Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 08:39, курсовая работа
Целью курсовой работы является закрепление теоретических знаний и получение практических навыков в области организационно-инновационной деятельности.
Основные задачи:
- охарактеризовать объект проектирования;
- проанализировать внутреннюю и внешнюю среду объекта проектирования и выделить его основные проблемы;
- изучить теоретические основы проектирования;
- разработать инновационный проект и оценить целесообразность внедрения инновации.
Введение…………………………………………………………………………...3
Характеристика предприятия ОАО «Свет»………………………………………………………......................5
1.1 Общая характеристика и организационно–правовая форма………………….………………………………………………………5
1.2 Анализ внутренней и внешней среды организации и характеристика системы инновационного менеджмента…………………….......................8
Теоретические основы инновационного проектирования……………13
Разработка инновационного проекта……………..……………………18
3.1 Оценка и отбор инновационных идей …………………………….18
3.2 Инновационное предложение и его оценка ……………………....20
3.3 Оценка инновационного проекта ………………………………….25
Заключение……………………………………………………………….29
Список используемых литературных источников…………………….31
Система организации инноваций в ООО «ИИКП» установлена в соответствии со стандартом предприятия ГОСТ P ИСО 9001 – 2008 – Организация инновационной деятельности (пригоден до 25.11.2018 г.). деятельности.
Стандарт предприятия ГОСТ P ИСО 9001 – 2008 – Организация инновационной деятельности разработан в соответствии с требованиями ГОСТ Р ISO 9001, ГОСТ Р ISO 9004, ГОСТ Р ISO 10014, ГОСТ РВ 0015-002, ОСТ – 134 – 1028.[3]
В данный момент на рынке есть потребность в установке оптического контроля вертикальной оси стеклотары. Основные конкуренты – ЗАО НПЦ «Стекло-Газ» и Agr International Inc., не производят данную установку. Для того чтобы увеличить объем продаж и привлечь на свою сторону новых клиентов, ОАО «СВЕТ» следует дополнить свою линейку приборов для контроля качества стеклотары новым продуктом, на который имеется спрос на рынке.
2 Теоретические основы инновационного проектирования
Одними из ключевых понятий данной работы являются «инновация» и «инновационная деятельность». Наиболее полное и подробное определение даётся в нормативном документе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Статистического бюро Европейских сообществ (Евростат), который называется «Руководство Осло» (Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям). [2]
Инновационная деятельность – это процесс создания нового продукта, новой технологии или услуги на основе результатов научных исследований с целью получения конкретных преимуществ при реализации производимой продукции, работ и услуг на рынках.
Инновация есть внедрение какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях.
Руководство Осло является основным источником понятийно-терминологической базы в сфере планирования и учета инновационной деятельности предприятий, отраслей и стран, широко признанным на международном уровне.
Руководство Осло определяет четыре вида инноваций, охватывающих широкий круг изменений, которые наблюдаются в деятельности предприятия: продуктовые, процессные, организационные и маркетинговые.
Кроме перечисленных выше четырех типов инноваций ещё выделяют технологические и экологические.
Сам инновационный процесс представляет собой процесс создания и распространения нововведений.
Также представляет особый интерес и понятие «инновационного проекта».
Инновационный проект – организационное представление инновационного процесса или его части.
Инновационный проект можно рассматривать как инвестиционный проект, объектом которого и является инновация. Он включает в себя обоснование целесообразности вложения средств и перечень мероприятий по реализации проекта. Структура инновационного проекта строится аналогично инвестиционному проекту.
Обычно выделяют три аспекта рассмотрения содержания инновационного проекта: по стадиям инновационной деятельности; по процессу формирования и реализации; по элементам организации. Инновационный проект охватывает все стадии инновационной деятельности, связанной с трансформацией научно-технических идей в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности, либо в новый подход к социальным услугам. [9]
С точки зрения стадий осуществления инновационной деятельности проект включает в себя научно-исследовательские, проектно-конструкторские и опытно-экспериментальные работы, освоение производства, организацию производства и его пуск, маркетинг новых продуктов, а также финансовые мероприятия. В основе рассмотрения содержания инновационного проекта по процессу его формирования и реализации, то есть технологически, лежит концепция жизненного цикла инновационного проекта, которая исходит из того, что инновационный проект есть процесс, происходящий в течение конечного промежутка времени. В таком процессе можно выделить ряд последовательных по времени этапов (фаз), различающихся по видам деятельности, обеспечивающих его осуществление:
- формирование инновационной
идеи (замысла). Это процесс зарождения
инновационной идеи и
- разработка проекта.
Это процесс поиска решений
по достижению конечной цели
проекта и формированию
- реализация проекта.
На этом этапе осуществляются
контроль исполнения
- завершение проекта. Это процесс сдачи результатов проекта заказчику и закрытия контрактов (договоров). Этим завершается жизненный цикл инновационного проекта. [6]
Кроме того, большую роль в проекте играет инвестиционная деятельность. Так в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений»№39-ФЗ от 25.02.1999 годы можно выделить понятия – инвестиционного проекта, как обоснования экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план); инвестиционной деятельности, как вложения инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта; и инвестиций, как денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.[1]
В данной работе целесообразность инновационного проекта определяется соответствием показателей проекта набору критериев, весомости этих критериев и градации, которые представлены в листах экспертиз инновационных идей, инновационного предложения и инновационного проекта.
Б. Твисс предложил 47 критериев оценки инновационного проекта.[5] Все критерии рассматриваются как равнозначные. Из них мною было выбрано 10 критериев:
1. Соответствие целям организации;
2. Соответствие потребностям рынка;
3. Вероятность успеха;
4. Позиция в конкурентной борьбе;
5. Ценообразование и восприятие потребителем;
6. Рентабельность;
7. Объем инвестиций;
8. Обеспеченность ресурсами;
9. Объем производства;
10. Соответствие критериям внешней среды.
3 РАЗРАБОТКА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА
3.1 Оценка и отбор инновационных идей
По данным SWOT-анализа, можно сказать о том, что у ОАО «СВЕТ» есть существенная проблема - это необходимость поддержания высокой конкурентоспособности по сравнению с предприятиями-конкурентами.
Для решения этой проблемы были предложены следующие идеи:
1. Разработка и производство «Установки оптического контроля вертикальной оси стеклотары» (УОКВОС-1). Данное решение позволит предприятию удовлетворить спрос ликероводочных и стекольных заводов, которые нуждаются в данном оборудовании. За счет чего, ОАО «СВЕТ» сможет повысить свой доход, увеличить долю рынка, привлечь новых клиентов и расширить линейку производимого оборудования.
2. Разработка и производство «Ультразвукового измерителя толщины неферромагнитных материалов» (ИТ-2). Это решение будет способствовать увеличению дохода предприятия, так как ультразвуковые измерители толщины требуются заводам по производству медицинского и художественного стекла. Данные заводы нуждаются именно в ультразвуковых измерителях толщины, потому что размеры производимых ими стеклоизделий очень малы. Обычные измерители толщины неферромагнитных материалов не справляются с данной задачей, что осложняет контроль качества на таких заводах.
Для выбора идеи была проведена экспертиза, в которой участвовало 10 экспертов (Приложение А). Оценка производится по 10 критериям по пятибалльной шкале.
Таблица 2 – Оценка идеи №1 «Разработка и производство «Установки оптического контроля вертикальной оси стеклотары» (УОКВОС-1)»
Критерии |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
сумма |
среднее значение |
Эксперты | ||||||||||||
1 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
5 |
4 |
3 |
3 |
34 |
3,4 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
2 |
30 |
3,0 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
30 |
3,0 |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
3 |
34 |
3,4 |
5 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
4 |
3 |
2 |
3 |
26 |
2,6 |
6 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
31 |
3,1 |
7 |
5 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
3 |
35 |
3,5 |
8 |
3 |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 |
4 |
4 |
3 |
3 |
34 |
3,4 |
9 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
30 |
3,0 |
10 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
4 |
3 |
3 |
3 |
29 |
2,9 |
Сумма |
32 |
29 |
32 |
31 |
31 |
28 |
38 |
34 |
29 |
29 |
313 |
|
среднее значение |
3,2 |
2,9 |
3,2 |
3,1 |
3,1 |
2,8 |
3,8 |
3,4 |
2,9 |
2,9 |
3,1 |
Таблица 3 – Оценка идеи №2 «Разработка и производство «Ультразвукового измерителя толщины неферромагнитных материалов» (ИТ-2)»
Критерии |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
сумма |
среднее значение |
Эксперты | ||||||||||||
1 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
4 |
3 |
2 |
3 |
27 |
2,7 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
30 |
3,0 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
25 |
2,5 |
4 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
25 |
2,5 |
5 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
26 |
2,6 |
6 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
28 |
2,8 |
7 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
27 |
2,7 |
8 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
30 |
3,0 |
9 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
30 |
3,0 |
10 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
32 |
3,2 |
Сумма |
24 |
25 |
30 |
26 |
33 |
25 |
32 |
30 |
25 |
30 |
280 |
|
среднее значение |
2,4 |
2,5 |
3,0 |
2,0 |
3,3 |
2,5 |
3,2 |
3,0 |
2,5 |
3,0 |
2,8 |
Информация о работе Разработка и оценка инновационного проекта