Оценка состояния рынка труда в Гомельской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 20:04, реферат

Краткое описание

Экономический кризис, пришедший в Республику Беларусь, начался с проблем на валютном рынке, однако не мог не сказаться на других важных элементах национальной экономики, в частности, таких как рынок труда. Общие тенденции, характерные для всей национальной экономики проявились в той же мере и для Гомельской области.

Файлы: 1 файл

Оценка состояния рынка труда Гомельской области.docx

— 170.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 

Содержание: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Часть I. Состояние рынка  труда в Гомельской области

Экономический кризис, пришедший в Республику Беларусь, начался с проблем на валютном рынке, однако не мог не сказаться  на других важных элементах национальной экономики, в частности, таких как  рынок труда. Общие тенденции, характерные  для всей национальной экономики  проявились в той же мере и для  Гомельской области. Анализ влияния  кризиса на рынок труда Гомельщины представляет интерес еще и с  той точки зрения, что до 2009 года внешнеэкономическую деятельность данного региона отличало положительное  внешнеторговое сальдо, обеспечиваемое, в первую очередь, за счет экспорта нефтехимических продуктов, строительных материалов, некоторых видов продовольствия и других статей.

 
Для сферы занятости Гомельской области за период с января 2009 по июнь 2011 года характерна общая тенденция  снижения среднесписочной численности  работников, занятых в экономике.  
 

Рис 1 – Динамика среднесписочная численность работников по Гомельской области за 2009-2011 гг. (человек)

Данная тенденция  развития характеризуется довольно существенными колебаниями. Это  было связано как с движением (приемом на работу, увольнением) работников, выходом их в отпуска, так и  с активным распространением в данный период вируса гриппа (одна из главных  причин падения среднесписочной  численности работников в феврале  каждого года). 
 
Линия тренда среднесписочной численности работников свидетельствует о постепенном сокращении численности занятых на рынке труда Гомельской области.  
 
Анализ динамики среднесписочной численности полезен тем, что учитывает уход работников в отпуск за собственный счет, однако в силу влияния ряда факторов, не связанных с занятостью, не в полной мере отражает изменения, происходящие на рынке труда Гомельской области. Поэтому представляет интерес изучение тенденции изменения численности принятых/уволенных работников.

Таблица 2 – Изменение  численности принятых/уволенных  работников за 2011 гг. по Гомельской области (человек)

На фоне рассмотренных  ранее изменений необходимо отметить, что во втором квартале 2011 года число  уволенных работников стало устойчиво  превышать число принятых на работу. Данная тенденция стабильна и  нарастает к июлю 2011 года. В среднем  в апреле-мае 2011 года количество уволенных  по всем возможным причинам превышало  количество принятых на работу на 14%. Если анализировать причины увольнения, то традиционно первое место занимает увольнение по собственному желанию  и соглашению сторон (в среднем 75% общего числа увольнений), обуславливающие  текучесть кадров. Она косвенно может  свидетельствовать о таких неблагоприятных (кризисных) явлениях, как снижение уровня оплаты труда, ухудшение условий  труда. Немаловажны и психологические  факторы: ощущение нестабильности, потеря уверенности в завтрашнем дне  и т.п. С одной стороны, подобные факторы являются следствиями кризисных  явлений, с другой – причиной для  нового витка кризиса, поскольку  сопровождаются возможным увольнением  и поиском нового места работы, в том числе за рубежом. Это  особенно характерно для Беларуси, и в частности для Гомельской области по причине отсутствия (может  близости?) границы с Российской Федерацией. 
 
Системность происходящих изменений на рынке труда подтверждают данные таблицы 3.

Таблица 3 – Изменение  прироста численности работников (принятые минус уволенные) работников во втором квартале 2011 г. в разрезе районов  Гомельской области (человек)  

Как видно из таблицы 3, численность уволенных  превысила численность принятых на работу во втором квартале текущего года во всех районах Гомельской области  за исключением Чечерского, куда тенденция  сокращения численности работников дошла только в июне.  
 
Очевидно, что, несмотря на сохранение средней численности работников в целом по Гомельской области, нерешенные на данный момент экономические проблемы на уровне государства, изменение конъюнктуры регионального рынка приводит к росту оттока рабочей силы. Для 2011 года пока можно делать только предварительные оценки. 
 
 

Часть II. Тенденции изменения  занятости в различных  сферах и отраслях

Рассмотренная ситуация по-разному проявляется  в отраслях экономики и серьезно зависит от организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта.  

 
Так, кризисная ситуация слабо повлияла на занятость на крупных белорусских  предприятиях. Связано это с несколькими  причинами:

  • - большинство крупных предприятий находится в государственной собственности, что гарантирует определенную степень социальной стабильности для работников, что приобретает особую важность в кризисных условиях;
  • - уровень заработной платы на крупных предприятиях в среднем выше, чем по республике (региону);
  • - невысокая вероятность найти работу с подобным уровнем оплаты труда в регионе (республике);
  • - конкуренция и издержки по поиску места работы на внешних рынках труда (Россия, Украина);
  • - наличие специального образования, специальных знаний, навыков и опыта работы, которые могут оказаться невостребованными вне данных предприятий;
  • - относительно стабильное финансовое положение, устоявшиеся рынки сбыта предприятия (например, нефтехимическая промышленность, машиностроение);
  • - социальная политика государства, ограничивающая возможности нанимателя по увольнению работников.

На фоне кризисных  тенденций в экономике, на данный момент крупные предприятия выживают, в том числе за счет поддержки  государства. Многие из них входят в  концерны, например «Белнефтехим», который  подчинен Совету министров республики. Благодаря этому крупные субъекты хозяйствования могут оказывать  косвенную поддержку другим предприятиям в рамках концерна за счет перераспределения  средств. Наличие крупнейших экспортеров  на данный момент позволяет решать проблему нехватки валюты у многих предприятий концерна. Не последнюю  роль играет наличие крупного государственного заказа у предприятий – монополистов. В ряде случаев, до 90% продукции реализуется  внутри страны для внутреннего потребления. Такие предприятия являются привлекательным для трудоустройства, поскольку характеризуются стабильной работой и более высоким уровнем заработной платы относительно средней для регионов. Текучесть кадров минимальна. 
 
Областные предприятия тяжелой промышленности находятся в схожей ситуации. Крупные предприятия успешно работают и сохраняет положительное внешнеторговое сальдо. Заработная плата намного выше среднеобластного уровня. Движение кадров, как правило, минимально и происходит на основе непродления контрактов работников пенсионного возраста, увольнений за нарушения трудовой дисциплины. Это обеспечивает постепенное сокращение численности персонала. 
 
В сфере IT-технологий пока относительно благополучная картина. Это можно объяснить самым высоким уровнем оплаты труда среди всех отраслей экономики РБ (в июне средняя начисленная заработная плата в целом по Беларуси в данной сфере составила 4 789 631), что обеспечивается практикуемой привязанностью уровня оплаты труда к доллару или российскому рублю за счет ориентированности заказов на внешний рынок. 
 
Особого внимания заслуживает ситуация с занятостью в строительной отрасли, которая на Гомельщине, отличается высокой мобильностью кадров. В настоящее данная отрасль характеризуется сравнительно высоким по белорусским мерам уровнем оплаты труда, которая в свою очередь зависит от конкретного строительного объекта, а также применяемых форм и систем оплаты труда. Возможность работы на более выгодных объектах удерживает часть работников на своих рабочих местах. Но такие объекты достаются не всем организациям, в связи с чем уже сейчас в строительной отрасли наблюдает рост количества увольнений. Пока рост количества увольнений компенсируется принятием на работу новых работников, готовых работать за данную заработную плату. Ряд предприятий потерял до 30% рабочего персонала. Катализаторами являются высокая мобильность работников и возможность трудоустройства по соответствующей специальности в Российской Федерации. Нередки случаи трудоустройства в России целыми рабочими бригадами. Ещё одной проблемой, снизившей объем выполняемых работ в строительстве, и, следовательно, -- потребность в рабочей силе, явился спонтанно возникший дефицит строительных материалов обусловленный ажиотажным спросом, не прекращавшимся в течении апреля- июня 2011 года, а также их вывозом через прозрачную границу в Российскую Федерацию. 
 
Более негативная ситуация сложилась с занятостью на малых предприятиях, в особенности тех из них, которые находятся в частной форме собственности и не имеют таких рычагов и возможностей как крупные государственные предприятия. По данным органов статистики в Гомельской области наибольшая доля увольнений в кризисные периоды 2009 и 2011 гг. приходилась именно на частный сектор экономики. Причина очевидна основная часть предприятий обслуживает местные рынки, спрос на которых значительно сократился после падения реальных доходов населения. Данную тенденцию можно подтвердить с помощью некоторых примеров.  
 
Следует отметить, что частный сектор в значительной степени представлен в торговле. Относительно благоприятная экономическая ситуация позволила поднять объемы предпринимательской деятельности в период с декабря 2010 до мая 2011 года. На данный момент в условиях снижения платежеспособности населения спрос на большую часть товаров, кроме социально-значимых, серьезно упал. Данная ситуация вынуждает нанимателей использовать все возможные резервы экономии, в том числе за счет увольнения работников, изменения формы регистрации предпринимательской деятельности. Большое число предприятий, зарегистрированных в форме ЧУП перестало существовать. Перерегистрация в виде индивидуального предпринимателя позволила сэкономить на стандартных хозяйственных расходах: аренде, оплате труда работников. Последнее, позволяет объяснить увеличение количества зарегистрированных в целом по стране индивидуальных предпринимателей в первом полугодии 2011 года в сравнение с 2010 годом. Тем не менее, в Гомельской области за период январь 2009 - июнь 2011 года количество индивидуальных предпринимателей сократилось на 14,9% (см. рисунок 2).

Рис 2 – Динамика численности индивидуальных предпринимателей и лиц, работающих у них по найму  в 2009 - 2011 гг. по Гомельской области (человек).

Нисходящий тренд  количества зарегистрированных индивидуальных предпринимателей позволяет предположить, что причиной сокращения ИП является не только валютный кризис. Однако очевидно, что с его началом данная тенденция  усилилась. В результате наибольший спад численности индивидуальных предпринимателей произошел именно в апреле – июне 2011 года.  
 
В целом количество индивидуальных предпринимателей в июне 2011 года снизилось на 6,8% по сравнению с мартом 2011 года. По сравнению с июнем 2010 года снижение численности ИП и нанятых ими работников составило 8,1%. Еще более красноречиво тенденцию занятости среди индивидуальных предпринимателей иллюстрирует тот факт, что количество нанятых индивидуальными предпринимателями работников сократилось по сравнению с мартом 2011 года на 10,6%, а по сравнению с июнем 2010 года на 19,4 %(!). На практике это выражается в том, что, если до начала 2011 года свободное торговое место на рынке можно было приобрести с большими трудностями, то на данный момент ситуация диаметрально противоположная. В первую очередь это характерно для торговли, посредников, занимающихся импортом товаров. 
 
Обобщая вышесказанное, можно заключить, что в условиях текущей экономической ситуации сфера занятости региона испытывает характерные трудности. Сохраняют кадровый потенциал предприятия, которые «могут себе это позволить» экономически или связаны правовыми и административными мерами. Это в первую очередь крупные промышленные предприятия, предприятия сферы торговли, строительства государственной формы собственности. С другой стороны одним из «средств выживания» субъектов хозяйствования частной формы собственности стало сокращение персонала. В условиях неопределенности дальнейшего состояния экономики, это может стать актуальным и для государственных предприятий. Необходимость платить относительно конкурентоспособную по сравнению с Россией заработную плату в условиях роста цен, отсутствие резервов экономии, может привести к такой мере, как сокращение персонала без изменения общего фонда оплаты труда.  
 
С одной стороны подобные тенденции являются следствиями кризисных явлений, с другой – причиной для нового витка кризиса, поскольку сопровождаются возможным увольнением и поиском нового места работы, в том числе за рубежом, что особенно характерно для Беларуси, и в частности для Гомельской области по причине отсутствия границы с Российской Федерацией. Усугубляют последнее обстоятельство и внешнеэкономические факторы. Например, принятие Федерального закона "О ратификации соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей" в июле 2011 года еще больше улучшило и без того лояльные условия трудоустройства белорусов в Российской Федерации. Как показывают наблюдения кадровых агентств, количество белорусов, которые ищут работу в России и других приграничных странах в 2011 году увеличилось в сравнении с 2010 годом.

Часть III. Перспективы выхода из сложившейся ситуации: национальные особенности и зарубежная практика

Очевидно, что  проблемы, возникающие в сфере  занятости, являются индикаторами общего состояния экономики республики и Гомельской области в частности. Поэтому политика в сфере занятости, направленная на сохранение кадрового  потенциала неразрывно связана с  общей экономической политикой  государства, направленной на решение  ключевых проблем. При этом мероприятия, направленные на рост занятости и  предотвращение роста безработицы  должны носить комплексный характер. 

В мировой практике в качестве основных комплексных  показателей характеризующих эффективность  функционирования рынка труда используют показатели эластичности и безопасности занятости. Достижение их оптимального значения обеспечивается гарантиями государства  на помощь в трудоустройстве, а также  способствованием повышению мобильности  работников за счет возможности освоения новых профессий. Как правило, реализация данных функций возложена на службы занятости. В Беларуси же в настоящее  время ситуация выглядит в корне  иначе. Далеко не каждый из неработающих граждан может получать пособие  по безработице. Да и к тому же их сумма и условия получения  таковы, что отпугивают большинство  потенциальных кандидатов. Возможность  обучения за счет центра занятости  также носит в основном формальный характер и не дает возможности трудоустройства  по получаемой профессии. Таким образом, белорусские центры занятости фактически самоустраняются от решения проблем  рынка труда. В условиях новых  вызовов это может иметь серьезные  негативные последствия для рынка  труда, особенно для Гомельской области, где достаточно большая часть  трудоспособного населения имеют  опыт работы на территории России. В  результате велика вероятность такой  ситуации, при которой увольняемые  работники, не видя реальных перспектив трудоустройства в Беларуси, не будут  обращаться в центры занятости, а  будут самостоятельно искать работу за рубежом. В результате на официальной  безработице это не отразится, однако приведет к сокращению экономически активного населения, и эта проблема фактически останется без внимания государства. В этой связи небезынтересным  является учет мирового опыта решения  подобным проблем. В частности в  США широко практикуется система  налогов на увольнения на предприятия. Тем самым государство перекладывает  часть социальных расходов на функционирование рынка труда непосредственно  на работодателей. причем выплата пособий  по безработице осуществляется именно за счет этих средств.

В качестве мер  по преодолению кризисных явлений  в сфере занятости можно предложить ряд инструментов к которым можно  отнести: страхование безработицы, создание рабочих мест в частном  секторе, заключение с работодателями так называемых возмещаемых контрактов, реструктуризация занятости через  содействие перетоку кадров, а также  их переподготовка, неполная занятость  и сокращение рабочего времени 
Наиболее значимыми из них представляется страхование безработицы, и, создание рабочих мест в частном секторе.

Страхование безработицы  – мера, использующаяся в мировой  практике достаточно давно. В странах  Европейского союза в условиях кризиса  она показала свою эффективность. Важно  отметить, что доступ к страхованию  безработицы имеют не все работники, а те которые соответствуют определенным критериям (например в Дании для  получения права на такую страховку  должно быть отработано как минимум 52 недели в течении трех предшествующих потере работы лет, ранее такой критерий составлял 26 недель). Но в условиях кризиса  во многих странах были приняты меры по смягчению условий допуска  к страхованию безработицы с  тем, чтобы охватывать и тех кто  временно трудоустроен, а также работающих в условиях неполной занятости (например в Финляндии, Эстонии, Швеции, Франции). Аналогичные меры были приняты не только в ЕС, но и в США и  Японии. Наряду со страхованием безработицы, некоторые страны также усилили  значимость и пособий по безработице, увеличив продолжительность их выплат, и/или повысив уровень возмещения утраченного дохода (бывшей зарплаты). Это в первую очередь характерно для тех стран, где социальные системы были менее «щедрыми»: Болгария, Эстония, Португалия, Литва, Румыния, а  также США, Япония.

Среди перечисленных  мер, для Республики Беларусь страхование  безработицы представляется принципиально  новой мерой. Необходимо отметить, что  Министерство труда и социальной защиты республики заинтересовалось ею и намечается подготовка проекта  закона «О социальном страховании от безработицы», который предполагается подготовить к 2013 году. Хочется надеяться, что в ходе этой подготовки будет  учтен зарубежный опыт, который имеет  уже многолетнюю историю.

Что касается мер  по созданию рабочих мест в частном  секторе, то основным механизмом их реализации в зарубежных странах является путем  выделения специальных субсидий или снижения налогов.

Для Франции  характерна такая мера, как применение так называемых возмещаемых контрактов, суть которых в том, что нанимателю, создающему рабочие места и принимающему на работу безработных, государство  возмещает расходы в виде субсидий по каждому контракту, заключенному с безработным.

Информация о работе Оценка состояния рынка труда в Гомельской области