Оценка инновационного проекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 14:51, контрольная работа

Краткое описание

Тема контрольной работы имеет прикладной характер. Одна из основных проблем – это приведение в сопоставимый вид (дисконтирование) доходов и затрат при определении экономической эффективности новой техники или технологии. Причинами проведения процесса дисконтирования могут являться инфляция, нежелательная динамика инвестиций, падение промышленного производства, изменение в налоговой системе и т.д.
Задачами исследования контрольной работы являются сущность инновационного проекта, критерии и методы оценки эффективности.

Файлы: 1 файл

иновационный менеджмент.docx

— 49.50 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Тема  контрольной работы «Оценка инновационного проекта» на сегодняшний момент является актуальной, так как в основе качественных сдвигов, происходящих в современной экономике, лежит инновационная направленность стратегии и тактики развития производства. Инновационная активность экономики приобрела характер центрального социально-экономического процесса в индустриально развитых странах.

Современным организациям принадлежит ведущая  роль в обеспечении научно-технического прогресса, обновлении продукции и  технологии. Именно промышленная организация  в первую очередь концентрирует  в своих руках финансовые, материальные, научно-технические и человеческие ресурсы и обладают способностью осуществлять долгосрочную стратегию  инновационного развития, ориентированную  на разнообразные потребности рынка.

Тема  контрольной работы имеет прикладной характер. Одна из основных проблем – это приведение в сопоставимый вид (дисконтирование) доходов и затрат при определении экономической эффективности новой техники или технологии. Причинами проведения процесса дисконтирования могут являться инфляция, нежелательная динамика инвестиций, падение промышленного производства, изменение в налоговой системе и т.д.

Задачами  исследования контрольной работы являются сущность инновационного проекта, критерии и методы оценки эффективности.

 

 

 

 

 

 

1.Сущность инновационного проекта

 

          Под проектом понимается процесс целенаправленного изменения или создания новой технической или социально-экономической системы.

Инновационный проект представляет собой сложную  систему взаимообусловленных и  взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей (задач) на приоритетных направлениях развития науки и техники.

«Инновационный  проект – это система взаимоувязанных  целей и программ их достижения, представляющих собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим  образом организованных (увязанных  по ресурсам, срокам и исполнителям), оформленных комплектом проектной  документации и обеспечивающих эффективное  решение конкретной научно-технической  задачи (проблемы), выраженной в количественных показателях и приводящей к инновации». [7, с. 115]

Идеи, замыслы  и технические решения, а также  реализующие их проекты имеют  различные уровни научно-технической  значимости:

- модернизационный, когда конструкция прототипа или базовая технология кардинально не изменяются (расширение размерных рядов и гаммы изделий; установка более мощного двигателя и др.);

- новаторский, когда конструкция нового изделия по виду своих элементов существенным образом отличается от прежнего (добавление новых качеств, ранее не применявшихся в конструкциях данного типа изделий, но применявшихся в других типах изделий);

- опережающий, когда конструкция основана на опережающих технических решениях (введение турбореактивных двигателей, ранее нигде не применявшихся);

- пионерный, когда появляются ранее не существовавшие материалы, конструкции и технологии, выполняющие прежние или даже новые функции (композитные материалы; первые радиоприемники, электронные часы, ракеты; биотехнологии).

С точки  зрения масштабности решаемых задач  инновационные проекты подразделяются следующим образом:

1) монопроекты – проекты, выполняемые, как правило, одной организацией или даже одним подразделением; отличаются постановкой однозначной инновационной цели (создание конкретного изделия, технологии), осуществляются в жестких временных и финансовых рамках, требуется координатор или руководитель проекта;

2) мультипроекты – представляются в виде комплексных программ, объединяющих десятки монопроектов, направленных на достижение сложной инновационной цели, такой, как создание научно-технического комплекса, решение крупной технологической проблемы, проведение конверсии одного или группы предприятий военно-промышленного комплекса; требуются координационные подразделения;

3) мегапроекты – многоцелевые комплексные программы, объединяющие ряд мультипроектов и сотню монопроектов, связанных между собой одним деревом целей; требуют централизованного финансирования и руководства из координационного центра. Например, техническое перевооружение отрасли, решение региональных и федеральных проблем конверсии и экологии, повышение конкурентоспособности отечественных продуктов и технологий.

По выполняемым  объемам работ и продолжительности  проекты могут быть краткосрочными (1-2 года), среднесрочными (до 5 лет) и долгосрочными (более 5 лет).

 

 

 

2. Основные критерии оценки инновационных проектов

 

        На этапе диагностики проблемы  и формулировки критериев и  ограничений могут применяться  методы ситуационного анализа,  моделирования, многокритериальной  оценки альтернатив и экспертной  оценки альтернатив. 

При реализации инновационных проектов приоритетными  и поддерживаемыми со стороны  государства должны быть те проекты, которые ориентированы на конечные социально-экономические результаты. В «Приложении 2» приведен рекомендуемый перечень критериев инновационных проектов.

Важно отметить, что показатели верхнего уровня, приоритетные направления  - это показатели, важные для уровня народного хозяйства  в целом. Они являются обязательными  для оценки и контроля на всех последующих  более низких по иерархии уровнях, решающих частные задачи (социально-экономические  приоритеты и ключевые проблемы; приоритетные направления НТП; государственные  научно-технические программы; проекты, реализующие эти программы). На следующем  уровне ключевых проблем (например, обеспечение  теплом и энергией) добавляются внутренние автономно используемые на этом уровне характеристики.

В результате формируется система критериев, которая дает возможность оценить  вклад инновационного проекта любого уровня в достижении конечных целей  реформ и использовать эту информацию для соответствующего распределения  ресурсов на реализацию таких проектов.

Полная  оценка инновационного проекта включает в себя анализ всех вышеперечисленных  критериев и основных элементов  реализации проекта. Для того чтобы  свести полученные результаты в единое целое для получения общей  оценки, можно использовать критерии, перечисленные в «Приложении 1».

                                                                                                      

 

        Информация является необходимым  элементом в принятии решений,  которые имеют ряд характерных  особенностей для инновационной   деятельности, а именно: разработки  планов и программ инновационной  деятельности, организации и мониторинга  и наблюдения за ходом разработки  инновации и ее внедрения, рассмотрение проектов инноваций, проведение единой инновационной политики, создание целевых групп и т.п.

Примечание: 5 – очень высокая оценка, 4- высокая  оценка, 3- удовлетворительная оценка, 2- низкая оценка, 1 – очень низкая оценка.

Для получения  полной оценки инновационного проекта  экспертам необходимо оценить каждую позицию, а затем на основе обобщенной оценки принимать решение об эффективности  анализируемого проекта.

Для оценки качественных характеристик требуется  содержательная информация, состав которой  регламентируется соответствующими формами  документов (вклад в крупные структурные  сдвиги, повышение экономической  эффективности, конкурентоспособность  на внутреннем рынке, перспективность  и др.).

«После  выбора приоритетов следует определить стратегические направления развития инновационной деятельности и методы государственной поддержки инновационного предпринимательства. Стратегия начального этапа может включать более эффективное  использование ресурсов в таких  отраслях, как телекоммуникации, пищевая  и легкая промышленность, строительство  и лесопереработка, малый бизнес. На втором этапе возможна стратегия  концентраций усилий в отраслях, где  Россия имеет определенные конкретные преимущества (биотехнологии, информационные технологии, авиакосмическая и оборонная промышленность). На третьем этапе появляется возможность реализовать стратегии создания новых технологий в отраслях, где Россия имеет позиции на рынке, с последующим выходом на новые рынки.

Все три  стратегии предполагают соответствующую  поддержку государства, создание как  внешних, так и внутренних условий. К внешним условиям можно отнести  меры государственного регулирования (налоги, пошлины, тарифы), направленные на стимулирование инновационной деятельности и обеспечение конкурентоспособности.

К внутренним условиям следует отнести реструктуризацию и реформирование существующих инновационных  предприятий и организаций с  целью повышения эффективности  менеджмента. В результате восстанавливается  платежеспособность инновационных  предприятий, создается потенциал  роста их стоимости, инвестиционной привлекательности.

В составе  внешних условий особое место  занимают федеральные программы (в  том числе для инновационных  предприятий), а также гранты, безвозмездные  субсидии для научных организаций». [11, с. 120]

Можно выделить три типа разработок и соответствующих им программ.

  1. Проекты, по которым имеются готовые образцы, составляют основу рынка инновационных программ, дающих основную практическую отдачу. Основой их маркетинга является активизация спроса на результаты инноваций и продвижение их на рынок, создание благоприятного инвестиционного климата. В основном используются косвенные методы управления (через предоставление льгот и т.п.). Прямые методы и бюджетные ассигнования используются через федеральные и межгосударственные программы решения важнейших проблем развития.
  2. Приоритетные объекты, находящиеся на завершающих стадиях, являются основой государственной, научно-технических программ, направленных на решение среднесрочных (3-7 лет) ключевых проблем.
  3. Фундаментальные и поисковые долгосрочные (7-15 лет) ключевые проблемы развития. Основой их выполнения является базовое финансирование с мониторингом (оценка и выявление прорывных направлений, критических технологий для включения в тип 2).

Приоритетным  типом разработок, требующим прямой государственной поддержки, является тип 2. Главным принципом отбора научных  достижений в качестве приоритетов  НТП должна быть их ориентация на вклад  в достижение важнейших конечных социально-экономических целей.

 

Подводя итоги главы, отметим, что при  реализации инновационных проектов приоритетными и поддерживаемыми  со стороны государства должны быть те проекты, которые ориентированы  на конечные социально-экономические  результаты.

Полная  оценка инновационного проекта включает в себя анализ всех вышеперечисленных  критериев и основных элементов  реализации проекта. Для того чтобы  свести полученные результаты в единое целое.

Информация  является необходимым элементом  в принятии решений, которые имеют  ряд характерных особенностей для  инновационной деятельности, а именно: разработки планов и программ инновационной  деятельности, организации и мониторинга  и наблюдения за ходом разработки инновации и ее внедрения, рассмотрение проектов инноваций, проведение единой инновационной политики, создание целевых групп и т.п.

Можно выделить три типа разработок и соответствующих им программ: проекты, по которым имеются готовые образцы, составляют основу рынка инновационных программ, дающих основную практическую отдачу, приоритетные объекты, находящиеся на завершающих стадиях, фундаментальные и поисковые долгосрочные (7-15 лет) ключевые проблемы развития.

 

 

 

 

      1. Методы оценки эффективности инновационного пректа

 

 

В основе оценки эффективности проекта лежит  сравнительный анализ объема предлагаемых инвестиций и будущих денежных поступлений. Сравниваемые величины относятся в  большинстве случаев к различным  временным периодам и поэтому  наиболее важной проблемой в этом случае, так же как и при определении  экономической эффективности новой  техники и технологии, является проблема сравнивания доходов и затрат и приведения их в сопоставимый вид. Причинами проведения процесса дисконтирования (приведения в сопоставимый вид) могут  являться инфляция, нежелательная динамика инвестиций, падение промышленного  производства, различные горизонты  прогнозирования, изменения в налоговой  системе и т.д.

Все методы оценки эффективности проекта подразделяются на две группы, основанные на дисконтированных и учетных оценках.

Методами, основанными на учетных ставках (без дисконтирования) являются период окупаемости (pay back period, PP), коэффициент эффективности инвестиций (average rate of return, ARR) и коэффициент покрытия долга (debt cover ratio, DCR).

Информация о работе Оценка инновационного проекта