Разработка и оценка инновационного проекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 08:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является закрепление теоретических знаний и получение практических навыков в области организационно-инновационной деятельности.
Основные задачи:
- охарактеризовать объект проектирования;
- проанализировать внутреннюю и внешнюю среду объекта проектирования и выделить его основные проблемы;
- изучить теоретические основы проектирования;
- разработать инновационный проект и оценить целесообразность внедрения инновации.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Характеристика предприятия ОАО «Свет»………………………………………………………......................5
1.1 Общая характеристика и организационно–правовая форма………………….………………………………………………………5
1.2 Анализ внутренней и внешней среды организации и характеристика системы инновационного менеджмента…………………….......................8
Теоретические основы инновационного проектирования……………13
Разработка инновационного проекта……………..……………………18
3.1 Оценка и отбор инновационных идей …………………………….18
3.2 Инновационное предложение и его оценка ……………………....20
3.3 Оценка инновационного проекта ………………………………….25
Заключение……………………………………………………………….29
Список используемых литературных источников…………………….31

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по инновационной деятельности.docx

— 96.46 Кб (Скачать)

Система организации инноваций в ООО «ИИКП» установлена в соответствии со стандартом предприятия ГОСТ  P ИСО  9001 – 2008 – Организация инновационной деятельности  (пригоден до 25.11.2018 г.). деятельности.

Стандарт предприятия ГОСТ  P ИСО  9001 – 2008 – Организация инновационной деятельности разработан в соответствии с требованиями ГОСТ Р ISO 9001, ГОСТ Р ISO 9004, ГОСТ Р ISO 10014, ГОСТ РВ 0015-002, ОСТ – 134 – 1028.[3]

В данный момент на рынке есть потребность в установке оптического контроля вертикальной оси стеклотары. Основные конкуренты – ЗАО НПЦ «Стекло-Газ» и Agr International Inc., не производят данную установку. Для того чтобы увеличить объем продаж и привлечь на свою сторону новых клиентов, ОАО «СВЕТ» следует дополнить свою линейку приборов для контроля качества стеклотары новым продуктом, на который имеется спрос на рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2   Теоретические основы инновационного проектирования

 

Одними из ключевых понятий данной работы являются «инновация» и «инновационная деятельность». Наиболее полное и подробное определение даётся в нормативном  документе  Организации   экономического   сотрудничества и развития (ОЭСР) и Статистического бюро Европейских сообществ (Евростат), который называется «Руководство  Осло»  (Рекомендации   по   сбору   и   анализу   данных   по   инновациям). [2]

Инновационная деятельность – это процесс создания нового продукта, новой технологии или услуги на основе результатов научных исследований с целью получения конкретных преимуществ при реализации производимой продукции, работ и услуг на рынках.

Инновация  есть внедрение какого-либо нового или  значительно улучшенного продукта   (товара   или   услуги)   или   процесса,   нового   метода  маркетинга   или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях.

Руководство Осло является основным источником понятийно-терминологической базы в сфере планирования и учета инновационной деятельности предприятий,  отраслей и стран, широко признанным на международном уровне.

Руководство Осло определяет четыре вида инноваций, охватывающих широкий круг изменений, которые наблюдаются в деятельности предприятия: продуктовые, процессные, организационные и маркетинговые.

    • Продуктовые инновации - подразумевают значительные изменения в свойствах производимых товаров и услуг. Сюда включаются как совершенно новые товары и услуги, так и значительно усовершенствованные продукты из числа уже существующих.
    • Процессные инновации - подразумевают значительные изменения в методах производства и доставки.
    • Организационные инновации - относятся к сфере внедрения новых организационных методов. Это могут быть изменения в деловой практике, в организации рабочих мест или во внешних связях предприятия.
    • Маркетинговые инновации - включают реализацию новых методов маркетинга. Это могут быть изменения в дизайне и упаковке продукта, в его продвижении и размещении, в методах установления цен на товары и услуги. [2]

Кроме перечисленных выше четырех типов инноваций ещё выделяют технологические и экологические.

    • Технологические инновации - конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового либо усовершенствованного продукта или услуги, внедренных на рынке, нового либо усовершенствованного процесса или способа производства (передачи) услуг, используемых в практической деятельности.
    • Экологические инновации - нововведения, реализуемые в рамках технологических, организационных или маркетинговых инноваций и направленные на повышение экологической безопасности, как в процессе производства, так и в результате использования инновационной продукции.[2]

Сам инновационный процесс представляет собой процесс создания и распространения нововведений.

Также представляет особый интерес и понятие «инновационного проекта».

Инновационный проект – организационное представление инновационного процесса или его части.

Инновационный проект можно рассматривать как инвестиционный проект, объектом которого и является инновация. Он включает в себя обоснование целесообразности вложения средств и перечень мероприятий по реализации проекта. Структура инновационного проекта строится аналогично инвестиционному проекту.

Обычно выделяют три аспекта рассмотрения содержания инновационного проекта: по стадиям инновационной деятельности; по процессу формирования и реализации; по элементам организации. Инновационный проект охватывает все стадии инновационной деятельности, связанной с трансформацией научно-технических идей в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности, либо в новый подход к социальным услугам. [9]

С точки зрения стадий осуществления инновационной деятельности проект включает в себя научно-исследовательские, проектно-конструкторские и опытно-экспериментальные работы, освоение производства, организацию производства и его пуск, маркетинг новых продуктов, а также финансовые мероприятия. В основе рассмотрения содержания инновационного проекта по процессу его формирования и реализации, то есть технологически, лежит концепция жизненного цикла инновационного проекта, которая исходит из того, что инновационный проект есть процесс, происходящий в течение конечного промежутка времени. В таком процессе можно выделить ряд последовательных по времени этапов (фаз), различающихся по видам деятельности, обеспечивающих его осуществление:

-  формирование инновационной  идеи (замысла). Это процесс зарождения  инновационной идеи и формулирования  генеральной (конечной) цели проекта. На этом этапе определяются  конечные цели проекта (количественная  оценка по объемам, срокам, размерам  прибыли) и пути их достижения, субъекты и объекты инвестиций, их формы и источники;

-  разработка проекта. Это процесс поиска решений  по достижению конечной цели  проекта и формированию взаимоувязанного  по времени, ресурсам и исполнителям  комплекса заданий и мероприятий  реализации цели проекта. На этом  этапе осуществляются сравнительный  анализ различных вариантов достижения  целей проекта и выбор наиболее  жизнеспособного (эффективного) для  реализации; разрабатывается план  реализации инновационного проекта; решаются вопросы специальной  организации для работы над  проектом (команды проекта); производится  комплексный отбор потенциальных  исполнителей проекта и оформляется  контрактная документация;

-    реализация проекта. На этом этапе осуществляются  контроль исполнения календарных  планов и расходования ресурсов, корректировка возникших отклонений  и оперативное регулирование  хода реализации проекта;

-   завершение проекта. Это процесс сдачи результатов  проекта заказчику и закрытия  контрактов (договоров). Этим завершается  жизненный цикл инновационного  проекта. [6]

Кроме того, большую роль в проекте играет инвестиционная деятельность. Так в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений»№39-ФЗ от 25.02.1999 годы можно выделить понятия – инвестиционного проекта, как обоснования экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план);  инвестиционной деятельности, как вложения инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта; и инвестиций, как денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.[1]

В данной работе целесообразность инновационного проекта определяется соответствием показателей проекта набору критериев, весомости этих критериев и градации, которые представлены в листах экспертиз инновационных идей, инновационного предложения и инновационного проекта.

Б. Твисс предложил 47 критериев оценки инновационного проекта.[5] Все критерии рассматриваются как равнозначные. Из них мною было выбрано 10 критериев:

1. Соответствие целям  организации;

2. Соответствие потребностям  рынка;

3. Вероятность успеха;

4. Позиция в конкурентной  борьбе;

5. Ценообразование и восприятие  потребителем;

6. Рентабельность;

7. Объем инвестиций;

8. Обеспеченность ресурсами;

9. Объем производства;

10. Соответствие критериям  внешней среды.

 

 

 

 

 

3   РАЗРАБОТКА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

 

3.1 Оценка и  отбор инновационных идей

 

           По данным SWOT-анализа, можно сказать о том, что у ОАО «СВЕТ» есть существенная проблема  - это необходимость поддержания высокой конкурентоспособности по сравнению с предприятиями-конкурентами.

Для решения этой проблемы были предложены следующие идеи:

1. Разработка и производство «Установки оптического контроля вертикальной оси стеклотары» (УОКВОС-1). Данное решение позволит предприятию удовлетворить спрос ликероводочных и стекольных заводов, которые нуждаются в данном оборудовании. За счет чего, ОАО «СВЕТ» сможет повысить свой доход, увеличить долю рынка, привлечь новых клиентов и расширить линейку производимого оборудования.

2. Разработка и производство «Ультразвукового измерителя толщины неферромагнитных материалов»  (ИТ-2). Это решение будет способствовать увеличению дохода предприятия, так как  ультразвуковые измерители толщины требуются заводам по производству медицинского и художественного стекла. Данные заводы нуждаются именно в ультразвуковых измерителях толщины, потому что размеры производимых ими стеклоизделий очень малы. Обычные измерители толщины неферромагнитных материалов не справляются с данной задачей, что осложняет контроль качества на таких заводах.

Для выбора идеи была проведена экспертиза, в которой участвовало 10 экспертов (Приложение А). Оценка производится по 10 критериям по пятибалльной шкале.

Таблица 2 – Оценка идеи №1 «Разработка и производство «Установки оптического контроля вертикальной оси стеклотары» (УОКВОС-1)»

Критерии

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

сумма

среднее значение

Эксперты

1

3

3

4

3

3

3

5

4

3

3

34

3,4

2

3

3

3

3

3

3

4

3

3

2

30

3,0

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

30

3,0

4

4

3

3

4

3

3

4

4

3

3

34

3,4

5

2

2

2

3

3

2

4

3

2

3

26

2,6

6

3

3

4

3

3

3

3

3

3

3

31

3,1

7

5

4

3

3

3

3

4

4

3

3

35

3,5

8

3

3

4

3

4

3

4

4

3

3

34

3,4

9

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

30

3,0

10

3

2

3

3

3

2

4

3

3

3

29

2,9

Сумма

32

29

32

31

31

28

38

34

29

29

313

 

среднее значение

3,2

2,9

3,2

3,1

3,1

2,8

3,8

3,4

2,9

2,9

 

3,1


 

Таблица 3 – Оценка идеи №2 «Разработка и производство «Ультразвукового измерителя толщины неферромагнитных материалов»  (ИТ-2)»

Критерии

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

сумма

среднее значение

Эксперты

1

2

3

3

2

3

2

4

3

2

3

27

2,7

2

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

30

3,0

3

2

2

3

2

3

2

3

3

2

3

25

2,5

4

2

2

3

2

3

2

3

3

2

3

25

2,5

5

2

2

3

3

3

2

3

3

2

3

26

2,6

6

2

2

3

3

3

3

3

3

3

3

28

2,8

7

2

2

3

2

3

3

3

3

3

3

27

2,7

8

3

3

3

3

4

3

3

3

2

3

30

3,0

9

3

3

3

3

4

2

3

3

3

3

30

3,0

10

3

3

3

3

4

3

4

3

3

3

32

3,2

Сумма

24

25

30

26

33

25

32

30

25

30

280

 

среднее значение

2,4

2,5

3,0

2,0

3,3

2,5

3,2

3,0

2,5

3,0

 

2,8

Информация о работе Разработка и оценка инновационного проекта