Оценка состояния рынка труда в Гомельской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 20:04, реферат

Краткое описание

Экономический кризис, пришедший в Республику Беларусь, начался с проблем на валютном рынке, однако не мог не сказаться на других важных элементах национальной экономики, в частности, таких как рынок труда. Общие тенденции, характерные для всей национальной экономики проявились в той же мере и для Гомельской области.

Файлы: 1 файл

Оценка состояния рынка труда Гомельской области.docx

— 170.50 Кб (Скачать)

В Великобритании работодателям, трудоустраивающим  безработных, сумма субсидий изменяется от 1 до 2,5 тыс. фунтов стерлингов, в том  случае если трудоустройство сопровождается ещё и переподготовкой. Эта мера касается тех, кто числится безработным  как минимум 6 месяцев. В Швеции действуют  похожие меры, касающиеся в первую очередь тех, для кого доступ на рынок  труда затруднён (иммигранты, лица пожилого возраста, инвалиды). Также эти меры распространены и на молодёжь от 20 до 26 лет. Во Франции такая мера была направлена в том числе и на сверхмалые предприятия под лозунгом « налоговые платежи равны  нулю».

Очевидно, для  рынка труда Гомельщины и Беларуси такая мера имеет большой потенциал. Введение в сфере занятости института  государственно-частного партнерства  может быть основано на Законе «О государственно-частном  партнерстве». Это может выражаться в передаче части функций по переобучению безработных в частных учреждениях  образования, взаимодействию с частными кадровыми агентствами, более оперативно реагирующими на тенденции изменения  рынка труда. Потенциально, он создаст  возможность активно задействовать  частный бизнес и общественный сектор в решении текущих проблем. Важным условием в условиях такой деятельности должно стать тесное сотрудничество и координация между общественным, государственным и бизнес сектором. Одним из средств организации такого взаимодействия является договорная работа и совместные проекты между органами управления и различными заинтересованными субъектами. Такое сотрудничество должно стимулироваться именно центральными органами государственного управления.

Наиболее инновационным  направлением активной политики занятости  можно считать меры по реструктуризации занятости, что должно привести к  перетоку профессиональных кадров, что  даёт возможность работникам, которых  затронули сокращения, или которые  их ожидают своевременно перевестись  на другое место работы. Они получают материальную поддержку, время на переподготовку, возможность трудоустройства на предприятиях или в учреждениях  государственного сектора. Во многих странах  Европейского Союза пособия, связанные  с таким переводом являются достаточно щедрыми и соответствуют примерно 80% средней заработной платы начисленной  в течении 12 предшествующих месяцев. В Беларуси представляется необходимым  создать специальные центры по мониторингу  занятости и содействию перемещению  рабочей силы, одной из задач которых  должно стать прогнозирование потребности  в кадрах в тех или иных отраслях, для чего необходимо собрать базы соответствующей информации и постоянно  отслеживать конъюнктуру рынка  труда. В Нидерландах созданы  аналогичные «центры перемещения  рабочей силы», основанные на партнерстве  между государственными службами занятости  и частными посредниками. Если работнику  угрожает потеря работы, он обращается в такой центр и может рассчитывать как на помощь в трудоустройстве, даже временном, так и на переподготовку, если она необходима. Такое сочетание  между содействием мобильности  кадров, в том числе превентивной и их переподготовкой встречается  во многих странах. Однако такие меры являются достаточно дорогостоящими, и должны точно предугадывать, какая  подготовка кадров будет востребована работодателями завтра, а это достаточно сложно.

В условиях кризиса  могут быть использованы такие инструменты, как неполная занятость и изменение  продолжительности рабочего времени. Сокращение продолжительности рабочего дня и рабочей недели обычно считается  негативным явлением и проявлением  кризиса. Однако следует помнить, что  сокращение продолжительности рабочего времени – это один из инструментов борьбы с безработицей, необходимый  для того чтобы удержать работников на своих местах. При необходимости  предприятиям, заменяющим сокращения персонала сокращением рабочего времени может оказываться государственная  поддержка.

Механизмы реализации этих мер в мировой практике используются различные. В Германии например с  июня 2009 года предусматривалась выплата 60% от обычного заработка за неотработанное время, а при наличии детей  на иждевении – до 67%. Во Франции  предусматривалось с января 2009 года увеличение продолжительности периода  неполной занятости с четырех  до шести недель и рост уровня возмещения оплаты труда за неотработанное время. Данные выплаты осуществляют предприятия, получающие субсидии от государства. Эта  мера коснулась около 1,1 % экономически активного населения. Уровень государственного субсидирования предприятий по таким  расходам, и условия получения  субсидии существенно различается  в разных государствах. В Австрии  и Венгрии четко оговорены  соответствующие критерии, зависящие  от финансовой ситуации, а в Нидерландах  предприятиям предоставляются не субсидии, а займы.

К определению  продолжительности рабочего времени (рабочего дня или недели), за последние  годы стали использоваться достаточно гибкие подходы с расчетом годового фонда времени, а также увеличение либо сокращения сверхурочных часов  работы за счет сокращения либо увеличения основного времени работы. В Германии за период с начала 2008 года до конца 2009 года было отмечено снижение количества отработанных часов на 4% при том, что занятость сократилась только на 0,3%. Такое сокращение отработанного  времени на 20% обусловлено использованием системы неполной занятости, на 40% – сокращением временем работы по инициативе нанимателя, на 20 % – сокращением времени сверхурочных работ, и на 20 % – использованием расчета годового фонда рабочего времени. Во Франции также активно используются инструменты регулирования рабочего времени. 
Необходимо отметить, что Европейский союз не имеет прямой компетенции определять политику занятости в отличие от стран-членов. Однако всё же есть три основных инструмента: возможно принятие соответствующих директив касающихся свободного перемещения рабочей силы в пределах общего рынка; использование фондов поддержки переподготовки кадров и региональной занятости и взаимный обмен информацией по вопросам национальной политики между странами-участницами ЕС.

Также часто  упоминаемой на сегодня мерой  преодоления кризисных явлений  в экономике являются привлечение  прямых иностранные инвестиции. Даже несмотря на нестабильную внешнеполитическую ситуацию в отношениях с Европой  и Россией, Гомельская область может  оказаться привлекательной для инвесторов. Важным является привлечение инвестиций в такие отрасли и в такой форме, чтобы они помимо различных экономических эффектов, содействовали созданию новых рабочих мест. Ограничением, во многом, является отсутствие активной работы по привлечению инвестиций со стороны органов местной власти, недостаток возможностей осуществлять такую работу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

  1. http://gomel-experts.org/econimic.html
  2. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Национальная комиссия по устойчивому развитию Респ. Беларусь. Минск: Юнипак, 2004. c. 17
  3. Радаев В. В. Социология рынков: к формированию нового направления. М.: ГУ-ВШЭ, 2003. с. 7-13
  4. Анализ рынков в современной экономической социологии: пер. с англ. / Отв. ред, В. В. Радаев, М. С. Добрякова. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2007.
  5. Соколова Г. И. Рынок труда Республики Беларусь: экономические вызовы и социальные ответы. Минск: Белорус, наука, 2006. с. 45-85.
  6. Ванкевич Е. В., Морова А. П., Новикова И. В. Управление региональным рынком труда при переходе к рыночной модели социальной политики в Беларуси. Витебск, ВГТУ, 2004. с. 59.
  7. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2010 (Стат. сб.). Минск, 2010. с. 108. 

Информация о работе Оценка состояния рынка труда в Гомельской области