 тыс. человек или 48,7% соответственно). В городах были признаны безработными 34,2% от числа обратившихся граждан, в районах – 84,5%.
За 2007 год с помощью службы занятости населения нашли работу 65,6 тыс. человек, что составляет 64,5% обратившихся в поиске работы граждан (в 2006 году – 70,7 тыс. человек и 74,0% соответственно). С учета по причине трудоустройства снято 22,0 тыс. безработных граждан (в 2006 году – 27,2 тыс. человек). На снижение численности трудоустроенных оказало влияние сокращение обращаемости в службу занятости населения граждан, реально заинтересованных поиском работы, ухудшение структуры ищущих работу граждан, а также некоторое уменьшение количества имеющихся в распоряжении службы занятости населения вакансий (в 2007 году – 103,6 тыс. единиц, что на 2,3 тыс. меньше, чем в предыдущем году).
К концу декабря 2007 года численность зарегистрированных в службе занятости населения безработных составляла 26,4 тыс. и по сравнению с началом года увеличилась на 2,6 тыс. человек, уровень безработицы – 1,5% экономически активного населения (на 31.12.2006 – 1,4%).
Однако
в среднегодовом выражении
Ключевыми проблемами на рынке труда Самарской области являются следующие:
Территориальная диспропорция спроса и предложения рабочей силы.
Диспропорция спроса и предложения рабочей силы, определяющая возможности государственных учреждений центров занятости населения городских округов и муниципальных районов (далее – центров занятости населения) по трудоустройству граждан, характеризовалась показателем нагрузки на вакансию незанятого населения, значение которого варьировалось от 0,6-1,0 (г.о. Новокуйбышевск, Сызрань, Самара, Кинель и Тольятти, м.р. Ставропольский) до 5,2-7,0 человек (м.р. Камышлинский, Алексеевский, Хворостянский, Борский, Пестравский и Похвистневский). Дефицит рабочей силы характерен, в основном, для г.о. Самара и Тольятти, где количество вакансий значительно (в 1,5-2 раза) превышает численность граждан, обращающихся в службу занятости населения, для малых городских округов и муниципальных районов характерен недостаток рабочих мест. В среднем по городским округам на 10 вакансий претендовали 9 незанятых граждан, в муниципальных районах – на 1 вакансию претендовали 3 человека (в среднем по области – на 1 вакансию 1,2 человека).
Отсутствие достаточного числа вакансий является одной из основных причин (наряду с такими, как транспортная недоступность рабочих мест из-за отсутствия регулярного сообщения между населенными пунктами, сезонные колебания спроса на рабочую силу), обусловливающих высокий уровень безработицы в сельских районах (он превосходил аналогичный показатель для городского населения в 6,14 раза против 5,76 раза в 2006 году). В сельской местности зарегистрировано 56,1% безработных, в то время как проживает там лишь пятая часть населения трудоспособного возраста. Кроме объективных причин сельской безработицы существуют и субъективные: регулярная выплата пособия по безработице, а также возможность получить субсидии по оплате коммунальных услуг и социальное пособие. Таким образом, действующее законодательство позволяет гражданам, фактически не готовым приступить к работе и не стремящимся ее найти, получить статус безработного.
3.1.2. Профессиональная несбалансированность спроса и предложения рабочей силы.
Среди всех вакансий, предоставляемых предприятиями и организациями области в службу занятости населения, 3/4 предназначается для граждан, имеющих рабочие профессии, тогда как среди ищущих работу бывшие рабочие составляют чуть больше 1/2. Из-за снижения престижа рабочих профессий на протяжении нескольких лет на промышленных предприятиях области и в строительстве наблюдается кадровый дефицит по основным рабочим профессиям (электрогазосварщик, токарь, электромонтер, слесарь), в то время как среди безработных избыток бухгалтеров, экономистов, юристов, менеджеров и т.д. В этой связи способом смягчения данной проблемы является осуществляемое службой занятости населения профессиональное обучение и профессиональная ориентация граждан.
3.1.3. Сложности трудоустройства инвалидов.
Наиболее актуальной в настоящее время является проблема трудоустройства инвалидов. Так, в 2007 году увеличилась численность и доля инвалидов среди ищущих работу граждан – 5,1 тыс. человек и 5,1% соответственно (в 2006 году – 4,3 тыс. человек и 4,5%). Трудоустройство этой категории граждан затруднено из-за имеющихся у них ограничений к определенным видам деятельности, сложности добираться до рабочего места в случае его удаленности и т.п. Именно эти факторы являются причиной самой высокой средней продолжительности безработицы у граждан данной категории – 5,6 месяца, а также самого высокого уровня застойной безработицы – 19,9% инвалидов состоят на учете более 8 месяцев. В связи с отменой налоговых льгот работодатели неохотно принимают на работу граждан с ограниченными возможностями здоровья. Только один из четырех инвалидов, обратившихся за содействием в поиске работы в течение года, смог трудоустроиться с помощью службы занятости населения. К концу 2007 года численность безработных инвалидов увеличилась до 3,2 тыс. человек (за год на 8,9%).
В
регионе действует Закон
3.1.4. Цели
и задачи Ведомственной
программы
Ведомственная программа разработана с целью содействия эффективной занятости населения Самарской области.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
Задача 1. Содействие трудоустройству граждан и обеспечение кадровой потребности работодателей.
Задача 2. Обеспечение социальной поддержки безработных граждан, предотвращение роста социальной напряженности.
Задача 3. Развитие качества и повышение профессиональной конкурентоспособности и мобильности рабочей силы на рынке труда.
Содействие
трудоустройству граждан и
Социальная поддержка безработных граждан направлена на смягчение негативных последствий безработицы и является разновидностью адресной социальной помощи. Получателями социальной поддержки являются лица, признанные безработными в установленном Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» порядке. Среди них многие нуждаются в дополнительной социальной защите. Государство в период поиска подходящей работы гарантирует им получение социальных выплат.
Развитие
качества и повышение профессиональной
конкурентоспособности и
Для
большинства безработных
3.1.5. Перечень
программных мероприятий
Структура
и содержание мероприятий Ведомственной
программы соответствуют
Для реализации задачи 1 «Содействие трудоустройству граждан и обеспечение кадровой потребности работодателей» предполагается:
Информация о работе Региональный рынок труда Самарской области