Экономическая оценка инновационного проекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 18:21, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время современная экономика все более приобретает черты инновационной экономики.
Инновация - это усовершенствование деятельности субъекта хозяйствования, приносящее положительный экономический, социальный или экологический результат. Инновация представляет собой использование научных достижений в коммерческих целях.
Использование инноваций все чаще начинает становиться стратегической линией развития фирм, ведь способность создавать новые знания, технологии, процессы, возможность доступа к новым знаниям и возможность их эффективного коммерческого использования - все это основополагающие элементы конкурентоспособности, как на национальном, так и на глобальном уровне. В настоящее время функционируют различные инновационные предприятия, которые специализируются на том или ином виде инновационной деятельности или осуществляют комплекс инновационных услуг на коммерческой основе.

Файлы: 1 файл

Курсовая готовая1.doc

— 362.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

Факультет экономики, менеджмента и информационных технологий

Кафедра «Экономика и менеджмент» 

КУРСОВОЙ  ПРОЕКТ

по предмету «Инновационный менеджмент»

На тему: «Экономическая оценка инновационного проекта» 

Вариант 10 
 
 
 
 

Преподаватель:

Студентка 
 
 
 
 
 
 
 

Аннотация

В данной курсовой работе объемом 33 страницы, включающей 1 график и 11 таблиц, рассматриваются  методы работы инновационных предприятий  на рынке сбыта и даётся оценка экономической эффективности инновационного проекта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     В настоящее время современная  экономика все более приобретает  черты инновационной экономики.

     Инновация - это усовершенствование деятельности субъекта хозяйствования, приносящее положительный экономический, социальный или экологический результат. Инновация представляет собой использование научных достижений в коммерческих целях.

     Использование инноваций все чаще начинает становиться  стратегической линией развития фирм, ведь способность создавать новые знания, технологии, процессы, возможность доступа к новым знаниям и возможность их эффективного коммерческого использования - все это основополагающие элементы конкурентоспособности, как на национальном, так и на глобальном уровне. В настоящее время функционируют различные инновационные предприятия, которые специализируются на том или ином виде инновационной деятельности или осуществляют комплекс инновационных услуг на коммерческой основе. Но при всей своей привлекательности многие инновации требуют финансовых затрат, вложений капитала в новые здания, сооружения, станки, оборудование, запасы сырья и материалов, используемых в производстве, а также в научно-техническую деятельность, проведение исследований и проектирование изделий, в оплату работы сотрудников на начальном этапе, в рекламную кампанию и др. Поэтому для снижения риска инновационной деятельности предприятию необходимо в первую очередь провести тщательную оценку предлагаемого к осуществлению инновационного проекта. Ведь инновационный проект, эффективный для одного предприятия, вполне может оказаться неэффективным для другого в силу объективных и субъективных причин, таких, как территориальное расположение предприятия, уровень компетентности персонала по основным направлениям инновационного проекта, состояние основных фондов и т. п.

     В данной курсовой работе мы исследуем  методы работы инновационных предприятий  на рынке сбыта  на примере ЗАО  «Регул» и дадим оценку экономической  эффективности инновационного проекта  по созданию прибора, определяющего наличие тяжелых металлов и других токсикантов в жидких средах.

     ЗАО «Регул» является инновационным  предприятием на базе действующего научно-производственного  объединения «Химреактив» в г.Москва и специализируется на производстве и реализации инноваций, связанных с химическими приборами различного назначения. На протяжении дальнейшего исследования эффективности инновационного проекта необходимо выявить насколько цели и задачи инновационного проекта по созданию прибора совпадают с целями и стратегией развития предприятия, так как если направление проекта противоречит общей политике предприятия, то возникает большая вероятность того, что проект не принесет ожидаемого результата, определить наличие персонала по численности и квалификации, величину издержек производства, рентабельность инвестиций, затрат, продаж, производственной деятельности,  провести маркетинговые исследования рынка для подтверждения потребности проекта  и выявления конкретных будущих потребителей, определить срок окупаемости инвестиций и другие факторы для определения эффективности реализации прибора предприятием. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические  основы экономики  инновационной деятельности

1.1 Содержание национальной  инновационной системы

     Национальная  инновационная система представляет собой систему обмена технологиями, знаниями и информацией между людьми, предприятиями, институтами; обмена, который является неотъемлемым условием развития инновационных процессов в стране. Участники инновационного процесса, взаимодействуя, превращают идею в технологию, процесс, товар или услугу и выводят ее на рынок. Согласно современной теории инновационных систем, инновации и технологическое развитие страны является результатом комплекса отношений между участниками сложной системы, которая включает в себя предприятия (национальные компании), университеты, лаборатории, научно-исследовательские институты, государственные структуры. На сегодняшний день существуют различные определения национальной инновационной системы. Это:

     - система институтов публичного и частного секторов, чья деятельность и взаимодействие, инициирует, привносит, изменяет и распространяет новые технологии

     - набор институтов, чье взаимодействие  предопределяет инновационную производительность  национальных компаний

     - набор элементов и связей, которые  взаимодействуют в ходе производства, распространения и использования  нового, экономически выгодного  знания, и которые либо размещены  в пределах или имеют свое  происхождение в пределах территории  национального государства

     - набор определенных институтов, которые и вместе, и каждый  сам по себе вносят вклад  в развитие и распространение  новых технологий, которые создают  структуру, в рамках которой  правительства формируют и осуществляют  политику по влиянию на инновационный процесс. Это система взаимосвязанных институтов, в рамках которой осуществляется создание, хранение и передача знаний, опыта, продуктов, содержащих новые технологии

     Концепция, лежащая в основе теории национальных инновационных систем основывается на предпосылке, что понимание связей и взаимоотношений между участниками инновационного процесса есть ключ к развитию инновационной производительности. Инновации и технологический прогресс являются результатом сложного комплекса отношений и взаимосвязей между участниками инновационного процесса, производящими, распространяющими и использующими новые знания.

     Инновационное развитие страны зависит в большой  степени от того, насколько эффективно эти участники взаимодействуют  между собой как элементы коллективной системы создания знаний и их использования в целях технологического прогресса и развития конкурентоспособности.

     К участникам инновационного процесса относятся, прежде всего, частные предприятия (национальные компании), университеты, лаборатории, научно-исследовательские институты, а также люди, работающие в этих организациях. Взаимодействие участников может выливаться в совместные исследования, обмен информацией и работниками, кросс-патентование, коллективную закупку оборудования и другие виды совместной деятельности. Именно многообразие форм, видов и методов взаимодействия участников инновационного процесса затрудняет формулирование определения национальной инновационной системы. Однако, с практической точки зрения, главным остается то, что это система взаимосвязанных элементов, и влияние на эти элементы или взаимосвязь между ними, может позволить сделать процесс более эффективным, повышающим эффективность всей национальной инновационной системы.

     Концепция национальной инновационной системы  позволяет использовать системный подход к развитию и совершенствованию инновационного процесса в стране. Кроме того, ее ценность заключается в признании решающего значения знаний и инноваций для экономики, и возможности вовлекать в процесс создания, распространения и использования знаний все новые элементы и новых участников.

     Экономика, основанная на знаниях, держится на четырех `опорах`: инновационная система, информационное общество, непрерывное образование, государственная инновационная  политика .

     Инновационные системы разных стран различны, так же как различны инновационные стратегии государств. Это объясняется различиями в уровне развития промышленности, технологического развития, в объемах инвестиций в инновационную деятельность, и другими факторами, включая исторические и национальные особенности. Не существует некоей оптимальной национальной инновационной системы, также как не существует единственной, наиболее эффективной инновационной стратегии государства. Между тем, национальные инновационные системы имеют определенные общие черты, и опыт экономически и технологически более конкурентоспособных стран может и должен приниматься на вооружение странами менее конкурентоспособными. Для определения национальной инновационной системы необходимо, прежде всего, определить источники инноваций. Инновации можно отнести к двум основным типам:

     1. Импорт существующих технологий  и знаний из-за рубежа, их адаптация  к местным условиям и использование  с учетом особенностей национальной  экономики;

     2. Создание знаний и технологий, новых не только для национальной системы, но и на глобальном уровне.

     Создание  национальной инновационной системы  состоит в формировании относительно целостной системы, эффективно преобразующей  новые знания, не важно чьи - “свои” или “чужие”, в новые технологии, продукты и услуги, которые находят своих реальных потребителей на национальных или глобальных рынках. Эту систему и принято называть национальной инновационной системой. При этом переход к экономике знаний не обязательно требует приоритетного развития фундаментальных исследований. В настоящее время запас собственно “российских новых знаний” стремительно иссякает, а мировой их запас непрерывно растёт. Кто или что мешает нашей инновационной системе их эффективно использовать в российской экономике? Ответ очевиден - она сама. Нынешняя инновационная система, всё ещё наполовину административно-командная, не умеет эффективно трансформировать новое знание в полезные для общества и экономики продукты и технологии. Если следовать системному подходу к формированию научно- технической политики, то для ускорения перехода России к экономике знаний государство должно оптимально распределять весьма ограниченные бюджетные ресурсы по стадиям инновационного цикла. Более того, структура распределения государственных средств должна гибко реагировать на появление “узких мест” в структуре цикла. Сейчас, например, таким узким местом является явная нехватка “мощностей”, эффективно преобразующих знание в товар. Эти “мощности” воплощены в организационных структурах (малые инновационные фирмы и т.п.); обученных кадрах (инновационные предприниматели); а также в различного рода услугах, предоставляемых инновационной инфраструктурой - производственных, финансовых, информационных. Другими словами, эффективность инновационных процессов в экономике зависит не только от того, насколько эффективна деятельность самих экономических субъектов - фирм, научных организаций и др., но и от того, “как они взаимодействуют друг с другом в качестве элементов коллективной системы создания и использования знаний, а также с общественными институтами, такими, как ценности, нормы, право”. Национальный характер инновационной системы во многом определяется действующим в данный момент национальным законодательным полем и системой неформальных отношений. Важным является понимание того, что добавочная стоимость в инновационном цикле может создаваться не только в начале, но и в любом месте цикла, у любого субъекта инновационной деятельности - например, эффект от инновации в маркетинговой политике, в рекламной компании, в управлении торговой маркой или отношениями с потребителями может существенно повысить добавочную стоимость, созданную разработкой нового товара, технологии, услуги. Это означает, что новое знание может генерироваться соответствующим субъектом на любом этапе цикла. В этом случае может и должен появиться новый субъект, который занят анализом, управлением и оптимизацией процесса извлечения инновационного дохода на разных этапах “цепочки накопления стоимости”. Этот субъект должен анализировать и сравнивать экономические и иные эффекты от использования новшеств на каждой из стадий и принимать решения о перераспределении ресурсов, направляемых на создание и использование инноваций на разных стадиях жизненного цикла продукта. Многие современные исследователи отмечают важнейшую роль сквозного управления всей цепочкой создания добавленной стоимости в повышении эффективности функционирования экономических субъектов и их объединений. Сущностные характеристики НИС во многом определяются свойствами экономической и политической системы, в которой она сформировалась. Например, НИС, существовавшая в СССР, значительно отличалась от инновационных систем, характерных для рыночных экономик. Самая общая классификация экономических систем делит их на два принципиально различных типа - административно-командные (централизованные) и рыночные (децентрализованные). В последних все экономические субъекты, включая государство, равноправны. НИС в административно-командной экономике имела ряд специфических характеристик, которые диктовались фундаментальными принципами принятой тогда парадигмы: полное огосударствление создаваемой в общественном производстве собственности, включая интеллектуальную; опора на собственные силы; мобилизационный тип развития и милитаризация народного хозяйства; идеологизация всех видов деятельности, в т.ч. научно- технического сектора. Современные НИС рыночного типа базируются на либерально- инновационной экономической парадигме. Субъекты инновационной деятельности, продвигающие на рынок новые продукты и технологии, рискуют собственным благополучием, а иногда и самим своим существованием. Зато и мотивационные стимулы для этого субъекта многократно выше, чем в административной системе. Именно поэтому в организационных структурах НИС органично возникает и развивается малый инновационный бизнес (МИБ). Сообщество инновационных предпринимателей выступает в роли разработчиков наиболее рисковых бизнес- проектов, основанных на уникальных, ранее не апробированных научно- технических, управленческих, социальных и др. новшествах. В рыночной экономике именно реальные нужды потребителя, т.е. конечный спрос, формирует структуру актуальных инноваций. Производители новшеств ориентируются на существующий и перспективный спрос. В рыночной экономике конечный спрос активно “вытягивает” в жизнь самые востребованные и ценные инновации. В целом для организационных структур рыночных НИС характерно сочетание крупных интегрированных фирм - лидеров национальных и мировой экономик - со множеством фирм сектора МИБ, осуществляющих пионерскую, рисковую инновационно-технологическую деятельность.

1.2 Инновационная экономика:  основные понятия  и признаки

     Широко  используемые в последние годы понятия  “новая экономика”, “экономика, основанная на знаниях” означают, что в этом типе экономик основным фактором роста является масштабное использование новых знаний в практической хозяйственной деятельности. Ее характерными чертами являются: становление наукоемких производств; повышение роли невещественных форм богатства (объектов интеллектуальной собственности); возрастание роли человеческого фактора; переход на интенсивный тип воспроизводства. Необходимость инновационной экономики усугубляется, с одной стороны, конкуренцией западных фирм с точки зрения высокого технического уровня и качества продукции, и, с другой стороны, ценовой конкуренцией стран Азии (Китай, Индия, Южная Корея), основанной на низких ценах и на дешевой рабочей силе.

     В России существуют объективные предпосылки  формирования инновационной экономики: высокий (мировой) уровень фундаментальной  науки; достаточный научно-технический потенциал (например, на предприятиях военно-промышленного комплекса); высокообразованные и квалифицированные кадры ученых, инженеров, рабочих; талантливость российских специалистов. Результатами реализации новой инновационной экономики должны стать достижение высокого уровня социальной направленности научно-технического прогресса, повышение уровня жизни населения в результате роста эффективности общественного производства, качественно иной уровень ресурсосбережения и экологизация экономики.

     Инновационный процесс, т.е. процесс создания, распространения  и потребления субъектами экономики  научно-технических, организационных, управленческих и др. новшеств, является основным содержанием процесса модернизации экономики. Инновационную активность обычно измеряют двумя способами: по результатам опросов и по формальной статотчётности через показатель доли предприятий, внедряющих новые технологии. Значение этого показателя у нас сегодня очень мало - около 5%. В развитой части Европы и в США этот показатель гораздо выше - до 25-30% предприятий проявляют здесь инновационную активность. Но у них есть развитая, многокомпонентная, инновационная система. У нас же она только выстраивается. Растет подсистема малого инновационного бизнеса. Это фирмы - пионеры рискового высокотехнологичного сектора, где идёт бизнес-апробация технических новшеств. Однако, для развития таких фирм, и не только их, нужна развитая инфраструктура - материальная (инновационно-технологические центры и технопарки), финансовая (венчурные фонды, торговые площадки и т.д.), организационная и информационная. За создание инфраструктуры на нынешней, начальной стадии развития российского хай-тека должно отвечать государство.

Информация о работе Экономическая оценка инновационного проекта