Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 04:41, курсовая работа
Актуальность темы исследования. В условиях современного развития экономических отношений рынок труда занимает важное место. С одной стороны, он является элементом экономической системы и от эффективности его функционирования зависят национальное благополучие, стабильность общества и эффективность социальноэкономических преобразований. В то же время, выступая самостоятельной системой, он опосредует влияние этого развития на благосостояние населения и характер многих социальных процессов, усиливая или сглаживая возникающие противоречия. Современное состояние российской экономики рассматривается как начало будущего устойчивого социально-экономического развития, успех которого невозможно представить без эффективного функционирования рынка труда. Его изменение происходит вместе с развитием других рынков ресурсов в процессе становления социально ориентированной рыночной экономики, в которой главной движущей силой стал материально обеспеченный, образованный, высококвалифицированный человек.
Введение…………………………………………………………………….…..…....2
Глава 1. Рынок труда………………………………………………………………..5
1.1 Понятие рынка труда……………………………………………………….…....5
1.2. Рынок труда в России…………………………………………………………...6
1.3. Регуляторы рынка труда………………………………………………….…….6
1.4 Определение труда, процесс трудовой деятельности………………….….…..9
Глава 2. Анализ региональгого рынка труда Самарской области…………...11
2.1. Анализ основных индикаторов, характеризующих состояние рынка труда в регионе…………………………………………………………………………..….11
2.2 Ситуация на рынке труда Самарской области……………………………….17
Глава 3. Политика правительства Самарской области в сфере занятости ……………………………………………………………………………………….26
3.1. Ведомственная целевая программа содействия занятости населения Самарской области на 2009-2010 годы. ……………………………………..26
3.1.1. Характеристика проблем, решение которых осуществляется путем реализации Ведомственной программы……………………………………….…26
3.1.2. Профессиональная несбалансированность спроса и предложения рабочей силы…………………………………………………………………………………29
3.1.3. Сложности трудоустройства инвалидов……………………………….…..29
3.1.4. Цели и задачи Ведомственной программы…………………………..…….30
3.1.5. Перечень программных мероприятий……………………………………..32
3.1.6.Описание социальных и экономических последствий еализации Ведомственной программы……………………………………….……………..36
3.2. Программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Самарской области на 2009 год……………………………………36
3.2.1. Содержание проблемы и необходимость её решения программными методами……………………………………………………………………………43
3.2.2. Основные цели и задачи программы……………………………………43
3.2.3. Система мероприятий программы………………………………………..43
3.2.4. Механизм реализации программы и контроль за ходом её выполнения…………………………………………………………………………45
3.2.5. Финансирование мероприятий программы…………………………….49
Заключение…………………………………………………………….…………....51
Библиографический список.………………………………………………………55
Правительством Самарской области принимаются все возможные меры по стабилизации ситуации на рынке труда. Создана межведомственная рабочая группа по выработке и реализации мер, связанных с поддержкой рынка труда Самарской области, возглавляемая заместителем председателя Правительства Самарской области – министром экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.
Органами службы занятости населения проводятся предувольнительные консультации для высвобождаемых работников, а также работников, находящихся под риском увольнения, организованы телефоны «горячей линии» в департаменте труда и занятости населения Самарской области, а также во всех центрах занятости населения для повышения уровня информированности получателей государственных услуг.
Негативное развитие событий может привести к увеличению среднегодовой численности зарегистрированных безработных до 50 тыс. человек. В то же время, полный комплекс мероприятий, включая данную Программу, нацелен на то, чтобы численность безработных в среднем за год не превысила 46 тыс.
При
проведении всего комплекса мероприятий
по содействию в трудоустройстве
высвобождаемых и находящихся под
риском увольнения работников необходимо
учитывать их профессионально-
Приказом департамента труда и занятости населения Самарской области от 30 июня 2009 года №110-п внесены изменения в Ведомственную целевую программу содействия занятости населения Самарской области (далее – Ведомственная программа), мероприятия которой будут способствовать обеспечению занятости населения. Реализация ведомственной целевой программы позволит в 2009 году:
трудоустроить при содействии службы занятости 64,0 тыс. граждан, ищущих работу, в том числе по программам временной занятости – 14,8 тыс. человек;
организовать ярмарки вакансий и учебных рабочих мест в количестве 309 единиц;
оказать услуги по социальной адаптации – 3,6 тыс. человек;
оказать услуги по содействию самозанятости – 3,5 тыс. человек;
оказать услуги по профессиональной ориентации – 57,0 тыс. безработных граждан;
направить на профессиональное обучение – 4,6 тыс. человек (по г.о. Тольятти – 1,4 тыс. человек).
В целом, государственные услуги в сфере содействия занятости получат более 160 тыс. жителей Самарской области.
Однако для поддержания стабильной ситуации на рынке труда предусмотренных мер будет недостаточно.
Рост предложения рабочей силы при ограничении приема на работу снизит возможности трудоустройства и новой рабочей силы – выпускников всех видов учебных заведений, вступающих на рынок труда впервые.
Сокращение
численности работающих в организациях
повлечет за собой снижение количества
вакантных рабочих мест, «сужение»
вариантов занятости, особенно в
территориях с
Необходимо принятие дополнительных мер, способствующих снижению напряженности на региональном и локальных рынках труда, повышению конкурентоспособности на рынке труда работников организаций, находящихся под риском увольнения, сохранению и созданию рабочих мест.
Одной из мер, обеспечивающей повышение занятости населения Самарской области, является сокращение численности привлекаемых иностранных работников. С учетом сложившейся ситуации на рынке труда предлагается снизить заявленную потребность в иностранной рабочей силе с 49,8 тыс. человек до 12,4 тыс. человек .
3.2.2. Основные цели и задачи программы.
Целью
Программы является снижение негативных
социально-экономических
Достижение поставленной в Программе цели предусматривает решение следующих задач:
1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения.
2. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест.
3.2.3. Система мероприятий программы.
Достижение цели и решение поставленных задач осуществляется через систему мероприятий Программы.( см. Прил.1)
Опережающее обучение по профессиям, востребованным на рынке труда, будет способствовать занятости работников как на своем предприятии (по новой профессии или после повышения квалификации по имеющейся профессии (специальности)), так и на других предприятиях по месту проживания или с переездом в другую местность;
Для реализации данной задачи будет определен перечень предприятий, для которых будет проводиться опережающее обучение и дальнейшее трудоустройство , учебные базы и проведен конкурсный отбор учебных заведений.
В 2009 году численность выпускников, получающих диплом НПО ожидается 7 242 чел., диплом СПО – 14 699 чел.
По предварительным данным в 2009 году более 6 тысяч выпускников (84%), получающих диплом о начальном профессиональном образовании, будут трудоустроены в соответствии с заключёнными договорами между образовательными учреждениями и предприятиями – работодателями, на которых обучающиеся проходят производственную практику. Около 10% выпускников будут призваны в ряды Вооружённых сил. Продолжат обучение 4%. Сложности с трудоустройством могут возникнуть у 2% выпускников учреждений начального профессионального образования.
Из 14 699 выпускников учреждений СПО будут трудоустроены более 10 тыс. человек (69%), призваны в ряды Вооружённых сил 5,2% выпускников. Продолжат обучение в вузах 5,9% выпускников.
Система образования Самарской области в качестве одной из мер содействия занятости молодежи предлагает выпускникам продолжить обучение в учреждениях СПО с целью повышения уровня профессионального образования. Выпускникам, получающим диплом о среднем профессиональном образовании базового уровня, предлагается обучение по программам СПО повышенного уровня с получением углубленной подготовки в отдельной области. В Самарской области уже сформирована сеть из 21 полипрофильного учреждения профессионального образования, реализующего программы начального профессионального и среднего профессионального образования. На заседании Правительства Самарской области 18 февраля 2009 года будет рассмотрен проект постановления Правительства Самарской области «О реорганизации отдельных государственных учреждений начального и среднего профессионального образования, подведомственных министерству образования и науки Самарской области». В результате реорганизации число многоуровневых учреждений профессионального образования возрастёт до 24. Таким образом, более чем тысяче выпускников учреждений НПО 2009 года будет предложено продолжить обучение до мая 2010 года по 20 специальностям среднего профессионального образования.
Ожидаемый выпуск учреждений высшего профессионального образования региона в 2008/2009 учебном году составит 34 998 человек, при этом выпуск по инженерным специальностям составит около 30% от выпуска, по специальностям групп «Образование» и «Гуманитарные науки» – 14% от выпуска, по специальностям групп «Экономика и управление» и «Право»- около 42% от выпуска.
Процент трудоустройства выпускников с высшим профессиональным образованием в 2008 году составил – 92%.
В 2009 году министерством образования и науки Самарской области прогнозируется высокий процент трудоустройства выпускников (не менее 90%) по инженерным специальностям.
Учитывая
сложную экономическую
В целях выполнения задачи 2 планируется проведение мониторинга ситуации на рынке труда, потребности территорий, организаций в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер; информирование работодателей и граждан об организации временной занятости и общественных работ; заключение договоров с работодателями на организацию общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения и т.д. Организация временных и общественных работ будет осуществляться по следующим направлениям: благоустройство и озеленение населенных пунктов, ремонт жилья и социальных объектов, содержание и ремонт дорог, социальное обслуживание населения.
3.2.4. Механизм реализации программы и контроль за ходом её выполнения.
Уполномоченным органом исполнительной власти на территории Самарской области, ответственным за реализацию мероприятий Программы, определен департамент государственной службы занятости населения Самарской области.
Финансовое
обеспечение мероприятий
Порядок
расходования средств на реализацию
мероприятий Программы
Реализация мероприятий по организации опережающего профессионального обучения работников в случае угрозы увольнения осуществляется на основании договоров, заключенных между ГУ ЦЗН городских округов и муниципальных районов Самарской области с работодателем, с гражданином, находящимся под риском увольнения, с образовательным учреждением. Обучение проводится на базе образовательных учреждений, а также на учебной базе организаций, как проводящих увольнение, так и принимающих увольняемых работников.
Параметры мероприятий Программы (перечень организаций, численность участников по организациям и муниципальным образованиям, объемы, направления профессионального обучения, виды работ) могут уточняться в зависимости от экономической ситуации в организациях и муниципальных образованиях.
Реализация мероприятий по организации общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения осуществляется путем:
информирования работодателей и граждан о государственных услугах, предоставляемых службой занятости (размещение на информации в СМИ, на стендах государственных учреждений центров занятости населения, на предприятиях и в организациях области);
разработки
и тиражирования справочно-
заключения договоров с работодателями на организацию общественных работ, временного трудоустройства, стажировку в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения.
Реализация
задачи «Содействие развитию малого
предпринимательства и
предоставления
информационных материалов и консультационных
услуг по организации
содействия в подготовке бизнес-планов безработным гражданам;
Информация о работе Региональный рынок труда Самарской области