Критерии оценки инновационных проектов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 22:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является составление бизнес-плана проекта на основе изучения теоретических основ разработки бизнес-плана инновационного проекта.
В связи с выработанной целью были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущностные характеристики бизнес-плана инновационного проекта;
- рассмотреть методики составления бизнес-плана инновационного проекта;

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические и методические аспекты оценки эффективности инновационных проектов 5
1.1. Цели и задачи оценки инновационных проектов 5
1.2. Методики оценки инновационных проектов
1.3. Российские особенности использования критериев оценки инновационных проектов
2.
3. Предложения по оптимизации критериев оценки инновационных проектов
Выводы и предложения
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Основные критерии оценки инновационных проектов и особенности их применения в российских условиях.docx

— 173.45 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение            3

1. Теоретические и методические аспекты оценки эффективности инновационных проектов         5

1.1. Цели и задачи оценки инновационных проектов     5

1.2. Методики  оценки инновационных проектов

1.3. Российские  особенности использования критериев оценки инновационных проектов

2.

3. Предложения по оптимизации критериев оценки инновационных проектов

Выводы  и предложения

Список  использованной литературы

 

Введение 

      Коммерческая  и предпринимательская деятельность в среде научно-технического комплекса  стала одним из ведущих направлений  в индустриально развитых и постиндустриальных экономических системах. В связи  с этим разработка бизнес-планов для  инновационных проектов (т.е. развития научно-технических комплексов, внедрения  конкретных инновационных решений  и т.п.) должна опираться на общие  методические принципы. При этом при  подготовке бизнес-планов необходимо учитывать специфику инновационных  проектов, их высокий экономический, интеллектуальный и социальный потенциалы.

      Основным  критерием актуальности разработки бизнес-плана инновационного проекта является уровень проработки научной идеи и ее близость к возможности коммерческой реализации.

      Объектом  исследования является бизнес-план по производству тары и преформ из полиэтилентерефталата.

      Предметом исследования является процесс разработки бизнес-плана инновационного проекта.

     Информационной  базой исследования явились труды  таких авторов, как Блеквелл Э, Горемыкин В.А. , Жуков В.В.

      Целью данной работы является составление  бизнес-плана проекта на основе изучения теоретических основ разработки бизнес-плана инновационного проекта.

      В связи с выработанной целью были поставлены следующие задачи:

      - рассмотреть сущностные характеристики  бизнес-плана инновационного проекта;

      - рассмотреть методики составления  бизнес-плана инновационного проекта;

      - рассмотреть российские особенности  бизнес-планирования;

      - проанализировать составленный  в рамках написания данной  работы бизнес-план;

      - дать рекомендации по формированию  бизнес-плана в российских условиях  ведения бизнеса.

      Структура данной работы обусловлена ее целями и задачами.

      Работа  состоит из введения, трех глав, выводов и предложений и списка использованной литературы.

      Во  введении обоснованы актуальность изучения темы исследования.

      В первой главе рассмотрены теоретические  и методические основы составления  бизнес-плана инновационного проекта. А именно сущностные характеристики бизнес-плана инновационного проекта, методики его составления, а также  российские особенности бизнес-планирования.

      Во  второй главе проанализирован бизнес-план, который был составлен нами в  рамках написания данной курсовой работы.

      В третьей главе даны рекомендации по составлению бизнес-плана в  российских условиях.

      В выводах и предложениях сделаны основные выводы по работе.

 

1. Теоретические и  методические аспекты  разработки бизнес-плана  инновационного проекта

1.1. Сущностная характеристика  бизнес-плана инновационного  проекта

       

   Инновационный проект - инвестиционный проект, содержащий комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение конкретной научно-технической задачи (проблемы), связанной с разработкой, производством и сбытом инновационных продуктов[3, c.76].

         Выделим источники финансирования инновационного проекта:

      - Собственные средства;

      - Средства бизнес - ангелов.

      - Банковский кредит.

      - Бюджетные средства (до 50% стоимости проекта).

      - Международные гранты.

      - Венчурное финансирование.

      Инновационный проект содержит[2, c.120]:

      - обоснование    экономической целесообразности  инвестиции (инвестиционное предложение);

      - описание практических действий  по осуществлению инвестиций (план  НИОКР и бизнес- план);

      - первичную документацию (патенты,  прайс-листы, предварительные договоры  и пр.), на основе которой разрабатывались план НИОКР и бизнес-план;

          - документы    политической или  экономической поддержки, определяющие инвестиционный климат проекта.

          Инвестор     принимает положительное решение по инновационному проекту, руководствуясь:

           - степенью доверия к менеджерам  проекта; 

           -  внутренней инвестиционной политикой;   степенью убедительности предложения.

      Бизнес-план инновационного проекта – это формальный документ, представляющий собой программу действий, которая состоит из различных последовательных разделов. Каждый бизнес-план должен быть реальной пошаговой инструкцией, как создать и развивать новый бизнес или новое направление в существующем бизнесе.

      Формальный  бизнес-план имеет следующие обязательные разделы: меморандум о конфиденциальности, резюме, описание предприятия и отрасли, описание продукции, план маркетинга, инвестиционный план, производственный план, организационный план, финансовый план и показатели эффективности  проекта, анализ рисков (анализ чувствительности) проекта, выводы и приложения.

      На  первой стадии развития проекта бизнес-план представляет собой письменную документацию жизненных проблем, необходимых  для убеждения инвесторов в том, что уникальность предложенного  бизнеса достойна для инвестиций. В дальнейшем бизнес-план обеспечивает владельцу и менеджеру бизнеса  детальную инструкцию по реализации проекта. Разработка такого документа  требует систематического подхода, чтобы критические проблемы были вовремя выявлены и были разработаны  соответствующие пути их разрешения.

      В каждом разделе авторы описывают  реальную ситуацию и планы относительно будущего с пессимистическими и  оптимистическими прогнозами.

      Главная проблема, с которой сталкиваются авторы, готовящие бизнес-план –  необходимость средне- и долгосрочного  прогнозирования. Авторы должны проанализировать возможные будущие ситуации и  риски, принять будущие решения  и написать формальные планы по завоеванию рынка, инструкции и систему мотивации  для персонала.

      Бизнес-план – существенный компонент процесса получения прибыли. Это основной документ нового бизнеса и он должен отражать самые существенные моменты бизнес-процесса, соответствовать предлагаемой стратегии развития, собранной команде проекта. Хороший бизнес-план должен быть по возможности кратким, убедительным и реалистическим. Кроме того, лучший бизнес-план должен быть «гибким» документом – допускать изменения и приспосабливание, поскольку с началом реализации проекта и превращения его в реальный бизнес начнет изменяться и бизнес-среда, поэтому команда проекта должна будет отвечать на вызовы окружающей действительности[4, c.64].

      Процесс бизнес-планирования ставит своей целью систематизированное и глубоко структурированное изложение всех основных предложений и предположений, на базе которых планируется организация реального бизнеса. Четко выраженная структура документа позволяет любому читателю хорошо ориентироваться в документе под названием бизнес-план, не тратя время на подробное изучение всего документа. Это очень важно, так как в подавляющем большинстве случаев бизнес-план проходит длительные и многоуровневые профессиональные экспертизы, во время которых экспертам приходится не только внимательно изучать содержание, но и детально сравнивать бизнес-план с подобными. Поэтому, составляя бизнес-план, важно соблюдать формальную структуру документа и общепринятые требования к наполнению каждого раздела.

      Фактически, бизнес-план на стадии инициации проекта  коммерциализации представляет собой  заявку группы авторов на получение  сторонних средств для реализации изложенного в плане проекта. В определенном роде бизнес-план – основной финансовый документ на стадии принятия решения о предоставлении или не предоставлении денежных средств. В дальнейшем бизнес-планирование будет сопровождать команду проекта на протяжении всего жизненного цикла бизнеса, вплоть до стадии продажи или ликвидации. Бизнес-план является чрезвычайно удобным инструментом планирования хозяйственной деятельности организации.  Важно различать цели бизнес-планирования на различных стадиях развития проекта. В случаях, когда бизнес-планирование осуществляется в целях выбора или обоснования того или иного проекта внутри компании, формальная структура документа сохраняется. Фактически, в этой ситуации предоставляется выбор пути развития компании «с проектом» или «без проекта», и оба этих варианта требуют обстоятельного описания на основе массива фактов.

      При составлении бизнес-плана необходимо осознавать, что конечный документ должен отражать действительное положение  вещей и в нем нет места  домыслам и фантазиям. Любой прогноз должен основываться на глубоком и профессиональном изучении всего объема фактической информации.

      Главное преимущество процесса бизнес-планирования заключается в необходимости комплексном подходе. В любом бизнес-плане маркетинговые, финансовые и организационные аспекты деятельности предприятия не рассматриваются по отдельности. Все участники бизнес-процессов анализируются в рамках единой системы, единого проекта, что позволяет более объективно оценивать последствия принятия тех или иных управленческих решений, их влияние на окружение проекта.

      Основная цель документа «бизнес-план» – донести до читателя максимум объективной и достоверной информации о проекте в как можно более краткой, но в то же время подробной, убедительной форме. Учитывая многогранность документа и разнородность потенциальных потребителей бизнес-плана, необходимо преподносить информацию в максимально общеупотребительной форме, без использования профессиональной лексики и специальных терминов, осложняющих восприятие информации. Приветствуется наглядная иллюстрация.

      Как правило, авторы, подготовившие бизнес план, ориентированы на получение  каких-либо средств от читателя (будь то внешние финансовые ресурсы или  перераспределение инвестиций внутри компании). В связи с этим необходимо стараться избегать соблазна «приукрасит» бизнес-план, усилив привлекательные  аспекты и скрыв потенциальные  риски. В случае подобных махинаций, при условии принятия проекта  инвестором, слишком велик риск получить недостаточный объем ресурсов для реализации проекта и, как следствие, провалить весь проект целиком.

      Планирование  решений и мероприятий на некоторое  время вперед всегда сопряжено с  риском, связанным с неопределенностью  в исходных данных для принятия решений. В этом отношении составление  бизнес-плана – само по себе рисковое мероприятие. Важно осознавать различную  степень достоверности представляемой информации на различных стадиях  презентации проекта и подготовки бизнес-плана.

      На  начальной стадии проекта коммерциализации назначение документа «бизнес-план» – проиллюстрировать наличие рынка и принципиальную возможность построения бизнеса. В этом случае достоверность оценок спроса и допустимая погрешность финансовых потоков может достигать ±30% и даже более[5, c.156].

Информация о работе Критерии оценки инновационных проектов